Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 23:12, контрольная работа
Политические партии исторически выполняют роль важного элемента политической системы: являются механизмом, соединяющим народ с правительством, гражданское общество с обществом политическим, с государством. В предполагаемой работе будут рассмотрены понятия, структура, основные типы партийных систем, общественно-политические движения, их сущность, типология.
. Введение
2. Сущность и типы многопартийных систем.
3. Особенности современного этапа многопартийности.
4. Заключение.
5. Задача.
6. Литература.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Московский Университет МВД России»
Брянский филиал
Контрольная работа
Дисциплина: Политология
Тема: Сущность и типы партийных систем.
Особенности современного этапа российской многопартийности.
Вариант № 2
Выполнил слушатель 4 курса
Преподаватель____________
Оценка___________________
Брянск 2011 г
Содержание
1. Введение
2. Сущность и типы многопартийных систем.
3. Особенности современного этапа многопартийности.
4. Заключение.
5. Задача.
6. Литература.
Введение.
Политические партии исторически выполняют роль важного элемента политической системы: являются механизмом, соединяющим народ с правительством, гражданское общество с обществом политическим, с государством. В предполагаемой работе будут рассмотрены понятия, структура, основные типы партийных систем, общественно-политические движения, их сущность, типология.
Политическая партия – одно из важных достижений цивилизации, необходимый для нормальной жизни политический институт. Партия, пожалуй, самая политическая из всех общественных организаций: её целью является завоевание и удержание власти, осуществление прямых и обратных связей между обществом и государством. Обратная связь помогает партии выполнять уникальную роль – согласования, выведения на политический уровень реальных и многообразных интересов, существующих или вновь зарождающихся в обществе.
На фоне начавшегося кризиса в рядах КПСС внутри ее наметился идейный раскол, который привел к появлению в рядах некогда единой партии социал-демократического, центристского, традиционалистского, марксистского направлений. Наметилось идейно-политическое размежевание в КПСС. Было создано движение Коммунисты-реформаторы за Демократическую платформу в КПСС (сентябрь 1989) (с января 1990 - объединение Демплатформа).
Началась борьба за отмену 6 статьи Конституции СССР, отказ от идеологических догм и переход к концепции демократического социализма (приоритет общечеловеческих ценностей, разнообразие форм собственности и рыночная экономика; введение прямых, альтернативных выборов секретарей партийных комитетов; свобода платформ и группировок, федеративный принцип построения КПСС). Были сделаны предложения поэтапного реформирования КПСС: 1) передача властных полномочий от партийных структур Советам народных депутатов; 2) преобразование КПСС в парламентскую партию, действующую в условиях многопартийной системы, правового государства. 21 июня 1990 г. состоялся учредительный съезд Компартии РСФСР в составе КПСС (Первый секретарь ЦК КП РСФСР - И.К. Полозков). В КПСС наметилось три течения: радикально-реформаторское (Демплатформа), реформистско-обновленческое (Марксистская платформа), традиционалистское, или консервативное (Инициативный съезд коммунистов России). Одновременно обозначилась тенденция выхода членов КПСС из ее рядов (в 1990г. - 2,5 млн. чел.).
В марте 1990 г. была отменена
6-я статья Конституции СССР о
руководящей роли КПСС. Одновременно
был принят Закон об общественных
объединениях как основа складывания
многопартийной системы в СССР. С
началом либерализации
Сущность и типы партийных систем
В зависимости от положения политических партий в политической системе, взаимодействия между ними, типа самих политических партий складывается партийная система, под которой понимается совокупность всех политических партий, действующих в данной стране, их взаимоотношения друг с другом.
Партийную система с единственной партией, стоящей у власти, можно считать классическим образцом однопартийности. В такой системе высшая политическая власть осуществляется руководителями партии, то есть партия превращается в руководящую силу государства, и все государственные органы строго подчиняются ее решениям. Срастаясь с государством, партия становится многофункциональной. Ее структура строится в виде пирамиды – сверху идет пропаганда, а снизу вверх идет информация. Монополизируя политическую деятельность, она начинает контролировать все виды активности в обществе. Создание других партий запрещается законом. Основные политические решения в стране принимаются высшими партийными руководителями, а государственным деятелям часто отводится только исполнительская роль. Однако опыт показывает, что при всех режимах однопартийная система, как правило, оказывается неустойчивой и в конечном итоге приходит к трудностям и к кризису, которые сопровождаются идейными и моральными потрясениями. Как пример можно привести недавний слом систем в Советском Союзе, Албании, Румынии. Однако, подобные систему по сей день достаточно успешно существуют в КНДР и на Кубе.
Система с партией, осуществляющей гегемонию, может действовать в обществе, где формально функционирует несколько партий, но реальная политическая власть принадлежит одной, выступающей по отношению к другим партиям на правах "старшего брата" и имеющей бесконтрольную монополию на власть. Такая система в настоящее время существует в Китае, до недавних пор была в Мексике, большинстве социалистических государств Восточной Европы.
В системе с доминирующей партией действует несколько политических партий, но, несмотря на юридически закрепленные возможности, у власти в течение длительного периода находится одна партия. До недавних пор такими были Индийский национальный конгресс и Либерально-демократическая партия Японии.
Под двухпартийной системой
подразумевается система с
Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является ориентированность всех функционирующих в обществе партий на участие в правительстве, на возможность участия в коалиционном кабинете. В условиях умеренного плюрализма идеологические различия между партиями невелики. В качестве примера можно привести Бельгию.
Система крайнего (поляризованного) плюрализма (Италия) включает антисистемные партии, то есть партии, выступающие против существующей общественно-экономической и политической системы. Они придерживаются полярно различающихся идеологий.
Другой признак
Следующая разновидность многопартийности - атомизированная партийная система. В ней уже нет необходимости подсчитывать точное число партий. Достигается предел, за которым уже не важно, сколько партий действует в стране (Малайзия, Боливия).
Сравнительный анализ недостатков и достоинств двухпартийной и многопартийной систем издавна занимал политологов. Большинство всегда склоняется на сторону первой из них, приводя следующие аргументы:
1. Двухпартийная система
способствует постепенному
2. Другое преимущество
3. С точки зрения избирателя,
несомненное достоинство
4. Наконец, утверждают, что только
двухпартийная система
Формирование политической системы России происходило специфическим образом. Первыми здесь возникли не буржуазные партии, что было бы естественным при бурном индустриальном развитии России в конце XIX — начале ХХ века. Крестьянская партия (эсеров) сформировалась в 1901 году, но она тоже не стала первой. Раньше других в России, в 1898 году возникла Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), сыгравшая особую роль в дальнейшем политическом развитии страны. Именно эта партия была правящей в России с 1917 по 1991 год, а ныне является крупнейшей по численности её членов партией Российской Федерации.
Партийная система России прошла три основных этапа в своём развитии. Первый (1905 — 1917) — характеризовался многопартийностью в условиях думской монархии. Для второго (1917 — 1990) — была характерна однопартийность (правительственный блок “большевиков” и левых социалистов- революционеров просуществовал лишь до лета 1918 года — до “лево-эсеровского заговора”). Третий (современный) этап, начавшийся с отмены монопольного господства в политической системе общества одной партии (КПСС), характеризуется бурным становлением и развитием многопартийности в Российской Федерации.
Процесс образования современных партий и общественно-политических движений в России фактически начался в 1989—1990 годы в ходе подготовки и проведения выборов на демократической, альтернативной основе. С принятием новой редакции ст. 6 Конституции СССР (1990) м вступлением в силу с 1 января 1991 года Закона СССР “Об общественных объединениях” политические партии получили официальное право на своё существование и деятельность.
Для современного этапа развития партийной системы в России характерно наличие большого количества малочисленных организаций, не обладающих широкой известностью, не говоря уже о политическом влиянии.
Особенности современного этапа многопартийности
Длительное время в нашей стране существовала лишь одна - "официальная" - партия, монопольное положение которой основывалось, в том числе, и на законодательных нормах. Изменения, произошедшие в 1990г. в политической жизни России, послужили толчком к развитию партийного строительства, однако долгий период партии действовали без специального нормативно-правового акта: их деятельность в постсоветский период регулировалась Законом СССР "Об общественных объединениях" от 17 октября 1990г., затем - ч.3 ст. 13 Конституции Российской Федерации и Федеральным закон от 19 мая 1995г. N82-ФЗ "Об общественных объединениях". Но указанные нормативно-правовые акты - как и прочее законодательство - не только не отражали специфику деятельности политических партий, которые в гражданском обществе выполняют функцию посредника между обществом и государством, но даже не содержали дефиниции политической партии. Отсутствие самостоятельного закона лишало партии необходимой правовой защиты, служило поводом для принижения их значимости в государственных и общественных процессах, позволяло участвовать в выборах практически любому общественному объединению, что отнюдь не способствовало созданию настоящих партий.
Подобный подход вызывал удивление, поскольку именно партии, в отличие от всех прочих общественных объединений, создаются и действуют для достижения политических целей, выражения политической воли народа, участвуя для этого в выборах в органы государственной власти. Потому нельзя не согласится с утверждением А. Автономова о том, что "необоснованная политизация неполитических по своей сути общественных объединений ведет к тому, что эти объединения берут на себя несвойственные им функции, что неблагоприятно отражается на решении ими их непосредственных задач".
Вопрос о необходимости