Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:08, контрольная работа
ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.
1. Введение.
2. Из истории термина "тоталитаризм".
3. Пять основных признаков тоталитаризма:
3.1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в
тоталитарном государстве;
3.2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической
власти в тоталитарном государстве;
3.3. Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа
существования тоталитарного
режима;
3.4. Террор - логическое продолжение тоталитарной
пропаганды;
3.5. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд
в тоталитарном
государстве.
4. Некоторые исследования тоталитаризма.
Выводы. Роль общественно-политического движения в
тоталитаризме.
Список литературы.
прикрывалась законностью?
Кроме внешнеполитических и пропагандистских резонов немаловажно и то, что
тоталитарный режим обязан был обеспечить правовые гарантии тем, на кого он
опирался, то есть партии. Формально законы охраняли права всех граждан, но в
действительности только тех, кто не попал в разряд "врагов народа" или "врагов рейха".
В силу вышеизложенного политические судебные процессы-инсценировки, где
доминировал политический тезис; от суда требовалось уложить в рамки права
заготовленный политический вывод о враждебных происках обвиняемого.
При таком способе судить важнейшую роль играло признание обвиняемого.
Если он сам называл себя врагом, тогда тезис подтверждался. "Московские процессы"
-это
наиболее гротескный и
коммунизме. Обычно политические процессы затевались по "разнарядке". Тайная
полиция(НКВД, ГПУ, и др. ) получала число требуемых к аресту "врагов народа" и
начинала действовать. Никаких доказательств не требовалось - нужно было лишь признание.
Работа полиции в СССР чрезвычайно упрощалась всемогущей 58-й статьей
Уголовного Кодекса 1926 года. Она состояла из 14 пунктов. Но главное в этой статье
было не её содержание, а то, что её возможно было истолковать "расширительно",
"диалектически". Один пример - пункт 3 :"способствование каким бы то ни было
способом иностранному государству, находящемуся с СССР в состоянии войны". Этот
пункт
давал возможность осудить
прибил каблук немецкому солдату.[5] Но главный принцип коммунистического суда
выражен в одной фразе председателя ревтрибунала г. Рязани (1919 г. ): "Мы
руководствуемся НЕ ЗАКОНАМИ, а нашей революционной совестью. "[6].
Теперь подробнее о принципе "вождизма". Дело в том, что ко второму десятилетию
ХХ века республика с ее демократическими институтами еще не стала привычной
формой государственного устройства в большинстве промышленно развитых и
развивающихся стран. Отдельные государства еще сохраняли монархию, а иные
совсем недавно установили республиканский строй. Этим, по-видимому, и
объяснялась тоска уставших от революционных потрясений и войны народов по
подобной монарху политической фигуре как объединительном начале нации. И если в
фашистской Германии фюрер смог заместить ушедшего императора Вильгельма II в
душах немецких граждан, то в Италии Б. Муссолини этого сделать не смог, главным
образом из-за существования в Италии всеми признанного монарха, хотя и не
игравшего большой роли в итальянском обществе.
В
Испании Ф. Франко через фалангу
пытался возвыситься в
испанцев до уровня свергнутого короля; однако это ему удавалось плохо. Придя к
власти, Франко восстановил монархию, но ...без монарха. В 1945 году испанский
король в эмиграции издал манифест, осудивший диктатуру, чем окончательно
испортил отношения с Франко.
В сущности, тоталитаризм и монархия - взаимозамещающие системы, для которых
"вождизм"
не является чем-то пришедшим
извне. Он возникает из
развития демократического сознания и потребности людей в вожде как в символе
единства нации, особенно в период национальной нестабильности.
Пример - принцип "фюрерства" в фашистской Германии. Фюрер стоит во главе
государства и выражает его волю: сила государства исходит от фюрера. Верховный
фюрер наделяет всех других фюреров определенными полномочиями в строго
иерархическом порядке. Каждый из фюреров подчиняется своему непосредственному
начальнику, но при этом, по сути, имеет неограниченную власть над своими
подчиненными.[7]
Авторитет вождя, таким образом, зиждется не на осознанном доверии, и связь вождя с массами носит скорее мистический, личностный характер.
Однопартийная политическая система - средство осуществления политической власти в тоталитарном государстве.
Второй признак - однопартийная политическая система, не допускающая никаких
иных политических организаций. Такая политическая система тесно связана с двумя
моментами.
Во-первых,
основой однопартийной
монистическая-единая, господствующая идеология, исходящая исключительно от
правящей партии и не терпящая никакой оппозиции или критики. В самой партии
также поддерживается идейное единство.
Основным
методом монистической
пропаганда, базирующаяся на социально - классовой(СССР), расово - националистической (Германия) или религиозной (Иран времен аятоллы Хомейни)
демагогии. В годы консервации режима руководящая роль партии была узаконена 6-й
статьей конституции СССР.
Весь механизм власти был сведен к следующему:политические структуры - это
исключительная привилегия партийцев, во всех остальных органах и учреждениях
партийцы либо непосредственно хозяйничали, либо держали управление под своим
надзором.
Достаточно было центру провести заседание или опубликовать статью, как мгновенно приводился в действие весь государственно-общественный механизм. А чуть где сбой, партия и полиция в кратчайшие сроки устраняли "неисправность"-отклонение от
общего мнения.
В последующем подробнее будет рассмотрена коммунистическая партия,
находившаяся у власти как в Советском Союзе, так и в странах Восточной Европы.
Коммунистическая партия партией особого типа являлась не только потому, что была централизованна, по-армейски дисциплинированна, стремилась к определенным целям и т. п.
Между тем лишь в коммунистической партии идеологическое единство,
тождественность мировоззрений и взглядов были обязательны для всех без
исключения членов, хотя данный императив касался скорее головных органов и
высших инстанций партии. Тем, кто пониже, только формально было вменено в
обязанность соблюдать единство, "блюсти идейную чистоту своих рядов"; их прямой
задачей было выполнять решения. Однако и низы должны были усваивать взгляды
вождей.
Во
времена Сталина идейное
стало условием пребывания в партии. Единогласность стала законом для всех
компартий.
Раз в любой партии власть сосредоточена в руках вождей и высших инстанций, то
идейное единство как приказ несло с собой владычество центра над умами рядовых
партийцев.
Прекращение всякой идейной борьбы в партии означало паралич свободы в обществе, так как общество целиком и полностью в ее власти, а внутри самой партии - ни
проблеска свободы.
Идеологическое единство-духовная основа личной диктатуры, которую без него
невозможно представить. Одно порождает другое.
Идеи
- плод творчества отдельных людей,
а приказной идейный
осуществляемый с помощью пропаганды и террора, придает этим идеям характер
закона.
Устранение идейной разноголосицы в среде высших руководителей автоматически
упразднило фракции и течения , а с тем и всякую демократию в коммунистических
системах.
В коммунизме возобладал принцип "вождь знает все»: идеологами партии становились обладатели власти - партийной и прочей - вне зависимости от скудоумия таких лидеров. Получилось так, что надо было быть не просто марксистом , а марксистом в соответствии с предписаниями верхов, центра.
Коммунисты воспитывались на убеждении, что идейное единство, идейное
подчинение есть неприкосновеннейшая из святынь, а фракция в партии - черное
злодейство.
В борьбе за власть над умами не гнушались никакими средствами, широко применяли террор, запугивание, пропаганду или круговую поруку по обстоятельствам.
Конечно, Сталин знал , что Троцкий, Бухарин и Зиновьев никакие не иностранные
шпионы
или предатели
кого-то вину за нерешенные вопросы, в частности продовольственный, благо они еще
и "чистосердечно"
признались, и устранить несогласных,
инакомыслящих.
Идеологическое единство, прошедшее немало фаз и приобретшее на этом пути
разнообразные формы, было самой отличительной чертой партии большевистского,
коммунистического типа.
Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождалась фактическим
отсутствием демократических институтов, таких как парламент, Советы депутатов и
др. , в результате чего достигалось тотальное отчуждение индивида от политической
власти.
Индивид мог получить политическую власть только вступив в партию и "съев",
"подсидев", то есть тем или иным образом устранив вышестоящего сотрудника, тем
самым заняв его кресло.
Возможное
существование некоторых
внедрение идеологических мифов в массовое сознание и контроль за ним.
Отрицанием демократических институтов режим реализовывал важную задачу -
ликвидацию тех промежуточных звеньев, которые стоят между индивидом и
государством, в результате чего происходит полное поглощение индивида