Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:35, курсовая работа
Цель курсового проекта – овладение методами и приемами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности железной дороги.
При выполнении курсового проекта необходимо:
изучить методы экономического анализа по рекомендуемой литературе;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3
ОБЪЕМА РАБОТЫ ДОРОГИ 3
2. АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ 8
3. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК 12
4. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 18
5. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК 23
6. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3
ОБЪЕМА РАБОТЫ ДОРОГИ 3
2. АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ 8
3. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК 12
4. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 18
5. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК 23
6. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 27
ВВЕДЕНИЕ
Экономический анализ имеет немаловажное значение в системе управления транспортным комплексом, в том числе в основном звене – железной дороги. Он предшествует принятию любого решения, является обоснованием их на базе имеющейся информации. Поэтому владение его методами необходимо всем, кто принимает участие в управлении производством.
Основной задачей
Для изучения влияния факторов на результаты хозяйственной деятельности применяются различные способы, выбор которых зависит от цели и глубины анализа, объекта исследования, технических возможностей выполнения расчетов и т.д.
Цель курсового проекта – овладение методами и приемами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности железной дороги.
При выполнении курсового проекта необходимо:
1. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ОБЪЕМА РАБОТЫ ДОРОГИ
Основными показателями, характеризующими работу дороги, являются:
Анализ начнем со сравнения фактических значений с базовыми. Расчеты представим в виде табл. 1.1.
Таблица 1.1
Сравнительный анализ основных показателей объемов работы дороги
Показатель |
Базовый период |
Фактический период |
Отклонение от базового значения | |
Абсолютное |
Относительное, % | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Погружено грузов, тыс.т |
54433 |
57486 |
3053 |
5,61 |
Приведенная продукция, млн.ткм |
95844 |
101485 |
5641 |
5,89 |
Пассажирооборот, млн.пасс-км |
10544 |
10185 |
-359 |
-3,40 |
Грузооборот в экспл.ткм, млн. |
87688 |
93902 |
6214 |
7,09 |
Грузооборот в тарифных ткм, млн. |
85300 |
91300 |
6000 |
7,03 |
Коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм, % |
2,80 |
2,85 |
0,05041 |
- |
Анализируя данные таблицы, можно отметить, что все показатели в отчетном периоде увеличились, кроме пассажирооборота, который уменьшился на 3,4%. Тарифный и эксплуатационный грузооборот показали рост более 7%. Почти на 6% увеличилось количество погруженных грузов и приведенной продукции, что является положительной тенденцией.
Для характеристики соотношения между тарифным и эксплуатационным грузооборотом используют коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм:
kr0=(87688/85300 – 1)*100%=2,8
kr1=(93902/91300 – 1)*100%=2,85
Коэффициент разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм увеличился, так как увеличилась эксплуатационная работа, что говорит об увеличении дополнительных расходов на перевозки и незначительном уменьшении прибыли компании.
Для анализа изменения объемных показателей работы дороги используют факторный анализ. В данном курсовом проекте выполняется анализ грузооборота в тарифных ткм, пассажирооборота и приведенной продукции методом корректировок.
Схема взаимосвязи показателей объема перевозок в тарифных ткм представлена на рис.1.1.
Величина грузооборота анализируется по формуле:
где – количество перевезенных грузов, тыс. т;
– средняя дальность перевозки грузов, км.
Рис. 1.1. Схема взаимосвязи показателей перевозок грузов
Рассчитаем значения показателей в базовом периоде
при =85300 млн. ткм
1) в местном сообщении = 22,1%*85300 = 18851,3 млн.ткм
- уголь = 11,5%*18851= 2168 млн.ткм
- нефть = 15,5%*18851= 2922 млн.ткм
- хлебные грузы = 7,5%*18851= 1414 млн.ткм
- руда = 21,9%*18851= 4128 млн.ткм
- прочие = 43,6%*18851= 8219 млн.ткм
2) в прямом сообщении = 77,9%*85300= 66449 млн.ткм
Рассчитаем значения показателей в базовом периоде
при =91300 млн.ткм
1) в местном сообщении = 23,9%*91300=21821 млн.ткм
- уголь = 12,8%*21821 = 2793 млн.ткм
- нефть = 14,5%*21821 = 3164 млн.ткм
- хлебные грузы = 8,9%*21821 = 1942 млн.ткм
- руда = 21,8%*21821 = 4757 млн.ткм
- прочие = 42%*21821 = 9165 млн.ткм
2) в прямом сообщении = 76,1%*91300= 69479 млн.ткм
Сначала определим индексы корректировки по количеству перевезенных грузов (для каждого вида сообщения и по каждому роду груза отдельно):
Затем найдем величину грузооборота, скорректированного на выполненный объем перевезенных грузов:
где – грузооборот по базовому периоду, млн. ткм.
Изменение грузооборота под влиянием изменения объема перевезенных грузов и под влиянием средней дальности перевозки грузов определяется по следующим формулам:
∆
∆
где – грузооборот по фактическому периоду, млн. ткм.
Расчеты приведем в виде табл. 1.2.
Таблица 1.2
Анализ грузооборота в тарифных ткм, млн.
Показатели |
База |
Индекс корректировки |
Скорректированное значение базы |
Факт |
Отклонения | ||
Всего (гр.4-гр.1) |
в т.ч. за счет изменения | ||||||
объем перевозок грузов (гр.3-гр.1) |
средней дальности(гр.4-гр.3) | ||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Грузооборот всего, в т.ч. по видам сообщения |
85300 |
1,05609 |
90084 |
91300 |
6000 |
4784 |
1216 |
-местное |
18851 |
1,17782 |
22203 |
21821 |
2969 |
3352 |
-383 |
-прямое |
66449 |
1,05120 |
69851 |
69479 |
3031 |
3402 |
-372 |
Итого грузооборот |
85300 |
- |
92055 |
91300 |
6000 |
6755 |
-755 |
Влияние изменения структуры по видам сообщений |
- |
- |
-1970 |
- |
- |
-1970 |
1970 |
Перевозки в местном сообщении всего, в т.ч. по родам груза |
18851 |
1,17782 |
22203 |
21821 |
2969 |
3352 |
-383 |
уголь |
2168 |
1,28173 |
2779 |
2793 |
625 |
611 |
14 |
нефть |
2922 |
1,10693 |
3234 |
3164 |
242 |
312 |
-70 |
хлебные грузы |
1414 |
1,37367 |
1942 |
1942 |
528 |
528 |
-0,11 |
руда |
4128 |
1,14481 |
4726 |
4757 |
628 |
598 |
31 |
прочие грузы |
8219 |
1,15872 |
9524 |
9165 |
946 |
1305 |
-359 |
Итого местные перевозки |
18851 |
- |
22205 |
21821 |
2969 |
3354 |
-384 |
Влияние изменения структуры по родам груза |
- |
- |
-1,74 |
- |
- |
-1,74 |
1,74 |
Исходя из результатов расчетов, приведенных в табл.1.2, отметим, что грузооборот в отчетном году увеличился на 6000 млн. ткм., по прямому и местному сообщению в среднем на 3000 млн. ткм. каждый. Основной причиной увеличения грузооборота стал рост объёма перевозок грузов(+4784 млн. ткм. за счёт объёма), и в меньшей степени увеличение средней дальности перевозок(+1216 млн. ткм. за счет средней дальности перевозок).
Перевозки в местном сообщении увеличились в целом в отчетном периоде на 2969 млн.ткм, в большей степени на это повлияли перевозки прочих грузов (+946 млн.ткм), в меньшей степени хлебных грузов (+528 млн.ткм), а так же угля и руды (по 625 и 628 млн. ткм. соответственно). При этом положительное изменение и объема перевозок и отрицательное - средней дальности увеличило перевозки в местном сообщении на 3354 и -384 млн.ткм, соответственно. Изменение структуры перевозок по родам грузов не привело к значительным изменениям показателя грузооборота.
2. АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО
В деятельности железной дороги решающая
роль принадлежит работе подвижного
состава, поэтому анализу показателей
его использования придается
большое значение, т.к. с его помощью
изыскиваются резервы повышения
интенсивности использования
К обобщающим показателям относятся производительность вагона и производительность локомотива.
Система показателей использования вагонов рабочего парка железной дороги приведена на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Схема взаимосвязи показателей использования грузовых вагонов
Наиболее широко для анализа
показателей использования
Аналитическая модель среднесуточной производительности вагона представлена формулой:
где – доля порожнего пробега вагона, %;
– динамическая нагрузка на груженый вагон, т;
– среднесуточный пробег вагона, км.
Анализ производительности вагона методом цепных подстановок выполним в табличной форме (см. табл. 2.1).
Таблица 2.1