Анализ хозяйственной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – овладение методами и приемами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности железной дороги.
При выполнении курсового проекта необходимо:
изучить методы экономического анализа по рекомендуемой литературе;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3
ОБЪЕМА РАБОТЫ ДОРОГИ 3
2. АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ 8
3. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК 12
4. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 18
5. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК 23
6. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГ

Файлы: 1 файл

Курсовая АХД.docx

— 328.46 Кб (Скачать файл)

На снижение эксплуатационных расходов в части  себестоимости значительно повлияли следующие факторы: увеличение объема перевозок, которым было вызвано снижение эксплуатационных расходов на 443,76 млн. руб., а также себестоимости на 4,76 коп за 10 пр. ткм; снижение структуры перевозок по видам, которое повлияло на снижение расходов на 42,26 млн. руб.; увеличение структуры перевозок по типам тяги, что способствовало увеличению расходов на 7,74 млн. руб. и себестоимости на 0,08 коп за 10 пр. ткм; также увеличение качественных показателей использования подвижного состава и населенность пассажирского вагона, было вызвано увеличение расходов на 862,10 и на 37,03 и себестоимости на 8,49 коп на 10 пр. ткм и на 0,36 коп за 10 пр. ткм. Снижение удельных затрат трудовых и материальных ресурсов, цены на материалы, топливо и электроэнергию повлекло за собой уменьшение расходов на 979,75 млн. руб. и себестоимость на 9,65 коп на 10 пр. ткм.

 

 

4. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ЖЕЛЕЗНОЙ  ДОРОГИ

Доходы от основной деятельности –  важнейший показатель, темп роста  которого характеризует степень  повышения экономической эффективности  производства.

Железные дороги получают доходы от перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты; за выполнение начальной  и конечной операций по грузовым перевозкам; за выполнение подсобно-вспомогательной  деятельности.

В данной работе выполним анализ доходов от перевозок. Исходная информация для анализа доходов дороги содержится в отчетных формах: БО-11 «Отчет о производственно-финансовой деятельности железной дороги», ЦО-12 «Отчет о перевозке грузов, их пробегах и полученном за них доходе», ЦО-22 «Отчет о перевозке пассажиров и доходе от этих перевозок».

Схема анализа доходов железной дороги приведена рис. 4.1.






 

 

Рис. 4.1. Схема анализа доходов дороги от перевозок

Для анализа структуры и динамики доходов используется следующая  аналитическая таблица (табл.4.1).

Таблица 4.1

Анализ структуры доходов и  их динамики

Вид доходов

Доходы по базе, млн. руб.

В % к итогу

Доходы по факту

В % к итогу

Изменение

Доходов, млн. руб.

Структуры доходов

А

1

2

3

4

5

6

Доходы от грузовых перевозок

10930

87,920%

11461

89,303%

531,1

1,383%

Доходы от пассажирских перевозок

1501,8

12,080%

1372,9

10,697%

-128,9

-1,383%

Всего доходы от перевозок

12431,7

100%

12833,9

100,0%

402,2

 

 

Приведем расчеты к табл.4.1:

1) по базовому периоду

=
= (0,21*61,243+0,14*135,462+0,22*64,18+0,21*125,121+

+0,22*254,159)/100 = 128,136 коп/10ткм.

=
=0,82*148,911+0,05*175,941+0,13*88,646=

=142,428 коп/10 пасс-км.

= 85300*128,136 /1000= 10929,98 млн.руб.

10544*142,428/1000=1501,76 млн.руб.

10929,98+1501,76=12431,74 млн.руб.

2) по фактическому периоду

=
=0,2*60,12+0,17*125,1+0,22*59,801+0,19*125,741+

+0,22*250,88=125,532 коп/10ткм

=
=
0,8*142,061+0,04*165,2+0,16*90,871=

= 134,796 коп/10пасс-км

млн. руб.

млн. руб.

11461,04+1372,9=12833,93 млн.руб.

Очевидно, что доходы от перевозок  увеличились в отчетном году, в первую очередь это связано с увеличением доходов от грузовых перевозок, которое привело к увеличению общих доходов почти на 402 млн.руб. Пассажирские перевозки всегда были убыточными, и в отчетном году сократили доходы от перевозок на 129 млн.руб. Если говорить об изменении структуры перевозок, то в отчетном году доля пассажирских перевозок сократилась до минимума – 0,1%, что скорее можно отнести к положительной динамике, так при сохранении доли на уровне базы сумма доходов могла быть еще меньше. Тем не менее, снижение доходов в части грузовых перевозок, говорит о необходимости поиска оптимальной структуры перевозок.

Схема причинно-следственной зависимости  показателей доходов от перевозки  грузов и пассажиров представлена на рис. 4.2 и анализируется по следующей формуле:

  = = + = + ,               

где – сумма доходов от перевозок, млн. руб.;

 – грузооборот тарифный, млн.  ткм;

 – пассажирооборот, млн.  пасс-км;

– средняя доходная ставка за 10 тар. ткм и за 10 пасс-км, коп;

, – доходная  ставка соответственно по каждому роду груза в грузовом движении  и по  каждому виду сообщения в пассажирском движении.

Рис. 4.2. Система взаимосвязи показателей  доходов от перевозок грузов и  пассажиров

Факторный анализ доходов от перевозок  выполним способом корректировок, результаты расчетов представим в виде таблицы 4.2.

Анализ средней доходной ставки выполняется способом структурных  сдвигов.

При оценке влияния на доходы от перевозок  грузов структурных изменений предварительно рассчитаем подстановка по формуле:

=0,2*61,24+0,17*135,46+0,22*64,18+0,19*125,121+0,22*254,159= 129,08коп./10ткм

Влияние изменений структуры перевозок  по родам грузов на среднюю доходную ставку определяется следующим образом:

=129,08 – 128,136 = 0,95 коп./10ткм.

Изменение величины доходов от перевозок  грузов за счет изменения структуры  перевозок по родам грузов будет  рассчитываться по формуле:

= 0,95*91300/1000= 86,645 млн.руб.

Влияние изменений доходной ставки по каждому роду груза на среднюю  доходную ставку определяется следующим  образом:

=125,532 – 129,08= -3,55 коп/10ткм.

Изменение величины доходов от перевозок  грузов за счет изменения доходной  ставки  по  каждому  роду  грузов  будем  рассчитывать  по формуле:

= -3,55*91300/1000= -324,398 млн.руб.

Аналогично рассчитывается отклонение доходов по факторам средней доходной ставки по пассажирским перевозкам.

= 0,8*148,911+0,04*175,941+0,16*88,646 = 140,35 коп/10пасс-км

= 140,35 – 142,428 = -2,078 коп/10пасс-км

= -2,078*10185/1000 = -21,167 млн.руб.

=134,796 – 140,35 = -5,554 коп/10пасс-км

= -5,554*10185/1000=-56,564 млн.руб.

 

Таблица 4.2

Анализ доходов от перевозок, млн.руб.

Показатель

Доходы за базовый период

Индекс изменения объема перевозок,%

Доходы скорректи-рованные на объем перевозок

Доходы за отчетный период

Изменение доходов за отчетный период

Всего (гр. 3-1)

в том числе в связи

с изменением  объема пере-возок (гр.3-1)

средней доход-ной ставки

(гр. 4-3)

А

1

2

3

4

5

6

7

1.        Всего доходов от перевозок

12 431,7

105,89%

13163,4

12833,9

402,2

731,7

-329,5

2.        Доходы от перевозок грузов

10 930,0

107,03%

11698,8

11461,0

531,1

768,8

-237,8

3.        Доходы от перевозок пассажиров

1 501,8

96,60%

1450,6

1372,9

-128,9

-51,1

-77,7

4.        Итого по грузовым и пассажирским перевозкам        (стр. 2+3)

12 431,7

13149,4

12833,9

402,2

717,7

-315,5

5.        Влияние изменения структуры перевозок (стр.1-4)

14,0

14,0

-14,0


Результаты анализа доходов, выполненные  в табл. 4.2 и расчетах выше, сводятся в табл. 4.3.

Таблица 4.3

Результаты анализа доходов  дороги

Факторы

Изменение доходов под влиянием фактора, млн. руб.

Доля влияния каждого фактора  в общем изменении доходов  за отчетный период, %

А

1

2

1.      Грузооборот, тар. ткм

768,814

184,7228345

2.      Доходные ставки по родам грузов

-324,398

-77,94304996

3.      Структура перевозок по родам грузов

86,645

20,81808388

4. Итого по грузовым перевозкам (стр. 1+2+3)

531,061

127,5978684

5. Пассажирооборот, пасс-км

-51,132

-12,28539614

6. Доходные ставки по видам сообщений

-56,564

-13,59057857

7. Структура перевозок по видам  сообщений

-21,167

-5,085785162

8. Итого по пассажирским перевозкам (стр. 5+6+7)

-128,862

-30,96175987

9. Структура перевозок по видам  движения

14,000

3,363891463

10. Всего по факторам (стр. 4+8+9)

416,199

100


 

 

Вывод:

В отчетном периоде доходы от перевозок  увеличились по сравнению с базисным на 402,2 млн. руб., причиной послужило  увеличение доходов от грузовых перевозок  на 531 млн. руб., доля влияния которого в  общем изменении доходов  равна 127,6%, а также за счет снижения доходов от пассажирооборота на 128,8 млн. руб., его доля влияния равна 30,9%.

Увеличение доходов по грузовым перевозкам на 531,1 млн. руб. произошло  под влиянием увеличения грузооборота, удельный вес которого в общем  изменении составляет 184,7% и благодаря  которому доходы увеличились на 768,814 млн. руб.,  а так же изменения  структуры перевозок по родам  грузов, вследствие которого доходы увеличились  на 86,645 млн. руб., доля которого составляет 20,8%. Доходы снизились за счет показателя доходная ставка по родам грузов 324,39 млн. руб., доля влияния которого составляет 77,9%.

Снижение доходов по пассажирским перевозкам на 128,8  млн. руб. произошло  под влиянием следующих факторов: на 56,564 млн.  руб. и долей 13,6 % за счет изменения доходных ставок по видам  сообщений и по причине уменьшения пассажирооборота на 51,132 млн. руб., доля которого равна 12,3%. Также влияние  оказало изменение структуры  перевозок по видам движения на 21,1 млн. руб., доля которого составила 5,08%.

 

5. АНАЛИЗ  ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК

Финансовые результаты деятельности железной дороги характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем  рентабельности.

Прибыль железная дорога получает от перевозок, а также от других видов  деятельности. Основными источниками  при анализе прибыли являются финансовый отчет Ф2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании», а также соответствующие планы экономического и социального развития предприятия.

Схема факторного анализа прибыли приведена на рис. 5.1.



 









 

 

Рис. 5.1. Блок-схема факторного анализа прибыли

В данной работе проведем анализ балансовой прибыли, включающую в себя прибыль от эксплуатационной деятельности и подсобно-вспомогательной деятельности.

Среди факторов, влияющих на величину прибыли можно выделить факторы (х), которые влияют только на доходы (Д), факторы (y), которые влияют только на расходы (Э), и факторы (z), влияющие  и на расходы, и на доходы. Поэтому анализ прибыли выполняется путем обобщения результатов исследования причин изменения  расходов (табл. 3.2) и доходов (табл. 4.3):

;    ;    .

Расчеты и результаты анализа следует свести в табл. 5.1.

Проверка:

ΔПбб1бо=ΔПб(ΣPl)+ΔПб(с/с)+ΔПб(d)+ΔПб(ПВД)

ΔПб=3515,082-2831,7 = 74,26+557,42-329,48+230 млн. руб.

532,2 = 532,2

 

Балансовая  прибыль в отчетном периоде увеличилась на 532,2 млн. руб. под влиянием следующих факторов: 

- за счет изменения объема перевозок, прибыль увеличилась на 74,2 млн. руб.;

- за счет изменения себестоимости перевозок прибыль увеличилась на 557,4 млн. руб., в том числе: за счет значительного влияния таких факторов как: изменение объема перевозок, что привело к увеличению прибыли на 443,7 млн. руб., изменение качества использования подвижного состава, от чего прибыль уменьшилась на 862 млн. руб., а также изменение средней населенности пассажирского вагона, что способствовало уменьшению балансовой прибыли на 37 млн. руб.;

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности