Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ развития потребительского кредита в современной России. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Рассмотреть сущность и значение потребительского кредита в системе кредитных отношений;
-Определить Виды и формы потребительского кредита, их место в структуре активов российских банков;
-Изучить законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление и развитие потребительского кредита
.1 Сущность и значение потребительского кредита в системе кредитных отношений
.2 Виды и формы потребительского кредита, их место в структуре активов российских банков
.3 Законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования
Глава 2. Организация процесса кредитования физических лиц
.1 Механизмы кредитования физических лиц
.2 Риски кредитования физических лиц и их минимизация
.3 Современные способы оценки кредитоспособности физических лиц
Глава 3. Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования
.1 Краткая характеристика банка
.2 Потребительские кредиты в кредитном портфеле банка: анализ состава, структуры
.3 Оценка качества потребительских кредитов в портфеле банка (доходность, рискованность). Рекомендации по улучшению качества потребительских кредитов и организации кредитования физических лиц
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

Сбербанк РФ осуществляет работу со всеми возможными видами обеспечения кредитов. В зависимости от того, как банком будет оценено финансовое состояние заемщика и кредитуемая сделка, будет определяться уровень требований Банка по обеспечению.

Одним из обязательных требований банка при предоставлении кредитов под залог имущества (недвижимости, автотранспортных средств, оборудования, ТМЦ и т.д.) является страхование этого имущества на срок кредита плюс несколько месяцев от всех (либо основных) видов риска (пожар, залив, хищение, противоправные действия третьих лиц и т.д.). Передаваемое в залог банку имущество должно быть застраховано в аккредитованной Банком страховой компании. Затраты по страхованию, как правило, оплачиваются заемщиком/залогодателем.

Обязательным условием предоставление банком кредитов под залог недвижимого имущества является оценка рыночной стоимости и ликвидности этого имущества рекомендуемой банком независимой, специализированной компанией-оценщиком.

Банк рекомендует оценщика по итогам первичного рассмотрения всего проекта кредитования и проведения собственной предварительной оценки закладываемого объекта. Затраты на проведение оценки стоимости закладываемой недвижимости, как правило, оплачиваются заемщиком/залогодателем, также как и расходы на нотариальное заверение и государственную регистрацию залога при оформлении кредита.

Также банк предоставляет кредиты под гарантии иностранных банков и Администраций субъектов РФ и/или муниципальных образований, под поручительства юридических лиц, характеризующихся высокой кредитоспособностью и/или предоставивших Банку надежное обеспечение своих обязательств.

Таким образом, роль потребительского банковского кредитования в современной банковской деятельности заключается в том, что это один из высокодоходных сегментов банковской деятельности. Кроме того, потребительское кредитование позволяет увеличивать ресурсную базу коммерческого банка за счет оказания дополнительных услуг, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием.

Потребительское кредитование способствует росту ВВП за счет расширения возможностей торговли, занимающий более 23% в объеме ВВП.

Исследование зарубежного опыта потребительского кредитования показывает о разнообразие его форм, и необходимости минимизации рисков банка за счет тщательного изучения информации о клиенте и его возможности платежеспособности по кредиту.

Одним из эффективных инструментов снижения рисков банка является скоринг-кредитование, получившие развитие за рубежом в 40 годах двадцатого столетия. Основная задача скоринг - кредитования заключается не только в том, чтобы выяснить, в состоянии клиент выплатить кредит или нет, но и степень надежности и обязательности клиента. Для эффективного функционирования банков и расширения потребительского кредитования необходимо совершенствование механизма потребительского кредитования нужны научно-методические основы.

Безусловно, такие механизмы должны основываться на современных информационных автоматизированных системах

Модель скоринг-кредитования должна учитывать стратегию банка в области потребительского кредитования, финансовое состояние банка и его клиента потенциального клиента, для чего необходимо создать научно основанную стратегию банка в области потребительского кредитования, базируясь на которой выстраивать модель скоринг кредитования.

 

3.3 Оценка качества потребительских кредитов в портфеле банка (доходность, рискованность). Рекомендации по улучшению качества потребительских кредитов и организации кредитования физических лиц

 

Для совершенствования кредитования индивидуальных заемщиков в ОАО Сбербанк РФ предлагается внедрить систему автоматизации процесса принятия решения о выдаче кредитов.

Описание бизнес-процессов потребительского кредитование и их автоматизация базируется на следующих методологических положениях:

-Наличие и проведения единой  политики принятия управленческих решений и реализации, практических мер по автоматизации процесса обработки поступающей информации на всех этапах принятия решения и оформления кредита.

-Разработка правового, нормативного, методического, технического и организационного обеспечения всех этапов процесса принятия решения о выдаче кредитов.

-Регламентация процессов на  всех этапах принятия решения  и оформления кредита для всех  структурных подразделений кредитной  организации.

Разработка бизнес-процесса потребительского кредитования и его автоматизация позволяют повысить качество основных процессов, обеспечивающих процесс потребительского кредитования, без которых невозможно реализации данного вида услуги:

-анализа и прогнозирования деятельности  кредитной организации, и обоснованности принятия управленческих решений; ^ интегрированная обработка информации, формирования и ведения специализированных баз данных;

-взаимодействия кредитной организации  с ее клиентами и другими  внешними организациями;

-информационно-справочного обслуживания структурных подразделений ОАО Сбербанк РФ.

Сегодня большой популярностью пользуется автокредит, который характеризуется меньшими процентными ставками, меньшими рисками, что в совокупности с быстротой оформления и выдачи кредита делает его привлекательным для всех трех сторон: банка, заемщика и автосалона.

Для банков перспективным и важным направлением стало продвижение розничного кредитования по всей территории России.

Исходя из общих методологических положений, изложенных выше, нами был разработан бизнес-процесс выдачи потребительского кредита на покупку автомашин, рисунок 3.9. В этом бизнес-процессе выделены следующие взаимосвязанные виды работ - этапы: прием заявки на получение кредита, рассмотрение заявки, выдача кредита по одобренной заявке.

Прием заявки на кредит может осуществляться возможными способами, предусмотренными регламентом сбора заявок (Onlin- каналы, электронная почта, факс, офис банка и т.д.)

В результате изучения и обобщения процедур потребительского кредитования от этапа прохождения заявки до завершения процесса кредитования детально проработаны все этапы.

Для этапа прохождения заявки в были разработаны процедуры прохождения заявки и выявлены ее возможные состояния, которые заявка может получить в общем цикле кредитования. Было установлено, что поданная заемщиком заявка может находиться в одном из следующих состояний, представленных в приложении 3.

.Введена (начальное состояние; в  этом состоянии находятся новые  заявки с момента их создания  в систему и до момента перехода  в какое-либо другое состояние). На этом этапе заявка может быть отозвана клиентом.

Рис. 3.9 - Общая схема бизнес-процесса потребительского кредитования

 

При получении заявки в точках продажи автомобилей диаграмма состояния заявок претерпевает изменения, и заявка имеет следующие состояния, рисунок 3.10:

Рис. 3.10 - Диаграмма состояний заявок на кредит для сотрудников канала продаж

.На рассмотрении в банке (в  это состояние заявка переходит  при передаче её на рассмотрение  сотрудником канала продаж и  до принятия решения в банке (предварительного или окончательного). По результатам рассмотрения заявка может быть возвращена в канал продаж для доработки/исправления с указанием комментария, отозвана клиентом или отложена, отклонена банком, просрочена.

.Отклонена (в этом состоянии находятся заявки, одобренные в результате утверждения риск-менеджером (Approval) кредитного решения- конечное состояние.

.Отказ клиента (в этом состоянии  находятся заявки, по которым  на любом этапе был зарегистрирован  отказ клиента от получения  кредита; конечное состояние)

.Просрочена (в этом состоянии  находятся одобренные заявки, срок  действия одобрения для которых  истек, но выдача кредита так  и не состоялась; конечное состояние. Одобренные заявки переводятся  в это состояние автоматически  по истечении срока действия одобрения.)

.Отложена - (в этом состоянии  находятся заявки, отложенные в  результате невозможности дальнейшего  рассмотрения на любой из стадий  процесса рассмотрения заявки

.Одобрена (в этом состоянии находятся  заявки, одобренные в результате утверждения риск-менеджером (Approval) кредитного решения. Это состояние используется для всех одобренных заявок независимо от того, были в результате рассмотрения изменены условия по продукту или нет. В случае изменения условий устанавливается специальный флаг «Одобрено с изменением условий». Только с этого состояния заявки клиент может выйти на сделку.

Одобрена без оригиналов документов (в этом состоянии находятся заявки, одобренные в результате утверждения риск-менеджером (Approval) кредитного решения). Это состояние используется для случая отсутствия бумажного досье кредитного дела в банке и/или POS /Branch на момент принятия решения.

Прием заявки в разбивке по каналам продаж

В результате исследования процессов приема заявки нами предлагается следующая регламентация приема заявки, учитывающая возможные альтернативные варианты точек продаж, рисунок 3.11. На рисунке 3.11 состоящим и 3 блоков, представлен бизнес-процесс приема заявки на кредит, состоящий из блока консультирования (рисунок 3.11), блока оформления заявки (рисунки приложение 4). Бизнес- процесс рассмотрения заявки представлен на рисунке приложение 5.

 

Рис. 3.11 - Процесс приема заявки на кредит

 

Процесс выдачи кредита представляет завершающую стадию подпроцесса получение кредита. Данный процесс описывает процедуру выдачи только до момента передачи данных по выдаче кредита в бэк-офисную систему. Все работы, связанные с проводками по балансовым или внебалансовым счетам (формирование реестра платежей в банк-партнер, выдача кредита зачислением на текущие счета, открытые в банке-партнере, квитовка (сверка) платежей и т.д.) производятся в бэк-офисной системе Банка.

Процесс выдачи кредитов осуществляется в следующей последовательности, представленной в приложении 6.

ОАО Сбербанка РФ сегодня все острее испытывает потребность в такого рода информации. Достаточно в качестве примера привести практику зарубежных банков: если клиент скомпрометировал себя в одном банке, то его уже не обслужит ни один другой банк, т.к. информация о ненадежном заемщике или банкроте мгновенно станет достоянием всей банковской системы. Создание аналогичной базы данных в нашей стране способствовало бы значительному снижению рисков невозврата ссуд, сокращению времени на проверку кредитоспособности клиентов, позволило бы более рационально использовать кредитный потенциал банков. Предлагаемая методика оценки кредитоспособности заёмщика представлена в приложении 7.

Таким образом, рассмотрев основные теоретические вопросы исследуемой темы в контексте с существующим законодательством в нашей стране, предложив конкретные примеры по возможному взаимодействию предприятий и банков в целях эффективного взаимодействия, например, с промышленным сектором экономики, переходим к анализу рейтинга заемщика при изменении методики оценки кредитоспособности, предложенной в п. приложении 7.

Для определения класса заёмщика проведём финансовый анализ предприятия (табл. 3.12 - 3.22).

Результаты расчетов горизонтального анализа ликвидности ЗАО «СтройИнвест» заносим в таблицу 3.12.

При проведении горизонтального анализа для оценки ликвидности используем данные таблицы 3.8, согласно которой условие о необходимости превышения наиболее мобильных активов над наиболее ненадежными пассивами в ЗАО «СтройИнвест» не соблюдается, а остальные три условия соблюдаются. Поэтому в целом ликвидность можно считать нормальной, то есть, оборотные средства ЗАО «СтройИнвест» в состоянии превратиться в наличность, необходимую для нормальной деятельности и своевременного выполнения организацией платежей по своим обязательствам.

 

Таблица 3.12 Горизонтальный анализ ликвидности активов ЗАО «СтройИнвест» в 2010-2011 годах

КлассУсловиеНа 01.11. 2010 годНа 01.11. 2011 годактивпассивсоотношениетенденцияактивпассивсоотношениетенденция1а1?п1986703924199<-29647316627846<-2а2?п227276760>+85533620>+3а3?п327387520>+107443300>+4а4? п4327161588615<+846273050946<+

На основании анализа коэффициентов таблицы делают вывод о финансовой состоятельности и кредитоспособности организации.

Результаты расчетов вертикального анализа ликвидности представлены в таблице 3.13.

Значения коэффициентов ликвидности при вертикальном анализе интересуют банки, поставщиков и инвесторов при заключении договоров. При сравнении полученных значений с нормативными можно сделать следующие выводы по таблице 3.13: в целом, ликвидность предприятия при вертикальном анализе можно охарактеризовать положительно, так как значения коэффициентов соответствуют нормативным.

 

Таблица 3.13 Коэффициенты ликвидности ЗАО «СтройИнвест» за 2010-2011 годы

Наименование КоэффициентаНа 01.11. 2010 годНа 01.11. 2011 годНачалоконецсоотношение с нормативомтенденцияначалоконецсоотношение с нормативомтенденцияКраткосрочной ликвидности1,191,39>1?1,391,18>1?Срочной ликвидности1,171,39>1?1,390,9>1?Абсолютной ликвидности0,030,025<0,6?0,0250,018<0,6?Ликвидности0,930,7<1,5?0,70,53<1,5?Покрытия1,191,39<3?1,391,18<3?Чисты оборотный капитал2313851555899?15558992966319?

Рассмотрим конкретные показатели, рассчитываемые при оценке рыночной устойчивости организации.

При использовании данных финансовой отчетности ЗАО «СтройИнвест» результаты расчета показателей финансовой устойчивости представлены в таблице 3.14.

 

Таблица 3.14 Анализ финансовой устойчивости ЗАО «СтройИнвест»

Наименование коэффициентаОбозначениеНа 01.11. 2010 годНа 01.11. 2011 годначалоконецСоотношение с нормативомтенденцияначалоконецСоотношение с нормативомтенденцияАвтономии>0,50,170,28<0,5Рост0,280,16<0,5снижениеСоотношения собственных и заемных средств?0,74,712,52>0,7снижение2,525,45>0,7ростМаневренности?0,50,90,98>0,5Рост 0,980,97>0,5снижениеИнвестирования<0,50,820,72>0,5Снижение0,720,84>0,5снижениеЗадолженности>19,8648,6>1рост48,636,05>1ростКапитализации<1,54,712,52>1,5Снижение 2,525,45>1,5ростОбеспеченности собственными средствами?0,50,160,28<0,5Рост0,280,15<0,5снижениеФинансовой независимости?0,40,210,4<0,4рост0,40,18<0,4снижениеФинансирования?0,7 opt=1,50,210,4<0,7рост0,40,18<0,7снижениеФинансовой устойчивости?0,60,180,29<0,6рост0,290,15<0,6СнижениеИндекс постоянного состава0,8-0,90,800,81>0/8рост0.820.86>0.8рост

Информация о работе Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования