Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:08, курсовая работа
Понятие государства, в настоящее время весьма актуально и должно занимать особое место в российском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров и находит практическое применение среди ученых-практикантов.
Введение
1. Политическая власть и политическая система общества
2. Понятие и сущность государства
2.1 Понятие государства
2.2 Признаки государства
2.3 Сущность государства
2.4 Факторы, определяющие природу и сущность государства
3. Функции государства
3.1 Функции государства: понятие и основные признаки
3.2 Критерии классификации и виды функций государства
Заключение
Список литературы
2. Понятие и сущность
государства
2.1
Понятие государства
За многотысячелетний опыт образования, становления, развития и функционирования государства у разных народов, в различные исторические эпохи сложились многочисленные теории, научные школы, доктрины, концепции (от теологических, светских до современных авангардистских), в которых теоретически реконструируется государство в любых его проявлениях – причины происхождения, форма, функции, государственная власть, перспективы и судьбы. При этом важно учесть, что данные теории могут иметь и действительно имеют несхожие, а порой просто противоположные методологические основы (вплоть до идеи о непознаваемости государства).
Понятие
государства неразрывно связано, по
меньшей мере, с двумя методологически
очень важными
Второе. В процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание же государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства – сущность, формы, функции, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и др. Понять государство – это значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.
Из истории политический мысли известны сотни понятий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, теоретиками-государствоведами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Вот лишь некоторые из них: государство – это "сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни"; государство – это "совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы"; государство – это "власть, население, территория"; государство – это "нечто разумное в себе", или "нравственный универсум"; государство – это политическая форма социально-экономически дифференцированного общества; государство – это аппарат (машина) для поддержания господства единого класса над другим.
Выработанные политической мыслью многочисленные понятия и определения государства позволяют сделать следующие методологически значимые выводы:
1) государство – это продукт жизнедеятельности общества в целом (здесь не касаемся чисто теологических доктрин);
2) государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.);
3) общество, в котором есть государство, – это государственно-организованное общество; для такого общества государство – это форма его существования;
4)
на теоретическом,
5)
при любом определении
6)
развитые, сложные, противоречивые
объективные потребности
Данные выводы позволяют сформулировать такое определение государства: государство – это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление социальными, экономическими, политическими, духовными процессами жизни общества. Здесь важно отметить следующее. Любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди авторов вышеприведенных определений – Аристотель, Г. Гроций, Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин), всегда будет неполным, бедным, односторонним и в этом смысле абстрактным. Оно не способно вобрать в себя, научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные характеристики и свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он – их неотъемлемое свойство, поскольку связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.
Проблема
формулировки и выбора понятия государства
связана с еще одним
Общее
понятие государства важно при
решении еще одной методологической
проблемы. Мировой опыт развития государств,
государственного строительства нередко
давал такие в этой области результаты,
которые невозможно "подогнать" под
понятие государства. Это имело место
и в исторически давние времена (например,
при переходе от первобытного к государственно-организованному
обществу), и в средние века, и во времена
новой и новейшей истории. Особенно это
заметно на фоне наблюдаемых нами мировых
интеграционных и глобализационных процессов.
Поэтому не случайно в наши дни теория
государства стремится более основательно
разрабатывать такие понятия, как "протогосударство",
"государствоподобное образование",
"государственное образование", "государственность".
В связи с этим отметим, что понятие государства
не только позволяет верно сориентироваться
в современных процессах распада и образования
государств, но и критически (в лучшем
смысле этого слова) оценить и осмыслить
проекты идеального государства (например,
у Платона или Т. Мора) или идеи о "полугосударстве",
"отмирающем государстве" (К. Маркс,
В.И. Ленин).5
2.2
Признаки государства
Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признак вещи не может существовать вне и помимо самой вещи. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей. Они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.
Традиционно
в юридической литературе чаще всего
выделяют следующие признаки государства
– публичная власть, административно-
Публичная власть как признак раскрывает государство, прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных органов, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.
Публичная
власть особенно ярко показывает несовпадение,
нетождественность государства
и общества. При этом нисколько
не снижается научная значимость
понятия государства как
Деление
общества в связи с публичной
властью на властвующих и властных,
управляющих и управляемых не
следует рассматривать как
Публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям. Во-первых, она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве. Во-вторых, она выступает и действует всегда (даже на официальном уровне – монарх, президент, парламент, правительство, суд, армия, даже в случаях ошибки) от имени общества, народа, нации. В-третьих, по своему назначению, целям, задачам, функциям она действует, призвана действовать в интересах общества. В-четвертых, она открыта и доступна обществу в той или иной форме (политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения вплоть до революционных выступлений, восстаний и др.).6
В своем содержании, институциональном составе, структуре и системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, цивилизационной принадлежности, конкретной стадии их исторического движения.
Административно-
Для
общества свойственны разнообразные,
разносодержательные, равнозначимые
отношения и связи – экономические,
имущественные, религиозные, нравственные,
психоэмоциональные, ценностные, кровнородственные
и др. Собственно, эти связи и отношения
и делают общество обществом. Если же в
обществе есть государство, то к данным
отношениям с необходимостью добавляются
властеотношения, государственные управленческие
отношения, административно-
Суверенитет
как признак государства
За последние несколько сот лет сложились различные теории суверенитета – доктрины "государственного суверенитета", "суверенитета народа", "суверенитета нации", "ограниченного суверенитета", "абсолютного суверенитета" вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных процессов своего научного и политико-практического значения.