Сущность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 09:08, курсовая работа

Описание работы

Понятие государства, в настоящее время весьма актуально и должно занимать особое место в российском праве. Актуальность данной темы определена большим числом возникающих споров и находит практическое применение среди ученых-практикантов.

Содержание работы

Введение
1. Политическая власть и политическая система общества
2. Понятие и сущность государства
2.1 Понятие государства
2.2 Признаки государства
2.3 Сущность государства
2.4 Факторы, определяющие природу и сущность государства
3. Функции государства
3.1 Функции государства: понятие и основные признаки
3.2 Критерии классификации и виды функций государства
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

сущность гос-ва.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

     Это, в частности, нашло свое отражение  на ранних этапах развития капитализма  в теории "государства ночного сторожа", отражавшей идеи полного или, по крайней мере, минимального вмешательства государства в дела экономики и общества. А на более поздних этапах – в теории "государства всеобщего благоденствия", символизировавшей активную, многократно возросшую роль государства в решении вопросов экономики и общества.

     Применительно к современному Российскому государству, существующему и функционирующему в переходный период, можно с полной уверенностью сказать, что, следуя общей  тенденции расширения роли и значения государства в отношении экономики  и общества, его деятельность и функциональная активность по мере развития рыночных отношений будет не сужаться, а, наоборот, еще больше возрастать. Кардинальному изменению будут подвергаться лишь сферы "приложения" деятельности государства, формы и методы его воздействия на окружающую экономическую и социально-политическую среду.

     3. В функциях государства прослеживается  прямая связь не только с  социально-классовой сущностью и  содержанием государства, но и  с его непосредственными, стоящими  перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливаются важностью и масштабностью последних. Функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.

     Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.

     Последнее, особенно отчетливо проявляется в России в современный период. От успешности решения экономических функций целиком и полностью зависит достижение объективно стоящих перед обществом и государством целей, осуществление всех других государственных функций.

     4. Функции государства не следует  отождествлять с функциями его  отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но тем не менее, они обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.

     Если  функции государства охватывают собой всю его деятельность в  целом, активность всего государственного аппарата или механизма, то функции  отдельных органов распространяются лишь на его часть.

     5. Функции государства отличаются  своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения.

     В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций  государство может использовать и использует методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения.

     Основными правовыми формами деятельности государства при этом являются законодательная (правотворческая), исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность государства.

     Что же касается сфер приложения функций  государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной  и той же сфере деятельности государства  может осуществляться несколько  функций, и, наоборот, одна и та же функция  может проявляться в нескольких сферах жизни общества.

 

      3.2 Критерии классификации и виды функций государства 

     Классификация функций государства имеет своей  непосредственной целью создание условий  для их более глубокого и разностороннего  изучения и более эффективного применения. Она дает возможность вырабатывать практические рекомендации по совершенствованию основных направлений деятельности-функции государства не вообще, а дифференцированно, применительно к их отдельным видам, группам или даже – к отдельно взятым функциям.

     В юридической теории, а отчасти и в практике существует множество оснований (критериев) классификации функций государства. Их пытаются подразделять в зависимости от продолжительности их существования и деятельности (постоянные, присущие государству на всех этапах его развития, и временные); от их социальной значимости (выражающие преимущественно интересы правящих классов, слоев и групп или представляющие, концентрирующие в себе интересы всего общества); от сфер их "приложения" и осуществления (политические, идеологические, социальные, экономические); от форм их реализации (правотворческие, правоохранительные, правоприменительные) и др.

     Классификация функций государства проводится также на основании территориального масштаба, в пределах которого они  реализуются. В федеративном государстве – это функция федерации в целом и субъектов федерации. В унитарном государстве – это функция, осуществляемая на территории единого, лишь в административно-территориальном плане делимого государства. В конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государств и функции, которые реализуются на территории каждого из участников этого союза государств.10

     В последние годы предпринимаются  попытки классификации функций  государства, базирующиеся на принципе разделения властей. В соответствии с данным критерием функции подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные. Авторы, проводящие такую классификацию, поясняют, что особенность данной классификации заключается, прежде всего, в том, что "она отражает механизм реализации государственной власти" и что каждая из названных функций осуществляется, как правило, не одним, а совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенной ветви власти – законодательной, исполнительной и судебной.

     Относительно новой трактовкой классификации функций государства является их подразделение в зависимости не только от принадлежности к тому или иному типу государств, но и в зависимости от обусловленности "природой всякого общества". В соответствии с данным критерием функции подразделяются на функции государств эксплуататорских типов, функции государств демократического типа и функции, вытекающие из природы всякого общества.

     Характерными  чертами функций эксплуататорских государств называются следующие:

     – доминирующая роль функций прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения. Различия касаются лишь приемов, масштабов, конкретных целей подавления и классов, в отношении которых оно осуществляется;

     – охрана частной собственности на землю, на основные орудия труда и средства производства. Различия при этом обусловливаются лишь особенностями самих форм собственности;

     – обеспечение внешних условий эксплуатации;

     – ограниченное вмешательство государства в экономику.

     Наиболее  важными особенностями функций государства демократического типа считаются:

     – второстепенное значение функций прямого подавления. Последнее, осуществляется большинством населения в отношении отстраненного от власти эксплуататорского меньшинства. Постепенно данная функция утрачивает свое значение;

     – охрана всех существующих в обществе форм собственности, включая частную и государственную;

     – ведущее значение "организаторских функций", не известных ранее существовавшим, эксплуататорским государствам;

     – направленность функций на решение демократических по своему характеру задач.

     К числу функций, вытекающих из природы  всякого общества, относятся все  те основные направления деятельности государства, которые имеют своей  целью обеспечение и поддержание  естественных условий жизни общества. Это – общесоциальные (в противоположность преимущественно классовым) функции государства. Содержание их составляет деятельность государства, направленная на взвешенное, рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, внедрение в производство новых, безотходных технологий и пр.

     Классификация функций государства в зависимости  от типов и принадлежности последнего является вполне традиционной. В отечественных  научных исследованиях и учебниках  довоенных и послевоенных лет  такой подход к функциям государства занимал доминирующее положение. Вполне обычным и оправданным было рассмотрение функций с позиций того, принадлежат ли они рабовладельческому, феодальному, капиталистическому или же социалистическому государству.

     Первые  три типа государств и соответствующих им функций считались эксплуататорскими и недемократическими с точки зрения воли и интересов трудящихся масс. Четвертый же тип – социалистический – рассматривался с этих же позиций как неэксплуататорский и демократический.

     Правда, функция подавления считалась свойственной и этому типу государств. Но, во-первых, она трактовалась как временная  функция, присущая этому государству  лишь на начальной стадии его развития, в переходный от капитализма к  социализму период. Во-вторых, она рассматривалась как вынужденная функция, возникшая у государства на этой стадии его развития не в силу самой природы государства, а в силу необходимости его защиты от свергнутых, но сохраняющих свои позиции в обществе и государстве внутренних "врагов". И, в-третьих, эта функция трактовалась не просто как функция подавления, а как целевая функция – подавления сопротивления свергнутых классов, как "спровоцированная" антисоветская деятельность белого офицерства, кулачества, представителей других "антиреволюционных" слоев общества, "врагов трудящихся масс".

     По  мере развития общества и ослабления классовой борьбы согласно существовавшей тогда в нашей стране и других странах, называвших себя социалистическими, теории необходимость в функции  подавления сопротивления свергнутых классов отпадает. Эта функция постепенно вытесняется и заменяется хозяйственно-организаторской, культурно-воспитательной функцией, функцией контроля за мерой труда и мерой потребления и другими им подобными функциями.

     Таковой была теория, но нередко совсем иной была практика. Имеется в виду не только и не столько практика прямого физического "подавления сопротивления свергнутых классов", сколько практика политического и идеологического ограничения, попыток втискивания всей сложной и многогранной жизни общества в рамки официальной политики и идеологии.

     В настоящее время в России и  других странах бывшего "социалистического лагеря", ставших теоретически и практически на капиталистический путь развития, идет переоценка ценностей и взглядов. Переоценивается, в том числе и в сфере приложения функций государства, прошлое. Вырабатывается новый официальный взгляд на настоящее и будущее.

     Функциональную  активность Советского государства  нередко пытаются представить как  исключительно репрессивную, недемократическую, в то время как аналогичную деятельность западных стран рассматривают как высокогуманную, безупречную в социальном плане, демократическую. Такие оценки социального характера функций различных по своему типу государств широко распространялись особенно в постсоветский период. Что же касается советского периода, то все обстояло как раз наоборот.

     Не  вдаваясь в подробности рассмотрения и объективность подобного рода оценок, следует заметить, что в  данном случае имеют место две  крайности: полная идеализация функций одних государств и представление исключительно в негативном плане функций других. В советский период идеализация распространялась на функции социалистических государств, а исключительно негативное представление о функциях касалось капиталистических государств. В настоящее время оценки поменялись на противоположные. Подобные операции носят политический и идеологический характер и ничего общего с объективными, научными оценками не имеют. Они возникают и широко распространяются практически в каждой стране, независимо от типовой принадлежности государства, при смене государственной власти, политического режима, при переходе государства и общества от одного типа к другому.

Информация о работе Сущность государства