Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 14:08, контрольная работа
ХХ век одарил человечество значительным расширением горизонтов знания, достижениями научно-технического прогресса. Возможно, еще более важен уникальный опыт духовного и социального развития.
В 20-30-е годы в группе государств - СССР, Германии, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии) - сложились политические режимы, обладавшие целым комплексом сходных признаков. Провозглашая разрыв с традициями прошлого, обещая построить на его руинах новый мир, привести народы к процветанию и изобилию, эти режимы обрушили на них террор и репрессии, втянули мир в череду кровавых войн.
1. Введение.
2. Из истории термина "тоталитаризм".
3. Пять основных признаков тоталитаризма:
3.1. Абсолютная концентрация власти и отсутствие разделения властей в
тоталитарном государстве;
3.2. Однопартийная политическая система - средство осуществления политической
власти в тоталитарном государстве;
3.3. Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа
существования тоталитарного
режима;
3.4. Террор - логическое продолжение тоталитарной
пропаганды;
3.5. Экономическая автаркия, государственное планирование и принудительный труд
в тоталитарном
государстве.
4. Некоторые исследования тоталитаризма.
Выводы. Роль общественно-политического движения в
тоталитаризме.
Список литературы.
государством, превращение его в "винтик" огромной государственной машины.
Тоталитарный режим - детище ХХ века, так как в предыдущие годы техника не была столь развита, чтобы человек быстро получал и усваивал пропаганду идейного
единства-поддержки режима. До ХХ века политическая деятельность была , как
правило, уделом интеллигенции, грамотных слоев общества, умеющих через прессу и
телеграф, почту обращаться к себе подобным. Научно-технический прогресс
значительно расширил возможности общения.
Исключительная роль здесь принадлежит радио, повсеместное распространение
которого позволило приобщить к политике широкие слои неграмотного населения,
люмпен-пролетариат, что весьма расширило базу политической борьбы. Кто не умел
читать, мог слушать. А когда был проведен ликбез, подключились и газеты.
Пропаганда шла по всем каналам: в первых классах начальной школы проходили
ленинские уроки, по окончании года дарились книжки под названием "Из жизни В. И.
Ленина", и будущий первоклассник, еще не выучив таблицы умножения, уже знал о
том, каким хорошим пловцом был Владимир Ильич; в школьных учебниках (особенно
по иностранному языку) муссировалась тема лучшей страны в мире - Советского
Союза,
ну а самая большая часть
Широко практиковались различные фальсификации; в учебнике история
представлялась как история победы КПСС аж со средних веков, разумеется, ничего не
говорилось о"красном терроре", политзаключенных и голоде в период Советской
власти.
По радио передавались бесконечные речи вождей, в газетах каждый день печатался
портрет
Сталина, в предисловиях любое произведение
рассматривалось с точки зрения
марксизма-ленинизма-
Пропаганда превращалась в воспитательный процесс. В лестнице октябрята -
пионеры - комсомол - партия вышестоящие шефствовали, воспитывали нижестоящих.
Пропагандой и поддержкой общественно-политического движения, о котором позже, режим решал весьма важную задачу:взяв под практически полный контроль души
граждан, он прививал людям тоталитарное сознание, готовность подчиняться идеям,
идущим из центра.
Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом , чем
политические партии, обладая значительным весом в обществе, церковь стала тем
камнем преткновения, который не позволял полностью подчинить душу индивида.
Попытки тоталитарного режима устранить, или, по крайней мере, сотрудничать с ней
не везде приводили к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции
(Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма были не столь глубоки,
как там, где она была жестоко подавлена (Германия, Россия).
Общественно-политическое движение и атомизация общества - основа существования тоталитарного режима.
Третий признак - общественно-политическое движение, составляющее массовую
социальную базу режима. К сожалению, в ранних концепциях тоталитаризма
практически не рассматривалась роль самого народа в создании и функционировании
тоталитарного режима.
Народные массы чаще выступали в облике несчастных жертв, бедных
непротивленцев, являющихся объектом приложения тоталитарных сил. Некоторые
исследователи советского тоталитаризма производят искусственное разделение
общества на отдельные части.
С одной стороны, лидер-диктатор во главе единственной массовой политической
партии, террористический полицейский контроль, сверхцентрализованная система
управления, а с другой - страдающий, несчастный народ. Если первая часть буквально
аккумулирует в себе страшные черты тоталитаризма, то вторая часть общества
находится как бы в стороне, вызывая симпатии и даже любовь.
Известно, что в Германии и Италии установлению тоталитарных режимов
предшествовали массовые движения, участники которых совершенно добровольно
поддерживали и разделяли фашистскую идеологию.
Сталинские репрессии по свидетельству очевидцев воспринимались значительной
частью населения сочувственно, на этот раз на режим работали также пропаганда и
террор.
Советский опыт свидетельствует, что тоталитаризм всегда имел социальную опору в народе. Без нее он не мог бы так долго существовать и видоизменяться.
Документальные кадры: делегат от доярок надрывно кричит и от имени колхоза имени
Буденного требует смерти для "врагов народа". Казалось, каждый колхоз, фабрика,
парикмахерская, столовая должны отметиться и потребовать "высшей меры"; лица
требующих сменяются, но слова поразительно похожи.
Из западных исследователей первой обратила внимание на фактор
общественно-политического движения Х. Арендт, которая считала, что тоталитарные
режимы
возникают на его базе[8].
Какова
же роль тоталитарного ОПД ?
В характере тоталитарного режима фактор ОПД занимает определяющее место по
следующим
причинам.
Во-первых, именно через ОПД как социальную базу режима происходит
формирование
в общественном сознании "тоталитарной
идеи".
Во-вторых,
через ОПД достигается
проявлениями общественной жизни, что и обеспечивает осуществление
тоталитарного
господства власти.
В-третьих, через ОПД тоталитарный режим внедряет мифы в общественное сознание,
формирует позитивное отношение масс к тоталитарному режиму, тотализирует массы
изнутри,
а всех несогласных, неподдающихся
уничтожают.
С ОПД
связана также и атомизация общества.
Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах предельной
атомизации своих членов; сначала достигается верность движению, преобладание
связей
с движением над личными
места
в движении.
После установления тоталитарного режима атомизация распространяется на широкие
слои общества с помощью аппарата устрашения, включающего в себя, кроме террора,
также и газеты, радио; однако самый мощный эффект имеет развитая система
доносительства и круговой поруки, закрепляющая таким образом эффект массовой
тоталитарной
пропаганды.
"В обстановке всеобщей взаимной подозрительности, когда лояльность режиму
измеряется числом доносов, любые личные связи становятся обоюдоопасными.
Элементарная осторожность требует отказа от тесных связей, чтобы не ставить
близких людей в такое положение , когда они ценой спасения своей собственной
жизни
будут вынуждены погубить тебя.
В результате достигается предельно возможная атомизация общества, и любое
несогласие
с политикой тоталитарного
раскол между индивидом и обществом сразу же ставит индивида вне закона.
Единственной положительной чертой становится безусловная и неизменная
преданность
Движению со стороны каждого его
члена."[9]
Итак, через ОПД атомизированного общества достигается эффект "слияния с
властью"(власть доноса), несмотря на абсолютную отстраненность людей от нее , и как
результат-"народ не безмолвствует, как в феодальных государствах прошлого, - нет,
народ
поет, кричит "ура" и рукоплещет
казням. "[10].
И сам
им способствует, добавим.
Теперь несколько слов о том, что такое тоталитарная идея. Тоталитарная идея
заключает в себе основной ценностный критерий организации тоталитарного
общества;
именно тоталитарной идеей отличаются
различные формы тоталитаризма .
В зависимости от основного ценностного критерия можно выделить три формы
тоталитаризма.
Правой
форме соответствует
Муссолини
и др. ).
Левой
форме - классовый(социальный) критерий
(сталинизм).
Религиозной форме-религиозный критерий организации общества(исламский
фундаментализм
в Иране периода Хомейни).
В то же время, пожалуй, это различие между формами все-таки не является
принципиальным;
по глубинной сути своей все тоталитарные
режимы очень близки.
Признаки
тоталитарного ОПД следующие:
· Цель
Движения - установление диктатуры в какой-либо
форме;
· обращение к силе в качестве главного инструмента для достижения цели, а отсюда
- террористические
потенции Движения;
· неприятие оппозиционных мнений, непримиримость к другим партиям,
движениям;
· идея
своего особого предназначения.
Террор - логическое продолжение тоталитарной
пропаганды.
Четвертый признак - государственно организованный террор, основанный на
постоянном и тотальном насилии. Основой тоталитарного режима может быть только
всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет не последнюю
роль, представляя
собой логическое продолжение тоталитарной
пропаганды.
Обращенная не к разуму, но к чувствам тоталитарная пропаганда , являясь по сути