Сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Понятие государства, в настоящее время весьма актуально и должно занимать особое место в российском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров и находит практическое применение среди ученых-практикантов.

Содержание работы

Введение
1. Политическая власть и политическая система общества
2. Понятие и сущность государства
2.1 Понятие государства
2.2 Признаки государства
2.3 Сущность государства
2.4 Факторы, определяющие природу и сущность государства
3. Функции государства
3.1 Функции государства: понятие и основные признаки
3.2 Критерии классификации и виды функций государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сущность гос-ва.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

     Объективный характер оценки социального содержания функций любого государства заключается в том, что они носят одновременно и сугубо классовый, и общесоциальный характер, обслуживают интересы и власть имущих, и всего общества. С точки зрения демократического потенциала, содержащегося в функциях, следует отметить, что в той их части, которая касается выражения воли и интересов всего общества, функции, несомненно, имеют демократический характер. Там же, где в функциях государства воплощаются воля, эгоистические интересы лишь власть имущих – незначительной части общества в ущерб интересам остальных классов и слоев общества – функции носят антидемократический характер.

     Наряду  с вышеназванными критериями существуют и иные основания классификации  функций государства. Однако наиболее распространенными и широко признанными  среди них являются такие критерии, в соответствии с которыми функции любого государства подразделяются на внутренние и внешние – в зависимости от направленности решаемых государством целей и задач, а также – на основные и неосновные – в зависимости от важности и социальной значимости тех или иных направлений деятельности государства.

     Внутренние  функции государства представляют собой основные направления разнообразной  внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения  стоящих перед ним внутренних задач. Задачи эти сколь многочисленны, столь и разнообразны. Они затрагивают практически все сферы жизни общества и самого государства: экономическую, социальную, политическую, духовную, финансовую и др. Кроме этого государство зачастую решает задачи, далеко выходящие за пределы одной, отдельно взятой сферы, охватывающие две и более сфер.

     В силу этого при определении перечня  внутренних функций государства  в научной и учебной юридической  литературе нередко их не только напрямую связывают с различными сферами  жизни общества, но и полностью отождествляют с ними. Таковой была, например, позиция ряда авторов, классифицировавших функции государства еще в 70-е годы на функции политической охраны строя (политическая функция), а также на экономическую, социальную и идеологическую функции.

     В настоящее время при рассмотрении функций государства также допускается  иногда их отождествление со сферами  жизни общества. Но оно имеет, как  правило, не полный, а частичный характер. Дело заключается в том, что при  классификации функций и выделении их из общей системы основных направлений деятельности государства наряду с такими функциями, как экономическая, социальная, политическая и другие, полностью совпадающими со сферами жизни общества, рассматриваются также и такие, которые не совпадают с ними.

     Среди них, например, называются в различных  источниках такие внутренние функции, как установление и охрана правопорядка в обществе; охрана права собственности, прав и свобод граждан; функция оказания социальных услуг; функция обеспечения  народовластия; культурно-воспитательная; природоохранительная (экологическая); функция финансового контроля; другие функции. Перечень данных и иных, подобных им, направлений деятельности государства в большей степени соответствует сложившемуся в научной литературе представлению о его внутренних функциях, нежели полное или частичное отождествление функции государства с основными сферами жизни общества.

     Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.

     Последние никогда не были и практически  не могут быть одинаковыми для  всех государственных образований  и государств. Они зависят от характера  существующего в стране политического  режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств.

     Цели  и задачи, а вместе с ними и  некоторые функции государства в решающей степени зависят от его социально-классовой сущности и содержания, социально-классовой предопределенности и направленности, а также в значительной мере – от идеологической обусловленности. Нет и не может быть у государства таких целей и задач, а вместе с ними и соответствующих функций, которые бы не были обусловлены его сущностью, содержанием, идеологическими воззрениями правящих кругов, его социально-классовым назначением.

     Идеологические  и политические установки особенно ярко прослеживались в целях, задачах и внешних функциях Советского государства. Среди них выделялись, например, такие функции, как функции взаимопомощи и тесного сотрудничества с государствами мировой системы социализма; борьбы за мир и мирное сосуществование со странами капитализма; функция поддержки национально-освободительных движений и сотрудничества с развивающимися странами, и др. Политические и идеологические постулаты, составляющие основу данных функций, содержались не только в официальных партийных документах, но и закреплялись законодательно,

     Так, в Конституции СССР 1977 г. констатировалось, что Советское государство "неуклонно" проводит политику мира, выступает за "упрочение безопасности народов и широкое международное сотрудничество" (п. 1 ст. 28). На основе данных постулатов провозглашались принципы внешней политики государства и формировались его соответствующие функции. Среди принципов, оказавших решающее воздействие на процесс формирования и реализации внешних функций государства, конституционно закреплялись и провозглашались следующие: принцип суверенного равенства государств, взаимного отказа от применения силы или угрозы силой; ненарушимости целостности государств; мирного урегулирования споров; невмешательства во внутренние дела; уважения прав человека и основных свобод; равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничества между государствами; добросовестного выполнения обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм международного права; и др. (ст. 29).11

     В современной России, по мере перехода ее к рыночным отношениям и становления новой политической идеологии, происходит эволюция во взглядах и на внешние функции государства. В чем это проявляется?

     Во-первых, в том, что с разрушением "мировой системы социализма", естественно, отпадает необходимость и в развитии взглядов на функции (впрочем, как и самих функций), касающихся взаимоотношений России с составлявшими эту систему "социалистическими" странами. Теперь они именуются иначе. Функции "братской" помощи им постепенно заменяются функциями равноправного партнерства.

     Во-вторых, изменилась политическая и идеологическая ориентация России по отношению к  бывшим колониям западных и других "цивилизованных" государств, а также по отношению к национально – освободительному движению. В связи с этим, естественно, исчезла и функция поддержки этого движения.

     И, в-третьих, начиная с "перестройки" середины 80-х годов и вплоть до последнего времени резко изменилось отношение правящих кругов официальной России к западным странам. Многолетняя политика идеологического противостояния резко сменилась противоположной политикой – соглашательства по ряду принципиальных вопросов, движения в фарватере прозападных интересов унизительного самобичевания и политического заискивания. Из одной крайности политика и идеология России, а вместе с ней и бывших соцстран, отразившиеся на их внешних функциях, перешли в другую крайность.

     Основное  кредо внешнеполитической и иной деятельности Российского государства, а, следовательно, и его функций  должно состоять в непременном приоритете для нас российских национальных интересов и ценностей, в уважении интересов и ценностей других стран, в установлении и поддержании со всеми без исключения странами отношений равноправного партнерства и сотрудничества. На основе данных принципов и положений могут устанавливаться и осуществляться такие внешние функции государства, как функция интеграции России в мировую экономику; обороны; поддержания мирового порядка; внешнеэкономического сотрудничества и широкого привлечения иностранных инвестиций; совместного разрешения с другими государствами глобальных энергетических, экологических, демографических и иных проблем современности.

     Данные  и иные внешние функции Российского  государства становятся в настоящее  время общепризнанными и общепринятыми  в научной литературе. Важно, чтобы в реальной действительности они осуществлялись на взаимовыгодной для всех государств-субъектов международно-правовых отношений основе.

     Наряду  с вышеназванными критериями классификации  функций государства широко распространенной является их классификация по важности в общественной жизни – на основные и неосновные функции.

     Следует отметить, что данная классификация  функций является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным причинам проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные.

     По  мере развития отечественной и зарубежной юридической науки последний  вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций  государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима. Такой вывод обусловлен тем, что в реальной действительности функции государства как основные направления его деятельности далеко не равнозначны друг другу и далеко не одинаковы.

     Таковыми  они являются как в обычной, повседневной жизнедеятельности государства, так  и, в особенности, в нестандартных, чрезвычайных условиях его активности. Вполне очевидным является, например, то, что в условиях ведения войны  на первый план в системе функций государства выступает наряду с экономическими и некоторыми другими функциями – функция обороны. В условиях экологических и "иных" возможных катастроф и потрясений – экологическая и другие соответствующие функции. Классификация функций по степени их социальной значимости и важности на основные и неосновные объективно необходима для их дифференцированного, а, следовательно, и для их более глубокого и разностороннего познания. Такая классификация функций государства способствует развитию и совершенствованию не только теории их изучения, но и практики их применения.

     Отвечая на вопрос о том, что собой представляют основные и неосновные функции государства  и чем они отличаются друг от друга, необходимо исходить не только из приоритетности функций в тот или иной период, когда государство вынуждено прилагать значительные усилия для решения неожиданно возникших перед ним проблем, но и из его функционирования в обычных, повседневных условиях.

     В научной литературе предпринималось  немало попыток определения основных и неосновных функций государства, выявления их отличительных особенностей и черт. Однако большинство из них не выдержало испытания временем и не подтвердилось государственно-правовой практикой.

     Относительно  устоявшимися представлениями об основных и неосновных функциях можно рассматривать определения, согласно которым под основными функциями государства понимаются "наиболее важные направления его деятельности, охватывающие собой ряд отдельных однородных направлений государственной работы", а под неосновными функциями государства подразумеваются "относительно более узкие направления его деятельности, входящие в состав основных функций как элемент их внутренней структуры". Основные функции выступают как группы однородных направлений деятельности государства – неосновных функций, в которых выражаются его социально-классовая сущность, содержание, стоящие перед ним цели и задачи, а также предназначение государства.

     Данное  представление об основных и неосновных функциях государства, сформулированное еще в 70-е годы теоретиком государства и права Н.В. Черноголовкиным, сохраняет свою общетеоретическую значимость и поныне.

     Разумеется, существуют и иные точки зрения и  представления о данных явлениях. Выражаются различные мнения как  по общим, касающимся понятия и содержания всех основных и неосновных функций государства, так и по частным вопросам.

     Высказывается, например, мнение о том, что "главной функцией государства не может быть признана хозяйственно-организаторская деятельность, ибо это приводит к неизбежному огосударствлению общественной жизни", а в качестве таковой "в цивилизованном обществе может и должна стать охрана интересов человека, защита его прав…". Наряду с главной функцией называются также функции "второго порядка". Среди них: учет и координация интересов различных групп населения, защита меньшинства; вмешательство в экономику с целью социальной защиты человека; охрана окружающей среды; поддержание общественного порядка.

     Данная  точка зрения, равно как и любые  иные, высказываемые в научной, учебной  и иной литературе, несомненно, имеет полное право на существование. Они стимулируют мышление и способствуют более глубокому познанию материи. Однако при одном непременном условии – обстоятельной аргументации высказываемых позиций.

     В приведенной выше точке зрения на проблему функций государства есть бесспорное положение. Оно касается, в частности, того, что в современных  условиях экономического развития России, в условиях существования наряду с государственной и других форм собственности хозяйственно – организаторская деятельность государства не может считаться главной его функцией. Это очевидно. Государство не может заниматься организацией хозяйства, которое в результате проводимой в стране приватизации перешло от него к различным негосударственным юридическим и физическим лицам.

Информация о работе Сущность государства