Тоталитаризм и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Содержание работы

1. Введение.

2. Из истории термина "тоталитаризм".

3. Пять основных признаков тоталитаризма:

3.1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в
тоталитарном государстве;

3.2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической
власти в тоталитарном государстве;

3.3. Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа
существования тоталитарного
режима;
3.4. Террор - логическое продолжение тоталитарной
пропаганды;

3.5. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд
в тоталитарном
государстве.
4. Некоторые исследования тоталитаризма.

Выводы. Роль общественно-политического движения в
тоталитаризме.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

тоталиторизм.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

прикрывалась  законностью?

     Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что

тоталитарный  режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он

опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в 

действительности  только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или "врагов рейха".

     В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где 

доминировал политический тезис; от суда требовалось  уложить в рамки права 

заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.

При таком  способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого.

Если  он сам называл себя врагом, тогда  тезис подтверждался. "Московские процессы"

-это  наиболее гротескный и кровавый  пример судебно-юридического фарса  в 

коммунизме. Обычно политические процессы затевались по "разнарядке". Тайная

полиция(НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых  к аресту "врагов народа" и 

начинала  действовать. Никаких доказательств  не требовалось - нужно было лишь признание.

     Работа  полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей

Уголовного  Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой статье

было  не её содержание, а то, что её возможно было истолковать "расширительно",

"диалектически". Один пример - пункт 3 :"способствование  каким бы то ни было 

способом иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны". Этот

пункт давал возможность осудить человека за то, что, находясь под оккупацией, он

прибил  каблук немецкому солдату.[5] Но главный  принцип коммунистического суда

выражен в одной фразе председателя ревтрибунала г. Рязани (1919 г. ): "Мы

руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей революционной  совестью. "[6].

     Теперь  подробнее о принципе "вождизма". Дело в том, что ко второму десятилетию 

ХХ века республика с ее демократическими институтами еще не стала привычной

формой  государственного устройства в большинстве  промышленно развитых и 

развивающихся стран. Отдельные государства еще  сохраняли монархию, а иные

совсем  недавно установили республиканский  строй. Этим, по-видимому, и 

объяснялась тоска уставших от революционных потрясений и войны народов по

подобной  монарху политической фигуре как  объединительном начале нации. И  если в 

фашистской  Германии фюрер смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в 

душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини этого сделать не смог, главным

образом из-за существования в Италии всеми  признанного монарха, хотя и не

игравшего большой роли в итальянском обществе.

     В Испании Ф. Франко через фалангу  пытался возвыситься в общественном сознании

испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось плохо. Придя к

власти, Франко восстановил монархию, но ...без  монарха. В 1945 году испанский 

король  в эмиграции издал манифест, осудивший  диктатуру, чем  окончательно

испортил  отношения с Франко.

     В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для которых 

"вождизм"  не является чем-то пришедшим  извне. Он возникает из низкого  уровня 

развития  демократического сознания и потребности  людей в вожде как в символе 

единства  нации, особенно в период национальной нестабильности.

     Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе 

государства и выражает его волю: сила государства  исходит от фюрера. Верховный 

фюрер наделяет всех других фюреров определенными  полномочиями в строго

иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется  своему непосредственному 

начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими

подчиненными.[7]

     Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер.

     Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве.

     Второй  признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких 

иных политических организаций. Такая политическая система тесно связана с двумя

моментами.

     Во-первых, основой однопартийной политической системы обязательно становится

монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая  исключительно от

правящей  партии и не терпящая никакой оппозиции или критики. В самой партии

также поддерживается идейное единство.

     Основным  методом монистической идеологии  является массовая оболванивающая

пропаганда, базирующаяся на социально - классовой(СССР), расово - националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни)

демагогии. В годы консервации режима руководящая  роль партии была узаконена 6-й 

статьей конституции СССР.

     Весь  механизм власти был сведен к следующему:политические структуры - это 

исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и учреждениях

партийцы  либо непосредственно хозяйничали, либо держали управление под своим 

надзором.

     Достаточно  было центру провести заседание или  опубликовать статью, как мгновенно  приводился в действие весь государственно-общественный механизм. А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли "неисправность"-отклонение от

общего  мнения.

     В последующем подробнее будет  рассмотрена коммунистическая партия,

находившаяся  у власти как в Советском Союзе, так и в странах Восточной Европы.

     Коммунистическая  партия партией особого типа являлась не только потому, что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к определенным целям и т. п.

     Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство,

тождественность мировоззрений и взглядов были обязательны  для всех без 

исключения  членов, хотя данный императив касался  скорее головных органов и 

высших  инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально было вменено в 

обязанность соблюдать единство, "блюсти идейную  чистоту своих рядов"; их прямой

задачей было выполнять решения. Однако и  низы должны были усваивать взгляды 

вождей.

     Во  времена Сталина идейное единство, то есть обязательное философское и  прочее,

стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом для всех

компартий.

     Раз в любой партии власть сосредоточена  в руках вождей и высших инстанций, то

идейное единство как приказ несло с собой  владычество центра над умами  рядовых 

партийцев.

     Прекращение всякой идейной борьбы в партии означало паралич свободы в обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой партии - ни

проблеска свободы.

     Идеологическое  единство-духовная основа личной диктатуры, которую без него

невозможно представить. Одно порождает другое.

     Идеи - плод творчества отдельных людей, а приказной идейный монополизм,

осуществляемый  с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характер

закона.

     Устранение  идейной разноголосицы в среде  высших руководителей автоматически

упразднило  фракции и течения , а с тем  и всякую демократию в коммунистических

системах.

     В коммунизме возобладал принцип "вождь  знает все»: идеологами партии становились  обладатели власти - партийной и  прочей - вне зависимости от скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто марксистом , а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.

     Коммунисты  воспитывались на убеждении, что  идейное единство, идейное 

подчинение  есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное

злодейство.

     В борьбе за власть над умами не гнушались  никакими средствами, широко применяли  террор, запугивание, пропаганду или  круговую поруку по обстоятельствам.

     Конечно, Сталин знал , что Троцкий, Бухарин  и Зиновьев никакие не иностранные

шпионы  или предатели социалистического  отечества. Но нужно было свалить  на

кого-то вину за нерешенные вопросы, в частности  продовольственный, благо они еще 

и "чистосердечно" признались, и устранить несогласных, инакомыслящих.  

     Идеологическое единство, прошедшее немало фаз и приобретшее на этом пути

разнообразные формы, было самой отличительной  чертой партии большевистского,

коммунистического типа.

     Во-вторых, однопартийная политическая система  сопровождалась фактическим 

отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы депутатов и

др. , в  результате чего достигалось тотальное  отчуждение индивида от политической

власти.

     Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и "съев",

"подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящего сотрудника, тем

самым заняв его кресло.

     Возможное существование некоторых общественных организаций ничего не меняло, так  как они контролировались партийными и государственными органами. Примером могут быть созданные фашистами профсоюзы, основной задачей которых было

внедрение идеологических мифов в массовое сознание и контроль за ним.

     Отрицанием  демократических институтов режим  реализовывал важную задачу -

ликвидацию  тех промежуточных звеньев, которые  стоят между индивидом и

государством, в результате чего происходит полное поглощение индивида

Информация о работе Тоталитаризм и его сущность