Политическая система общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Политическая система общества — это система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за ее осуществление в рамках права через государство.

Содержание работы

Введение (стр. 2)
1. Понятие политической системы (стр. 6)
2. Структура политической системы (стр. 8)
3. Государство в политической системе (стр. 14)
4. Государство и общественные объединения (стр. 16)
5. Государство и политические партии (стр. 20)
Заключение (стр. 25)
Список литературы (стр. 29)

Файлы: 1 файл

Чистовик ТГП.docx

— 59.28 Кб (Скачать файл)

  Содержание

  Введение (стр. 2)

  1. Понятие политической  системы (стр. 6)

  2. Структура  политической системы (стр. 8)

  3. Государство  в политической системе (стр. 14)

  4. Государство  и общественные объединения (стр. 16)

  5. Государство  и политические партии (стр. 20)

  Заключение (стр. 25)

  Список литературы (стр. 29) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение.

  Политическая  система общества — это система  взаимосвязанных и взаимодействующих  объединений (организаций) людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоев, групп и наций, реализующих  политическую власть или борющихся  за ее осуществление в рамках права  через государство.

  Компонентами  политической системы являются:

  а) совокупность политических объединений (государство, политические партии, общественно-политические организации и движения);

  б)  политические отношения, складывающиеся между структурными элементами системы;

  в)  политические нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь страны;

  г)  политическое сознание, отражающее идеологические и психологические характеристики системы;

  д)  политическая деятельность, охватывающая действия конкретных людей как представителей или членов политических объединений.

  Используя различные  методологические приемы (подходы), можно  выявить ряд критериев, позволяющих  обосновать и расшифровать приведенное  определение политической системы.

  С позиций генетического  подхода важное критериальное значение имеет объективная обусловленность  политических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий экономической детерминации политики проявляется прежде всего в отношениях собственности и производства, и  напротив, обратное влияние политики на экономику наиболее возможно в  отношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности  политических явлений свидетельствует  о том, что они являются результатом  и средством общественного развития. Любое политическое явление неотделимо от людей. Люди как конкретные материальные и одухотворенные, обладающие разумом  существа создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают  между собой связи, т.е. творят политику именно люди, а не какие-то абстракции. Критерии социального интереса раскрывает взаимосвязь политической системы  и ее элементов с определенными  социальными группами, слоями, классами, нациями. Потребности и интересы этих групп, слоев и т. д. выступают решающими мотивационными факторами в формировании политических организаций.

  Институционный подход позволяет обозначить устойчивые и реальные во времени и пространстве характеристики политических явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий, призванный показать, что отдельные индивиды сами по себе не могут выступать в виде элементов политической системы. Люди рождаются как социально-биологические, но не политические существа. Они представляют собой в этом плане тот "материал", из которого в соответствующих исторических условиях при наличии определенных социальных качеств формируются элементы и система в целом. Такими условиями выступают процессы разделения труда, образования имущественно неравных социальных слоев, групп и классов, а качествами — общечеловеческая, классовая, групповая, национальная солидарность. Материалистическое понимание исторических процессов приводит к выводу, что в реальной действительности "политическое" закономерно требует организационного оформления. Можно сказать, что организационный критерий характеризует в известной степени общественные формы движения материальной, человеческой основы политической системы. Политическое в своем развитии становится реальным, осязаемым только в специфически материализованных формах, учреждениях, институтах (государство, партии, движения). А индивид выступает в виде гражданина, депутата, члена партии, организации.

  Системный подход к изучению политических явлений дает возможность представить их в виде целостной системы, способной оказывать влияние на ее структурные элементы и взаимодействовать вовне — с обществом, иными политическими системами, с окружающим миром. Системный критерий позволяет выделить такие качества политической системы и ее составляющих, как иерархическая структура, однородность элементов, институциональная совместимость, наличие разнообразных связей, обусловленность элементов целым, автономия их поведения. Главным критерием, характеризующим динамику и статику самой системы, является ее целостность, так как развитие системы есть процесс достижения целостности.

  Субстациональный (существенный) подход помогает выявить первооснову всего политического, то, на чем базируются все политические явления (идеи, нормы, отношения, процессы, институты). Значение понятия "субстанция" в различных отраслях науки неодинаково. В химии — это элемент, в биологии — живой белок, в политической экономии — труд, в философии — материя. В политологии в качестве субстанции рассматривается политическая власть, а механизма ее осуществления — политическая система. Сущностный критерий (власть) является сквозным для политической системы на всех этапах ее существования независимо от экономических, географических, религиозных, национальных и иных факторов.

  Политическую  власть можно охарактеризовать как  систему волевых отношений классового общества, которые обусловлены интересами социальных слоев и классов, выраженными  в деятельности политических организаций. Она имеет несколько уровней  функционирования и реализации.

  Во-первых, это  власть конкретных политических объединений (политических партий, общественно-политических организаций и движений). Она реализуется  через их организационные руководящие  структуры. Данный — институциональный  — уровень политической власти является наиболее зримым и реальным.

  Во-вторых, можно  обозначить коалиционный уровень власти, отражающий совокупность властных устремлений, или нескольких социально однородных политических организаций, или блока  политических организаций, или блока  партий и объединений, отражающих интересы различных социальных общностей. В  подобном случае власть реализуется  через временные или постоянные органы типа круглых столов, советов  парламентских фракций.

  В-третьих, представляется необходимым выделить общеполитический уровень власти. Здесь концентрируются  результаты политического консенсуса, достигнутого в ходе соперничества  и сотрудничества различных политических сил. Если такие результаты получают отражение в нормативно-правовых актах, то политическая власть совпадает  с государственной властью и  осуществляется государством. В иных случаях она реализуется через  политические органы, как правило, разновременного  характера (конференции национального  согласия, народные, отечественные  фронты и т.п.).

  Конкретно-исторический подход в зависимости от сфер жизнедеятельности общества позволяет выделить социально-экономические (виды и формы собственности на орудия и средства производства, характер труда, основные принципы хозяйствования), социально-структурные (наличие или отсутствие определенных классов, слоев), социально-культурные (уровень образованности населения, реальность всестороннего развития личности), политические (реальность самоуправления народа, классовая принадлежность политической власти), правовые (диапазон закрепленных в законе демократических прав и свобод граждан, наличие гарантий их осуществления, легитимность политической власти, состояние законности и правопорядка) критерии.

  Таким образом, полиструктурность реального мира, человеческого общества обусловливает  многообразие соответствующих критериев, а понимание того, что политические явления в своей совокупности составляют систему, характеризующуюся постоянным движением, предопределяет их комплексное и диалектическое использование. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие политической  системы

  Общество - многогранное и сложное явление. Оно включает различные сферы взаимодействия людей, явления и процессы. Так, определенную сферу жизни общества составляет экономическая система, охватывающая производство, распределение, обмен и потребление материальных благ, в основе которых лежат прежде всего отношения собственности. Выделяют также духовную жизнь общества, т.е. производство и распределение духовных ценностей, формы и средства удовлетворения духовных потребностей людей. Сюда можно отнести знания, идеи, модели поведения, ритуалы, обычаи, традиции, предметы культа, книги, произведения искусства и т.д.

  Самостоятельную сферу составляет политическая система общества, которая связана с осуществлением политической власти, в том числе государственной, с деятельностью специальных государственных органов управления и принуждения.

  Политическая  система включает в себя политические отношения, политические процессы, политические институты, политические нормы и  т.д.

  При этом под  системой принято понимать множество  элементов, определенным образом упорядоченных  и взаимосвязанных, образующих некоторое  целостное единство, обладающее относительной  самостоятельностью, устойчивостью  и функциональной автономностью.

  Что касается понятия "политическая система", то в отечественной  и зарубежной литературе существует множество его определений. Чаще всего указывают на интегрирующую  роль этой системы, т.е. она обеспечивает объединение всех элементов общества в единый централизованный, управляемый  политической властью организм (проф. Ф.М. Бурлацкий, проф. Ю.А. Тихомиров).

  Нередко политическую систему определяют через перечисление ее структурных элементов.

  Чаще всего  выделяют следующие особенности политической системы:

  1) связь с  государственной властью;

  2) отражение  в ней происходящих в обществе  политических процессов, в том  числе противоборства различных  социальных сил и интересов;

  3) управляющее  и регулирующее назначение, т.е.  управление делами общества, выражение  интересов существующих групп,  слоев населения;

  4) регулирование  ее деятельности политическими  нормами и правилами, сложившимися  в политической жизни страны.

  Исходя из этих признаков, политическую систему можно  определить как совокупность государственных и негосударственных институтов, посредством которых осуществляются политическая власть и управление обществом.

  Политическая  система складывается и функционирует  под воздействием множества факторов.

  Среди них наиболее значимы экономические, социальные, психологические, исторические и др.

  Вместе с  тем в литературе отмечается, что  функционирование любой системы  в конечном счете определяется человеком (проф. С.А. Комаров). Люди формируют  политическую систему, участвуют в  ее деятельности, оказывают воздействие  на характер, тип, свойства последней  и т.д.

  Важно также  отметить, что вся политическая деятельность в государстве и обществе осуществляется через людей и для людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  2. Структура политической  системы

  Под структурой политической системы понимается способ связи ее элементов в единое, целостное системное образование, т.е. установление устойчивых связей и отношений между элементами этой системы.

  В юридической  литературе принято выделять следующие компоненты, или подсистемы, политической системы:

  а) институциональную подсистему, т.е. из каких институтов она состоит. Иногда эту подсистему называют организационной;

  б) регулятивную, или нормативную;

  в) функциональную;

  г) коммуникативную.

  Иногда к  компонентам политической системы  относят политическую идеологию и политическую культуру.

  Институциональная (организационная) подсистема включает в себя:

  1. Собственно  политические организации - государство,  политические партии, политические  движения, некоторые общественные  объединения политического характера.  Особенность этих элементов - непосредственная связь с политикой, а цель деятельности - овладение государственной властью, участие в реализации внутренней и внешней политики, политическое воздействие на отдельные группы и слои населения, проведение политических интересов определенных групп и слоев.

  2. Несобственно  политические организации, которые  формируются для активной деятельности  не в политической, а в других  сферах жизни общества - экономической,  духовной и иных. Это профсоюзы,  кооперативные организации, творческие  союзы и т.д. Тем не менее они оказывают определенное политическое влияние на политические процессы и развитие политических отношений.

Информация о работе Политическая система общества