Анализ финансового состояния деятельности предприятия №3

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 07:40, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить теоретический аспект методики анализа финансового состояния предприятия и ее прикладной характер. Для достижения цели решаются следующие задачи:
Изучить научные и методические разработки по проведению анализа финансового состояния предприятия.
Определить метод детализированного анализа финансового состояния предприятия.
Рассмотреть применение выбранного метода на данных конкретного предприятия.

Содержание работы

Введение 3
1 часть: Методика анализа финансового состояния деятельности предприятия. 4

1.1. Понятие анализа финансового состояния деятельности предприятия.
4
1.2. Методика комплексного анализа финансового состояния деятельности предприятия. 8

1.3. Основные показатели, применяемые в анализе. 12



2 часть: Практическое применение методики в оценке финансового состояния предприятия.

2.1. Исходные данные для анализа 25

2.2. Анализ финансового состояния деятельности предприятия. 26

Заключение 31
Список литературы. 33

Файлы: 1 файл

курсовая работа по АХД.doc

— 313.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

1.2. Методика  комплексного анализа финансового  состояния деятельности предприятия.

 

               Развитие и углубление анализа  хозяйственной деятельности являются  необходимым условием стабильной работы предприятия предвидеть хозяйственную и коммерческую ситуацию для  достижения его конечной цели – получение максимальной прибыли. Цели, задачи и методику анализа целесообразно переориентировать на исследование таких сторон  деятельности предприятия, которые приобретают особую важность в условиях рынка: конкуренция и обострение проблемы выживаемости, финансовая устойчивость и надежность предприятия  как партнера. Поэтому в условиях рыночной экономики наибольший вес приобретают методы, направленные на прогнозирование производственно-хозяйственной деятельности предприятия, на выборку мероприятий для принятия обоснованных управленческих решений.

                Под методикой в широком смысле  слова обычно понимается совокупность  способов и правил целесообразно выполнения какой-либо работы подчиненных. В анализе хозяйственной деятельности предприятия методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия, определенным образом достижению цели анализа. Различают общую и частные методики.

               Общую методику понимают как систему  исследования, которая одинаково используется при изучении различных объектов анализа во всех отраслях экономики. Частные методики конкретизируют общую в зависимости от отрасли экономики, типа производства или объекта исследования.

                 Любая методика анализа содержит  такие моменты, как:

  • цели  и задачи анализа;
  • объекты анализа;
  • системы показателей, с помощью которых будет исследоваться каждый объект анализа;
  • описание способов исследования изучаемых объектов;
  • источники данных для анализа;
  • указания по организации анализа;
  • указания по оформлению результатов анализа;
  • потребители результатов анализа.

В качестве важнейшего элемента методики АХД выступают технические приемы  и методы анализа. Среди них можно выделить традиционные и нетрадиционные.

К традиционным методам и приемам можно отнести:

    • горизонтальный (трендовый) метод;
    • вертикальный (структурный) метод;
    • метод сравнения;
    • метод группировки;
    • балансовый метод;
    • графический метод;
    • методы и приемы факторного анализа.

                К нетрадиционным методам и приемам можно отнести:

  • методы и приемы функционально-стоимостного анализа;
  • методы и приемы маржинального анализа;
  • эвристические методы и приемы;
  • методы линейного программирования.

Остановимся более подробно на характеристики некоторых из них.

Метод сравнения предусматривает  сопоставление:

    1. фактических значений показателей с плановыми для определения степени их выполнения;
    2. отчетных показателей с такими же показателями за предшествующий период для определения размера, характера и темпов изменения анализируемых объектов;
    3. достигнутых результатов со среднеотраслевыми показателями для определения места, занимаемого предприятиями в отраслевой группе и др.

                Метод группировки (аналитическая группировка показателей) по определенным признакам применяется, когда изучаемая совокупность включает множество объектов.

Балансовый метод используется для определения суммарного влияния  факторов на обобщающий показатель. Балансовое сопоставление влияния факторов производится при сравнении различных сторон одного и того же объекта. Этот способ является также средством счетной проверки правильности производственных расчетов, так как нарушение равенства свидетельствует о наличии ошибки.

Графический метод применяется  в основном для того, чтобы сделать  более выразительными и понятными  тенденции и связи изучаемых  показателей. Графическое изображение анализируемых показателей и процессов может быть линейным, столбиковым, круговым, объемным, координатным и др. График независимо от способа его построения должен соответствовать экономической сущности и направлению изменения отражаемых показателей, быть простым, точным, наглядным, масштабным, иметь объяснение смысла линий, расцветок, штриховок, названия показателей и т.д.

Методы линейного программирования применяются для решения многих экстремальных задач, которое сводится к нахождению максимума и минимума некоторых функций переменных величин. Методы линейного программирования основаны на решении линейных уравнений, когда зависимость между изучаемыми явлениями строго функциональна. В экономике с помощью этих методов может исчисляться оптимальная общая производительность оборудования, решаться задачи оптимального распределения имеющихся ресурсов, транспортные задачи.

                  Эвристические методы (методы «мозговой  атаки», «мозгового штурма», «Дельфи») основаны на результатах опыта,  интуиции, экспертных оценок  и  применяются как для прогнозирования  их дальнейшего развития.

         Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения  и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

В анализе хозяйственной  деятельности факторы - движущие силы, оказывающие положительное или  отрицательное влияние на хозяйственные процессы и результаты хозяйственной деятельности.

По степени воздействия  на результаты хозяйственной деятельности факторы делятся на основные и  второстепенные. К основным относятся  те факторы, которые оказывают решающее воздействие на результативный показатель. Второстепенными считаются те, которые не оказывают решающего воздействия на результаты хозяйственной деятельности в сложившихся условиях. Следует отметить, что один и тот же фактор в зависимости от обстоятельств может  быть и основным, и второстепенным.

Одним из способов систематизации факторов является создания факторных  систем. Создать факторную систему  – значит представить изучаемое  явление в виде алгебраической суммы, частного или произведения нескольких факторов, определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости.

Основными методами и приемами факторного анализа является метод элиминирования и индексный метод.

Элиминирование применяется  в том случае, когда необходимо условно устранить воздействие на обобщающий показатель всех факторов за исключением одного или нескольких основанных, влияние которых на изучаемый объект и определяется.

  Наиболее распространенными  вариантами элиминирования  являются методы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц.

Замена базисного частного показателя фактическим называется подстановкой, а способ, с помощью  которого эти замены производятся, методом цепных подстановок. Число подстановок равно числу частных показателей, а число расчетных позиций на единицу больше за счет наличия исходных данных. Фактор, влияние которого необходимо определить, рассматривается как переменный, а все другие по отношению к нему – как постоянные. Результат влияния определяется  разностью между полученной расчетным путем величиной обобщающего показателя и его предшествующим значением.

Метод  абсолютных разниц предусматривает расчет влияния  каждого фактора по абсолютному  отклонению его фактического значения от базисного (планового, проектного, среднеотраслевого, прогрессивного). Подстановка предусматривает замену базисного частного  показателя не полной величиной отчетного, а лишь алгебраическим отклонением отчетного показателя от базисного. Это позволяет без последующего исчисления разности обобщающих показателей определить влияние частного фактора на обобщающий показатель.

Метод относительных  разниц считается одним из самых  эффективных способов факторного анализа. Он применяется для  измерения  влияния факторов на прирост результативного  показателя, когда исходные данные содержат уже определенные ранее относительные приросты факторных показателей в процентах или коэффициентах.

Индексный метод основан  на относительных показателях динамики, пространственных сравнений, выполнения плана, выражающих отношение фактического уровня анализируемого показателя в отчетном периоде к его уровню в базисном периоде ( или к плановому или по другому объекту ).

                  Рассмотренные выше методы относятся  к детерминированному факторному  анализу, то есть анализу, в  котором связь факторов с результативными показателем носит функциональный характер. Кроме детерминированного анализа существует стохастический факторный анализ.  Он представляет собой методику исследования факторов, связь которых с результативным является вероятностной (корреляционной). К стохастическому относятся корреляционный анализ, дисперсионный анализ, многомерный факторный анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Основные  показатели, применяемые в анализе.

 

 

                 Комплексную систему показателей  финансово-хозяйственной деятельности предприятия  (систему аналитических показателей), можно представить в виде следующих  пунктов:

    • анализ имущественного положения;
    • анализ финансового положения;
    • оценка ликвидности и платежеспособности;
    • оценка деловой активности предприятия;
    • анализ рентабельности.

 

 

1. Анализ  имущественного положения

Необходимость проведения анализа обуславливается  стратегией и тактикой управления, конкретными целями предприятия на данный момент. Это определяет цель анализа, в зависимости от которой осуществляется выбор Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности вложения финансовых ресурсов в  имущество (активы) и рациональности структуры имущества. В процессе функционирования предприятия и величина активов, и их структура претерпевают постоянные изменения.

Имущественный потенциал предприятия оценивается по следующим показателям:

1) Общая  стоимость имущества предприятия.

Общая стоимость  имущества предприятия - это сумма  хозяйственных средств, находящихся в его распоряжении. Этот показатель дает обобщенную стоимостную оценку имущества, числящегося на балансе предприятия. Рост этого показателя в динамике свидетельствует о наращивании имущественного потенциала.

2) Темп  прироста имущества = (стоимость имущества на конец отчетного периода - стоимость имущества на начало отчетного периода) : стоимость имущества на начало отчетного периода Х 100%.

  Увеличение  этого показателя в динамике  рассматривается как положительная тенденция.

Структура имущества предприятия оценивается по следующим показателям:

1) Стоимость  внеоборотных средств (основных  средств и нематериальных активов) и их удельный вес в стоимости имущества предприятия. Внеоборотные средства еще называют иммобилизованными активами.

 Уд.вес иммоб.активов =  (стоимость внеоборотных активов / стоимость имущества) х 100%

2) Стоимость  оборотных средств (ОА) предприятия и их удельный вес в стоимости имущества (или коэффициент мобильности оборотных средств).

 Уд.вес оборотных  активов = (стоимость оборотных  активов / стоимость имущества) х 100%=

  

На современном  этапе для большинства предприятий  характерен исключительно низкий удельный вес иммобилизованных (внеоборотных) активов.

На практике считается, что если удельный вес  оборотных активов в имуществе предприятия превышает 60%, то предприятие может быть отнесено к разряду потенциально способных приспособиться к рыночным отношениям, так как оборотные активы предприятия значительно быстрее, чем внеоборотные активы, превращаются из иных форм в денежную форму, т.е. являются более ликвидными.

Структуру оборотных средств предприятия характеризуют следующие показатели:

1) Стоимость  материальных оборотных активов  (МОА) и их удельный вес в стоимости оборотных средств предприятия.

МОА – это  сырье, материалы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, затраты в незавершенном производстве, готовая продукция, расходы будущих периодов, прочие .

Уд.вес МОА = (сумма МОА / сумма ОА) х 100%

  

2) Сумма  дебиторской задолженности (ДЗ) и ее удельный вес в стоимости оборотных активов

            Уд.вес ДЗ =  (сумма ДЗ / сумма  ОА) х 100%

  

3) Величина  денежных средств и краткосрочных  финансовых вложений (ДС и КФВ) и их удельный вес в стоимости оборотных средств предприятия (или коэффициент стабильности оборотных средств).

Информация о работе Анализ финансового состояния деятельности предприятия №3