Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 19:35, курсовая работа
Цель курсового проекта – овладение методами и приемами проведения экономического анализа хозяйственной деятельности железной дороги.
При выполнении курсового проекта необходимо:
изучить методы экономического анализа по рекомендуемой литературе;
ВВЕДЕНИЕ 2
1. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ 3
ОБЪЕМА РАБОТЫ ДОРОГИ 3
2. АНАЛИЗ ОБОБЩАЮЩИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА В ГРУЗОВОМ ДВИЖЕНИИ 8
3. АНАЛИЗ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ И СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК 12
4. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ 18
5. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК 23
6. АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГ
На снижение
эксплуатационных расходов в части
себестоимости значительно
4. АНАЛИЗ ДОХОДОВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
Доходы от основной деятельности –
важнейший показатель, темп роста
которого характеризует степень
повышения экономической
Железные дороги получают доходы от перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты; за выполнение начальной и конечной операций по грузовым перевозкам; за выполнение подсобно-вспомогательной деятельности.
В данной работе выполним анализ доходов от перевозок. Исходная информация для анализа доходов дороги содержится в отчетных формах: БО-11 «Отчет о производственно-финансовой деятельности железной дороги», ЦО-12 «Отчет о перевозке грузов, их пробегах и полученном за них доходе», ЦО-22 «Отчет о перевозке пассажиров и доходе от этих перевозок».
Схема анализа доходов железной дороги приведена рис. 4.1.
Рис. 4.1. Схема анализа доходов дороги от перевозок
Для анализа структуры и динамики доходов используется следующая аналитическая таблица (табл.4.1).
Таблица 4.1
Анализ структуры доходов и их динамики
Вид доходов |
Доходы по базе, млн. руб. |
В % к итогу |
Доходы по факту |
В % к итогу |
Изменение | |
Доходов, млн. руб. |
Структуры доходов | |||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Доходы от грузовых перевозок |
10930 |
87,920% |
11461 |
89,303% |
531,1 |
1,383% |
Доходы от пассажирских перевозок |
1501,8 |
12,080% |
1372,9 |
10,697% |
-128,9 |
-1,383% |
Всего доходы от перевозок |
12431,7 |
100% |
12833,9 |
100,0% |
402,2 |
Приведем расчеты к табл.4.1:
1) по базовому периоду
+0,22*254,159)/100 = 128,136 коп/10ткм.
=142,428 коп/10 пасс-км.
2) по фактическому периоду
+0,22*250,88=125,532 коп/10ткм
= 134,796 коп/10пасс-км
Очевидно, что доходы от перевозок увеличились в отчетном году, в первую очередь это связано с увеличением доходов от грузовых перевозок, которое привело к увеличению общих доходов почти на 402 млн.руб. Пассажирские перевозки всегда были убыточными, и в отчетном году сократили доходы от перевозок на 129 млн.руб. Если говорить об изменении структуры перевозок, то в отчетном году доля пассажирских перевозок сократилась до минимума – 0,1%, что скорее можно отнести к положительной динамике, так при сохранении доли на уровне базы сумма доходов могла быть еще меньше. Тем не менее, снижение доходов в части грузовых перевозок, говорит о необходимости поиска оптимальной структуры перевозок.
Схема причинно-следственной зависимости показателей доходов от перевозки грузов и пассажиров представлена на рис. 4.2 и анализируется по следующей формуле:
= = + = + ,
где – сумма доходов от перевозок, млн. руб.;
– грузооборот тарифный, млн. ткм;
– пассажирооборот, млн. пасс-км;
, – средняя доходная ставка за 10 тар. ткм и за 10 пасс-км, коп;
, – доходная ставка соответственно по каждому роду груза в грузовом движении и по каждому виду сообщения в пассажирском движении.
Рис. 4.2. Система взаимосвязи
Факторный анализ доходов от перевозок выполним способом корректировок, результаты расчетов представим в виде таблицы 4.2.
Анализ средней доходной ставки выполняется способом структурных сдвигов.
При оценке влияния на доходы от перевозок грузов структурных изменений предварительно рассчитаем подстановка по формуле:
=0,2*61,24+0,17*135,46+0,22*
Влияние изменений структуры перевозок по родам грузов на среднюю доходную ставку определяется следующим образом:
Изменение величины доходов от перевозок грузов за счет изменения структуры перевозок по родам грузов будет рассчитываться по формуле:
Влияние изменений доходной ставки по каждому роду груза на среднюю доходную ставку определяется следующим образом:
Изменение величины доходов от перевозок грузов за счет изменения доходной ставки по каждому роду грузов будем рассчитывать по формуле:
Аналогично рассчитывается отклонение доходов по факторам средней доходной ставки по пассажирским перевозкам.
Таблица 4.2
Анализ доходов от перевозок, млн.руб.
Показатель |
Доходы за базовый период |
Индекс изменения объема перевозок,% |
Доходы скорректи-рованные на объем перевозок |
Доходы за отчетный период |
Изменение доходов за отчетный период | ||
Всего (гр. 3-1) |
в том числе в связи | ||||||
с изменением объема пере-возок (гр.3-1) |
средней доход-ной ставки (гр. 4-3) | ||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Всего доходов от перевозок |
12 431,7 |
105,89% |
13163,4 |
12833,9 |
402,2 |
731,7 |
-329,5 |
2. Доходы от перевозок грузов |
10 930,0 |
107,03% |
11698,8 |
11461,0 |
531,1 |
768,8 |
-237,8 |
3. Доходы от перевозок пассажиров |
1 501,8 |
96,60% |
1450,6 |
1372,9 |
-128,9 |
-51,1 |
-77,7 |
4. Итого по грузовым и пассажирским перевозкам (стр. 2+3) |
12 431,7 |
— |
13149,4 |
12833,9 |
402,2 |
717,7 |
-315,5 |
5. Влияние изменения структуры перевозок (стр.1-4) |
— |
— |
14,0 |
— |
— |
14,0 |
-14,0 |
Результаты анализа доходов, выполненные в табл. 4.2 и расчетах выше, сводятся в табл. 4.3.
Таблица 4.3
Результаты анализа доходов дороги
Факторы |
Изменение доходов под влиянием фактора, млн. руб. |
Доля влияния каждого фактора в общем изменении доходов за отчетный период, % |
А |
1 |
2 |
1. Грузооборот, тар. ткм |
768,814 |
184,7228345 |
2. Доходные ставки по родам грузов |
-324,398 |
-77,94304996 |
3. Структура перевозок по родам грузов |
86,645 |
20,81808388 |
4. Итого по грузовым перевозкам (стр. 1+2+3) |
531,061 |
127,5978684 |
5. Пассажирооборот, пасс-км |
-51,132 |
-12,28539614 |
6. Доходные ставки по видам |
-56,564 |
-13,59057857 |
7. Структура перевозок по видам сообщений |
-21,167 |
-5,085785162 |
8. Итого по пассажирским |
-128,862 |
-30,96175987 |
9. Структура перевозок по видам движения |
14,000 |
3,363891463 |
10. Всего по факторам (стр. 4+8+9) |
416,199 |
100 |
Вывод:
В отчетном периоде доходы от перевозок увеличились по сравнению с базисным на 402,2 млн. руб., причиной послужило увеличение доходов от грузовых перевозок на 531 млн. руб., доля влияния которого в общем изменении доходов равна 127,6%, а также за счет снижения доходов от пассажирооборота на 128,8 млн. руб., его доля влияния равна 30,9%.
Увеличение доходов по грузовым перевозкам на 531,1 млн. руб. произошло под влиянием увеличения грузооборота, удельный вес которого в общем изменении составляет 184,7% и благодаря которому доходы увеличились на 768,814 млн. руб., а так же изменения структуры перевозок по родам грузов, вследствие которого доходы увеличились на 86,645 млн. руб., доля которого составляет 20,8%. Доходы снизились за счет показателя доходная ставка по родам грузов 324,39 млн. руб., доля влияния которого составляет 77,9%.
Снижение доходов по пассажирским перевозкам на 128,8 млн. руб. произошло под влиянием следующих факторов: на 56,564 млн. руб. и долей 13,6 % за счет изменения доходных ставок по видам сообщений и по причине уменьшения пассажирооборота на 51,132 млн. руб., доля которого равна 12,3%. Также влияние оказало изменение структуры перевозок по видам движения на 21,1 млн. руб., доля которого составила 5,08%.
5. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ ОТ ПЕРЕВОЗОК
Финансовые результаты деятельности железной дороги характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль железная дорога получает от перевозок, а также от других видов деятельности. Основными источниками при анализе прибыли являются финансовый отчет Ф2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании», а также соответствующие планы экономического и социального развития предприятия.
Схема факторного анализа прибыли приведена на рис. 5.1.
Рис. 5.1. Блок-схема факторного анализа прибыли
В данной работе проведем анализ балансовой прибыли, включающую в себя прибыль от эксплуатационной деятельности и подсобно-вспомогательной деятельности.
Среди факторов, влияющих на величину прибыли можно выделить факторы (х), которые влияют только на доходы (Д), факторы (y), которые влияют только на расходы (Э), и факторы (z), влияющие и на расходы, и на доходы. Поэтому анализ прибыли выполняется путем обобщения результатов исследования причин изменения расходов (табл. 3.2) и доходов (табл. 4.3):
; ; .
Расчеты и результаты анализа следует свести в табл. 5.1.
Проверка:
ΔПб=Пб1-Пбо=ΔПб(ΣPl)+ΔПб(с/с)+
ΔПб=3515,082-2831,7 = 74,26+557,42-329,48+230 млн. руб.
532,2 = 532,2
Балансовая прибыль в отчетном периоде увеличилась на 532,2 млн. руб. под влиянием следующих факторов:
- за счет изменения объема перевозок, прибыль увеличилась на 74,2 млн. руб.;
- за счет изменения себестоимости перевозок прибыль увеличилась на 557,4 млн. руб., в том числе: за счет значительного влияния таких факторов как: изменение объема перевозок, что привело к увеличению прибыли на 443,7 млн. руб., изменение качества использования подвижного состава, от чего прибыль уменьшилась на 862 млн. руб., а также изменение средней населенности пассажирского вагона, что способствовало уменьшению балансовой прибыли на 37 млн. руб.;