Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 00:03, дипломная работа
Целью дипломной работы является анализ внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, на основании изучения теоретической базы по данному вопросу.
Вышеуказанная цель достигается решением следующих задач:
изучить содержание и основные формы государственного долга;
рассмотреть сущность государственного кредита, как одной из основных форм государственных заимствований, в социально-экономическом аспекте;
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях дестабилизации финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов государство вынуждено привлекать для покрытия своих расходов средства их других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит. Функционирование государственного кредита ведёт к образованию государственного долга.
Практически все страны мира прибегают к внешним источникам финансирования. Подавляющее их число имеет дефицитные бюджеты и испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, проведения социально-экономических преобразований, выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям.
Вместе с тем бюджетный дефицит может отражать кризисные явления в экономике – неэффективность экономической структуры, финансово кредитных связей, денежно-кредитной, банковской и бюджетно-налоговой политики. В таких случаях требуется принятие срочных и действенных экономических мер по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства, а зачастую и соответствующих политических решений. Однако не стоит забывать, что дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики. Ещё Дж. М. Кейнс, исследуя взаимозависимости между бюджетным дефицитом, государственными расходами, совокупным спросом, частными сбережениями и безработицей, рекомендовал проводить политику дефицитного финансирования.
Рост государственного долга есть неотъемлемая часть борьбы с любым финансовым кризисом. В условиях снижения платежеспособного спроса и покупательной способности граждан бездействие государства может привести к значительному упадку экономики страны. Активные же государственные действия позволяют преодолеть кризисные явления и избежать состояния экономической депрессии, по сравнению с которой рост государственного долга – относительно малая цена.
В условиях экономической нестабильности, вызванной мировым финансовым кризисом, который также спровоцировал кризис ликвидности во многих странах мира и отраслях хозяйства, наиболее актуальным будет обратиться к вопросу о государственном долге нашей страны, проанализировать его изменения в условиях глобальных финансовых катаклизмах. Данное исследование интересно с той позиции, что позволит оценить долговую нагрузку на государство в условиях недостаточности финансовых ресурсов.
Тема выполняемой работы сформулирована как «Анализ государственного долга РФ».
Целью дипломной работы является анализ внешнего и внутреннего долга Российской Федерации, на основании изучения теоретической базы по данному вопросу.
Вышеуказанная цель достигается решением следующих задач:
Предметом работы является государственный долг, как внутренний, так и внешний, исследование которого проводится путём анализа теоретической базы и изучения методики её практического применения на примере Российской Федерации, которая в дипломной работе выступает как объект исследования.
В работе были использованы следующие методы исследования:
1) метод анализа литературы (по теме дипломной работы), нормативно-правовой документации, анализ документов, архивов и т.п.
2) метод анализа и синтеза;
3) метод индукции и дедукции.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Общее понятие государственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления и порядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетном кодексе РФ. Под государственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим федеральную казну.
В зависимости от заёмщика публичный долг подразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственный долг субъекта РФ и муниципальный долг. Под государственным долгом субъекта РФ понимается совокупность его долговых обязательств; он полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в собственности субъекта имуществом, составляющим его казну. Под муниципальным долгом соответственно понимается совокупность долговых обязательств муниципального образования; он полностью и без условий обеспечивается всем имуществом, составляющим муниципальную казну. При этом каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не отвечает по долгам других уровней, если они не были им гарантированы. Для погашения свои обязательств и обслуживания долга органы законодательной и исполнительной власти соответствующего уровня используют все полномочия. [14, 82]
В зависимости от рынка заимствований и валюты возникающих обязательств выделяют внутренний и внешний долг.
Под внутренним государственным долгом понимается задолженность государства перед гражданами, фирмами и учреждениями своей страны, выраженная в валюте РФ. Иностранная валюта, условные денежные единицы и драгоценные металлы могут указываться лишь в качестве соответствующей оговорки. Оплачиваться они должны в российской валюте.
Под внешним государственным долгом понимается задолженность государства иностранным физическим и юридическим лицам, другим государствам, международным организациям и иным субъектам международного права, выраженная в иностранной валюте. [14, 84] Для оценки внешней задолженности существуют разные критерии. В частности сравнивают размер долга и потребности его погашения и выплаты процентов с величиной экспорта, от которого зависят потенциальные возможности кредиторов. Границей опасности считается превышение суммы долга по сравнению с экспортом в 2 раза, повышенной опасностью – в 3 раза. Наиболее всеобъемлющим является показатель внешнего долга в процентах к ВВП. [15, 253]
В зависимости от срока погашения и объёма обязательств выделяют капитальный и текущий государственный долг. Под капитальным государственным долгом понимают всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Под текущим государственным долгом понимают расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
– кредитных соглашений и договоров, заключённых от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;
– государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
– договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;
– переоформление долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;
– соглашений и договоров в том числе международных, заключённых от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет. [13, 88]
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет). Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и могут превышать 30 лет. По долговым обязательствам субъекта РФ сроки погашения не могут превышать 30 лет, а по обязательствам муниципального образования – 10 лет.
В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно. [6, 252]
Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются, прежде всего, с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципального образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объёмах, определяемых ежегодными соглашениями. Однако с принятием новой редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», Центральный банк не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов. [6]
Государственные ценные бумаги, т.е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга. Эмиссия государственных ценных бумаг в неоплаченных внутренних задолженностях колеблется в разных странах от 20 до 90%: в Германии они достигают 40 %, в США – 70, в Великобритании – 90%. В России долговые обязательства в виде ценных бумаг составляли в 2000 г. 93% всего внутреннего долга. [14, 273]
Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т.п. Наиболее распространённый вид государственный ценных бумаг – облигации.
Облигация (от лат. obligation – обязательство) – это долговая ценная бумага, обязательство, подтверждающее отношение займа между инвестором и эмитентом, согласно которому эмитент (заёмщик) гарантирует инвестору (кредитору) выплату основной суммы долга по истечении установленного срока, а также процентов по займу. [5]
Государственные облигации выпускаются, как правило, на достаточно длительный срок, и их можно расценивать как особую форму инвестиций. Они признаются наиболее надёжными и ликвидными, поскольку обеспечены финансовыми и иными ресурсами государства. Этому не мешает даже то, что уровень процентной ставки по государственным бумагам обычно ниже, чем по бумагам других эмитентов. По степени надёжности облигации правительства и облигации, гарантированные им, стоят на первом месте, и лишь затем следуют муниципальные облигации, облигации акционерных обществ.
Облигационные займы классифицируются по различным признакам:
– по виду эмиссии – на предъявителя и именные (облигации государственных и муниципальных займов выпускаются, как правило, на предъявителя, что упрощает их обращение);
– по виду выплат дохода – на процентные и беспроцентные облигации. При этом может либо выплачиваться в виде выигрышей, либо не выплачиваться совсем, но гарантирует получение определённого товара или услуги (например, по целевым займам – телефонным, жилищным и т.п.);
– по характеру обращения – на облигации, свободно обращающиеся на рынке (рыночные) и с ограниченным кругом обращения (нерыночные). Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам, нерыночные ценные бумаги не могут свободно переходить от одного владельца к другому (например, сберегательные облигации, индивидуальные пенсионные облигации распространяются только среди населения и перепродаже не подлежат);
– по характеру держателей ценных бумаг – не реализуемые только среди населения, юридических лиц и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц; существуют облигации «специальных займов», предназначенные к размещению в страховых и пенсионных фондах, правительственных учреждениях, они не имеют свободного обращения и могут быть представлены к оплате через определённое время (обычно через год) со дня выпуска;
– по срокам погашения – на краткосрочные (срок погашения до одного года); среднесрочные (до пяти лет) и долгосрочные (свыше пяти лет); существуют и бессрочные, или рентные, облигации, в отношении которых срок погашения не определён, а их владелец получает проценты до тех пор, пока держит их;
– по методам размещения – на добровольные, размещённые по подписке и принудительные. Облигации добровольных займов свободно продаются и покупаются на фондовом рынке. Принудительные займы размещаются согласно постановлению правительства и предусматривают ответственность за уклонение от подписки;
– по материальному носителю могут быть в документарной и в бездокументарной форме (в виде записей на счетах); [12, 649]
– в зависимости от эмитента – облигации, выпускаемые центральным правительством, субъектами Федерации и местными органами власти.
Муниципальные ценные бумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются к государственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами. Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациям общего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местных налогов. Их назначение – финансирование строительства муниципальных больниц, школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, для строительства которых они эмитировались, – эстакад, мостов, жилых домов и т.п. Для инвесторов это более привлекательный финансовый инструмент.