Анализ экономических результатов деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2015 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – раскрыть основные аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности) и исследовать пути улучшения финансовых результатов деятельности организации.
Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:
- изучить значение и экономическую сущность результатов деятельности предприятия; понятие результатов деятельности предприятия, их экономическая сущность и показатели; формирование финансовой информации, нормативные документы и порядок отчётности; принципы и задачи анализа экономических результатов.

Содержание работы

Введение
1 Значение и экономическая сущность результатов деятельности предприятия.
1.1 Понятие результатов деятельности предприятия, их экономическая сущность и показатели.
1.2 Формирование финансовой информации, нормативные документы и порядок отчётности.
1.3 Принципы и задачи анализа экономических результатов.
2 Анализ экономических результатов деятельности предприятия.
2.1 Оценка прибыльности и эффективности хозяйственной деятельности.
2.2 Анализ чистой прибыли.
2.3 Анализ собственного капитала.
2.4 Анализ чистых активов и собственных оборотных средств.
2.5 Направления улучшения экономических результатов хозяйствующего субъекта.
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.03 Кб (Скачать файл)

где ROA – рентабельность активов;

П – прибыль предприятия (может использоваться прибыль от реализации, валовая или чистая);

Аср – средняя величина активов (имущества) предприятия за определенный период.

Этот показатель может встречаться под названием ROI – Return on investment, т.е. рентабельность инвестиций. Он отражает эффективность вложенных в предприятия денежных средств. В зависимости от ситуации может использоваться тот или иной вид прибыли, но в большинстве случаев оценка ведется по прибыли до налогообложения, т.е. по валовой, и по прибыли после налогообложения, т.е. по чистой прибыли.

Четвертая группа показателей рентабельности – рентабельность акционерного или собственного капитала. Этот показатель занимает особое место, так как отражает отдачу или доходность главного вида средств, используемых предпринимателем, - собственных средств.

                                              ROE = ЧП/ ПIII,                                              (4)

где RОЕ – рентабельность акционерного капитала (Return on Equity);

ЧП – чистая прибыль предприятия;

ПIII – средняя величина собственного капитала предприятия за определенный период.

Возьмем данные из Таблицы №1 и рассчитаем показатели рентабельности продукции и продаж и найдём их абсолютное изменение в отчётном периоде.

Полученные данные сведём в таблицу №2.

Таблица №3 Анализ рентабельности

№ п/п

Показатели

План

Факт

Абсол.измен.,±

Относит. измен.,%

1

Прибыль от реализации, тыс. руб.

7850

7900

+50

0,6

2

Выручка от реализации, тыс. руб.

43500

44000

+500

1,1

3

Производственная себестоимость, тыс. руб.

34550

34850

+300

0,9

4

Рентабельность продукции, %

22,72

22,67

-0.05

-0,22

5

Рентабельность продаж, %

18,05

17,95

-0,01

-0,55

6

Балансовая прибыль, тыс. руб.

9730

9790

+60

+0,62

7

рентабельность активов(баланс актива) ,%

11,60

10,61

-0,99

-8,53

8

рентабельность акционерного(уставного) капитала, %

170,70

57,59

-113,11

-66,26


 

По формуле (1) рассчитываем рентабельность продукции:

Прибыль от реализации продукции ÷производственную себестоимость

7 850÷34 550*100=22,72%

7 900÷34 850*100=22,67%

 

По формуле (2) рассчитываем рентабельность продаж:

Прибыль от реализации ÷выручку от реализации

7 850÷43 500*100=18,05 %

7 900÷44 000*100=17,95%

 

Рассчитываем  прибыль предприятия данные берём с таблицы №1:

Прибыль=прибыль от реализации продукции+прибыль от прочей реализации+доходы от сдачи имущества в аренду+доходы от продажи ценных бумаг+(-штрафы,пени,неустойки)+(-коммерческие расходы)

 

7850+900+1800+980-700-1100=9730 тыс.руб.(по плану)

7900+950+1900+990-700-1250=9790 тыс. руб.(по  факту)

 

По формуле (3) рассчитываем рентабельность активов для этого берём  данные с таблицы №2:

ROA=9730/83910*100=11,60%(по плану)

ROA=9790/92230*100=10,61%(по факту)

 

По формуле (4) рассчитываем рентабельность акционерного капитала для этого берём  данные с таблицы №2:

ROE=9730/5700*100=170,70%(по плану)

ROE=9790/17000*100=57,59%(по отчёту)

 

Вывод: Чем выше рентабельность продукции, тем выше рентабельность продаж, так как на каждый вложенный рубль - прибыли будет больше. Мы наблюдаем ухудшение рентабельность продукции на 0,22%, соответственно  рентабельность продаж стала хуже на 0,55%; рентабельность активов снизилась на 8,53%, соответственно рентабельность акционерного капитала стала меньше на 66,26%. Итак предприятие может обанкротится, т.к. наблюдается нерациональное использование прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ чистой прибыли

Чистая прибыль является таким показателем эффективности деятельности фирмы, который с одной стороны испытывает на себе влияние наибольшего числа факторов по сравнению с другими видами прибыли, а с другой – является максимально точным и «честным» показателем. Именно по этим причинам данная величина требует к себе пристального внимания и должна подвергаться детальному изучению. Одним из наиболее популярных и часто применяемых методов является факторный анализ чистой прибыли. Как видно из названия, изучение прибыли подобным образом предполагает определение тех факторов, которые в наибольшей мере на нее воздействуют, а также определение конкретной величины данного воздействия.

Прежде чем рассматривать факторный анализ чистой прибыли, необходимо изучить то, как она формируется. Анализ формирования чистой прибыли проводится по отчету о прибылях и убытках. Это понятно, так как именно данная форма отчетности отражает порядок, которым идет формирование финансового результата функционирования фирмы. При изучении формирования прибыли полезно провести вертикальный анализ указанной формы отчетности. Он подразумевает нахождение удельного веса каждого из включенных в отчет показателей, а также последующее изучение его динамики. Как правило, в качестве базы сравнения выбирается выручка, которая считается равной ста процентам.

Факторный анализ чистой прибыли также целесообразно проводить по отчету о прибылях и убытках. Это объясняется тем, что эта форма отчетности позволяет легко и просто составить математическую модель, которая будет включать факторы, влияющие на размер прибыли. Факторы, оказывающие наибольшее влияние, следует расположить в модели перед факторами, влияние которых менее существенно. Отчет о прибылях и убытках отражает величину выручки, но не позволяет судить о ее изменениях под влиянием цены и объема реализации. Эти факторы являются чрезвычайно важными, поэтому их необходимо дополнительно учесть в модели, разделив влияние на прибыль выручки на две соответствующие части. После составления математической модели необходимо непосредственно подвергнуть ее анализу по определенной методике. Чаще всего прибегают к использованию метода цепных подстановок или его модификаций, например, метода абсолютных разниц. Этот выбор обусловлен простотой применения и точностью результатов.

После изучения процесса формирования и динамики необходимо провести анализ использования чистой прибыли. Логичней и проще всего изучить данный процесс будет путем проведения вертикального анализа, который уже упоминался выше. Очевидно, что в данном случае в качестве базы необходимо принять чистую прибыль. Затем нужно определить доли каждого направления расходования этой прибыли: на дивиденды, в резервные фонды, на инвестиции и так далее. Естественно, необходимо изучить изменение данной структуры в динамике.

Очевидно, что для проведения любого из описанных выше видов анализа необходима информация за несколько периодов, хотя бы за два года. Это связано с тем, что на основе одного периода попросту невозможно делать какие-либо выводы о тех или иных изменениях. Однако стоит иметь в виду, что показатели должны быть сопоставимы, необходимо делать поправки в случае изменений в учетной политике или каких-либо других.

Прибыль от реализации=выручка от реализации/полная себестоимость

 

 

 

 

Таблица №4 Анализ прибыли

Показатели

план

Факт

Абс.откл,±

Относит.откл.,%

Производственная с/с,тыс.руб.

34550

34850

300

0,87

Коммерч. Расходы,тыс.руб.

1100

1250

150

13,64

Полнаяс/с,тыс.руб.

35650

36100

450

1,26

Выр. От реализ.,тыс.руб.

43500

44000

500

1,15

Прибыль от реализ.,тыс.руб.

7850

7900

50

0,64


 

Полная с/с= (произв. с/с + коммерч. Расходы)

34550+1100= 35650тыс.руб.

34850+1250=36100 тыс.руб.

Прибыль от реализации=(выруч. От реализ.-полная с/с)

43500-35650=7850

44000-36100=7900

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица №5 Анализ чистой прибыли

№п\п

Показатели

Ед. Изм.

План

Факт

Абсолют. изменение (тыс. руб.)

Относит. изменение (%)

1

Прибыль от реализации продукции

Тыс. руб.

7 850

7 900

50

0,6

2

Прибыль от прочей реализации

Тыс. руб.

900

950

50

5,6

3

Доходы от сдачи имущества в аренду

Тыс. руб.

1 800

1 900

100

5,6

4

Доходы от продажи ценных бумаг

Тыс. руб.

980

990

10

0,1

5

Штрафы, пени, неустойки

Тыс. руб.

700

700

0

-

6

Выручка от реализации продукции

Тыс. руб.

43 500

44 000

500

1,1

7

Среднегодовая себестоимость

Тыс. руб.

36 900

36 500

-400

-0,1

8

Среднегодовые остатки НОС

Тыс. руб.

4 400

4 400

0

-

9

Производственная себестоимость

Тыс. руб.

34 550

34 850

300

0,9

10

Коммерческие расходы

Тыс. руб.

1 100

1 250

150

13,6

11

Прибыль

Тыс.руб.

9730

9790

+60

+0,62


Абсол.=

(факт-план)

Относ.=

(±Абс./план)*100,%

Вывод: за отчётный период по предприятию видно, что прибыль от реализации превышена на 50 т.р., что составляет 0,6% к плану. Соответственно произошло увеличение прибыли от прочих расходов  на 50т.р. или 5,6 % по сравнению с планом. Перевыполнен план по доходам от сдачи имущества в аренду на 100т.р.,что составляет 5,6% по сравнению с планом. Также штрафы, пени, неустойки неизменились. Доходы от продаж ценных бумаг увеличились незначительно на 10т.р. или на 0,1 %.План по балансовой прибыли перевыполнен на 60т.р., что составляет на 0,62%. На предприятии имеются резервы повышение балансовой прибыли в размере 60т.р. при условии, что будет повышена прибыль от реализации продукции, от прочих реализаций и будут созданы условия недопущенные возникновения штрафов,пени,неустоек.

Из расчёта данных показателей можно сделать следующие выводы:

- прибыль от реализации  продукции изменилась незначительно  – всего на 0,6%;

- прибыль от реализации  прочей продукции выросла на 5,6%;

- доходы от сдачи имущества  в аренду так же выросли  на 5,6%;

- доходы от ценных  бумаг выросли незначительно;

- штрафы, пени, неустойки  не изменялись в отчётном периоде;

- выручка от реализации  продукции увеличилась на 500 тысяч  рублей, и это изменение составило 1,1%;

- себестоимость продукции  снизилась на 400 тысяч рублей;

- среднегодовые остатки  НОС не изменились;

- производственная себестоимость  выросла на 300 тыс. рублей;

- коммерческие расходы  так же выросли на 13,6%, что в  абсолютном изменении составило 150 тыс. рублей.

 В данном отчётном периоде предприятие получило больше прибыли от реализации основной и прочей продукции, а следовательно, выпустило больше и основной и прочей продукции. Так же мы видим, что предприятие получает неплохие доходы от сдачи собственного имущества в аренду. Снизилась себестоимость, что положительно сказывается на прибыли. Снижается себестоимость – увеличивается прибыль. Но как мы видим, себестоимость снизилась не за счёт снижения издержек на выпуск основной продукции, а за счёт других производственных издержек.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Анализ собственного капитала

Анализ эффективности использования собственного и заемного капитала организаций представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации бухгалтерского учета и отчетности, имеющий целью:

Информация о работе Анализ экономических результатов деятельности предприятия