Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа
На Западе налоговые вопросы и вопросы расчетов с бюджетом по налогам и сборам давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.
Таким образом, анализ налогов и расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами является одним из важнейших направлений в анализе хозяйственной деятельности предприятия.
Введение
Глава 1. Сущность налогов и их виды
1.1 Сущность налогов
1.2 Функции налогов
1.3 Виды налогов и сборов
Глава 2. Анализ облагаемой налогов прибыли и расчетов с бюджетом и целевыми бюджетными фондами
2.1 Общая методика определения (формирования) прибыли предприятия
2.2 Характеристика анализируемого предприятия
2.3 Анализ облагаемой налогом прибыли
2.4 Анализ состава и структуры налогов
2.5 Анализ образования налогов и расчетов по ним с бюджетом и целевыми бюджетными фондами
2.6 Выявление резервов роста прибыли предприятия и общие выводы по результатам анализа
Глава 3. Основные направления совершенствования системы налогообложения в РБ
3.1 Основные направления налоговой реформы в РБ
3.2 Реформирование национальной системы бухгалтерского учета, а также устранение противоречий, искажающих финансовые результаты работы предприятий. (на примере исчисления налога на прибыль с учетов курсовых разниц)
Заключение
Список использованных источников
Налогоплательщики, как правило, уплачивают налоги самостоятельно. Однако, если они нарушают установленные нормы налогообложения, то в силу вступает механизм принуждения и применения финансовых и штрафных санкций.
Следовательно, налог можно
характеризовать как
Налоги, введенные в законодательном
порядке, носят легальный характер.
После их уплаты плательщик обретает
полную хозяйственную
Налоги в структуре общественных отношений выполняют ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к трем основным функциям [4, 198с.].:
фискальной;
регулирующей;
стимулирующей.
Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.
Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.
Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Таким образом регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.
Стимулирующая функция ориентирует налоговой механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот, отсрочки платежей, налоговых каникул.
Объективно существует своего рода оптимальный уровень изъятия в бюджет дохода у налогоплательщика, который достаточен для стимулирования производства. Его превышение подрывает саму основу хозяйственной деятельности предприятия. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий, создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества [1, 84с.].
Кроме налогов в государственный бюджет поступают также различные сборы, пошлины и другие обязательные платежи. Они имеют с налогами единую экономическую сущность, но специфичны по своему назначению и характеру использования.
1.3 Виды налогов и сборов
Налоги, сборы и пошлины объединяются в категорию платежей в соответствии с едиными характеризующими их признаками [6, 25с.]:
они являются источниками формирования республиканского и местных бюджетов (внебюджетных фондов) Республики Беларусь;
имеют обязательный, безэквивалентный и безвозмездный характер. Налоги отличаются от сборов определенными признаками.
Они характерны тем, что взимаются
в бюджет для обеспечения общих
государственных расходов и, в основном,
не имеют целевого назначения. Размеры
налогов обусловлены
Наряду с общими налогами
могут вводиться налоги целевого
назначения предназначенные для
финансирования конкретных государственных
расходов. В Республике Беларусь таковыми
являются чрезвычайный налог для
ликвидации последствий катастрофы
на Чернобыльской АЭС, экологический
налог. Кроме того, к категории
целевых налогов относятся
В отличие от налогов сборы и пошлины всегда имеют целевое назначение. Они строятся на эквивалентной основе как уплата государству за определенные оказываемые им услуги или за предоставляемые права.
Государственные пошлины можно подразделить на следующие виды:
государственные пошлины за совершение услуг (нотариальных действий, принятие исковых документов судом, регистрацию актов гражданского состояния);
государственные пошлины за предоставление особых прав (права на охоту);
регистрационные пошлины (за выдачу патентов, лицензий);
таможенные пошлины (в
связи с совершением экспортно-
Сбором именуется платеж за обладание специальным правом (право торговли, право использования местной символики, за парковку автомобилей и др.).
К категории налоговых платежей относятся также отчисления, уплачиваемые работниками и работодателями в специальные социальные фонды: социальной защиты населения. Но по своей экономической сущности они носят не фискальный, а компенсационный характер, так как предназначены для материального обеспечения трудящихся при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности и т.д.).
По методам взимания налоги подразделяются на прямые и косвенные.
К группе прямых налогов относятся
подоходно-имущественные
Косвенные налоги уплачиваются с оборотов по реализации товаров, работ, услуг. К ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, в местный бюджетный фонд стабилизации экономики указанных производителей, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда. При всем разнообразии указанных платежей общим для них является то, что суммы данных налогов включаются в цену товаров и поступают в бюджет после их реализации. Перечисляют косвенные налоги в бюджет производители (импортеры) товаров, но фактическими плательщиками являются потребители этих товаров, оплатившие их в составе цены.
Косвенные налоги считаются наиболее выгодными для государства, так как они не зависят от финансовых результатов деятельности предприятий. Кроме того, механизм их взимания достаточно прост и прозрачен для контроля со стороны налоговых служб. В силу этих преимуществ налоги с оборотов по реализации стали необъемлемой составной частью почти всех европейских налоговых систем.
Недостатком косвенных налогов
является то, что их бремя в основном
ложится на широкие слои бедного
населения, в то время как прямые
налоги учитывают уровень
В бюджетах экономически развитых стран, таких как ФРГ, Канада, США, Япония и других, преобладают прямые налоги. В странах с развивающейся рыночной экономикой, где серьезной проблемой является подавление инфляции и наполнение доходами бюджета, преимущество отдается косвенным налогам. В Республике Беларусь в доходах республиканского бюджета налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины и налоги, включаемости в себестоимости продукции, которые также через цену товаров перекладываются на потребителя, составляют более 60%, что является свидетельством недостаточной развитости налоговой системы и ее фискальной направленности.
В зависимости от полномочий
органов власти различных уровней
в вопросах введения налогов выделяют
республиканские и местные
Республиканские налоги и
сборы устанавливаются
Местные налоги и сборы
устанавливаются высшим органом
государственной власти, но вводятся
только решениями местных Советов
депутатов и поступают в
Так в соответствии со ст.10
Закона Республики Беларусь от 29 декабря
2003 г. N 259-З "О бюджете Республики
Беларусь на 2004 год" (Принят Палатой
представителей 15 декабря 2003 года, Одобрен
Советом Республики 19 декабря 2003 года)
(Зарегистрировано в Национальном реестре
правовых актов Республики Беларусь
30 декабря 2003 г. N 2/1008) в 2004г. Областные,
Минский городской Советы депутатов,
Советы депутатов базового территориального
уровня вправе вводить на территории
соответствующих
1. налог с продаж товаров
в розничной торговле. (налоговые
ставки устанавливаются в
2. налог на услуги, оказываемые объектами сервиса. (налоговые ставки устанавливаются в размере, не превышающем 10 процентов выручки от реализации услуг)
3. целевые сборы (транспортный
сбор на обновление и
4. сборы с пользователей.
(налоговые ставки
5. сбор с заготовителей.
(налоговые ставки
6. курортный сбор. (налоговые
ставки устанавливаются в
7. сборы с физических
лиц при пересечении ими
8. налог на приобретение
бензина и дизельного топлива.
(налоговые ставки
Кроме этого, в 2004 году областные,
Минский городской Советы депутатов,
Советы депутатов базового территориального
уровня не вправе вводить иные местные
налоги и сборы, кроме указанных
выше налогов и сборов, а также
устанавливать взносы и платежи
в соответствующие местные
По принципу зачисления в соответствующие бюджеты налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Закрепленными называются налоги и сборы, которые на длительный срок закреплены как доходный источник конкретного бюджета. Например, в республиканский бюджет поступают: налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь, чрезвычайный налог, таможенные пошлины и сборы, отчисления в республиканский бюджетный фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия и некоторые другие. В местные бюджеты полностью зачисляются: подоходный налог с физических лиц, налог на недвижимость, плата за землю, плата за пользование природными ресурсами, акцизы по плодово-ягодным крепленым и ликерным винам, сухим винам и некоторым другим алкогольным напиткам, целевые сборы на финансирование расходов по содержанию и ремонту жилищного фонда, а также местные налоги и сборы, перечисленные ранее.