Анализ нематериальных ресурсов и активов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 23:14, курсовая работа

Описание работы

Задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы по возможности более полно раскрыть тему и проблемы, связанные с нематериальными ресурсами. Так как эта тема очень актуальна в наше время. Поскольку ХХI век можно смело назвать «Веком новых технологий и информации». Поэтому очень важно иметь представление о таких понятиях как нематериальные ресурсы и нематериальные активы предприятия, научиться применять эти знания на практике.

Содержание работы

Вступление………………………………………………………………………………..3
Раздел I. Значение нематериальных ресурсов в развитии экономики предприятия…4
Понятие и виды нематериальных ресурсов и активов…………………………4
Методология оценки нематериальных активов……………………………….11
Механизм воспроизводства нематериальных активов………………………..18
Раздел II. Анализ эффективности использования нематериальных ресурсов предприятия на примере компании «Бон Аспект»….………………………………...24
2.1 Общие сведения по постановке задач экономического анализа использования нематериальных объектов и характеристике предприятия…………………….....24
2.2 Анализ объема и динамики нематериальных активов………………………...28
2.3 Анализ изменений структуры нематериальных активов……………………………...29
2.4 Анализ эффективности нематериальных активов……………………………..32
Раздел III. Способы и пути усовершенствования использования нематериальных ресурсов в компании «Бон Аспект»….………………………………………………..38
Выводы…………………………………………………………………………………..42
Список использованной литературы………………………………………………..…45

Файлы: 1 файл

18Анализ нематериальных ресурсов и активов предприятия.doc

— 321.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Вступление………………………………………………………………………………..3

Раздел I. Значение нематериальных ресурсов в развитии экономики предприятия…4

    1. Понятие и виды нематериальных ресурсов и активов…………………………4
    2. Методология оценки нематериальных активов……………………………….11
    3. Механизм воспроизводства нематериальных активов………………………..18

Раздел II. Анализ эффективности использования нематериальных ресурсов предприятия на примере компании «Бон Аспект»….………………………………...24

2.1  Общие сведения по постановке задач экономического анализа использования нематериальных объектов и характеристике предприятия…………………….....24

2.2 Анализ объема и динамики нематериальных активов………………………...28

2.3 Анализ изменений структуры нематериальных активов……………………………...29

2.4 Анализ эффективности нематериальных активов……………………………..32

Раздел III. Способы и пути усовершенствования использования нематериальных ресурсов в компании «Бон Аспект»….………………………………………………..38

Выводы…………………………………………………………………………………..42

Список использованной литературы………………………………………………..…45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Последние 100 лет  развития мировой экономики характеризуются  постоянным повышением значения нематериальных ресурсов в структуре активов  компании, организации или предприятия. Обмен идеями, информацией, опытом и услугами занимает все большую долю в экономической деятельности. Прибыль предприятий все чаще увеличивается за счет прав на информацию, а не контроля над материальными ресурсами.

Нематериальные  ресурсы – это принадлежащие предприятиям и организациям ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, воплощающими ценность в своей физической сущности, но имеющие стоимостную, денежную оценку благодаря возможности использования и получения от них дохода.

Задача данной курсовой работы состоит в том, чтобы  по возможности более полно раскрыть тему и проблемы, связанные с нематериальными ресурсами. Так как эта тема очень актуальна в наше время. Поскольку  ХХI век можно смело назвать «Веком новых технологий и информации». Поэтому очень важно иметь представление о  таких понятиях как нематериальные ресурсы и нематериальные активы предприятия, научиться применять эти знания на практике.

Основная цель курсовой работы – углубление теоретических  знаний и приобретение практических навыков по фундаментальным дисциплинам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел I. Значение нематериальных ресурсов в развитии экономики предприятия.

    1. Понятие и виды нематериальных ресурсов и активов.

Определяющей  чертой современного периода развития всех без исключения развитых стран  является рост роли научно-технических  знаний и других результатов творческой деятельности человека в общественном производстве. Использование накопленного капитала знаний ведет к существенным изменениям в характере функционирования предприятий и организаций. Значение физических товаров и оборудования постепенно уменьшается, тогда как значение услуг и  нематериальных ресурсов неуклонно возрастает.

Нематериальные ресурсы  возникают или благодаря новым уникальным знаниям в любой форме или из-за ограниченности ресурсов (естественная или организованная). В обоих этих случаях недостаточность ресурсов (вследствие уникальности или наличия в ограниченном количестве) способствует появлению ренты. Использование таких ресурсов или делает их владельцев единым производителем определенной продукции или обеспечивает уменьшение расходов в отличие от других производителей. Итак, нематериальные ресурсы много значат в повышении конкурентоспособности действующих предприятий. При условиях насыщенности рынка разнообразными товарами предприятие-производитель должно совершенствовать возможности предложения, продвижения и реализации своих товаров или услуг. Действенным инструментом конкуренции в этом случае может быть использование нематериальных ресурсов. Например, владение лицензией предоставляет ее владельцу исключительное право на использование определенного технического достижения, а потому обеспечивает ему соответствующие конкурентные преимущества. Зарегистрированное указание происхождения товара всегда гарантирует потребителю особые, элитарные, а иногда уникальные свойства товара, которые также повышают конкурентоспособность последнего.

Также необходимым условием успешного функционирования любого предприятия в рыночной экономике  является эффективное использование  его собственных так называемых нематериальных ресурсов.

Нематериальные ресурсы — это составная часть потенциала предприятия, способная обеспечивать экономическую пользу на протяжении относительно продолжительного периода. Отличительными чертами этих ресурсов являются недостаток материальной основы получения доходов и неопределенность размеров будущей прибыли от их использования.

Понятие «нематериальные  ресурсы» используется для характеристики совокупности объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность  в широком понимании — это  юридическая категория, которая применяется для: определения результатов творческой работы человека (произведений науки, техники, искусства и других видов деятельности); обозначения принадлежности  результатов творческой работы, соответствующим субъектам творческой деятельности; закрепления за этими субъектами личных неимущественных и имущественных прав, связанных с разработкой и использованием созданных ими интеллектуальных продуктов. В составе объектов интеллектуальной собственности выделяют: объекты промышленной собственности, среди них отдельно также выделяют так называемые средства индивидуализации участников гражданского оборота и изготовляемой ими продукции, работ, услуг (знаки для товаров и услуг, фирменное наименование, указание происхождения товаров); объекты, которые защищены авторскими и сопредельными правами; другие (нетрадиционные) объекты интеллектуальной собственности (рис. 1.1).

Понятие «промышленная  собственность» понимают в широком  значении и применяют не только относительно промышленности и торговли, но также и относительно сельскохозяйственного производства, добывающей промышленности и всех продуктов промышленного или естественного происхождения.

 

 


 



 




Рис. 1.1 Объекты  интеллектуальной собственности

Изобретение -   это результат творческой деятельности человека в любой области технологии. Объектами изобретения могут быть продукт (устройство - машина, механизм, прибор; вещество; штамм микроорганизма, культура клеток растений и животных) и способ (процессы выполнения действий над материальным объектом (объектами) с помощью других материальных объектов.).

Полезная  модель - это результат творческой деятельности человека, объектом которой может быть конструктивное решение устройства или его составных частей.

 Промышленным образцом называется результат творческой деятельности человека в области художественного конструирования. Объектом такой деятельности может быть форма, рисунок, цвета или их объединение, которые определяют внешний вид промышленного изделия и предназначены для удовлетворения эстетичных и эргономичных нужд.

Товарными знаками и знаками обслуживания (в украинском законодательстве — знаки для товаров и услуг) считаются оригинальные обозначения, с помощью которых товары и услуги одних лиц отличают от однородных товаров и услуг других лиц. Главная задача товарного знака заключается в идентификации товара и его производителя на рынке. Товарный знак при этом выполняет одновременно две функции: рекламирование товара и гарантирование его качества.

Указание происхождения товара как объект промышленной собственности может быть двух видов: простое и квалифицированное. Простое указание происхождения товара - это любое словесное или изобразительное (графическое) обозначение, которое прямо или опосредованно указывает на географическое место происхождения товара. При этом под географическим местом понимают любой географический объект с официально определенными границами: страна, регион как часть страны, населенный пункт, местность и т.п. Понятие «квалифицированное указание происхождения товара» охватывает (объединяет) такие данные: название места происхождения товара; географическое указание происхождения товара. Название места происхождения товара - это название географического места, которое употребляется как обозначение в названии товара, который происходит из указанного географического места и имеет особые свойства, исключительно или главным образом обусловленные характерными для данного географического места естественными условиями или объединением этих естественных условий с характерным для данного географического места человеческим фактором.

Фирменное наименование - это постоянное обозначение предприятия (фирмы, компании, и т.п.) или отдельного лица, от которого осуществляется производственная или другая деятельность. Недобросовестной конкуренцией считаются любые действия в конкуренции, которые противоречат правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности.

К объектам, которые  охраняются авторским правом, принадлежат  как обнародованные, так и необнародованные произведения в области науки, литературы и искусства независимо от их назначения, жанра, достоинства, объема, цели (образование, информация, пропаганда, развлечения и т.п.), которые существуют в таких объективных формах: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.п.); устной (обнародованные выступления, лекции, речи, проповеди и т.п.); изобразительной (иллюстрации, картины, схемы, кино-, видео-, фотокадры  и т.п.); объемно-пространственной (скульптуры, модели, архитектурные формы и т.п.); в других формах.

Под компьютерной программой понимают объективную форму представления совокупности данных и команд, предназначенных для обеспечения функционирования электронных вычислительных машин.

Топологией  интегральной микросхемы называется зафиксированное на материальном носителе геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними.

Сопредельные  права — это права, которые примыкают (прилегают) к авторскому праву, являются производными от него.

Рационализаторское предложение — это техническое решение, которое является новым и полезным для предприятия, к которому оно представлено.

Под «ноу-хау» принято понимать не защищенные охранительными документами и не обнародованные (полностью или частично) знания или опыт технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового или другого характера, которые могут быть практически использованы в научных исследованиях и разработках, при изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции, обеспечивая определенные преимущества их владельцу.

Коммерческая  тайна — это ведомости, непосредственно связанные с деятельностью предприятия, которые не являются государственными тайнами, и разглашение которых может нанести ущерб интересам предприятия. В общем понимании коммерческую тайну представляет совокупность производственно-хозяйственной, финансово-экономической и научно-технической информации о деятельности предприятия, разглашение которой может привести к экономическому убытку.

Нематериальные ресурсы, как и остальные ресурсы, которые применяются  в деятельности предприятия, должны быть созданы или приобретены предприятием. Вместе с тем нематериальные ресурсы отличаются от материальных определенными характеристиками, связанными с их природой и способами практического использования. Например, новые знания, как результат творческой деятельности человека, в сущности, являются общественным благом и ими может пользоваться не только какой-либо один субъект хозяйствования, но и другие. Возникает опасность имитации, копирования и использования этих знаний бесплатно. При таких обстоятельствах никто не отважится вкладывать средства первым в создание новых знаний. Поэтому и возникает необходимость защитить права собственности автора. Итак, доступ к таким знаниям защищены правами, которые сами по себе и являются нематериальными активами.

Если  речь идет о нематериальных активах  редчайших по своей природе, то они  образовываются не в результате вложения средств, а благодаря присвоению редкости (например, права на пользование природными ресурсами). Но и в этом случае доступ к ограниченным дефицитным ресурсам также защищён соответствующими правами.

Нематериальные  активы — это категория, которая возникает вследствие владения правами на объекты интеллектуальной собственности или на ограниченные ресурсы и их использования в хозяйственной деятельности с получением дохода.

В состав нематериальных активов включают: права, которые появляются вследствие владения предприятием: патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами; свидетельствами на знаки для товаров и услуг, наименованиями мест происхождения товара, фирменными наименованиями; правами, которые возникают вследствие владения предприятием объектами авторского права (произведения науки, литературы, искусства, компьютерные программы, базы данных, топологии интегральных микросхем) и сопредельными правами (права исполнителей, производителей фонограмм и организаций речи); правами на использование созданных на предприятии нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности (рационализаторских предложений, «ноу-хау», коммерческих тайн и т.п.); правами на пользование земельными участками и природными ресурсами;  монопольными правами и привилегиями на использование редчайших ресурсов, включая лицензии на осуществление определенных видов деятельности; организационными расходами на создание предприятия; правами, которые появляются вследствие заключенных предприятием с другими организациями лицензионных соглашений на использование объектов интеллектуальной собственности.

Информация о работе Анализ нематериальных ресурсов и активов предприятия