Анализ налогов и расчетов с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

На Западе налоговые вопросы и вопросы расчетов с бюджетом по налогам и сборам давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.
Таким образом, анализ налогов и расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами является одним из важнейших направлений в анализе хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность налогов и их виды
1.1 Сущность налогов
1.2 Функции налогов
1.3 Виды налогов и сборов
Глава 2. Анализ облагаемой налогов прибыли и расчетов с бюджетом и целевыми бюджетными фондами
2.1 Общая методика определения (формирования) прибыли предприятия
2.2 Характеристика анализируемого предприятия
2.3 Анализ облагаемой налогом прибыли
2.4 Анализ состава и структуры налогов
2.5 Анализ образования налогов и расчетов по ним с бюджетом и целевыми бюджетными фондами
2.6 Выявление резервов роста прибыли предприятия и общие выводы по результатам анализа
Глава 3. Основные направления совершенствования системы налогообложения в РБ
3.1 Основные направления налоговой реформы в РБ
3.2 Реформирование национальной системы бухгалтерского учета, а также устранение противоречий, искажающих финансовые результаты работы предприятий. (на примере исчисления налога на прибыль с учетов курсовых разниц)
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

2012 Курсовая работа.docx

— 70.48 Кб (Скачать файл)

 

Налогоплательщики, как правило, уплачивают налоги самостоятельно. Однако, если они нарушают установленные  нормы налогообложения, то в силу вступает механизм принуждения и  применения финансовых и штрафных санкций.

 

Следовательно, налог можно  характеризовать как установленную  государством в интересах всего  общества форму отчуждения собственности  юридических и физических лиц  на условиях безвозвратности и принуждения.

 

Налоги, введенные в законодательном  порядке, носят легальный характер. После их уплаты плательщик обретает полную хозяйственную самостоятельность  и потому по словам А. Смита они  являются для тех, кто платит признаком  не рабства, а свободы. Именно эти  специфические качества позволяют  государству использовать налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность предприятий  в целях общественного прогресса.

 

Налоги в структуре  общественных отношений выполняют  ряд чрезвычайно важных и сложных  задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям [4, 198с.].:

 

фискальной;

 

регулирующей;

 

стимулирующей.

 

Фискальная функция выступает  в качестве первоначальной, поскольку  она является причиной возникновения  и существования налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.

 

Мобилизуя через налоги часть  национального дохода, государство  входит в постоянное соприкосновение  с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности  влиять на развитие экономики в нужном направлении.

 

Регулирующая функция  налогов состоит в их способности  воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между  объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется  через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Таким образом регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.

 

Стимулирующая функция ориентирует  налоговой механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта  государство готово допустить временную  потерю части налоговых средств  путем предоставления льгот, отсрочки платежей, налоговых каникул.

 

Объективно существует своего рода оптимальный уровень изъятия  в бюджет дохода у налогоплательщика, который достаточен для стимулирования производства. Его превышение подрывает  саму основу хозяйственной деятельности предприятия. Задача стимулирующей  функции налогов состоит в  том, чтобы наряду с применением  оптимального уровня изъятий, создавать  стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества [1, 84с.].

 

Кроме налогов в государственный  бюджет поступают также различные  сборы, пошлины и другие обязательные платежи. Они имеют с налогами единую экономическую сущность, но специфичны по своему назначению и  характеру использования.

 

 

1.3 Виды налогов и сборов

 

Налоги, сборы и пошлины  объединяются в категорию платежей в соответствии с едиными характеризующими их признаками [6, 25с.]:

 

они являются источниками  формирования республиканского и местных  бюджетов (внебюджетных фондов) Республики Беларусь;

 

имеют обязательный, безэквивалентный и безвозмездный характер. Налоги отличаются от сборов определенными  признаками.

 

Они характерны тем, что взимаются  в бюджет для обеспечения общих  государственных расходов и, в основном, не имеют целевого назначения. Размеры  налогов обусловлены исключительно  налоговым законодательством и  не связаны с объемом расходной  части бюджета. Основой дифференциации налоговой нагрузки выступает не размер потребляемых налогоплательщиками  общественных благ, а уровень их платежеспособности и богатства.

 

Наряду с общими налогами могут вводиться налоги целевого назначения предназначенные для  финансирования конкретных государственных  расходов. В Республике Беларусь таковыми являются чрезвычайный налог для  ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, экологический  налог. Кроме того, к категории  целевых налогов относятся введенные  в Беларуси обязательные отчисления в республиканский фонд поддержки  производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, отчисления в местный бюджетный целевой  фонд стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и  продовольствия, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, отчисления в республиканский дорожный фонд, целевые сборы на содержание детских  дошкольных учреждений и др.

 

В отличие от налогов сборы  и пошлины всегда имеют целевое  назначение. Они строятся на эквивалентной  основе как уплата государству за определенные оказываемые им услуги или за предоставляемые права.

 

Государственные пошлины  можно подразделить на следующие  виды:

 

государственные пошлины  за совершение услуг (нотариальных действий, принятие исковых документов судом, регистрацию актов гражданского состояния);

 

государственные пошлины  за предоставление особых прав (права  на охоту);

 

регистрационные пошлины (за выдачу патентов, лицензий);

 

таможенные пошлины (в  связи с совершением экспортно-импортных  операций).

 

Сбором именуется платеж за обладание специальным правом (право торговли, право использования  местной символики, за парковку автомобилей  и др.).

 

К категории налоговых  платежей относятся также отчисления, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные социальные фонды: социальной защиты населения. Но по своей  экономической сущности они носят  не фискальный, а компенсационный  характер, так как предназначены  для материального обеспечения  трудящихся при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и т.д.).

 

По методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.

 

К группе прямых налогов относятся  подоходно-имущественные налоги, которые  взимаются в процессе приобретения и накопления материальных благ и  непосредственно связаны с величиной  объекта обложения. Например, подоходный налог, налог на прибыль предприятий  уплачиваются при получении дохода и зависят от его размера. Налог  на имущество (недвижимую собственность, денежный капитал) учитывает величину накопленного богатства и предполагаемый доход, который может быть получен  владельцем от его использования.

 

Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг. К ним относятся: акцизы, налог  на добавленную стоимость, таможенные пошлины, отчисления в республиканский  бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и  продовольствия, в местный бюджетный  фонд стабилизации экономики указанных  производителей, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда. При  всем разнообразии указанных платежей общим для них является то, что  суммы данных налогов включаются в цену товаров и поступают  в бюджет после их реализации. Перечисляют  косвенные налоги в бюджет производители (импортеры) товаров, но фактическими плательщиками  являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены.

 

Косвенные налоги считаются  наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Кроме того, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых служб. В  силу этих преимуществ налоги с оборотов по реализации стали необъемлемой составной  частью почти всех европейских налоговых  систем.

 

Недостатком косвенных налогов  является то, что их бремя в основном ложится на широкие слои бедного  населения, в то время как прямые налоги учитывают уровень платежеспособности налогоплательщиков.

 

В бюджетах экономически развитых стран, таких как ФРГ, Канада, США, Япония и других, преобладают прямые налоги. В странах с развивающейся  рыночной экономикой, где серьезной  проблемой является подавление инфляции и наполнение доходами бюджета, преимущество отдается косвенным налогам. В Республике Беларусь в доходах республиканского бюджета налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и налоги, включаемости в себестоимости продукции, которые также через цену товаров перекладываются на потребителя, составляют более 60%, что является свидетельством недостаточной развитости налоговой системы и ее фискальной направленности.

 

В зависимости от полномочий органов власти различных уровней  в вопросах введения налогов выделяют республиканские и местные налоги и сборы.

 

Республиканские налоги и  сборы устанавливаются верховным  органом власти и действуют на всей территории республики. К ним  относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на доход (прибыль) предприятий, чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы, сбор за проезд автотранспортных средств по автомобильным дорогам  общего пользования Республики Беларусь, отчисления в республиканский бюджетный  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в  государственный фонд содействия занятости, в республиканский дорожный фонд, республиканский фонд охраны природы, республиканский фонд "Энергосбережение" [7, 56с.].

 

Местные налоги и сборы  устанавливаются высшим органом  государственной власти, но вводятся только решениями местных Советов  депутатов и поступают в местные  бюджеты.

 

Так в соответствии со ст.10 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2003 г. N 259-З "О бюджете Республики Беларусь на 2004 год" (Принят Палатой  представителей 15 декабря 2003 года, Одобрен  Советом Республики 19 декабря 2003 года) (Зарегистрировано в Национальном реестре  правовых актов Республики Беларусь 30 декабря 2003 г. N 2/1008) в 2004г. Областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня вправе вводить на территории соответствующих административно-территориальных  единиц следующие местные налоги и сборы (в целях сдерживания  роста установлены предельные ставки вводимых местными Советами налогов):

 

1. налог с продаж товаров  в розничной торговле. (налоговые  ставки устанавливаются в размере,  не превышающем 5 процентов выручки  от реализации товаров, за исключением  продаж товаров иностранного  производства, а с продаж товаров  иностранного производства - 15 процентов  выручки от реализации товаров)

 

2. налог на услуги, оказываемые  объектами сервиса. (налоговые ставки  устанавливаются в размере, не  превышающем 10 процентов выручки  от реализации услуг)

 

3. целевые сборы (транспортный  сбор на обновление и восстановление  городского, пригородного пассажирского  транспорта, автобусов междугородного  сообщения и содержание ведомственного  городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие  инфраструктуры города (района). (налоговые  ставки устанавливаются в размере,  не превышающем (по совокупности) 4 процентов налоговой базы)

 

4. сборы с пользователей. (налоговые ставки устанавливаются  в зависимости от объекта налогообложения  в процентах от налоговой базы  и (или) в размерах, кратных  базовой величине)

 

5. сбор с заготовителей. (налоговые ставки устанавливаются  в зависимости от вида заготовленной  (закупленной) продукции и не  могут превышать 5 процентов налоговой  базы)

 

6. курортный сбор. (налоговые  ставки устанавливаются в зависимости  от вида санаторно-курортного  и оздоровительного учреждения  и не могут превышать 3 процентов  налоговой базы)

 

7. сборы с физических  лиц при пересечении ими Государственной  границы Республики Беларусь  через пункты пропуска. (налоговые  ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,5 базовой величины  на одно физическое лицо на  дату уплаты. Уплата осуществляется  в белорусских рублях или в  иностранной валюте по курсу  Национального банка Республики  Беларусь на дату уплаты)

 

8. налог на приобретение  бензина и дизельного топлива. (налоговые ставки устанавливаются  в размере, не превышающем 10 процентов стоимости бензина  и дизельного топлива).

 

Кроме этого, в 2004 году областные, Минский городской Советы депутатов, Советы депутатов базового территориального уровня не вправе вводить иные местные  налоги и сборы, кроме указанных  выше налогов и сборов, а также  устанавливать взносы и платежи  в соответствующие местные бюджеты, местные целевые бюджетные и  внебюджетные фонды, обладающие признаками налогов, сборов (пошлин), если иное не установлено настоящим Законом.

 

По принципу зачисления в  соответствующие бюджеты налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

 

Закрепленными называются налоги и сборы, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного  бюджета. Например, в республиканский  бюджет поступают: налог на добавленную  стоимость и акцизы, взимаемые  при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и некоторые другие. В местные бюджеты полностью зачисляются: подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, плата за землю, плата за пользование природными ресурсами, акцизы по плодово-ягодным крепленым и ликерным винам, сухим винам и некоторым другим алкогольным напиткам, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также местные налоги и сборы, перечисленные ранее.

Информация о работе Анализ налогов и расчетов с бюджетом