Тоталитаризм и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:08, контрольная работа

Описание работы

ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.

Содержание работы

1. Введение.

2. Из истории термина "тоталитаризм".

3. Пять основных признаков тоталитаризма:

3.1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в
тоталитарном государстве;

3.2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической
власти в тоталитарном государстве;

3.3. Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа
существования тоталитарного
режима;
3.4. Террор - логическое продолжение тоталитарной
пропаганды;

3.5. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд
в тоталитарном
государстве.
4. Некоторые исследования тоталитаризма.

Выводы. Роль общественно-политического движения в
тоталитаризме.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

тоталиторизм.doc

— 118.00 Кб (Скачать файл)

коммунистической  партией и правительством у него возник после того, как он резко

выступил  против превращения компартии СФРЮ в правящий класс и ее морального

разложения.  

В статьях  он упрекал режим в переходе на сталинские методы управления, стоял  за

создание  второй социалистической партии, высказывался против вмешательства

партии  в работу органов правосудия.  

В марте 1954 года М. Джилас был исключен из партии. За свои , запрещенные в 

Югославии, книги Джилас осуждался на 3 и 9 лет  лишения свободы.  

"Новый  класс" - размышления о коммунистическом режиме в СССР и Югославии. В

этой  книге Джилас выдвигает и отстаивает точку зрения, что в 1917 году к власти в 

СССР  пришел "новый класс" - партийная  бюрократия.  

Имя А. И. Солженицына было хорошо знакомо  нам и раньше, но теперь он приобрел и 

уважение  среди политических лидеров нашей страны. А. И. Солженицын больше

внимания  уделял в своих исследованиях  репрессивным органам, концентрационным

лагерям и тюрьмам. В бывшем Советском  Союзе печатались только его рассказы -

"Один  день Ивана Денисовича", "Матренин двор", "Случай на станции Шепетовка". За

книгу "Архипелаг ГУЛАГ" он был выслан из страны и не так давно вернулся.  

И хотя раздаются голоса, подвергающие сомнению историческую достоверность 

"Архипелага", мне кажется, что 227 свидетелей  и автор, по чьим свидетельствам была

составлена  книга, убедительно доказывают ее.  

Я считаю, что А. И. Солженицын - один из великих  людей ХХ века.  

   Заключение. Выводы. Роль общественно-политического  движения в 

                  тоталитаризме. 

Основным  содержанием изложенной здесь концепции является то, что тоталитаризм -

это не просто тотальный централизованный контроль за всеми проявлениями

общественной  жизни.  

Основным  показателем тоталитаризма является общественно-политическое

движение , ядро которого представлено политической партией тоталитарного типа.  

Блок  партия - общественно-политическое движение представляет собой такую 

ситуацию, когда партия внедряется во все сферы  общественной жизни и ее

поддерживает  большая часть непартийного населения. Поддержка эта отчасти

обеспечивается  и террором.  

Поскольку партия является правящей и единственной, достигается ЭФФЕКТ

ТОТАЛИТАРНОГО ДВИЖЕНИЯ, когда все решения партии через ее разветвленную 

структуру и поддерживающую часть населения  доводятся до всего общества - "по

просьбе трудящихся" - и принимаются к  исполнению обществом как "воля широких 

народных  масс".  

Так достигается  ЭФФЕКТ ТОТАЛИТАРИЗМА, когда власть осуществляет контроль и 

проводит  все свои решения от имени и  руками самих народных масс.  

Низкий уровень общественного сознания при высоких темпах развития

капиталистических отношений может привести к установлению тоталитаризма.

Однако  тоталитаризм - тупиковый вариант  развития, который приводит либо к 

катастрофе, например разгрома в войне, либо, по мере развития общественного

сознания, к переходу в сторону демократии через авторитаризм.  

  

                   
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы.  

1)   Джилас М. Лицо тоталитаризма. //М. :"Новости", 1992.  

2)   Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма. //Общественные науки и

современность, 1993, N 5.  

3)   Семыкина Т. В. Политические режимы. //Методические рекомендации. //М. , 1994.  

4)   Загладин Н. В. Тоталитаризм и демократия:конфликт века. //Кентавр, 1992, N 5-6.  

5)   Баллестрем К. Г. Апории теории тоталитаризма. //Вопросы философии, 1992, N 5.  

6)   Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , :Центр "Новый мир"-1990.  

7)   Толстиков В. С. Рабочий класс и тоталитаризм. //Социологические исследования,

1994, N 1.  

8)   Игрицкий Ю. И. Концепции тоталитаризма: уроки многолетних дискуссий на

Западе. //История СССР, 1990, N 6.  

9)   Рахшмир П. Ю. Новейшие концепции фашизма в буржуазной историографии

Запада. М. 1979.  

10)Бессонов  Б. Фашизм:идеология и практика. М. , 1985.  

11)Цвейг  С. Совесть против насилия. Кастеллио против Кальвина. М. , 1985.  

12)Гозман  Л. , Эткинд А. От культа власти  к культу людей. Психология  политического 

сознания. "Нева", 1989, N7.  

  
 

[1] См. Игрицкий  Ю. И. Концепции тоталитаризма:уроки  многолетних 

дискуссий на Западе. //История СССР, 1990, N 6. 
 

[2] См. Totalitarianism. Proceedings of a Conference Held at the American Academy of Arts and

Sciences. March 1953. Cambridge (Mass), 1954, p. 38. 
 

[3] См. Fridrich C. J. , Brzezinski Z. K. Totalitarian Dictatorship and Autocracy.

Cambridge(Mass), 1956, p. 58. 
 

[4] А.  Кун при анализе фашизма вводит  понятие "тоталитарного максимума", под 

которым подразумевается германский национал-социализм. См. Рахшмир П. Ю.

Новейшие  концепции фашизма в буржуазной историографии Запада. М. 1979, с. 22. 
 

[5] См. Солженицын  А. И. Архипелаг ГУЛАГ, т. 1. М. , :Центр "Новый мир" - 1990,

стр. 53. 
 

[6] Там  же, стр. 220. 
 

[7] См. Бессонов  Б. Фашизм:идеология и практика. М. , 1985, с. 151. 
 

[8] Arendt H. The Origins of Totalitarianism, N. Y. , 1951, p. 19. 
 

[9] Arendt H. The Origins of Totalitarianism, N. Y. , 1951, p. 21. 
 

[10] Гозман  Л. , Эткинд А. От культа власти  к культу людей. Психология 

политического сознания. "Нева", 1989, N7, с. 172. 
 

[11] Цвейг  С. Совесть против насилия.  Кастеллио против Кальви- 

на. М. , 1985, с. 360. 
 

[12] См. Солженицын А. И. Архипелаг  ГУЛАГ, т. 3. М. , :Центр "Новый 

мир"-1990, стр. 385.

Информация о работе Тоталитаризм и его сущность