Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:35, курсовая работа
Цель курсового проекта – овладение методами и приемами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности железной дороги.
При выполнении курсового проекта необходимо:
изучить методы экономического анализа по рекомендуемой литературе;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3
ОБЪЕМА РАБОТЫ ДОРОГИ 3
2. АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ 8
3. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК 12
4. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 18
5. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК 23
6. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГ
- за счет изменения средней доходной ставки балансовая прибыль уменьшилась на 329,5 млн. руб., в том числе за счет изменения доходной ставки за 10 тарифных ткм – уменьшилась на 237,75 млн.руб., изменения доходной ставки за 10 пассажиро-ткм – уменьшилась на 77,7 млн.руб., а также за счет изменения структуры перевозок по видам сообщения прибыль уменьшилась на 14 млн.руб.
За счет изменения прибыли от ПВД балансовая прибыль также увеличилась на 230 млн. руб.
Таблица 5.1
Анализ балансовой прибыли, млн.руб.
Показатели |
База |
Факт |
Отклонение от базы | ||||||||||||||
Всего |
в том числе за счет изменения | ||||||||||||||||
Объема перевозок |
Себестоимости перевозок |
в том числе по факторам |
Средней доходной ставки |
в том числе по факторам |
Прибыли от ПВД | ||||||||||||
объем перевозок |
структура по видам перевозок |
коэффициент разрыва между тарифн. и экспл. ткм |
структура перевозок по типам тяги |
качество использования |
Средняя населенность пассажирского вагона |
удельные затраты трудовых и материальных ресурсов, цены на материалы, топливо и э/э | |||||||||||
доходной ставки за 10 тарифных ткм |
доходной ставки за 10 пассажирских ткм |
структура по видам перевозок | |||||||||||||||
1.Доходы от перевозок |
12431,7 |
12833,9 |
402,2 |
731,7 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
-329,5 |
-237,8 |
-77,7 |
-14,0 |
— |
2.Расходы от перевозок |
11170,0 |
11270,0 |
100,0 |
657,4 |
-557,4 |
-443,8 |
-42,3 |
1,5 |
7,7 |
862,1 |
37,0 |
-979,8 |
— |
— |
— |
— |
— |
3.Прибыль от перевозок (стр.1-2) |
1261,7 |
1563,9 |
302,2 |
74,3 |
557,4 |
443,8 |
42,3 |
-1,5 |
-7,7 |
-862,1 |
-37,0 |
979,8 |
-329,5 |
-237,8 |
-77,7 |
-14,0 |
— |
4.Прибыль от ПВД |
1570,0 |
1800,0 |
230,0 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
230,0 |
5.Балансовая прибыль (стр.3+4) |
2831,7 |
3363,9 |
532,2 |
74,3 |
557,4 |
443,8 |
42,3 |
-1,5 |
-7,7 |
-862,1 |
-37,0 |
979,8 |
-329,5 |
-237,8 |
-77,7 |
-14,0 |
230,0 |
6.Удельный вес фактора в |
— |
— |
100,0 |
14,0 |
104,7 |
83,4 |
7,9 |
-0,3 |
-1,5 |
-162,0 |
-7,0 |
184,1 |
-61,9 |
-44,7 |
-14,6 |
-2,6 |
43,2 |
6. АНАЛИЗ
РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ
Обобщающим показателем
где – рентабельность деятельности железной дороги, %;
– балансовая прибыль, млн. руб.;
ОФ – среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб.;
ОС – средняя сумма оборотных средств, млн. руб.
R0=2831,7/20900*100%=13,54%
R1=3363,9/21200*100%=15,87%
Анализ начнем с расчета рентабельности за базовый и фактический периоды, и определения отклонения фактической рентабельности по сравнению с базой.
При факторном анализе
где – фондоотдача (съем продукции с 1 руб. среднегодовой стоимости основных фондов), руб./руб.;
п – удельная прибыль (прибыль, приходящаяся на 10 прив. ткм), руб./10 прив. ткм.
Влияние на рентабельность изменения
фондоотдачи можно найти
где – изменение прибыли за счет изменения объема перевозок, млн. руб.;
– прибыль в базисном периоде, млн. руб.;
– среднегодовая стоимость основных фондов соответственно за базисный и фактический периоды, млн. руб.
Изменение рентабельности по факторам, определяющим удельную прибыль, можно определить по формуле:
где – изменение балансовой прибыли без учета изменения прибыли за счет объема перевозок.
Проверка: ∆
15,86 - 13,54 = 2,16 + 0,16
2,23 = 2,32
Для расчета изменений
где – изменение прибыли за счет изменения i-го фактора (см. табл. 5.1).
Расчеты по анализу рентабельности оформляются в табл. 6.1.
Таблица 6.1
Анализ уровня рентабельности
Факторы |
Оценка влияния факторов | |
на прибыль, млн. руб. |
на рентабельность, % | |
А |
1 |
2 |
1. Фондоотдача |
– |
0,158556151 |
2. Прибыль, приходящаяся на 10 пр. ткм |
457,937473 |
2,16008242 |
в том числе влияние изменений: |
||
в части влияния себестоимости |
||
– объема перевозок (в части влияния данного фактора на себестоимость перевозок); |
443,7599615 |
2,093207366 |
– структуры перевозок по их видам; |
42,26332897 |
0,199355325 |
– структуры перевозок по типам тяги; |
-7,737636583 |
-0,036498286 |
– коэффициента разрыва между тарифными и эксплуатационными ткм; |
-1,483395363 |
-0,006997148 |
– качественных показателей использования подвижного состава; |
-862,0966109 |
-4,066493448 |
– населенности пассажирского вагона; |
-37,03348243 |
-0,174686238 |
– норм удельных затрат трудовых и материальных ресурсов, цены на материалы, топливо и электроэнергию; |
979,75 |
4,621462264 |
в части влияния средней доходной ставки |
||
– доходной ставки за 10 тарифных ткм; |
-237,753417 |
-1,121478382 |
– доходной ставки за 10 пасс-км; |
-77,73079965 |
-0,366654715 |
– структуры перевозок по их видам; |
-14,00047553 |
-0,066039979 |
в части влияния прибыли от ПВД |
230 |
1,08490566 |
Всего изменение рентабельности (стр. 1 + стр. 2) |
– |
2,318638571 |
Увеличение рентабельности составляет 2,31%, по большей степени за счет увеличения балансовой прибыли на 2,16% и за счет изменения фондоотдачи, из-за которой увеличение рентабельности составило 0,16%.
В составе прибыли приходящейся на 10 приведенных ткм основными факторами, повлиявшими на увеличение рентабельности, являются:
- в части влияния себестоимости:
- увеличение прибыли от объема перевозок на 443,7 млн. руб., за счет которого рентабельность увеличилась на 2,09%, увеличение прибыли на 42,3 млн. руб. от изменения структуры перевозок по их видам (рентабельность увеличилась на 0,2%), а также значительное увеличение прибыли от изменения норм удельных затрат трудовых и материальных ресурсов, цены на материалы, топливо и электроэнергию на 979,75 млн. руб. (4,62% увеличения рентабельности).
- значительное снижения прибыли за счет качества использования подвижного состава на 862,1 млн. руб. привело к снижению рентабельности на 4,06%, снижение населенности пассажирского вагона снизило рентабельность на 0,42%.
- в части влияния средней доходной ставки:
- произошло снижение прибыли и, как следствие, рентабельности по всем показателям, в большей части за счет снижения прибыли от доходной ставки за 10 тарифных ткм на 237,75 млн. ткм., (-1,12% снижение рентабельности), а так же за счет снижения прибыли от доходной ставки за 10 пасс-км на 77,73 млн. руб. (снижение рентабельности 0,37%) и структуры перевозок по их видам на 14 млн. руб. и 0,07% соответственно.
- в части влияния прибыли от ПВД
- произошло увеличение прибыли на 230 млн. руб., вследствие чего рентабельности увеличилась на 1,08%
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя деятельность железной дороги можно сделать следующие выводы.
Основными показателями результатов деятельности железной дороги и её эффективности являются балансовая прибыль и рентабельность. Балансовая прибыль в отчетном году увеличилась с 2831,73 до 3363,93 млн.руб., соответственно, увеличилась и рентабельность деятельности железной дороги на 2,32%., поэтому в целом по деятельности железной дороге можно сказать, что наблюдается положительная тенденция в отчетном периоде по сравнению с базисным.
Балансовая прибыль в отчетном периоде увеличилась на 532,2 млн. руб. под влиянием следующих факторов:
- за счет изменения объема перевозок, прибыль увеличилась на 74,2 млн. руб.;
- за счет изменения себестоимости перевозок прибыль увеличилась на 557,4 млн. руб., в том числе: за счет значительного влияния таких факторов как: изменение объема перевозок, что привело к увеличению прибыли на 443,7 млн. руб., изменение качества использования подвижного состава, от чего прибыль уменьшилась на 862 млн. руб., а также изменение средней населенности пассажирского вагона, что способствовало уменьшению балансовой прибыли на 37 млн. руб.;
- за счет изменения средней доходной ставки балансовая прибыль уменьшилась на 329,5 млн. руб., в том числе за счет изменения доходной ставки за 10 тарифных ткм – уменьшилась на 237,75 млн.руб., изменения доходной ставки за 10 пассажиро-ткм – уменьшилась на 77,7 млн.руб., а также за счет изменения структуры перевозок по видам сообщения прибыль уменьшилась на 14 млн.руб.
За счет изменения прибыли от ПВД балансовая прибыль также увеличилась на 230 млн. руб.
Увеличение рентабельности составляет 2,31%, по большей степени за счет увеличения балансовой прибыли на 2,16% и за счет изменения фондоотдачи, из-за которой увеличение рентабельности составило 0,16%.
В составе прибыли приходящейся на 10 приведенных ткм основными факторами, повлиявшими на увеличение рентабельности, являются:
- в части влияния себестоимости:
- увеличение прибыли от объема перевозок на 443,7 млн. руб., за счет которого рентабельность увеличилась на 2,09%, увеличение прибыли на 42,3 млн. руб. от изменения структуры перевозок по их видам (рентабельность увеличилась на 0,2%), а также значительное увеличение прибыли от изменения норм удельных затрат трудовых и материальных ресурсов, цены на материалы, топливо и электроэнергию на 979,75 млн. руб. (4,62% увеличения рентабельности).
- значительное снижения прибыли за счет качества использования подвижного состава на 862,1 млн. руб. привело к снижению рентабельности на 4,06%, снижение населенности пассажирского вагона снизило рентабельность на 0,42%.
- в части влияния средней доходной ставки:
- произошло снижение прибыли и, как следствие, рентабельности по всем показателям, в большей части за счет снижения прибыли от доходной ставки за 10 тарифных ткм на 237,75 млн. ткм., (-1,12% снижение рентабельности), а так же за счет снижения прибыли от доходной ставки за 10 пасс-км на 77,73 млн. руб. (снижение рентабельности 0,37%) и структуры перевозок по их видам на 14 млн. руб. и 0,07% соответственно.
- в части влияния прибыли от ПВД
- произошло увеличение прибыли на 230 млн. руб., вследствие чего рентабельности увеличилась на 1,08%
В качестве рекомендаций можно выделить то, что целью железной дороги должно быть дальнейшее наращивание объёмов перевозок и снижение себестоимости грузовых перевозок. Также необходимо значительно улучшить использование подвижного состава, а так же увеличить населенность пассажирского вагона.