Анализ финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия являются данные финансовой отчетности. Ведь для того, чтобы принять решение, необходимо проанализировать обеспеченность финансовыми ресурсами, целесообразность и эффективность их размещения и использования, платежеспособность предприятия, его финансовые взаимоотношения с партнерами.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….
1. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия……
1.1 Сущность и значение анализа финансового состояния ………………..
1.2 Цели, задачи и информационные источники финансового анализа…..
1.3 Виды и методы финансового анализа… ………………………………….
1.4 Система показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия…………………………………………………………………….
2. Анализ финансового состояния ОАО «Акрон»………………………………..
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия………
2.2 Анализ структуры актива и пассива баланса……….…………………
2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности…………………………..
2.4 Анализ финансовых результатов………………………………………..
2.5 Балльная оценка финансовой устойчивости……………………………
2.6 Оценка вероятности банкротства …………………………………………
2.7 Пути улучшения финансового состояния предприятия ОАО «Акрон»………………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………...
Библиографический список..……………………………………………………..

3
6
6
9
11

16
28
28
32
37
39
42
43

44
49
51

Файлы: 1 файл

курсовая Экономический анализ (2).doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

В целом, чем выше показатель оборачиваемости  запасов, тем меньше средств связано  в этой наименее ликвидной статье оборотных средств, тем более  ликвидную структуру имеют оборотные  средства и тем устойчивее финансовое положение предприятия (при прочих равных условиях). Особенно актуально повышение оборачиваемости и снижение запасов при наличии значительной задолженности в пассивах компании. В этом случае давление кредиторов может очутиться прежде, чем можно будет что-либо предпринять с этими запасами, особенно при неблагоприятной конъюнктуре.

Рентабельность – это показатель, характеризующий экономическую  эффективность. Экономическая эффективность  – относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или  ресурсами, использованными для достижения этого эффекта.

Существует множество коэффициентов  рентабельности, использование каждого  из которых зависит от характера  оценки эффективности финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. От этого  в первую очередь зависит выбор  оценочного показателя (прибыли), используемого в расчетах. Зачастую используется четыре различных показателя: валовая прибыль, операционная прибыль, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

В зависимости от того, с чем  сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют две группы коэффициентов рентабельности:

– рентабельность инвестиций (капитала);

– рентабельность продаж.

Рентабельность инвестиций (капитала).

В этой группе коэффициентов рентабельности рассчитывается два основных коэффициента: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала.

1) Рентабельность совокупного капитала (ROA) характеризует уровень прибыли,  генерируемой всеми активами  предприятия, находящимися в его  использовании по балансу.

Этот коэффициент рассчитывается следующим образом:

,                                (10)

2) Рентабельность собственного  капитал (ROE) рассчитывается по  формуле:

,                                     (11)

Этот показатель представляет интерес для имеющихся и потенциальных  собственников и акционеров. Рентабельность собственного капитала показывает, какую  прибыль приносит каждая инвестированная  собственниками капитала денежная единица.  Он является основным показателем, используемым для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

3) Рентабельность продаж  показывает, насколько эффективно  и прибыльно предприятие ведет  свою операционную (производственно-коммерческую) деятельность. При оценке рентабельности продаж на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитываются коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом или по отдельным ее видам. Как и в случае с рентабельностью капитала, существует множество показателей оценки рентабельности продаж, многообразие которых обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитывается три показателя рентабельности продаж.

3.1) Валовая рентабельность  реализованной продукции:

,                                     (12)

Коэффициент валовой  прибыли показывает эффективность  производственной деятельности предприятия, а также эффективность политики ценообразования.

3.2) Операционная рентабельность  реализованной продукции:

,                         (13)

Операционная прибыль  – это прибыль, остающаяся после  вычета из валовой прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов. Этот коэффициент показывает рентабельность предприятия после вычета затрат на производство и сбыт товаров.

Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности. Если, например, на протяжении ряда лет валовая рентабельность существенно не изменялась, а показатель операционной рентабельности постепенно снижался, то причина кроется, скорее всего, в увеличении расходов по статьям административных и сбытовых расходов.

3.3) Операционная рентабельность  реализованной продукции:

,                                                   (14)

В отечественной практике чаще всего используется именно показатель чистой рентабельности реализованной  продукции. Неизменность на протяжении какого-либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным  снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность.

 

2. Анализ финансового  состояния ОАО «Акрон»

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

 

ОАО «Акрон» — один из ведущих производителей минеральных удобрений в России и мире. Продукции включает удобрения сложные (NPK и сухие смеси), и азотные удобрения (карбамид, аммиачная селитра и карбамидо-аммиачная селитра). Основными рынками сбыта Группы являются Россия, Китай и страны Азии, Латинская Америка, Европа и страны бывшего СССР.

 Основные предприятия группы включают ОАО «Акрон» (Россия, Великий Новгород), ОАО «Дорогобуж» (Россия,Смоленская область) и «Хунжи-Акрон» (Китай, провинция Шаньдун). Транспортная-логистика Группы «Акрон»это парк из собственных железнодорожных вагонов и три перевалочных терминала в балтийских портах в Калининграде (Россия),Силламяэ и Мууга (Эстония). Группа владеет собственными сбытовыми сетями в России и Китае. Персонал группы «Акрон» насчитывает более 13 тысяч человек.

Открытое акционерное  общество «Акрон» учреждено в  соответствии с указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992 года № 721 в результате преобразования Новгородского ПО «Азот», зарегистрированного решением администрации города Новгорода от 09.12.91 г. № 99-рг, и является правопреемником вышеуказанного предприятия по всем имущественным правам и обязанностям.

Открытое акционерное  общество «Акрон» зарегистрировано распоряжением администрации города Новгорода 19.11.92 г. № 3835рз.

Местонахождение и почтовый адрес Общества: 173012, Российская Федерация, г. Великий Новгород.

ОАО «Акрон» является юридическим лицом по действующему законодательству Российской Федерации, имеет самостоятельный баланс, расчетные, валютные и другие счета.

Текущая производственная, инвестиционная и финансовая деятельность Общества характеризуется технико-экономическими показателями, представленными в таблице 1.

Таблица 1 Основные технико-экономические  показатели

Наименование

2010 год

2011 год

Отклоне-ние

Темп роста, %

Темп прироста, %

1. Производство продукции

         

1.1. Производство минеральных удобрений  в пересчете на 100 % пит. в-в.,тыс.т

964

991

27

102,8

2,8

1.2. Производство минеральных удобрений  в физическом весе (всего без

внутреннего потребления)., тыс.т

2269

2345

76

103,3

3,3

1.3. Производство аммиака., тыс.т

1108

1103

-5

99,5

-0,5

1.4. Производство продукции органического  синтеза в физ.весе (всего)., тыс.т

371

399

28

107,5

7,5

1.5. Производство продукции неорганической химии в физ.весе (всего)., тыс.т

2368

2522

154

106,5

6,5

2. Отгрузка продукции

         

2.1. Отгрузка минеральных удобрений  в физическом весе (всего)., тыс.т

2261

2356

95

104,2

4,2

2.2. Отгрузка минеральных удобрений  в 100% пит. в-в., тыс.т

960

997

37

103,8

3,8

2.3. Отгрузка аммиака., тыс.т

226

160

-66

70,8

-29,2

2.4. Отгрузка продукции органического  синтеза в физ.весе (всего) ., тыс.т

183

190

7

103,8

3,8

2.5. Отгрузка продукции неорганической  химии (всего)., тыс.т

552

600

48

108,7

8,7

3. Выручка от продажи товаров,  работ и услуг., млн. руб.

22752

33246

10494

146,1

46,1

4. Затраты на 1 рубль отгруженной  продукции., руб./руб.

0,72

0,59

-0,13

81,9

-9,1

5. Прибыль от продаж., млн. руб.

6445

13772

7327

213,7

113,7

6. Прибыль до налогообложения.,

7180

16931

9751

235,8

135,8

7. Чистая прибыль отчетного периода., млн. руб.

5123

14012

8889

273,5

173,5

8. EBITDA *)., млн. руб.

6887

14256

7369

206,9

106,9

9. Рентабельность продаж (прибыль  от продаж к выручке), %

28

41

13

146,4

46,4

10. Производительность труда., тыс.

руб./чел

6121

8740

2619

142,8

42,8

11. Численность персонала., чел.

3717

3804

87

62,1

-37,9

12. Инвестиции – всего., млн. руб.

2426

20449

18023

842,9

742,9

13. Уплачено налогов., млн. руб.

1947

4731

2784

242,9

142,9


Оценка результатов  деятельности ОАО «Акрон» за 2011 год  позволяет сделать следующие выводы: благоприятная ситуация на рынке продукции, которую производит и продает компания, обеспечила рост показателей к уровню 2010 года.

Выпуск минеральных  удобрений достиг максимальной величины за всю историю предприятия. Отгрузка удобрений возросла на 4,2% к уровню предыдущего года.

 Выручка в 2011 году  увеличилась относительно предыдущего  года почти в полтора раза, а прибыль от продаж – в  2 раза. В отчетном году Общество продолжило осуществление намеченной инвестиционной программы. Произошел почти двукратный рост капитальных вложений в развитие производства. На эти цели было израсходовано около 3 млрд. рублей.

ОАО «Акрон» осуществляет свою деятельность по четырем основным направлениям, приоритетным из которых является производство и реализация минеральных удобрений. Для обеспечения производства удобрений сырьем, ОАО «Акрон» выпускает аммиак, большая часть которого используется для собственных нужд, излишки реализуются на рынке. Кроме аммиака и удобрений Общество производит продукцию органического синтеза и неорганической химии.

В отчетном году произведено 2 345 тыс. т минеральных удобрений  в физическом весе и 2 269 тыс. т в 2010 году. Или 103% к уровню предыдущего года. Рост имел место по всем видам удобрений, кроме карбамида.

Объем производства аммиака  в 2011 году составил 1 103 тыс. т, а в 2010 году 1108 тыс.т. Снижение к 2010 году – 0,5%.

Производство продукции  органического синтеза в физ.весе в 2010 году – 371тыс.т, в 2011 году – 379 тыс.т (темп прироста составил 7,5%).

Производство продукции  неорганической химии в физ.весе в целом вырос на 6,5% по сравнению  с 2010 годом в основном за счет увеличения выпуска аммиачной селитры для  технических целей.

В 2011 году реализовано 2 356 тыс. т минеральных удобрений в физическом весе, что на 95 тыс. т больше, чем в 2010 году.

Продажи аммиака уменьшились на 66 тыс. т или на 29% ( в 2010 году – 226 тыс.т, в 2011 году – 106 тыс.т)

Объемы продаж продукции  органического синтеза в отчетном периоде по сравнению с 2010 годом увеличились на 7 тыс. т или на 3,8% ( 2010 год – 183 тыс.т, в 2011 году – 190 тыс.т).

Затраты на 1 рубль отгруженной  продукции в 2010 году составили -0,72, а в 2011 году – 0,59 руб., снижение относительно уровня 2010 года – на 9,1%.

Прибыль от продаж продукции (работ и услуг) за 2011 год получена в сумме 13 772 млн. рублей, за 2010 года – 6 445 млн. рублей, т.е. прибыль увеличилась по сравнению с прошлым годом более чем в 2 раза.

Прибыль до налогообложения  получена в сумме 16 930 млн. руб. против 7 180 млн. руб. в 2010 году. Увеличение составило 9 750 млн. руб. или 135 %.

В результате, чистая прибыль  по итогам 2011 года выросла относительно 2010 года в 2,7 раза и составила 14 012 млн. рублей.

Рентабельность продаж увеличилась на 13% в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Увеличение с 28% до 41%.

Производительность труда  также увеличилась. В 2010 году показатель составил 6121 тыс. руб./чел, а в 2011 году 8740 тыс. руб./чел. Увеличение составило 42,8 %.

Численность персонала уменьшилась в отчетном году по сравнению с 2010 годом на 37,9 %.

Отчетный 2011 год стал рекордным за последнее десятилетие  по размеру инвестиций в техническое  развитие предприятия. Их размер в 2011 году составил 20449 млн.руб. Что на 18023 млн.руб. больше, чем в 2010 году.

Показатель уплачено налогов увеличился на 2784 млн.руб. или  на 142,9 % (с 1947 млн.руб.в 2010 году до 4731 млн.руб. в 2011 году)

 

2.2 Анализ структуры актива и пассива баланса

 

Проанализируем структуру  активов предприятия за 2010 и 2011 годы. Результаты анализа приведены в таблице 2.

Таблица 2 Анализ структуры актива баланса за 2010-2011 гг. ОАО «Акрон»

Наименование показателя

2010 г.

2011 г.

Отклонение

Абсолют.

Уд.вес,%

Абсолют.

Уд.вес,%

Абсолют.

Уд.вес,%

1. Внеоборотные активы

56589329

 

65714606

 

9125277

 

Нематериальные активы

3212

0,00

2284

0,00

-928

0,00

Основные средства

6995214

9,68

8222085

9,09

1226871

-0,60

Финансовые вложения

49578458

68,63

57458302

63,50

7879844

-5,13

Отложенные налоговые активы

0

0,00

18603

0,02

18603

0,02

Прочие внеоборотные активы

12445

0,02

13332

0,01

887

0,00

2. Оборотные активы

15654208

 

24775317

 

9121109

0,00

Запасы

3123607

4,32

3128344

3,46

4737

-0,87

Налог на добавленную стоимость  по приобретенным ценностям

473023

0,65

524910

0,58

51887

-0,07

 

6906185

9,56

8823274

9,75

1917089

0,19

Дебиторская задолженность

Финансовые вложения (за исключением  денежных эквивалентов)

3710223

5,14

11605312

12,82

7895089

7,69

Денежные средства и денежные эквиваленты

1345036

1,86

657923

0,73

-687113

-1,13

Прочие оборотные активы

96134

0,13

35554

0,04

-60580

-0,09

АКТИВЫ ВСЕГО

72243537

100

90489923

100

18246386

0

Информация о работе Анализ финансового состояния предприятия