Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 10:05, контрольная работа
Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий. Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культура населения.
Введение…………………………………………………………………….…….. 3
1. Выборы в формировании институтов политической власти. Уровни и виды выборов в России…………………………………………………………... 4
2. Сходство и отличие выборов в законодательные органы власти на федеральном и региональном уровнях в России: основные параметры…….... 8
3. Определите, какие выборы проводятся в России в каждом из нижеперечисленных случаев……………………………………….....………...12
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...15
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования финансовый университет при правительстве российской федерации ярославский филиал | ||
Кафедра философии | ||
Учетно-статистический факультет
Специальность «Государственное и муниципальное управление» | ||
Контрольная работа | ||
по дисциплине «Избирательные системы и технологии» | ||
на тему | ||
«Выборы в политической системе общества и их разновидности» | ||
Студент: |
Красиков Алексей Владимирович | |
Курс: |
5 | |
Форма обучения: |
Заочная | |
Личное дело №: |
10МГД48142 | |
Преподаватель: |
Ю.А. Головин | |
Ярославль 2014 |
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...1
Введение.
Главным принципом демократии являются выборы. Посредством выборов формируются различные органы публичной власти – парламенты, главы государств, иногда правительства, судебные органы, органы местного самоуправления. Выборы широко используются для формирования органов общественных объединений, политических партий. Выборы отбирают и формируют политическую элиту, воспитывают лидеров, политических деятелей общегосударственного и местного масштаба. Систематическое проведение выборов повышает политическую и правовую культура населения. Участие избирателей в выборах учит их правильно оценивать лозунги и практическую деятельность тех или иных партий и избранных должностных лиц, сопоставлять обещания и реалии. Выборы являются неотъемной составной частью политического процесса в современных демократических обществах. Они предоставляют человеку, идущему в большую политику, возможность стать депутатом парламента, губернатором или даже президентом страны. Вместе с тем во время выборов в активную политическую жизнь вовлекаются простые граждане, они начинают ощущать свою значимость, возможность оказывать влияние на персональный состав высших государственных органов. Именно через выборы граждане оказывают воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.
Выборы – непременный атрибут демократии, её важнейшая характерная черта. Они предоставляют собой форму реализации избирательных прав граждан путём участия в избирательной кампании, в конечном счёте, выражения воли народа, которая, как отмечается во Всеобщей декларации прав человека, должна быть основой государственной власти. Суверенитет народа, его роль как источника власти проявляются именно через выборы. Институт выборов активно используется не только при формировании органов государства, местного самоуправления, но и руководящих органов политических партий, общественных объединений. К выборам как процедуре демократического характера обращаются практически все общественные структуры современных государств. Термином «выборы» обозначается процедура формирования государственного органа или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая посредством голосования при условии, что каждый мандат могут претендовать два или более кандидатов. В демократических государствах законодательство закрепляется (с фиксированной периодичностью) выборность органов государственной власти и соответствующая процедура. Эту процедуру регулирует избирательное право, представляющее совокупность юридических норм, определяющих порядок организации и проведения выборов, подведения итогов голосования и другие стороны многогранного процесса выборов. Влияние выборов на жизнь современного общества разнообразно и проявляется в их важнейших функциях.
Все многообразие выборов может быть классифицировано по различным основаниям.
По уровню проведения выборов они разделяются на:
• национальные;
• региональные;
• муниципальные.
В России на национальном (федеральном) уровне избираются Государственная Дума и Президент; на региональном уровне — законодательные органы государственной власти субъектов Федерации; на муниципальном уровне — представительные органы и выборные должностные лица местного самоуправления.
Существуют различные классификации выборов:
С учетом формы государства и иных факторов выборы могут быть разных видов:
1) по виду формируемых
органов, выборы могут
быть: Главы государства, парламента, в
органы местного самоуправления и т.д.;
2) по форме проведения
выборов: непосредственные,
косвенные (через представителей, уполномоченных
населением осуществить выборы в органы
власти).
В зависимости от масштабов и сроков проведения выборы могут быть:
а) общегосударственными (на всей территории государства), региональными (в субъекте Федерации) и местными (в муниципальном образовании);
б) полными (выборный орган избирается в полном составе) и частичными (избирается часть депутатов выборного органа взамен выбывших);
в) очередными (проводятся в установленный законом срок), повторными (проводятся после несостоявшихся очередных выборов) и внеочередными (при досрочном прекращении полномочий выборного органа или должностного лица).
В зависимости от принципов избирательного права выборы могут быть:
а) всеобщими (в голосовании участвуют все граждане, достигшие определенного возраста, за исключением недееспособных, признанных таковыми судом, и, как правило, лиц, приговоренных судом к лишению свободы) и не всеобщими (в голосовании не участвуют граждане, лишенные избирательного права по какому-либо необоснованному признаку — половому, религиозному, имущественному, социальному);
б) равными (все граждане имеют равные возможности участвовать в выборах, избиратели имеют равное число голосов, кандидаты на выборные должности избираются от избирательных округов с примерно равным числом избирателей) и неравными (принципы равных выборов нарушаются);
в) прямыми (каждый избиратель голосует непосредственно за конкретного кандидата или кандидатов), косвенными (вначале избиратели выбирают так называемых выборщиков, которым они доверяют, а выборщики затем голосуют за конкретного кандидата или кандидатов) и многоступенчатыми (избиратели выбирают непосредственно только низшие органы власти, которые затем выбирают вышестоящие, а последние выбирают высшие — при трех ступенчатых выборах);
г) тайными (контроль за волеизъявлением избирателей не допускается) и открытыми (при открытом голосовании);
д) свободными (участие избирателей в голосовании и их выбор зависят только от их воли) и несвободными (на волю избирателей оказывается давление).
По факту избрания кандидатов: первичные и повторные.
По количеству граждан принявших участие в выборах: состоявшиеся и несостоявшиеся[6.123-125].
Федеральные выборы – осуществляемые непосредственно гражданами на основе федеральных законов выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы и иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ.
В РФ принято различать три уровня выборов: федеральные, региональные, муниципальные.
Федеральные выборы – это осуществляемые на основе федеральных законов непосредственно гражданами РФ выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы, а также иных федеральных государственных органов, предусмотренных Конституцией РФ. В частности, посредством федеральных выборов может быть сформировано Конституционное собрание.
Региональные выборы представляют собой осуществляемые в соответствии с законодательством субъектов РФ выборы их законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти.
На региональном уровне принцип выборности распространяется на депутатов (членов) законодательных (представительных) органов и высших должностных лиц исполнительных органов государственной власти. В отдельных субъектах РФ путем выборов формируются иные государственные органы (в частности, региональные органы конституционного контроля).
Муниципальные выборы – это выборы, посредством которых жители муниципальных образований формируют в предусмотренном законодательством порядке представительные и исполнительные органы власти и органы власти местного самоуправления.
Необходимо отметить, что для регионального уровня избирательного законодательства характерно большое разнообразие правовых норм, в том числе и содержательное отличие правоположений, регламентирующих аналогичные отношения. Это объясняется целым рядом факторов – социально политическими, экономическими, национальными и иными особенностями развития регионов, разнообразием подходов регионального законодателя к регламентации избирательных правоотношений по выборам.
Региональное избирательное законодательство можно разделить на виды по субъекту правотворчества на: законы субъектов РФ; подзаконные нормативные правовые акты органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ; нормативные правовые акты избирательных комиссий субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; по уровню выборов регулируемых региональным избирательным законодательством, на: законодательство о выборах в региональные органы государственной власти (законодательные и исполнительные); законодательство о выборах в органы местного самоуправления.
Основными элементами системы регионального избирательного законодательства являются законы субъектов РФ, которые можно разделить на четыре основных группы. К первой группе - Конституции, Уставы субъектов РФ, ко второй группе относятся законы, регулирующие отдельные виды региональных и муниципальных выборов, к третьей – кодифицированные акты, комплексно регулирующие проводимые на территории субъекта РФ выборы всех видов и уровней, к четвертой – законы об отдельных субъектах, процедурах и иных элементах избирательного процесса.
В частности, к системе регионального избирательного законодательства можно отнести имеющиеся почти во всех субъектах РФ законы об избирательной комиссии субъекта. В ряде субъектов Федерации приняты и действующие законы «О порядке и сроках хранения документов о выборах и референдумах» (Тамбовская область), «О территориальных избирательных комиссиях» (Иркутская область) и др. Главенствующее место среди указанных актов занимают Конституции, Уставы республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных кругов. Следует отметить, что в отличие от Конституции РФ многие из региональных Конституций и Уставов содержат разделы об избирательной системе, что, по всеобщему признанию, значительно превышает гарантированность избирательных прав граждан на уровне субъектов РФ, эффективность правоприменительной деятельности». В ряде Конституций и Уставов субъектов РФ содержаться специальные главы – избирательная система или формы непосредственной демократии, в которых в общей форме формулируются принципы проведения выборов на территории субъекта РФ. В них находят закрепление формы (организация системы) государственной власти, отражаются признаки свободных выборов (наряду с референдумом) высшим непосредственным выражением власти народа, провозглашается право граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, регулируются принципиальные вопросы проведения выборов главы исполнительной власти, депутатов законодательных органов, органов местного самоуправления. Главы об избирательных системах в Конституциях и Уставах субъектов РФ - это базирующийся на Конституции РФ фундамент регионального избирательного законодательства, а Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» - являются «несущей конструкцией» регионального избирательного законодательства. Независимо от избранной различными регионами формы избирательного законодательства, законы субъектов РФ должны быть основаны на федеральных законах и не должны противоречить им. Законы субъектов РФ могут не только дополнять и конкретизировать положения федерального законодательства, но и осуществлять самостоятельное регулирование различных аспектов избирательных отношений на региональном уровне. Подзаконные нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ не получили широкого распространения в качестве источников регионального избирательного права. Прежде всего, к ним можно отнести постановления и иные нормативные правовые акты законодательных (представительных) органов государственной власти. Актами органов исполнительной власти могут регулироваться отдельные аспекты организационного, информационного, технического и иного обеспечения деятельности избирательных комиссий, государственных органов и органов местного самоуправления по реализации избирательных прав граждан, оказании содействия избирательным комиссиям в подготовке и проведение выборов[1.56]. Принимаемые на региональном и местном уровнях правовые акты органов исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации и проведения выборов (о порядке формирования избирательной комиссии, об отведении специальных мест для размещения предвыборной агитации, об организации массовых мероприятий и встреч с избирателями и т.п.), носят технологический характер. Самостоятельным подзаконным источником регионального избирательного права являются акты избирательных комиссий субъектов Федерации. Они могут быть посвящены как регламентации внутри организационной деятельности избирательных комиссий, так и разъяснению порядка применения региональных законов о выборах. К настоящему времени в субъектах РФ сформировалась достаточно развитая система избирательного законодательства. Общий массив регионального избирательного законодательства включает более 300 законов. В 14 субъектах РФ избирательное законодательство кодифицировано. В костромской области приняты два кодекса – избирательный и о референдумах, в Свердловской области Коми – Пермяцком автономном округе кодексы регулируют выборы и отзыв, еще в пяти регионах – выборы, референдумы и отзыв. Как правило, система законодательства о выборах субъекта РФ состоит из законов о выборах депутатов законодательного органа власти, о выборах в органы местного самоуправления[2.109].
Информация о работе Выборы в политической системе общества и их разновидности