Анализ финансово-экономической деятельности ОАО «Сыктывкарский ЛВЗ».

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта: анализ финансово-экономической деятельности ОАО «Сыктывкарский ЛВЗ».
Задачи курсового проекта:
Изучить теоретические основы финансового анализа;
Изучить общую направленность деятельности предприятия;
Рассмотреть вопрос технологии производства;
Провести анализ финансового положения предприятия;
На основе проведенного анализа предположить пути улучшения финансового состояния предприятия.

Файлы: 1 файл

курсач готовый.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

Чаще других используются методы дисконтирования, машинной имитации, корреляционно-регрессионного анализа, факторного анализа, обработки рядов  динамики и др.

Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и  идентифицировать взаимосвязи между основными показателями. Можно выделить три основных типа моделей: дескриптивные, предикативные и нормативные.

Дескриптивные модели известны также, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности.

Предикативные модели – это модели предсказательного, прогностического характера, используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния. Наиболее распространенными из них являются: расчет точки критического объема продаж, построение прогностических финансовых отчетов, модели динамического анализа (жестко детерминированные факторные модели и регрессионные модели), модели ситуационного анализа.

Нормативные модели позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т. п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов. Анализ в значительной степени базируется на применении жестко детерминированных факторных моделей.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это  дедуктивный метод, то есть от общего к частному, но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Практика финансового  анализа уже выработала основные виды анализа (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

  • горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;
  • вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
  • трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т. е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
  • анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
  • сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
  • факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным (синтез),когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

На практике чаще использоваться дескриптивная модель, т. е. модель описательного  характера, в рамках которой применимы следующие методы и направления анализа:

  • вертикальный и горизонтальный анализ отчетности – выражением данного метода является построение сравнительного аналитического баланса;
  • построение системы аналитических коэффициентов, на основе которых будут рассматриваться финансовая устойчивость, ликвидность;
  • факторный анализ – определение степени влияния отдельных составляющих показателя на его величину – проводиться при рассмотрении структуры активов и пассивов, выручки от реализации;
  • анализ рентабельности – показатели этой группы используются для оценки общей эффективности вложения средств в данное предприятие.
1.4 Финансовые показатели, алгоритм их расчета
Финансовые показатели – набор показателей, использующихся для исследования эффективности деятельности компании и измерения степени риска ее операций. Обычно выделяют четыре группы показателей: коэффициенты рентабельности, оборачиваемости, ликвидности и структуры капитала.

Количество финансовых показателей, которые можно использовать при оценке оперативной деятельности компании, достигает 200, однако применять даже половину из них нецелесообразно, поскольку сбор и обработка информации в этом случае будут занимать слишком много времени. Поэтому для пользователей одного уровня, как правило, достаточно 5-7 коэффициентов, которые отражают области финансовой деятельности, оказывающие наибольшее влияние на эффективность их работы.

Чтобы определить, какие показатели нужно рассчитывать, следует сначала  проанализировать стратегию компании и цели, которые она хочет достичь. Затем выявляются коэффициенты, которые следует рассчитывать, и устанавливаются их нормативные значения. Эта работа обычно выполняется в рамках проекта постановки управленческого учета, бюджетирования или системы сбалансированных показателей. Периодичность проведения финансового анализа зависит от требований топ-менеджмента, а также от возможностей компании по сбору данных для управленческой отчетности. Поскольку у большинства российских компаний данные управленческого учета базируются на данных бухгалтерского учета, им имеет смысл проводить финансовый анализ раз в квартал одновременно с полным подведением итогов периода бухгалтерией.

Большинство профессиональных кредиторов (банки, инвестиционные компании) предъявляют  список коэффициентов, характеризующих заемщика, при принятии решения о предоставлении кредита и требуют регулярно их рассчитывать. В некоторых отраслях имеет смысл использовать финансовые показатели в расчете на единицу продукции - например, в российских нефтяных компаниях. Аналогичным образом некоторые торговые компании рассчитывают логистические затраты, приходящиеся на конкретные товары.

Наиболее типичные показатели, используемые практически во всех отраслях реального  сектора экономики, приведены в  таблице 1.1

 

           Таблица 1.1 - Показатели, используемые во всех отраслях реального сектора экономики

Показатели

Алгоритм расчета

Ликвидности

Коэффициент текущей  ликвидности

Отношение текущих активов  к краткосрочным обязательствам (текущим пассивам)

Коэффициент промежуточной  ликвидности

Отношение наиболее ликвидных  активов компании и дебиторской  задолженности к краткосрочным  обязательствам

Коэффициент абсолютной ликвидности 

Отношение наиболее ликвидных  активов компании к краткосрочным  обязательствам

Финансовой устойчивости

Коэффициент общей платежес-ти

Отношение величины акционерного капитала к суммарным активам

Продолжение таблицы 1.1

Коэффициент автономии 

Отношение собственных  средств к общей сумме активов

Коэффициент финансовой зависимости 

Соотношение заемного и  собственного капиталов

Доля собственных источников финансирования оборотных активов 

Отношение собственного капитала (за вычетом внеоборотных активов, долгосрочных пассивов и убытков) к оборотным активам

Коэффициент покрытия процентных выплат

Отношение операционной прибыли к расходам на выплату процентов

Эффективности основной деятельности

Прибыльность продаж

Отношение прибыли от реализации к выручке от реализации

Рентабельность продукции 

Отношение прибыли от реализации к затратам на производство и реализацию

Эффективности использования  капитала

Рентабельность активов, ROA

Отношение чистой прибыли  к среднегодовой величине активов

Рентабельность инвестированного капитала, ROIC

Отношение величины прибыли  до выплаты процентов и налогов, умноженной на разницу между единицей и налоговой ставкой, к сумме заемного и собственного капиталов

Рентабельность оборотного капитала

Отношение чистой прибыли  к текущим активам

Рентабельность собственного капитала, ROE

Отношение чистой прибыли  к собственному капиталу

Деловой активности

Коэффициент фондоотдачи 

Отношение выручки от реализации к средней стоимости  внеоборотных активов за период

Коэффициент оборачиваемости  всех активов 

Отношение выручки от реализации продукции к средней  стоимости активов за период

Коэффициент оборачиваемости запасов

Отношение себестоимости  продукции, реализованной за отчетный период, к средней величине запасов  в этом периоде

Коэффициент оборачиваемости  оборотного капитала

Отношение выручки к  средней величине оборотного капитала за период


 

Ни один коэффициент  сам по себе не дает полной информации о состоянии дел в компании. Например, показатель текущей ликвидности - это инструмент, с помощью которого можно изучать ликвидность, но он далеко не всегда является прямым отражением ликвидности. Аналогичная ситуация и с другими коэффициентами: они - инструмент, а не конечный результат. Финансовый анализ включает и анализ динамики коэффициентов.

Финансово-экономический  анализ проводится на основе  данных годовой отчетности, представляемой хозяйствующим субъектом в налоговые органы. Данные по формам № 1 «Бухгалтерский баланс», № 2 «отчет о прибылях и убытках» и №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу»  представлены в приложениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ОАО «СЫКТЫВКАРСКИЙ ЛИКЕРО-                                  ВОДОЧНЫЙ ЗАВОД»

2.1 Общие сведения  о предприятии

 

Открытое акционерное  общество "Сыктывкарский ликеро-водочный завод" является ведущим производителем алкогольной продукции на рынке  республики и одним из крупнейших заводов в Северо-Западном регионе. Современное оборудование и новейшие технологии водоподготовки и очистки, применяемые на производстве, обеспечивают отличные вкусовые показатели и высокое качество продукции, подтвержденное множеством конкурсных наград. В ассортименте предприятия более 20 наименований изделий (водки классические и особые в категориях эконом, стандарт и премиум, настойки сладкие и бальзам на основе северных ягод и целебных трав). Богатая древними легендами история Коми края, самобытная культура народа коми отразились в наших изделиях, созданных руками мастеров. Мы производим продукцию для различных ценовых групп, которая отличается высоким качеством, натуральным составом и оригинальностью рецептур.

Государственное унитарное  предприятие Республики Коми Сыктывкарский ликеро - водочный завод создано Указом Главы Республики Коми от 04.06.1998г. № 204 на производственных площадях ГУП Винодельческий завод Сыктывкарский, который был основан 31 марта 1970г. как завод вторичного виноделия и осуществлял розлив вина. Производственная мощность прежнего завода была 1,5 млн. дал вина в год. Винзавод получал виноградные материалы практически со всех винодельческих районов Советского Союза. Ассортимент вин был довольно широким и разнообразным - около 60 наименований. Покупателям Республики Коми предлагались вина столовые, десертные, крепкие, ароматизированные.

 

Но, несмотря на то, что  винодельческая и ликероводочная отрасли  давали бюджету ощутимые отчисления, периодически проводилась борьба за трезвый образ жизни, которая сводилась к борьбе с алкогольной продукцией и предприятиями-производителями. В результате производство винодельческой продукции на заводе было прекращено.

В эти же годы был создан комбинат пищевых продуктов Сыктывкарский, в состав которого вошли: Воркутинский ликероводочный завод, Сыктывкарский, Воркутинский и Ухтинский пивзаводы, кондитерская фабрика и Сыктывкарский винзавод, как головное предприятие. Свое существование комбинат прекратил в апреле 1991г. Зимой 1993г. на винзаводе был введен в эксплуатацию участок по производству водки. Первую водку завод выпустил 27 января 1993г., это была водка Русская. Затем ассортимент стал расти за счет общесоюзных рецептур, а потом и специалисты завода совместно с ВНИИ пищевой биотехнологии разработали ряд водок и ЛВИ. Начался выпуск продукции в сувенирном исполнении.

В начале 1995г. был освоен выпуск хлеба и хлебобулочных  изделий в своей пекарне, который  составлял более тонны в смену. Хлеб пшеничный с отрубями, пышка  сдобная, ролик с присыпкой, пряники Oмидз (малина). В результате неблагоприятной ситуации на алкогольном рынке завод в 1998г. оказался на грани банкротства. Было принято решение о реорганизации винодельческого завода Сыктывкарский в государственное унитарное предприятие Сыктывкарский ликеро-водочный завод, который начал осуществлять с нуля свою хозяйственную и финансовую деятельность.

За 4 года завод вышел  на лидирующие позиции по производству и продаже ликероводочной продукции  в Республике Коми. Было проведено  много строительных и ремонтных работ. В 2000г. сдано в эксплуатацию спиртохранилище на 50 тыс. дал единовременного хранения; построены 3 бокса для стоянки и ремонта автопарка; проведен капитальный ремонт участка розлива, производственной лаборатории и дегустационного зала, ж/д тупика и системы отопления завода; ремонт цеха готовой продукции и тары. Осуществлена реконструкция технологического участка и ремонт административного корпуса. Многое сделано в области модернизации именно в последние годы. За внедрение прогрессивного оборудования и технологии в 2001 году на IV Всероссийском смотре-конкурсе водок и ликеро-водочных изделий Казначейство XXI века заводу вручен отраслевой Знак прогресса.

В 2006 году завод получил  сертификат соответствия системы менеджмента  качества требованиям МС ИСО 9001:2000 и сертификат единого образца Международной Сети Сертификации IQNet.

В марте 2007 года предприятие  было преобразовано в Открытое акционерное  общество "Сыктывкарский ликеро-водочный завод".

В настоящий момент активно  реализуется программа по редизайну упаковки продукции и производству новых видов продуктов. На сегодняшний день ОАО "Сыктывкарский ЛВЗ" является одним из крупнейших региональных производителей алкогольной продукции на рынке Северо-Западного региона Росии.

Информация о работе Анализ финансово-экономической деятельности ОАО «Сыктывкарский ЛВЗ».