Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Мегафон»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы углубление и закрепление знаний и навыков в области оценки и анализа финансового состояния предприятия.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы способов абсолютных и относительных разниц в АХД;
2. Рассмотреть способ абсолютных и относительных разниц в АХД на примере предприятия Уральский филиал ОАО «МегаФон»;
3. Дать общую оценку финансового состояния предприятия ОАО «МегаФон» за отчетный период;

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 601.00 Кб (Скачать файл)

     Введение

       Одним из важнейших методологических вопросов АХД является определение величины влияния отдельных факторов на прирост результативных показателей. Детерминированный факторный анализ предполагает количественное определение влияния каждого фактора при помощи использования следующих способов: цепной подстановки, индексный, абсолютных разниц, относительных разниц, долевого распределения и интегральный.

     Первых  четыре способа основываются на методе элимирования. Элиминировать – это значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя кроме одного. Этот метод исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга: сначала изменяется один, а все другие остаются без изменения, потом изменяются два, затем три и т.д. при неизменности остальных. Это позволяет определить влияние каждого фактора на величину исследуемого показателя в отдельности.

     Цель  курсовой работы углубление и закрепление знаний и навыков в области оценки и анализа финансового состояния предприятия.

     Задачи:

      1. Изучить теоретические основы способов абсолютных и относительных разниц в АХД;
      2. Рассмотреть способ абсолютных и относительных разниц в АХД на примере предприятия Уральский филиал ОАО «МегаФон»;
      3. Дать общую оценку финансового состояния предприятия ОАО «МегаФон» за отчетный период;

      Объектом исследования курсовой работы является деятельность ОАО «МегаФон».

      Предметом исследования являются основные финансовые показатели, характеризующие финансовое состояние ОАО «МегаФон».

 

    Глава 1  Теоретические основы способов абсолютных и относительных разниц в АХД

     1.1 Способ абсолютных разниц в АХД

     Способ  абсолютных разниц в АХД является одной из модификаций метода элимирования. Как и способ цепной подстановки, он применяется для расчета влияния факторов на прирост результативного показателя в детерминированном анализе, но только в мультипликативных и смешанных моделях типа: Y=(a-b) и Y=a(b-c). И хотя его использование ограничено, он благодаря своей простоте получил широкое применение в АХД.

     При использовании этого способа величина влияния каждого факторного признака на результативный рассчитывается следующим образом: в исходной факторной модели вместо величины исследуемого причинного фактора подставляется величина его абсолютного прироста или снижения (абсолютного отклонения), затем умножается на базовую величину факторов, которые находятся справа от него, и на фактическую величину факторов, которые находятся слева от него в модели.

     Рассмотрим  алгоритм расчета для мультипликативной  модели типа

     Y=abcd

     Имеются плановые и фактические значения по каждому факторному показателю, а также их абсолютные отклонения:

     Δa=Aф -Aпл

     Δb=Bф –Bпл и т.д.

     Определяем  изменение величины результативного  показателя ΔY за счет каждого фактора:

     ΔYa=Δa Bпл Спл Dпл ;ΔYb=Aф Δb Спл Dпл;

     ΔYс=Aф Bф Δc Dпл;ΔYc= Aф Bф Сф Δd.

     Как видно из приведенной схемы, все  расчеты строятся на последовательной замене в исходной факторной модели плановых значений факторных показателей на их отклонения, а затем на фактический уровень этих показателей.

      Рассмотрим  алгоритм расчета влияния факторов способом абсолютных разниц в смешанных  моделях типа Y=(a-b)с. Для примера возьмем факторную модель прибыли от реализации продукции:

     П=РП(Ц-С),

где П  – прибыль от реализации продукции;

РП –  объем реализации продукции;

Ц –  цена реализации;

С –  себестоимость единицы продукции.

Прирост суммы прибыли за счет изменения:

  • объема реализации продукции

     ΔПрп=ΔРП(Цпл-Спл);

  • цены реализации

     ΔПц=РПфΔЦ;

  • себестоимость продукции

     ΔПс=РПф(-ΔС). [5, с.100]

     Рассмотрим  применение данного метода на примере [12].

                                                                                                      Таблица 1.1

Показатель Условное обозначение Уровень показателя Отклонение  от плана
    план факт абсолютное относительное,%
Валовая продукция, млн. руб. ВП 400 600 + 200 +50
Среднесписочная численность рабочих ЧР 100 120 +20 +20
Среднегодовая выработка продукции одним рабочим, млн. руб. ГВ 4 5 + 1 +25
Количество  отработанных дней одним рабочим за год Д 200 208,3 + 8,3 +4,15
Среднедневная выработка рабочего, тыс. руб. ДВ 20 24 +4 +20
Средняя продолжительность смены, час П 8 7,5 -0,5 -5
Среднечасовая выработка продукции одним рабочим, тыс. руб. ЧВ 2,5 3,2 +0,7 +28

Алгоритм  расчета для мультипликативной четырехфакторной модели валовой продукции выглядит следующим образом:

План по выпуску  продукции в целом перевыполнен на 200 млн. руб. (600 – 400), в том числе  за счет изменения:

  1. количества рабочих   ΔВПчр = + 80
  2. количества отработанных дней одним рабочим за год  ΔВПД = +20
  3. средней продолжительности рабочего дня  ΔВПП = - 31,25
  4. среднечасовой выработки  ΔВПЧВ = -131,25
  5. ΔВП = ΔВПчр + ΔВПД +  ΔВПП + ΔВПЧВ = + 80 +20 - 31,25 + 131,25 = +200

1.2 Способ относительных разниц в АХД

      Способ  относительных разниц в АХД применяется в детерминированном факторном анализе для оценки влияния каждого отдельного фактора на прирост результативного показателя. К достоинству этого метода относится простота. Способ относительных разниц можно использовать только для мультипликативных и мультипликативно-аддитивных факторных моделей.

        Этот способ основан на методе элиминирования. Элиминирование (от англ. eliminate) означает устранение влияния всех других факторов (кроме одного), то есть все остальные факторы остаются статичными. Способ исходит из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга. Сначала меняется базисное значение на отчетное значение у одного фактора при неизменном, статичном состоянии других факторов, затем у двух, трех и ак далее.

          Для расчета величины влияния первого фактора на результативный показатель следует умножить базисную величину результативного показателя на относительный прирост первого фактора в процентах и разделить на 100.

          Для расчета влияния второго фактора следует умножить сумму базисной величины результативного показателя и его прироста за счет первого фактора на относительный прирост второго фактора.

         Для расчета влияния третьего фактора следует умножить сумму базисного значения результативного показателя, влияния первого и второго факторов на относительное отклонение третьего фактора. И так далее.

         При использовании этого способа большое значение имеет очередность расстановки факторов в факторной модели и, соответственно, последовательность изменения значений факторов, так как от этого зависит количественная оценка влияния каждого фактора.

      Для метода относительных разниц должна применяться правильно построенная детерминированная факторная модель, необходимо соблюдать определенную очередность в расстановке факторов.

      Если  в факторной модели присутствуют количественные и качественные факторы, то замену факторов следует начинать с количественного фактора.

      Количественные  факторы отражают количественную определенность явлений. Количественные факторы могут выражаться как в стоимостном, так и в натуральном измерителях. Например, количественные факторы характеризуют объем производства и реализации продукции, причем величина этих факторов может быть выражена как в рублях, так и в штуках, метрах и т. д.

            Качественные факторы характеризуют внутренние свойства, особенности и признаки изучаемых объектов. Например, качественным фактором является жирность молока, производительность труда, качество продукции и т. д. Если же имеется несколько количественных и несколько качественных показателей, то сначала следует изменить величину факторов первого уровня подчинения, а потом более низкого.

         По иерархии факторы делятся на факторы первого, второго, третьего уровня и т. д. Факторами первого уровня являются факторы, которые непосредственно влияют на результативный показатель. Факторы, которые влияют на результативный показатель косвенно, через факторы первого уровня, являются факторами более низкого уровня (второго, третьего и т. д.).

Алгоритм  расчета способом относительных  разниц для трехфакторной мультипликативной модели выглядит следующим образом:

      Y=A*B*C

      1) Влияние первого фактора (A):

      Для расчета влияния I-го фактора необходимо плановую (базовую) величину результативного показателя умножить на относительный прирост I-го фактора, выраженного в виде десятичной дроби ∆Ya=Yпл*∆A/Aпл.

      2) Влияние второго фактора (B):

      Для расчета влияния II-го фактора необходимо к плановой величине результативного  показателя прибавить изменение его за счет I-го фактора, а затем полученную сумму умножить на относительный прирост второго фактора: ∆Yb=(Yпл+∆Ya)* ∆B/Bпл.

      3) Для расчета влияния III-го фактора  необходимо к плановой величине  результативного показателя прибавить  изменение его за счет I-го и II-го факторов, а затем полученную сумму умножить на относительный прирост III-го показателя: ∆Yc=(Yпл+∆Ya+∆Yb)* ∆C/Cпл.

      4) Формула повторяется до ∞

      5) Баланс факторов: ∆Y=∆Ya+∆Yb+∆Yc

      Способ  относительных разниц удобно применять  в тех случаях, если требуется рассчитать влияние большого числа факторов: от 3-х до 10-ти и более. В отличие от предыдущих способов, здесь значительно сокращается число вычислительных процедур, что обуславливает его преимущество.

      Алгоритм  расчета способом относительных  разниц для двухфакторной мультипликативной модели выглядит следующим образом:

Х = А*Б;

ΔотнА=((А10)/А0 )*100;

ΔотнБ=((Б10)/Б0)*100;

ΔXА=Xплан* ΔотнА;

ΔХБ = (Xплан +ΔХ(а)) ΔотнБ.

Сумма этих величин  (ΔXА и ΔХБ) должна быть тождественна разности между Х1 и Х0 .

      Рассмотрим  применение данного ментода на примере. Исходные данные для факторного анализа приведены в таблице 1.2 [12].

                     Таблица 1.2

Показатели Условные  обозначения Базисные  значения (0) Фактические значения      (1) Изменение
Абсолютное (+,- ) Относительное (%)
Объем товарной продукции, тыс. руб. ТП 2920 3400 +480 116,40
Количество  работников, чел Ч 20 25 +5 125,00
Выработка на одного работающего, тыс. руб. СВ 146 136 -10 93,15

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Мегафон»