Сущность политической системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 15:15, контрольная работа

Описание работы

Всякое классовое общество политически оформлено, имеет механизм власти, обеспечивающий его нормальное функционирование в качестве единого социального организма. Этот механизм именуется политической системой.
Понятие политической системы является одним из основных в политологии. Его использование позволяет выделить политическую жизнь из остальной части жизни общества, которую можно считать "окружением" или "окружающей средой", и одновременно установить наличие некоторых связей между ними.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………...2 стр.
1. Сущность, структура и функции политической системы общества... 3 стр.
1.1. Сущность политической системы …………………………………...3 стр.
1.2. Функции политической системы …………………………………….5 стр.
2. Типологизация политических систем ………………………………...13 стр.
2.1. Авторитарная политическая система………………………………..17 стр.
2.2. Тоталитарная политическая система……………………………….. 20 стр.
2.3. Политическая система демократического типа……………………. 24 стр.
3. Особенности политической системы современного российского общества……………………………………………………………………29 стр.
Заключение……………………………………………………………….. 41 стр.

Файлы: 1 файл

политология.docx

— 73.90 Кб (Скачать файл)

Руководитель отдела специальных  программ Института социальных систем Д.В. Бадов недостатком современной политической системы также считает то, что существующая конституционная система власти в стране базируется на одном принципе - существует всесильная президентская власть, а все остальные видоизменяется в соответствии с ее целями и задачами. "Разделение и баланс властей в Основном законе не выстроены, механизм спокойной смены власти в нем не заключен. Смена власти, смена Президента страны при действующей Конституции всегда будет иметь тенденцию превращаться в стихийное бедствие, а не в обычную политическую практику, поскольку гарантией стабильности и нормального политического развития являются не закон и процедура, а неформальные договоренности элитных групп и поведение личностей - как действующего главы государства, так и его преемника. А эти вещи малоустойчивы".

Не случайно отдельные  авторы подчеркивают, что для российской политической действительности сегодня  характерно глубинное неприятие  властью демократических институтов наряду с демагогией и лозунгами  о демократии "примеры тому - сужение  права на референдум, парламент превратился  в дорогостоящий законоутверждающий орган при Президенте РФ".

Представляют интерес  некоторые идеи депутата Государственной  Думы В. Рыжкова. Он считает, что "мы живем в новой "путинской" эпохе, которая вынесла обвинительный  приговор советской и ельцинской моделям. Вместе с тем, избранная  сегодня страной модель авторитарной модернизации (авторитаризм плюс рыночные реформы) не позволит нам решить главные  проблемы России и в среднесрочной  перспективе приведет нас к системному кризису. Только более открытая политическая система позволит нам победить коррупцию  и социальное расслоение, создать  современную госслужбу, независимую  юстицию, гарантирует собственность, сделает страну по настоящему свободной и конкурентоспособной в мире".

Совершенно прав М.В. Баглай, утверждая, что по своему недавнему прошлому "мы должны постоянно помнить, что несдерживаемый авторитаризм постепенно уничтожает правовое государство". Особо хотелось указать на необходимость создания подлинно конкурентной среды в сфере экономики - именно частные собственники в условиях демократического режима способны отстаивать свои интересы и противостоять управляемой демократии, тенденциям авторитаризма.

К сожалению, в экономике  мы наблюдаем тревожную тенденцию  национализации крупной частной  собственности (покупка "Юганскнефтегаза", приобретение "Газпромом" "Сибнефти"). Создание крупнейших государственных компаний ("Газпрома", "Роснефти") позволит государству аккумулировать все основные финансовые потоки в стране, распоряжаться огромными средствами по своему разумению, а частный бизнес окажется оттесненным на обочину экономической жизни. Российская бизнес-элита, получая огромные доходы, заинтересована в вечном сохранении системы, обеспечивающей ей поистине райскую жизнь. Чиновники всех уровней в данной системе принимают нужные этой элите решения, которые идут вразрез с интересами народа и государства. "Политики в такой ситуации осуществляют, как правило, посредничество между бизнесом и чиновниками. СМИ и некоторые политологи, деятели искусства обеспечивают данной системе идеологическое прикрытие, насаждая в массовом сознании либерально-демократические ценности в искаженном виде. Только народ, работники образования, здравоохранения, науки и культуры остаются вне системы, к их нуждам государственная власть прислушивается очень редко. Вот и сейчас к выборам 2008 г. обещают повысить заработную плату одному из двенадцати врачей, а также выделить один грант одному из двухсот учителей". Эти факты показывают, как отдалилась власть от народа.

Среди серьезных проблем  в современной России стоит вопрос о выработке механизма контроля власти со стороны общества. Иными  словами, без эффективного контроля общества за действиями властных структур - от принятия решений до их практической реализации - невозможно ни построение провозглашенного в Конституции  РФ правового государства, ни формирование гражданского общества. "Проблема ответственности  власти важна и потому, что, претендуя  на статус демократического, российское общество и государство мало, что  делают для обеспечения необходимого контроля за деятельностью власти, а то, что делается в этом направлении, не приносит желаемых результатов". Так, например, формируется Общественная палата страны: все кандидатуры от регионов должны пройти согласование с руководством центрального федерального округа. Таким образом, в палате больше половины москвичей, которые тесно связаны с правящей элитой. Это вполне объяснимо, власть не хочет делиться своими функциями с обществом, оставляя за собой монопольное право на принятие и реализацию управленческих решений во всех сферах жизнедеятельности общества.

Почему наше государство, казавшееся до этого подавляющим  гражданские права монстром, сейчас неспособно обеспечить даже главное  право человека - право на жизнь? Ответы на этот вопрос содержатся в  обращении Президента России В.В. Путина к гражданам страны. В ряду причин, породивших такую ситуацию, Президент отметил: "Мы живем в условиях переходной экономики и не соответствующей состоянию и уровню развития общества политической системы" (Известия. 2004.6. сент). А после трагических событий в Беслане на расширенном заседании Правительства РФ с участием глав субъектов Федерации Президент определил первостепенные задачи: реформирование политической системы общества, укрепление единства государства и создание антикризисной системы управления. В последнем Послании В.В. Путин вновь подчеркнул: "Необходимым условием развития в стране демократии является создание эффективной правовой и политической системы".

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют, что  для России конца XX века была характерна специфическая, как бы "двухэтажная", двухуровневая политическая система. Похоже, ничего не изменилось…

Верхний уровень включает в себя как официальные партии и иные политические объединения, так  и избирательные комиссии, законодательные  собрания, в том числе Федеральное  Собрание РФ и Межпарламентскую ассамблею  стран СНГ, а также формирующиеся  на представительской основе разного  рода совещательные органы при Президенте или правительстве (Политический консультативный  совет, Общественную палату. Палату по информационным спорам и т.п.) или согласительные структуры типа "Большой четверки" и президентского "Круглого стола", - т.е. институты, связанные с новым, демократическим "дискурсом".

Нижний уровень российской политической системы во многом теневой, нелегитимный, неформальный. На этом уровне осуществляются согласование реальных интересов основных субъектов политики и не только подготовка большинства  государственных решений, но также  их фактическое принятие. Речь в данном случае идет не столько об аппаратах властных структур (поскольку полномочия аппаратов так или иначе прописаны в соответствующих регламентах и должностных инструкциях, закрепляющих подчиненное положение аппаратов государственных органов по отношению к самим органам), сколько о совокупности специфических групп и объединений, а также специальных структур, либо не предусмотренных действующим законодательством, либо имеющих ограниченные полномочия на участие в принятии политических решений. Это, прежде всего различные "группы интересов" и их разновидности – "группы давления" и "группы влияния", имеющие подчас вполне определенные структуру и иерархию, но, тем не менее в основном не формализованные посредством принятых в публичной политике стандартов: нет юридического статуса, государственной регистрации, формального членства и т.п. Помимо "групп интересов" к подобного рода структурам мы можем отнести также и разного рода лоббистские структуры, которые могут быть частично формализованы (бизнес-клубы, различные советы при Президенте РФ, правительстве, министерствах, губернаторах или мэрах), но даже в этом случае они формируются не на представительской, а, как правило, личностной, неформальной основе и с узкокорпоративными целями.

С одной стороны, по своим  формальным характеристикам российская политическая система является аналогом самых развитых европейских демократий: в России гарантированы свобода  деятельности самых разных политических организаций, свободные и всеобщие выборы, многопартийность, высокая  степень свободы прессы. С другой стороны, общество, политические институты  и государственные органы в массе  своей по-прежнему живут по правилам административной системы, авторитарного  государства и распределительной  экономики, предполагающих приоритеты непубличных, закулисных, антидемократических  методов и механизмов управления.

Противоречие между двумя  уровнями российской политической системы  настолько серьезно, что именно оно, а не некие "принципиально" различные  взгляды или идеологии, является основной причиной текущей политической борьбы, воспроизводясь на всех уровнях  в виде конфликтов интересов - между  исполнительной и законодательной  властями, между "демократами" и "левопатриотической" оппозицией, "компрадорами" и сторонниками "национально ориентированной" экономики, административными и рыночными методами управления экономикой, между нарождающимся "гражданским обществом" и "олигархами"...

Развитие и стабилизация нашего общества, демократизация и  формирование основ цивилизованного  государства выдвигают ряд первоочередных задач, приоритетное значение в котором  приобретает развитие механизма  обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Представляется, что  в современный период эти задачи могут быть осуществлены по следующим  направлениям:

- обеспечение первоочередности решения проблем законодательного регулирования основных прав и свобод граждан, средств и условий их обеспечения на всей территории Российской Федерации;

- создание конкретной, соответствующей  конституционным правам и свободам  граждан, реально существующей  и законодательно закрепленной  системы средств и условий  обеспечения политической, экономической  и социальной защищенности граждан Российской Федерации;

- совершенствование содержания  действующих конституционных прав  и свобод граждан Российской Федерации;

- применение разработанных  в последнее время принципиально  иных подходов как к международному  сотрудничеству в области прав  человека, так и к решению внутригосударственных проблем в данной сфере;

- совершенствование организационно-правовых  средств органов исполнительной  власти нашего государства в  сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина;

- реализация обязанности  государства признавать, соблюдать  и защищать права и свободы  человека, установленные Конституцией Российской Федерации;

- развитие системы государственного  контроля за созданием и реализацией государственными органами, должностными лицами и гражданами условий и средств обеспечения действия прав и свобод человека и гражданина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, в данной работе мы выяснили, что политическая власть функционирует в рамках политической системы. Политическая система –  это основополагающая форма организации  политической, да и всех других сфер жизни современного общества. Разнообразные  общественные системы, ныне существующие в многочисленных странах мира, различаются, прежде всего, по характеру присущих им политических структур.

Теория политических систем занимает в науке о политике одно из главных мест. Анализ политической системы дает возможность продвигаться по пути конкретного раскрытия взаимосвязанных  компонентов политики как социальной реальности. Он позволяет выяснять предметно-практические формы и  способы реализации политических интересов  и лежащих в их основе политических отношений. Изучение политической системы  обеспечивает переход от теоретического рассмотрения различных сторон политической жизни к разработке понятий и  характеристик, поддающихся эмпирическому  социологическому исследованию. Освоение теории политических систем имеет важное методологическое и практическое значение для подготовки управленческих кадров, поскольку вооружает их научными подходами в понимании нынешних проблем реформирования российского  общества. Сочетание формальных и  неформальных, публичных и теневых, легитимных и кулуарных институтов, методов и механизмов принятия решений - нормальное состояние любой политической среды. Уникальность российской ситуации заключается в специфическом  соотношении этих двух уровней политической системы. Важным условием размывания нижнего  и укрепления верхнего уровней российской политической системы является хотя бы частичный перевод деятельности "групп интересов" в правовое русло, в рамки законов и стандартов политической системы президентско-парламентского типа. В свою очередь одним из условий решения данной задачи является детальное изучение и концептуализация деятельности "групп интересов".

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аристотель. Политика//Антология мировой философии. – М., 1969. Т. 1. С. 472.
  2.   Шаран П. Сравнительная политология. Часть 1. – М., 1992. С. 49.
  3.   Методология социологических исследований Политической жизни советского общества. – М., 1989. С. 14.
  4.   Шварценберг Р.-Ж. Политическая социология. Ч. I. С.149-150.
  5.   Шварценберг Р.-Ж. Указ. соч. С. 149.
  6.   Шаран П. Политическая система//Политология вчера и сегодня. Вып. 4. – М., 1992. С. 7.
  7. Маркс К. Капитал. Т. Ш.//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 25. Ч. 1. С. 422.
  8.   А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с.
  9.    А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с.
  10.    А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с
  11.    А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с
  12.    Гроссман В. Жизнь и судьба//Октябрь .1988 №2 С.43-44
  13.   А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с
  14.   А.И.Соловьев Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с
  15.   Манов Г.Н. Государство и политическая организация общества., М.:Наука, 1974.С.223.
  16.   Ю.В.Анохин "Ометодологических подходах к проблеме обеспечения прав и свобод человека и гражданина" Юрист, 2005, № 5.
  17.   А.И.Соловьев. Политология: политическая теория, политические технологии. Учебник для студентов ВУЗов/ М., Аспект Пресс, 2005.-559с
  18.   Сергей Миронов «Сколько партий нужно России? //Литературная газета.2005. 2-8 ноября.
  19.   А.Ципко «С Конституцией России надо что-то делать» / Комсомольская правда. 2004г.18 марта.
  20. Д.В. Бадов "Будет ли жизнь после 2008 года?" /Независимая газета. 2005 18 октября.
  21.   В.О. Лучин, Н.А. Боброва "Конституционный строй России: основные политико-правовые характеристики" /Право и политика.2003 №10
  22.   В.Рыжков "Апрельские тезисы о либерализме" Ведомости. 2004. 5 апреля.
  23.   М.В. Баглай «Конституционализм и политическая система в современной России /Журнал российского права. 2003. №11.
  24.   А Будберг "У барьера. Станут ли нацпроекты спасением для России?"// Московский комсомолец. 2006. 4-11 января.
  25.   В. Цепляев "Общественная палата: почему там нет простых людей?" // Аргументы и факты. 2005. №52.
  26.   Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. М., 2005. С.24.

Информация о работе Сущность политической системы