Анализ экономических результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть основные аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности) и исследовать пути улучшения финансовых результатов деятельности организации.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить значение и экономическую сущность результатов деятельности предприятия; понятие результатов деятельности предприятия, их экономическая сущность и показатели; формирование финансовой информации, нормативные документы и порядок отчётности; принципы и задачи анализа экономических результатов.

Содержание работы

Введение
1 Значение и экономическая сущность результатов деятельности предприятия.
1.1 Понятие результатов деятельности предприятия, их экономическая сущность и показатели.
1.2 Формирование финансовой информации, нормативные документы и порядок отчётности.
1.3 Принципы и задачи анализа экономических результатов.
2 Анализ экономических результатов деятельности предприятия.
2.1 Оценка прибыльности и эффективности хозяйственной деятельности.
2.2 Анализ чистой прибыли.
2.3 Анализ собственного капитала.
2.4 Анализ чистых активов и собственных оборотных средств.
2.5 Направления улучшения экономических результатов хозяйствующего субъекта.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.03 Кб (Скачать файл)

Бухгалтерская отчетность в соответствии с новым Положением претерпела значительные изменения, тем самым приближаясь к требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета.

Центральное место в системе финансовой отчетности занимает бухгалтерский баланс. Поскольку для целей аудита и анализа финансовых результатов наибольший интерес вызывает форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», остановимся более подробно на ее рассмотрении.

Отчет о прибылях и убытках представляет динамический аспект деятельности предприятия, его результаты за отчетный период текущего года и за соответствующий период предыдущего года. Начиная с 1996 года, в бухгалтерской отчетности принципиально новыми являются структура, содержание и методические основы данного отчета. Новизна состоит в уходе от налоговой направленности прежней формы №2 (за 1995 год).

Необходимо отметить, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) показывается по принципу нетто – выручки, по факту отгрузки, что, по мнению многих экономистов, не исчерпывает решения проблемы реализации. Эта проблема значительно шире и требует углубленной проработки как с точки зрения методологии бухгалтерского учета, так и с точки зрения содержания налогового законодательства. Себестоимость реализованной продукции отражается как «чистая», то есть без коммерческих и управленческих расходов, которые выделяются в отдельные позиции отчета. Финансовый результат деятельности организации складывается из прибыли (убытка) от финансово-хозяйственной деятельности и прочих внереализационных доходов за минусом прочих внереализационных расходов. В свою очередь в формировании такого показателя, как прибыль от финансово-хозяйственной деятельности участвуют как традиционные показатели (прибыль (убыток) от реализации), так и новые показатели финансовой отчетности (прочие операционные доходы и расходы). Такая информация, как платежи в бюджет и затраты, учитываемые при исчислении льгот по налогу на прибыль, исключена из формы №2, что подтверждает общую тенденцию разделения функций бухгалтерского учета для целей составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Принципы и задачи анализа экономических результатов

Перед экономическим анализом стоят следующие задачи:

  1. изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;

 

  1. контроль за выполнением планов, прогнозов, управленческих решений, за эффективным использованием экономического потенциала предприятия;

 

  1. изучение влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на результаты хозяйственной деятельности, что позволяет объективно оценивать работу предприятия, делать правильную диагностику его состояния и прогноз развития на перспективу, выявлять основные направления поиска резервов повышения его эффективности;

 

  1. поиск резервов повышения эффективности производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и практики;

 

  1. оценка степени финансовых и операционных рисков и выработка внутренних механизмов управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса;

 

  1. оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей и диагностика его положения на рынке товаров и услуг, что способствует выработке более эффективной политики управления бизнес-процессами;

 

  1. разработка проекта управленческого решения по устранению выявленных недостатков и освоению резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.

 

Аналитическое исследование, его результаты и их использование в управлении производством должны соответствовать определенным методологическим принципам. Кратко остановимся на важнейших из них.

 

1. Анализ должен носить  научный характер, т.е. базироваться  на положениях диалектической  теории познания, учитывать требования  экономических законов развития  производства, использовать достижения  НТП и передового опыта, новейшие  методы экономических исследований.

 

2. Анализ должен быть  комплексным. Комплексность исследования  требует охвата всех звеньев  и всех сторон деятельности  и всестороннего изучения причинных  зависимостей в экономике предприятия.

 

3. Одним из требований  к анализу является обеспечение  системного подхода, когда каждый  изучаемый объект рассматривается  как сложная динамическая система, состоящая из ряда элементов, определенным способом связанных  между собой и внешней средой. Изучение каждого объекта должно  осуществляться с учетом всех  внутренних и внешних связей, взаимозависимости и соподчиненное  его отдельных элементов.

 

4. Анализ должен быть  объективным, конкретным, точным. Он  должен базироваться на достоверной, проверенной информации, реально  отражающей объективную действительность, а выводы его должны обосновываться  точными аналитическими расчетами. Из этого требования вытекает  необходимость постоянного совершенствования  организации учета, внутреннего  и внешнего аудита, а также  методики анализа с целью повышения  точности и достоверности его  расчетов.

 

5. Анализ должен быть  действенным, активно воздействовать  на ход производства и его  результаты. Руководство предприятия  должно быть своевременно информировано  о выявленных недостатках, просчетах  и упущениях в работе. Из этого  принципа вытекает необходимость  практического использования материалов  анализа для управления предприятием, разработки конкретных мероприятий, обоснования, корректировки и уточнения  плановых данных. В противном  случае цель анализа не достигается.

 

6. Анализ должен проводиться  по плану, систематически, а не  от случая к случаю. Из этого  требования вытекает необходимость  планирования аналитической работы  на предприятиях, распределения  обязанностей по ее выполнению  между исполнителями и контроля  за ее проведением.

 

7. Анализ должен быть  оперативным. Оперативность означает  умение быстро и четко проводить  анализ, принимать управленческие  решения и претворять их в  жизнь.

 

8. Один из принципов  анализа — его демократизм, предполагающий  участие в проведении анализа  широкого круга работников предприятия, что обеспечивает более полное выявление передового опыта и использование имеющихся внутрихозяйственных резервов.

 

9. Анализ должен базироваться  на государственном подходе при  оценке экономических явлений, процессов, результатов хозяйствования. Иначе  говоря, оценивая определенные проявления  экономической жизни, нужно учитывать  их соответствие государственной  экономической, социальной, экологической, международной политике и законодательству.

 

10. Анализ должен быть  эффективным, т.е. затраты на его  проведение должны давать многократный  эффект.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ экономических результатов деятельности предприятия

 

2.1 Оценка прибыльности и эффективности  хозяйственной деятельности

Основными экономическими результатами финансово-хозяйственной деятельности предприятия являются объем выпущенной и реализованной продукции, валовой доход, прибыль, стоимость имущественного комплекса предприятия. Экономические результаты работы предприятия зависят от конкурентоспособности, востребованности его продукции (работ, услуг), уровня рейтинга, деловой активности и деловой репутации. На результаты экономической деятельности предприятия влияют уровень безубыточности, ликвидности, платежеспособности и финансовой устойчивости. Экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия отражают в целом эффективность использования его экономического потенциала, который включает кадровый, технический, производственный и финансовый потенциал и характеризует общие возможности, а также конкретные виды экономической деятельности предприятия.

Объем реализованной продукции бесспорно является основным экономическим результатом финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Это показатель сводного характера, характеризующий общие результаты экономической деятельности предприятия. Выручка от реализации продукции (работ, услуг) является основным источником поступления финансовых ресурсов и денежных средств. Процесс материального производства завершается доведением готового продукта до потребителя путем реализации изготовленной продукции {работ, услуг). Реализация продукции является одним из основных показателей успешности завершения процесса производства и в то же время представляет собой законченную стадию кругооборота средств предприятия, имеющую огромное значение для его нормальной хозяйственной деятельности.

 

Реализованной продукцией считается готовая продукция, отпущенная потребителям или вывезенная ими со складов предприятия-изготовителя, в оплату которой в полном объеме поступили средства на счет поставщика. Выручка от реализации представляет собой сумму денежных средств, поступивших на счет предприятия за реализованную продукцию и оказанные услуги. Она служит основным источником денежных доходов предприятия. Выручка от реализации является важнейшей финансовой категорией, выражающей денежные отношения между поставщиком и потребителем товара. Будучи финансовой категорией, выручка выступает как один из главных источников поступления финансовых -ресурсов предприятия и денежных средств. Отметим, что под финансовыми ресурсами понимается валовой доход, распределяемый на формирование фонда оплаты труда и денежных накоплений, а денежные средства — оборотные средства и амортизация.

Если прибыль выражается в абсолютном выражении, то рентабельность – это относительный показатель интенсивности производства. Он отражает уровень прибыльности относительно определенной базы. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство и реализацию, но и для образования прибыли.

Показатели рентабельности (доходности) предприятия позволяют дать оценку его финансовых результатов и в конечном счете эффективности. К этим показателям обычно относят уровень рентабельности, который выражается как отношение того или иного вида прибыли к какой-либо базе. Разные показатели отражают разные стороны деятельности предприятия.   Вполне естественно, что в целом эффективность работы предприятия может определяться лишь системой показателей рентабельности. Она, включает в себя пять групп показателей: рентабельность продукции, продаж, активов, собственного капитала и прочие показатели.

Рассмотрим некоторые из них.

Первая группа показателей – это рентабельность продукции, которую можно выразить по формуле:

                                             Рпрод = П / С ,                                                 (1)

 

где Рпрод - рентабельность единицы продукции;

П - прибыль;

С - себестоимость.

Роль этого показателя состоит в том, что с его помощью дается оценка затрат предприятия на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, с его помощью определяется фактическая рентабельность. В мировой практике этот показатель имеет название «затраты плюс».

Вторая группа показателей рентабельности – это рентабельность продаж, которая рассчитывается по следующей формуле:

                                           ROS = Прп / В,                                                   (2)

где ROS – рентабельность продаж (Return on Sales);

Прп – прибыль от реализации;

В – выручка от реализации.

Рост этого показателя может отражать рост цен на продукцию при постоянных затратах или увеличение спроса и соответственно снижении затрат на единицу продукции. Уменьшение этого показателя отражает обратные тенденции. Кроме того, этот показатель показывает долю прибыли в выручке от реализации, следовательно, соотношения в ней прибыли и полной себестоимости реализуемой продукции. Именно с помощью этого показателя предприятия может принять решение по поводу выбора пути увеличения прибыли: или снижать себестоимость, или увеличивать объем производства.

Данный показатель, рассчитанный на основе чистой прибыли, называют коэффициентом чистой прибыли.

Третья группа показателей рентабельности – рентабельность активов (или инвестиций):

                                                 ROA = П/Аср,                                               (3)

Информация о работе Анализ экономических результатов деятельности предприятия