Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:15, контрольная работа
Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.
Введение …………………………………………………………………...2 стр.
1. Сущность, структура и функции политической системы общества... 3 стр.
1.1. Сущность политической системы …………………………………...3 стр.
1.2. Функции политической системы …………………………………….5 стр.
2. Типологизация политических систем ………………………………...13 стр.
2.1. Авторитарная политическая система………………………………..17 стр.
2.2. Тоталитарная политическая система……………………………….. 20 стр.
2.3. Политическая система демократического типа……………………. 24 стр.
3. Особенности политической системы современного российского общества……………………………………………………………………29 стр.
Заключение……………………………………………………………….. 41 стр.
Демократия это законное
право формулировать и
Что касается нормативной
базы, то демократия организует и упорядочивает
конфликтное соперничество
Специфика и уникальность демократического устройства власти выражается в наличии у нее универсальных способов и механизмов организации политического порядка. В частности, такая политическая система предполагает:
- обеспечение равного права всех граждан на участие в управлении делами общества и государства;
- систематическую выборность основных органов власти;
- наличие механизмов, обеспечивающих
относительное преимущество
- абсолютный приоритет правовых методов отправления и смены власти;
- профессиональный характер правления элит;
- контроль общественности за принятием важнейших политических решений;
- идейный плюрализм и конкуренцию мнений.
Действие таких всеобщих
способов формирования власти предполагает
наделение управляющих и
Прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия решений. В основном такие формы участия используются тогда, когда от граждан не требуется какой-либо специальной подготовки. Например, такие формы участия во власти широко распространены при решении вопросов местного значения, проблем, возникающих в рамках самоуправления, урегулирования локальных конфликтов.
Близка по значению к данной форме власти плебисцитарная демократия, которая также предполагает открытое волеизъявление населения, но связана только с определенной фазой подготовки решений, например, одобрением (поддержкой) или отрицанием вынесенного руководителями государства или группой граждан проекта закона или какого-то конкретного решения.
Представительная демократия
является более сложной формой политического
участия граждан. Она предполагает
опосредованное включение граждан
в процесс принятия решений через
их представителей, выбираемых ими
в законодательные или
Важнейшей предпосылкой и
одновременно фактором формирования политической
системы демократического типа является
наличие гражданского общества. Гражданское
общество характеризует всю совокупность
разнообразных форм социальной активности
населения, не обусловленную деятельностью
государственных органов и
Предпосылками становления демократии как относительно устойчивого политического порядка можно считать:
Демократия, как правило, невозможна и без довольно высокого уровня благосостояния граждан, наличия определенных духовных традиций, соответствующих политико-культурных оснований.
3. Особенности
политической системы
Политическая структура России представляет наибольший интерес в связи её динамичностью. В нашей стране существенным фактором начавшегося движения от тоталитарного режима к демократии и гражданскому обществу стали выборы Съезда народных депутатов СССР, в которых наряду с "блоком коммунистов и беспартийных" участвовали общественные организации и объединения. Благодаря этому в парламент страны впервые за десятилетия его существования были избраны независимые и выражающие интересы народа депутаты. Ведь именно этот состав депутатов внес многочисленные существенные изменения в Конституцию страны в направлении утверждения демократии, правового государства и гражданского общества.
Как известно, государство занимает центральное место в политической системе общества. "…существенные свойства государства, как и других элементов политической системы, определяются суммарным воздействием на него всех элементов политической системы в целом". 15 Для того чтобы государство оказалось способным выполнять свою роль в политической системе общества, необходим определенный набор условий и факторов. К числу таких объективных условий правомерно отнесены правовые, социальные, экономические, силовые, идеологические, информационные. Эффективное воплощение политико-правовой идеи государства предполагает правовое упорядочение влияния указанных условий на общество. Конечно, особое место среди них занимают правовые условия и, в свою очередь, конституционно-правовая основа деятельности государства как условие легитимности любых его действий по отношению к обществу. Именно поэтому совершенствование конституционных основ деятельности государства является не только предпосылкой развития политической системы, но и всего российского общества в целом. Представляется, что возможности улучшения положений Конституции РФ о взаимодействии общества и государства далеко не исчерпаны.
Сущность политической системы Российской Федерации закреплена в ряде статей Конституции страны: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ч.1 ст.1); суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию (ч.1 ст.4); Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ч.1 ст.5); государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на самостоятельные законодательную, исполнительную и судебную (ст.10); государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ (ч.1 ст.11); государственную власть в субъектах РФ осуществляют образованные ими органы государственной власти (ч.2 ст.11); в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (ст.12); в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность (ч.3 ст.13); общественные объединения равны перед законом (ч.4 ст.13); каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется (ч.1 ст.30).
Процесс реформирования российского общества и всей его политической системы высветил ряд неблагоприятных для личности тенденций, существенно ослабляющих ее реальное положение в обществе, социальную и правовую защищенность. Причины этих явлений накапливались десятилетиями. Оценивая общую ситуацию, нельзя не видеть, что личность сегодня подвергается серьезным испытаниям. К ним, на наш взгляд, относятся следующие:
- высокий уровень преступности;
- падение жизненного уровня
людей, низкий прожиточный
- экологические катаклизмы, создающие в ряде случаев экстремальные ситуации;
- притеснения бюрократии, которая отнюдь не отступает, а лишь перестраивается и в ряде случаев наступает;
- существует угроза и
со стороны экстремизма,
Указанные факторы оказывают
влияние не только на отдельного человека,
но и на всю общественно-политическую
жизнь страны. "Права человека
нельзя обеспечить в полном объеме
без коренной модернизации общественного
производства, кардинальной реконструкции
политической системы. Только в этом
случае можно создать условия
для полной и всесторонней реализации
человеческой личности. Коренное изменение
государственной политики в области
прав человека, совершенствование прав
и свобод личности - одна из стратегических
линий реформирования политической
системы, ее развития в направлении
все более полного
В настоящее время в российском обществе складывается олигархически-корпоративный тип политической системы, при которой влияние на рычаги власти имеют представители наиболее богатых кругов общества, крупного капитала. По официальному признанию властей, теневые, криминальные структуры контролируют уже более половины государственной экономики и частного сектора. Причем процесс срастания власти и криминала продолжается. "Корпоративные принципы отношений элитарных групп качественно снизили влияние на власть идеологически ориентированных ассоциаций (партий), представляющих интересы различных широких слоев населения".
Конституции Российской Федерации закреплены содержание политической системы общества, порядок образования ее структурных составляющих. Важное значение имеет закрепление принципа плюрализма, как в идеологии, так и в политической системе (разделение властей, многопартийность, общественные объединения). В Конституции отсутствует какое-либо упоминание о партийно-политической системе, тем более, о ее приоритете в обществе. Напротив, Конституция Российской Федерации проникнута установлениями о равенстве общественно-политических и иных объединений граждан.
Эксперты убеждены, что только одна партия - "Единая Россия" будет побеждать на региональных выборах. Так, глава СПСС Н. Белых заявил, что данные поправки отражают последовательные действия по укреплению "Единой России". При столь масштабном административном ресурсе, который сейчас работает на нее, победить на региональных выборах какой-то другой партии практически невозможно. В этом отношении примечательны суждения председателя Совета Федерации Сергея Миронова. Рассматривая судьбоносную проблему о перспективах развития политической системы Российской Федерации, он, прежде всего, выражает обоснованную озабоченность в связи с тем, что желаемая "многопартийность не вырастает из реальных потребностей людей, а строится искусственно" и ведет к "росту протестных настроений". Прав автор в том, что, "если политическая система монополизирована, власть просто не в силах адекватно реагировать на проблемы, которые актуальны для граждан". Будучи одним из ведущих руководителей государства, С. Миронов особую тревогу выражает в связи с возобновившейся тенденцией установления однопартийности в современных условиях развития России. "В последнее время мы видим сознательное вытеснение малочисленных партий из участия в избирательном процессе путем повышения проходных барьеров. Есть опасения, что, вопреки обещаниям, приведет это не к стабилизации системы, а к ее стагнации из-за политической монополии на власть определенных сил". 18 Такая опасность усматривается автором в деятельности партии "Единая Россия", которая в восприятии большинства населения так и остается "партией чиновников... ".
Как утверждает известный
политолог А. Ципко, сам тот факт,
что любого человека у нас можно
вытащить из политического небытия
и при помощи ТВ сделать за несколько
месяцев лидером мировой