Анализ налогов и расчетов с бюджетом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

На Западе налоговые вопросы и вопросы расчетов с бюджетом по налогам и сборам давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия.
Таким образом, анализ налогов и расчетов предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами является одним из важнейших направлений в анализе хозяйственной деятельности предприятия.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность налогов и их виды
1.1 Сущность налогов
1.2 Функции налогов
1.3 Виды налогов и сборов
Глава 2. Анализ облагаемой налогов прибыли и расчетов с бюджетом и целевыми бюджетными фондами
2.1 Общая методика определения (формирования) прибыли предприятия
2.2 Характеристика анализируемого предприятия
2.3 Анализ облагаемой налогом прибыли
2.4 Анализ состава и структуры налогов
2.5 Анализ образования налогов и расчетов по ним с бюджетом и целевыми бюджетными фондами
2.6 Выявление резервов роста прибыли предприятия и общие выводы по результатам анализа
Глава 3. Основные направления совершенствования системы налогообложения в РБ
3.1 Основные направления налоговой реформы в РБ
3.2 Реформирование национальной системы бухгалтерского учета, а также устранение противоречий, искажающих финансовые результаты работы предприятий. (на примере исчисления налога на прибыль с учетов курсовых разниц)
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

2012 Курсовая работа.docx

— 70.48 Кб (Скачать файл)

 

Налоги, исчисленные из фонда  заработной платы, в 2003г. увеличиваются  за счет увеличения размера фонда  заработной платы.

 

Структура налогов практически  не изменилась.

2.5 Анализ образования  налогов и расчетов по ним  с бюджетом и целевыми бюджетными  фондами

 

В себестоимость продукции (товаров, работ, услуг) в ОАО "Витебск" включаются следующие налоги и отчисления:

 

Отчисления в Фонд социальной защиты населения.

 

Единый платеж по чрезвычайному  налогу и в Фонд содействия занятости

 

Экологический налог.

 

Объектом налогообложения  для отчислений в Фонд социальной защиты населения являются все виды выплат в денежном и (или) натуральном  выражении, исчисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, за исключением  выплат, предусмотренных законодательством; вознаграждения по гражданско-правовым договорам. Ставка налога - 35%.

 

Объект налогообложения  чрезвычайным налогом и обязательными  отчислениями в государственный  фонд содействия занятости - фонд заработной платы. Ставка налога - 5%.

 

В ОАО "Витебск" база исчисления по этим двум налогам совпадает. Это - фонд заработной платы.

 

Суммы отчислений в Фонд социальной защиты населения и единого платежа (О) могут изменяться за счет величины фонда заработной платы (ФЗП) и ставки налога (СН) [11, 129с.]:

 

 

 

Изменение суммы налога за счет первого фактора определяется следующим образом [12, 266с.]:

 

 

 

Влияние второго фактора  рассчитывается по формуле:

 

 

 

Таблица 4. Анализ влияния  факторов на изменение суммы отчислений в Фонд социальной защиты населения  и единого платежа по чрезвычайному  налогу и в Фонд содействия занятостиФактор Сумма, тыс. руб. Отчисления в ФСЗН Единый платеж

2002г. 2003г. Δ расчет +, - , тыс. руб. расчет +, - , тыс. руб.

Фонд оплаты труда 14991 26982 +11991 11991 х 0,35 +4197 11991 х 0,05 +600

1. Тарифные ставки и  оклады 8582 17852 +9270 9270 х 0,35 +3245 9270 х 0,05 +464

2. Премии за производственные  результаты 3258 4256 +998 998 х 0,35 +349 998 х 0,05 +50

3. Оплата ежегодных и  дополнительных отпусков 1256 2458 +1202 1202 х 0,35 +421 1202 х 0,05 +60

4. Оплата труда совместителей 1895 2416 +521 521 х 0,35 +182 521 х 0,05 +26

 

 

На увеличение отчислений в бюджет от фонда оплаты труда, главным  образом, влияет повышение тарифных ставок и окладов работников предприятия. Объектом обложения экологическим  налогом (налогом за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду от передвижных источников) является объем  выводимых в окружающую среду  выбросов загрязняющих веществ (объем  бензина в тоннах). Сумма экологического налога (НЭ) может изменяться за счет объема выброса загрязняющих веществ (ОВ) и ставки налога (СН):

 

 

 

Изменение суммы налога за счет первого фактора определяется следующим образом:

 

 

 

Влияние второго фактора  рассчитывается по формуле:

 

 

 

Таблица 5. Анализ влияния  факторов на изменение суммы экологического налогаФактор 2002г. 2003г. Δ Расчет Изменение налога

1. Объем выбросов, т 0,85 5,22 +4,37 4,37 х 31 +135

2. Ставка налога, тыс. руб. 31 74 +43 5,22 х 43 +225

Итого:     +360

 

 

За счет увеличения потребления  бензина сумма экологического налога увеличилась на 135 тыс. руб., а за счет изменения ставки налога - сумма  увеличилась на 225 тыс. руб. Сумма  налога на прибыль (НП) может изменяться за счет величины налогооблагаемой прибыли (ПН) и ставки налога на прибыль (Сн).

 

 

 

Изменение суммы налога за счет первого фактора определяется следующим образом:

 

 

 

Влияние второго фактора  рассчитывается по формуле:

 

 

 

Если уже известно, за счет каких факторов изменилась налогооблагаемая прибыль, то влияние их на сумму налога можно определить умножением ее прироста за счет i-го фактора на базовый уровень  ставки налога на прибыль:

 

 

 

Ставка налога на прибыль 24%.

 

По данным таблицы 1 произведем расчет влияния факторов на изменение  суммы налога на прибыль по приведенной  выше формуле.

 

Таблица 6. Расчет влияния  факторов на изменение суммы налога на прибыльФактор изменения налогооблагаемой прибыли Расчет влияния факторов Изменение суммы налога, тыс. руб.

1. Прибыль от реализации  продукции и услуг -9 648 х 0,24 -2 316

2. Проценты к уплате -904 х 0,24 -218

3. Сальдо внереализационных  доходов и расходов +22 327 х 0,24 +5 358

4. Налогооблагаемая прибыль +11 775 х 0,24 +2 826

 

 

Из таблицы 6 видно, какие  факторы оказали наиболее существенное влияние на изменение суммы налогооблагаемой прибыли и величину налога на прибыль.

 

Предприятие ОАО "Витебск" не производит отчисления во внебюджетные фонды.

 

 

2.6 Выявление резервов  роста прибыли предприятия и  общие выводы по результатам  анализа

 

Прибыль является основным источником собственных средств фирмы. С  одной стороны, прибыль рассматривается  как результат деятельности фирмы, с другой, ¾ как основа дальнейшего  развития. Для страны прибыль фирм означает наполняемость доходной части  бюджета, возможность решения социальных проблем страны или региона [13, 281с.].

 

Налоговые платежи ОАО "Витебск" образуют значительную статью отрицательного денежного потока. Данная статья имеет  высокий уровень неопределенности при планировании дальнейшего развития предприятия, поскольку она в  малой степени определяется процессом  деятельности предприятия и практически  не поддается мерам его воздействия. С этой точки зрения имеющиеся  потенциальные резервы роста  доходной части денежных средств  и часть накопленных денежных средств могут быть рассмотрены  в качестве страховой суммы статьи расходной части "Налоговые платежи  в бюджет".

 

Резервами увеличения денежного  потока предприятия могут быть:

 

Изменение системы налогов;

 

Изменение ставок налогообложения;

 

Изменение системы налоговых  льгот.

 

В 2004 году произошли значительные изменения ставок налогообложения. В частности, уменьшилась ставка НДС с 20 до 18%, ставка транспортного  сбора с 5 до 4%. Исходя из этого, можно  рассчитать резерв увеличения денежного  потока ОАО "Витебск" по НДС и  транспортному сбору.

 

Определим резерв увеличения денежного потока за счет снижения ставки НДС:

 

 

 

где Э - экономия денежных средств, тыс. руб.;

 

ВР0 - выручка от реализации в 2003г., тыс. руб.;

 

ΔСНДС - изменение ставки налога, %.

 

 тыс. руб.

 

Определим резерв увеличения денежного потока за счет снижения ставки транспортного сбора:

 

 

 

 

где Э - экономия денежных средств, тыс. руб.;

 

ПР0 - налогооблагаемая прибыль  в 2003г., тыс. руб.;

 

НПо - налог на прибыль  в 2003г., тыс. руб.;

 

ΔСтрансп - изменение ставки налога, %.

 

 тыс. руб.

 

Общая сумма снижения налоговых  платежей в 2004г. планируется в размере 57309 тыс. руб.

 

Таким образом, уменьшение налоговых  платежей предприятия по сравнению  с размером налоговых платежей в 2003г. создаст эффект налоговой экономии, т.е. предприятие получит дополнительную прибыль, которая может быть направлена предприятием на собственные цели (развитие, обновление собственной производственной базы, выплату прими по итогам очередного финансового года и т.д.).

 

Глава 3. Основные направления  совершенствования системы налогообложения  в РБ

 

 

3.1 Основные направления  налоговой реформы в РБ

 

Одним из основных направлений  совершенствования действующей  системы налогообложения является проведение продуманной налоговой  реформы.

 

Что же должна представлять собой в сегодняшних условиях налоговая реформа? Думается, что  здесь не следует вести речи о  радикальных изменениях. Имеется  в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно  повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать  необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных  финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита консолидированного бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны [14, 19с.].

 

Основные направления  налоговой реформы в Республике Беларусь в этом общем контексте  видятся следующими:

 

1) ослабление налогового  бремени и упрощение налоговой  системы путем отмены низкоэффективных  налогов и отчислений во внебюджетные  фонды; (для примера можно привести  отмену дифференцированной шкалы  подоходного налога с доходов  физических лиц).

 

2) расширение налоговой  базы благодаря отмене ряда  налоговых льгот, расширению круга  плательщиков налогов и облагаемых  доходов в соответствии с принципом  “налоговой справедливости”;

 

Характерной чертой налогового законодательства РБ является наличие  огромного количества льгот по налогам  и сборам. К примеру по налогу на прибыль государством установлено  большое количество льгот, связанное  с внедрением новых основных фондов, направленных на повышение эффективности  производства. Следует также отметить тот факт, что при ввозе основных фондов для производственных целей  предприятия получают льготы по таможенным платежам и сборам. Рассмотрим пример: в соответствии с п.2.4 Декрета  президента № 11 от 19.04.2002. "основные фонды, приобретаемые за счет кредитов по линии Европейского Банка Реконструкции  и Развития при ввозе на таможенную территорию РБ освобождаются от налогообложения  таможенными пошлинами и платежами".

 

Безусловно наличие таких  льгот способствует привлечению  иностранных инвестиций в РБ, однако порядок получения льготы довольно сложен и запутан.

 

3) решение комплекса проблем,  связанных со сбором налогов  и контролем за соблюдением  налогового законодательства.

 

На данный момент целесообразно:

 

унифицировать прямое налогообложение  всех юридических лиц, перейдя от налога на доход банков и страховых  компаний к налогообложению их прибыли (увеличив для этих категорий налогоплательщиков ставку налогообложения);

 

расширить меры по налоговому стимулированию инвестиционного процесса и преимущественного направления  предприятиями средств на развитие, совершенствование и расширение производства, развитие малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

 

усилить социальную направленность налогов. Для этого нужно постоянно  увеличивать, с одной стороны, необлагаемый минимум доходов граждан, а с  другой - ставку подоходного налога лиц с очень высокими доходами, а также расширить круг подакцизных  предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

 

В перспективе, когда будет  обеспечена финансовая стабилизация и  в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых  акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для  обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую  и регулирующую функции.

 

Какие стратегические цели в  области планирования налогообложения  должно иметь наше государство на ближайшие пять лет? Очевидно, ответ  на этот вопрос таков:

 

1) ужесточение налоговой  дисциплины, формирование цивилизованного  института налогоплательщиков;

 

2) упрощение налоговой  системы;

 

3) налоговое стимулирование  производства и реализации конкурентоспособных  отечественных товаров;

 

4) уменьшение общего количества  косвенных налогов включаемых  в отпускную цену товара (это  необходимо сделать для упрощения  формирования отпускной цены  предприятия, чтобы переложить  налоговую нагрузку с плеч  покупателя на прибыль производителя);

 

5) построение системы налогообложения  таким образом, чтобы ошибка  допущенная при исчислении одного  налога не влияла на занижение  (сокрытие) других налогов. Это  направление особенно актуально,  так как в настоящий момент  если предприятие неправильно  начислило один налог, то это  практически всегда приводит  к неправильному исчислению других  налоговых и неналоговых платежей;

 

6) создание стабильной  нормативно-правовой базы. В настоящее  время исчисление и уплату  налогов регулирует огромное  количество законодательных актов,  причем нередко встречаются ситуации  когда положения нормативных  (законодательных) актов несогласованны  и противоречат друг другу.  В таких условиях сложно представить  себе плательщика налогов (юридическое  или физическое лицо), чья деятельность  осуществлялась бы без нарушения;

 

7) организация исчисления  налогов и определение сроков  уплаты налоговых и неналоговых  платежей в бюджет на основании  Законов (исчисление и уплата  налоговых и неналоговых платежей  в настоящее время осуществляется  как на базе законов, так  и на базе инструкций, положения  которых существенно расширяют  те нормы, которые предусмотрены  в Законе) и запрет в законодательном  порядке принятия решений об  изменении налогового законодательства (в том числе и налоговых  ставок, налоговой базы) в течение  календарного года. К сожалению  в Общей Части Налогового Кодекса  (вступила в силу с 01.01.2004г)  такие положения не предусмотрены;

 

8) упразднение норм законодательства, применение которых не способствует "отражению" прибыли предприятия  по результатам деятельности. Существующее  законодательство о налогах и  предпринимательстве раскрывает  широкие возможности оптимизации  налоговых платежей (имеется в  виду уменьшение налогового бремени  путем использования недоработок  законодательства, но не уклонение  от уплаты налогов). Значительная  часть платежей исчисляется в  виде отчислений с выручки  от реализации продукции (товаров,  работ, услуг) и не зависит  от затратной части. С другой  стороны нормы законодательства  не способствуют реальному отражению  прибыли предприятия как комплексного  показателя эффективности финансово-хозяйственной  деятельности. Для того, что бы  доказать смысл этого высказывания  приведем пример.

Информация о работе Анализ налогов и расчетов с бюджетом