Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:54, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что анализ финансовых результатов необходим руководству организации для принятия грамотных финансовых и управленческих решений, а также разработки мероприятий по развитию организации в будущем. Кроме того, прибыль как конечный финансовый результат выступает важнейшим фактором стимулирования предпринимательской и производственной деятельности, финансовой основой ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива отдельного предприятия и всего населения страны. За счет прибыли обновляются основные фонды, расширяются масштабы производства, создаются предпосылки для роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, мы рассмотрели все возможные факторы, которые могли бы повлиять на сложившийся финансовый результат деятельности ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» за исследуемый период. Выделили факторы, которые оказали как положительное, так и отрицательное влияние на конечный финансовый результат деятельности, рассчитали количественные значения их влияния. Но так как прибыль является абсолютным показателем эффективности деятельности предприятия, и для более объективной оценки эффективности работы организации необходимо использовать наряду с абсолютными и относительные показатели. И поэтому с этой целью необходимо рассчитать показатели рентабельности, что и будет сделано в следующем пункте дипломной работы.
2.3 Анализ рентабельности предприятия
Для характеристики экономической эффективности работы ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» и оценки значимости ее финансовых результатов воспользуемся относительными показателями рентабельности, или прибыльности (доходности) предприятия.
Рентабельность - это степень доходности, выгодности, прибыльности бизнеса. Она измеряется с помощью целой системы относительных показателей, характеризующих эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, выгодность производства отдельных видов продукции или продажи отдельных видов товаров. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, идентифицируют окончательные результаты деятельности, потому что их величина отражает соотношение эффекта с вложенным капиталом или потребленными ресурсами. Экономический смысл показателей рентабельности – сколько получено прибыли с каждого рубля вложенных средств. Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) Показатели, базирующиеся на затратном
подходе (рентабельность
2) Показатели, характеризующие прибыльность продаж (валовая рентабельность продаж, чистая рентабельность продаж);
3) Показатели, в основе которых
лежит ресурсный подход (рентабельность
активов, рентабельность
Для анализа рентабельности ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» воспользуемся данными таблицы 12. Информационной базой для которой, послужили данные бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» за исследуемый период 2011 – 2013г.
Таблица 12 – Динамика изменения показателей рентабельности ООО «Оренбургская промышленная лаборатория»
Показатели |
2009 г. |
2010 г. |
2011г. |
Выручка от реализации продукции, т. р. |
38 083 |
74 759 |
79 955 |
Полная себестоимость |
38 302 |
72 511 |
78 115 |
Прибыль (убыток) от реализации продукции, т. р. |
(219) |
2 248 |
1 840 |
Чистая прибыль, т. р. |
(467) |
153 |
60 |
Средняя величина активов, т. р. |
21 937 |
29 247 |
34 918 |
Средняя величина внеоборотных активов, т. р. |
7 724 |
7 456 |
9 357 |
Средняя величина собственного капитала, т. р. |
13 908 |
14 070 |
14 130 |
Рентабельность |
-0,57 |
3,1 |
2,36 |
Рентабельность продаж, % |
-0,58 |
3,01 |
2,3 |
Рентабельность активов, % |
-2,13 |
0,52 |
0,17 |
Рентабельность внеоборотных активов, % |
-6,05 |
2,05 |
0,64 |
Рентабельность оборотного капитала, % |
-3,29 |
0,7 |
0,23 |
Рентабельность собственного капитала, % |
-3,36 |
1,09 |
0,42 |
Рентабельность инвестиций, % |
-2,47 |
0,65 |
0,23 |
1 Рентабельность производственной деятельности или окупаемость затрат предприятия исчисляется путем отношения прибыли от реализации продукции к сумме затрат по производству и сбыту продукции.
Rз = Прп / З 100 %, (5)
где Rз - рентабельность производственной деятельности, %;
Прп – прибыль от продаж, т. р.;
З – затраты на производство и сбыт продукции, т. р.
Rз 2011г. = -219 / 38 302 100% = - 0,57 %;
Rз 2012г. = 2 248 / 72 511 100% = 3,1 %;
Rз 2013г. = 1 840 / 78 115 100% = 2,36 %.
Расчет данного показателя показал, что каждый рубль затрат на производство и сбыт продукции принес предприятию прибыль в размере 3 копеек в 2010 году и 2 копеек в 2011 году.
2 Рентабельность продаж рассчитывается путем деления прибыли от реализации продукции на сумму полученной выручки от реализации.
Rрп = Прп / ВР 100 %, (6)
где Rрп – рентабельность продаж, %;
Прп – прибыль от продаж, т. р.;
ВР – выручка от реализации, т. р.
Rрп 2011г. = -219 / 38 083 100% = - 0,58 %;
Rрп 2012г. = 2 248 / 74 759 100% = 3,01 %;
Rрп 2013г. = 1 840 / 79 955 100% = 2,3 %.
Таким образом, в 2012 году на каждый рубль реализованной продукции прибыль составила 3 копеек, а в 2011 году 2 копеек.
3 Рентабельность активов (имущества) исчисляется отношением чистой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости имущества (валюте баланса).
Rа
= Пч / А
100 %,
где Rа – рентабельность активов, %;
Пч – чистая прибыль, т. р.;
А – валюта баланса, т. р.
Rа 2011г. = -467 / 21 937 100% = - 2,13 %;
Rа 2012г. = 153 / 29 247 100% = 0,52 %;
Rа 2013г. = 60 / 34 918 100% = 0,17 %.
Данный показатель показывает эффективность использования всего имущества предприятия. В 2013 году чистый убыток предприятия составил 467 тысяч рублей, а с каждого рубля, вложенного в активы, предприятие получило убыток в размере 2 копеек.
4 Рентабельность внеоборотных активов определяется отношением балансовой прибыли предприятия к средней стоимости внеоборотных активов.
Rвна = П / ВНА 100 %, (8)
где Rвна - рентабельность внеоборотных активов, %;
П – балансовая прибыль, т. р.;
ВНА – внеоборотные активы, т. р.
Rвна 2011г. = -467 / 7 724 100% = - 6,05 %;
Rвна 2012г. = 153 / 7 456 100% = 2,05 %;
Rвна 2013г. = 60 / 9 357 100% = 0,64 %.
Таким образом, на единицу стоимости основных средств и прочих внеоборотных активов ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» в 2011 году имеет убыток 6 копеек, а в 2012 году имеет 2 копеек прибыли.
5 Рентабельность оборотного капитала рассчитывается отношением чистой прибыли предприятия к средней величине оборотных активов.
Rоа = Пч / ОА 100 %, (9)
где Rоа - рентабельность оборотного капитала, %;
Пч – чистая прибыль, т. р.;
ОА – оборотные активы, т. р.
Rоа 2011г. = -467 / 14 213 100% = - 3,29 %;
Rоа 2012г. = 153 / 21 791 100% = 0,7 %;
Rоа 2013г. = 60 / 25 561 100% = 0,23 %.
Показатель
рентабельности оборотного капитала показывает
эффективность использования
6 Рентабельность собственного капитала рассчитывается отношением чистой прибыли предприятия к средней величине собственного капитала.
Rск
= Пч / СК
100 %,
где Rск – рентабельность собственного капитала, %;
Пч – чистая прибыль, т. р.;
СК – средняя величина собственного капитала, т. р.
Rск 2011г. = - 467 / 13 908 100% = - 3,36 %;
Rск 2012г. = 153 / 14 070 100% = 1,09 %;
Rск 2013г. = 60 / 14 130 100% = 0,42 %.
Результаты расчета данного показателя по исследуемому предприятию показали, что в 2013 году каждый рубль собственных средств предприятия теряет 3 копейки чистой прибыли, а в 2012 году приобретает 1 копейку на каждый рубль собственных средств.
7 Рентабельность инвестиций отражает эффективность использования средств, инвестированных в предприятие.
Rи = П / (СК + ДО) 100 %, (11)
где Rи – рентабельность инвестиций, %;
СК - величина собственного капитала, т. р.;
ДО – долгосрочные обязательства, т. р.
Rи 2011г. = - 467 / (13 908 + 5000) 100%= - 2,47 %;
Rи 2012г. = 153 / (14 070 + 9500) 100% = 0,65 %;
Rи 2013г. = 60 / (14 130 + 11 750) 100% = 0,23 %.
Таким образом, каждый рубль средств, вложенных в предприятие (как собственных, так и заемных), в 2013 году имел убыток 2 копейки.
Рассмотрим рассчитанные показатели рентабельности в динамике, для характеристики изменений в эффективности работы ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» за анализируемый период. Для этого используем данные таблицы 13.
Рассматривая динамику показателей рентабельности, можно сказать, что в 2012 году показатели имеют резко положительную тенденцию. Так, с увеличением прибыли в 2012 году на предприятии меняется рентабельность продаж, ее рост составил 418,97 %. Также значительный рост в 2012 году наблюдался относительно рентабельности производственной деятельности, данный показатель возрос на 443,86 %, что является положительным моментом так как отражает увеличение чистой прибыли приходящейся на рубль затрат на производство.
Таблица 13 – Динамика изменения показателей рентабельности (убыточности) за 2011 – 2013г.
Показатели |
2011 г. |
2012г. |
2013г. |
Отклонение |
Темп роста | ||
2013г. от 2011 г. |
2011г. от 2012г. |
2013г. к 2011 г. |
2013г. к 2012г. | ||||
Рентабельность |
-0,57 |
3,1 |
2,36 |
3,67 |
-0,74 |
543,86 |
76,13 |
Рентабельность продаж, % |
-0,58 |
3,01 |
2,3 |
3,59 |
-0,71 |
518,97 |
76,41 |
Рентабельность активов, % |
-2,13 |
0,52 |
0,17 |
2,65 |
-0,35 |
409,62 |
32,69 |
Рентабельность внеоборотных активов, % |
-6,05 |
2,05 |
0,64 |
8,1 |
-1,41 |
295,12 |
31,22 |
Рентабельность оборотного капитала, % |
-3,29 |
0,7 |
0,23 |
3,99 |
-0,47 |
470 |
32,86 |
Рентабельность собственного капитала, % |
-3,36 |
1,09 |
0,42 |
4,45 |
-0,67 |
308,26 |
38,53 |
Рентабельность инвестиций, % |
-2,47 |
0,65 |
0,23 |
3,12 |
-0,42 |
380 |
35,38 |
Увеличение рентабельности активов ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» в 2012 году на 109,62 % свидетельствует о растущем спросе на продукцию предприятия. Эффективность внеоборотного капитала повысилась на 195,12 %, что отражает увеличение масштаба бизнеса. Относительно рентабельности оборотного капитала можно сказать, что увеличение показателя в 2010 году с - 3,29 % до 0,7 % показывает повышение эффективности использования оборотного капитала организации и уменьшение вероятности возникновения сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, понижение степени коммерческого риска. Рентабельность собственного капитала и рентабельность инвестиций также имеют большой темп роста в 2012 году, 208,26 % и 280 %, что свидетельствует о повышении эффективности использования капитала организации. В 2013 году наблюдается обратная тенденция, все показатели рентабельности, рассчитанные по исследуемому предприятию, не имеют роста. Значительное снижение значений всех показателей в 2013 году произошло в основном за счет снижения показателей прибыли. Так, например, рентабельность внеоборотных активов имеет самое резкое снижение, которое составило 68,88 %, в наименьшей степени снизился показатель рентабельности продаж, на 23,59 %.
Так как, рентабельность активов это индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств, то проведем более подробный анализ данного показателя.
Для анализа рентабельности активов ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» используем мультипликативную модель, широко известную в экономической литературе как модель «Дюпон», в соответствии с которой коэффициент рентабельности используемых активов представляет собой произведения коэффициента рентабельности продажи товаров и коэффициента оборачиваемости используемых активов.
Рассмотрим следующую модель рентабельности активов:
,
где Ra – рентабельность активов, %;
Пч – чистая прибыль от продажи товаров, т. р.;
S– объем продаж, т. р.;
C–себестоимость проданных
Ac– средняя стоимость активов организации за отчетный год, т. р.;
Оа – оборотные активы, т. р.;
Z – запасы, т. р;
Х = S / C - доля продаж, приходящаяся на 1 руб. полной себестоимости;
Y = Oa / A – доля оборотных активов в формировании активов;
H = Z / Oa – доля запасов в формировании оборотных активов;
L = C / Z – оборачиваемость запасов.
Первый фактор этой модели говорит
о ценовой политике организации,
он показывает ту базовую наценку, которая
заложена непосредственно в цене
реализуемой продукции. Второй и
третий факторы показывают структуру
активов и оборотных активов,
оптимальная величина которых дает
возможность экономить
Информация о работе Анализ финансового состояния организации