Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 11:54, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается в том, что анализ финансовых результатов необходим руководству организации для принятия грамотных финансовых и управленческих решений, а также разработки мероприятий по развитию организации в будущем. Кроме того, прибыль как конечный финансовый результат выступает важнейшим фактором стимулирования предпринимательской и производственной деятельности, финансовой основой ее расширения, удовлетворения социальных и материальных потребностей трудового коллектива отдельного предприятия и всего населения страны. За счет прибыли обновляются основные фонды, расширяются масштабы производства, создаются предпосылки для роста эффективности производства, повышения конкурентоспособности предприятия.
Для оценки влияния каждого из факторов на конечный финансовый результат проведем факторный анализ данной модели для ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» методом цепных подстановок с использованием абсолютных разниц.
Математически это выглядит следующим образом:
;
;
;
,
где ΔRi – влияние i–го фактора на общее изменение рентабельности активов,
факторы с индексом 1 относятся к текущему периоду,
факторы с индексом 0 – к предыдущему.
Необходимые данные для проведения анализа возьмем из бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» за 2011-2013 г. г. (Приложение Б, В, Ж, З, К, Л) и сформируем в таблице 14.
Таблица 14 - Оценка рентабельности активов ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» за 2011-2013 г. г.
Показатель |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Исходные данные | |||
Прибыль от продаж, т. р. (П) |
(219) |
2 248 |
1 840 |
Объем продаж, т. р. (S) |
38 083 |
74 759 |
79 955 |
Себестоимость реализованной продукции, т. р. (С) |
37 603 |
71 358 |
76 521 |
Средние остатки запасов, т. р. (Z) |
5 479 |
9 176 |
11 595 |
Средние остатки оборотных активов, т. р. (Оa) |
14 213 |
21 791 |
25 561 |
Средние остатки активов, т. р. (АC) |
21 937 |
29 247 |
34 918 |
Расчетные данные - факторы | |||
Выручка на 1 р. себестоимости, стр.2 : стр.3 (Х) |
1,013 |
1,048 |
1,045 |
Доля оборотных активов в формировании активов, стр.5 : стр.6 (Y) |
0,648 |
0,745 |
0,732 |
Доля запасов в формировании оборотных активов, стр.4 : стр.5 (H) |
0,385 |
0,421 |
0,454 |
Оборачиваемость запасов в оборотах, стр.3 : стр.4 (L) |
6,863 |
7,777 |
6,599 |
Рентабельность активов, (Ra) |
0,0223 |
0,1171 |
0,0987 |
Изменение рентабельности активов текущего года к предыдущему |
- |
+0,0948 |
-0,0184 |
Оценка влияния факторов на изменение рентабельности активов | |||
Выручка на 1 руб. себестоимости, Х |
- |
0,0599 |
-0,0073 |
Доля оборотных активов в формировании активов, У |
- |
0,0123 |
-0,0019 |
Доля запасов в формировании оборотных активов, H |
- |
0,0088 |
0,0085 |
Оборачиваемость запасов в оборотах, L |
- |
0,0126 |
-0,0163 |
Совокупное влияние всех факторов |
- |
0,0936 |
-0,017 |
Результаты вычислений показали, что выручка на 1 рубль себестоимости ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» в 2012году возросла с 1,013 до 1,048, а в 2013 году имеет незначительное снижение до 1,045, а доля оборотных активов в формировании активов в 2012 году выросла с 0,648 до 0,745, а в 2013 году – снизилась до 0,732. Это связано, с одной стороны, с тем, что снизилась доля внеоборотных активов в результате постепенного выбытия основных средств, увеличения суммы начисленного износа и низкого обновления оборудования. С другой стороны, это связано с изменением абсолютной оценки оборотных активов в результате изменения остатков запасов на складе.
Динамика показателя доли запасов в формировании оборотных активов свидетельствует о том, что в ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» происходит увеличение этой доли в 2012 году с 0,358 до 0,421, т.е. происходит увеличение оборотного капитала в запасах, что можно расценивать как отрицательную тенденцию снижения качества управления структурой оборотного капитала и общей эффективности производства. В 2013 году наблюдается такая же ситуация – доля запасов в формировании оборотных активов увеличилась до 0,454.
Четвертый показатель четырехфакторной модели - оборачиваемость запасов - показывает, сколько оборотов в течение отчетного года запасы совершают в процессе производства и продажи продукции предприятия. Чем больше этот показатель, тем лучше для организации, так как он свидетельствует об эффективности использования оборотного капитала. Запасы ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» в 2012 году составили более 42 % общей суммы оборотного капитала, и оборачиваемость запасов выросла с 6,863 оборотов в 2011 году до 7,777 в 2012 году, в 2013 году запасы составили 45 % и показатель снизился до 6,599 оборотов.
Чтобы более подробно оценить влияние каждого отдельного фактора на рентабельность активов ООО «Оренбургская промышленная лаборатория», необходимо провести факторный анализ, и результаты этого анализа представлены в заключительной части таблицы 10. На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.
Основным фактором, который повлиял на повышение рентабельности активов ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» в 2012 году, была оборачиваемость запасов в оборотах, в результате ее влияния рентабельность активов увеличилась на 1,26 %. В 2013 году наблюдается снижение рентабельности активов в ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» на 1,7 %. Основным фактором, который повлиял на снижение рентабельности активов, было также снижение оборачиваемости запасов в оборотах. Вследствие этого влияния рентабельность активов снизилась на 1,63 %. Изменение доли запасов в формировании оборотных активов оказало положительное влияние на рентабельность активов и составило 0,85 %.
Так как одним из важнейших показателей эффективности деятельности компании является показатель рентабельности продаж, потому что этот коэффициент показывает, какую сумму чистой прибыли получает предприятие с каждого рубля проданной продукции. Иными словами, сколько средств остается у предприятия после покрытия себестоимости продукции, выплаты процентов по кредитам и уплаты налогов. Показатель рентабельности продаж характеризует важнейший аспект деятельности компании - реализацию основной продукции, а также позволяет оценить долю себестоимости в продажах. Поэтому для более полного анализа этого показателя проведем его факторный анализ за период 2012 – 2013 г., с целью выявления причины его снижения, с помощью данных таблицы 15.
Таблица 15 - Факторный анализ рентабельности продаж ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» за 2012-2013 г. г.
Показатели |
2012 г. |
2013 г. |
Отклонения | |
(+; -) |
% | |||
Выручка, т. р. |
74 759 |
79 955 |
5 196 |
106,95 |
Прибыль от продаж, т. р. |
2 248 |
1 840 |
- 408 |
81,85 |
Рентабельность продаж, % |
3,01 |
2,3 |
- 0,71 |
- |
Из анализа данных таблицы 15 видно, что в 2013году выручка по сравнению с 2012 годом увеличилась на 5 196 тысяч рублей или на 6,95 %, но что в свою очередь не увеличило прибыль ООО «Оренбургская промышленная лаборатория», по этому показателю наоборот наблюдается снижение 18,15 %.
Эти изменения привели к снижению уровня рентабельности в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 0,71 %.
Проанализируем влияние выручки и прибыли на уровень рентабельности:
1) влияние выручки на уровень рентабельности:
Для оценки влияния выручки необходимо прибыль от продаж предыдущего года разделить на выручку отчетного года. И затем полученный показатель рентабельности продаж сравнить с показателем рентабельности предыдущего года.
2 248 / 79 955 = 0,028
изменение рентабельности:
0,028– 0,0301 = - 0,0021
2) влияние прибыли на уровень рентабельности:
Для определения влияния выручки на уровень рентабельности, необходимо прибыль от продаж отчетного года разделить на выручку отчетного года. И из полученного показателя рентабельности продаж вычесть скорректированный показатель рентабельности, полученный при оценки влияния выручки.
1 840 / 79 955 = 0,023
изменения рентабельности:
0,023– 0,028= - 0,005
Общее изменение рентабельности составит:
- 0,0028 + (-0,005) = - 0,0071 (0,71 %)
Из приведённых расчётов видно, что на снижение рентабельности отрицательное влияние оказало как изменение выручки, так и изменение прибыли. И в целом рентабельность продаж снизилась на 0,0071 (0,71 %).
Подводя итоги проведенного анализа рентабельности ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» за период 2011 – 2013г. можно сказать, что были рассчитаны показатели рентабельности, характеризующие доходность различных направлений деятельности предприятия, была рассмотрена динамика этих показателей за анализируемый период. Кроме того, был проведен факторный анализ рентабельности актив и рентабельности продаж. В результате выполнения, которого были выявлены причины изменения показателей за исследуемый период. И на основе проведенного анализа абсолютных и относительных показателей финансовых результатов предприятия, исследования факторов, оказавших непосредственное влияние на конечный финансовый результат деятельности можно перейти к следующему пункту, в котором попытаться разработать и предложить мероприятия по повышению рентабельности ООО «Оренбургская промышленная лаборатория».
3 Мероприятия по увеличению прибыли и рентабельности в ООО «Оренбургская промышленная лаборатория»
Проблема повышения финансовых
результатов является очень важной
для ООО «Оренбургская
Как показывает практика, существует
определенный набор наиболее эффективных
стратегий улучшения финансовых
результатов предприятия, которое
заключается, как уже сказано, в
увеличении его прибыльности в денежном
выражении и повышении
-
уменьшение себестоимости в
- внедрение новых технологий и оборудования;
- повышение качества продукции и оптимизация ассортимента;
- увеличение оборачиваемости оборотных средств;
-
совершенствование структуры
-
сокращение нереализованных
-
реализации основных фондов и
иного имущества предприятия.
Но следует учитывать, что,
увеличивая балансовую прибыль
предприятия, такого рода
Основными источниками резервов увеличения суммы прибыли в ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» являются:
-
увеличение объема продажи
-
снижение себестоимости
- повышение качества продукции;
- продажа ее на более выгодных рынках сбыта;
- повышение цен.
По итогам проведенного факторного анализа финансовых результатов выявлено следующее, что на снижение величины финансовых результатов в ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» в 2013 году наибольшее влияние оказали следующие факторы:
- небольшой рост объема продаж;
- изменение структуры
- рост себестоимости продукции;
- увеличение величины
Основной фактор повышения прибыли в ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» и рентабельности является увеличение объемов продажи продукции.
Так как основной фактор повышения прибыли в ООО «Оренбургская промышленная лаборатория» и рентабельности является увеличение объемов продажи товаров.
Сумму резерва роста прибыли за счет увеличения объема продукции можно рассчитать по формуле:
, (14)
Информация о работе Анализ финансового состояния организации