Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:32, курсовая работа
Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: - рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;
Введение 3
1. Обзор литературы 4
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции 4
1.2. Методика анализа объемов производства и продаж продукции 6
1.3. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 10
1.4. Анализ ассортимента и структуры продукции 13
1.5. Анализ качества продукции 15
2. Общая характеристика предприятия 18
3. Анализа объемов производства и продаж продукции 23
4. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 25
5. Анализ ассортимента и структуры продукции 27
6. Анализ качества продукции 30
7. Резервы увеличения объема производства 32
Выводы и предложения 35
Библиографический список 37
Приложения 40
Содержание
К важнейшим показателям, характеризующим результаты производственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, относятся объём выпущенной продукции и объем продаж.
Анализ деятельности предприятий начинается с изучения объемов производства и продаж продукции (работ, услуг), так как производство и реализация являются важнейшими аспектами их функционирования. От объема, ассортимента, качества выпущенной и реализованной продукции зависят издержки, прибыль, рентабельность, конкурентоспособность и рыночная активность организации. Деятельность хозяйствующих субъектов должна быть направлена на то, чтобы произвести и продать максимальное количество продукции высокого качества при минимальных затратах. Поэтому анализ объема производства и реализации продукции имеет огромное значение.
В настоящее время
большое значение приобретает качество
продукции и наличие
Также одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.
Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи:
- рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные
методики анализа объемов произ
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику
анализа ассортимента и
- дать характеристику
методики анализа качества
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;
- провести анализ основных
экономических показателей
Методологическая основа исследования: учебники и учебные пособия, статьи отечественных и зарубежных экономистов.
Методы: монографическое исследование, сводка и группировка, сравнение, графический метод, факторный анализ.
Согласно точке зрения Н.П. Любушина [14, с.183], целью анализа объемов производства и продаж продукции является нахождение путей увеличения объемов реализации по сравнению с конкурентами, расширять долю рынка при максимальном использовании производственных мощностей и в результате – увеличить прибыль организации.
Содержательный анализ
экономической литературы позволяет
сделать вывод о том, что дискуссионным
моментом является определение основных
задач анализа объемов
1. оценка степени выполнения производственной программы и плана продаж продукции;
2. оценка динамики выпуска и продаж продукции;
3. оценки выполнения договоров
по объему, ритмичности поставок,
качеству и комплектности
4. установление причин снижения
объемов производства и
5. выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Другие авторы, такие как Савицкая Г.В., Чуев И.Н. и Чуева Л.Н., Войтоловский Н.В. [21, с. 103; 25, с. 87; 5 с. 183] дополнительно выделяют еще одну задачу: разработка мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов для повышения темпов роста продукции, улучшения ассортимента и качества.
Также Савицкая Г.В., Любушин Н.П., Чуев И.Н. и Чуева Л.Н. [21, с. 103; 14, с. 184; 25 с. 87] выделяют следующие объекты анализа:
- объем производства и
- качество и
- структура производства и реализации продукции;
- ритмичность производства и реализации продукции.
Для измерения объемов производства и продаж в экономическом анализе используются различные показатели. Г.В. Савицкая выделяет следующие показатели [22, с. 4]:
-стоимостные;
- натуральные (штуки, метры, тонны и т. д.);
- условно-натуральные (тонны
- трудовые (нормо-часы затрат труда).
Натуральные показатели используют при анализе объемов производства и реализации продукции по отдельным видам и группам однородной продукции.
Условно-натуральные
Нормативные трудозатраты также используются для обобщенной оценки объемов выпуска продукции – в тех случаях, когда в условиях многопродуктового производства невозможно выразить общий его объем в натуральных или условно-натуральных измерителях.
Объем производства характеризуется валовой и товарной продукцией, а объем продаж – реализованной или проданной продукцией.
В настоящее время предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. Ориентиры для деятельности любой организации задают ее планы производства и продаж производимых товаров, план развития и т. д.
Источниками информации для анализа производства и реализации продукции, по мнению И.Н. Чуева[25, с. 87], служат:
- бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики;
- отчетность ф. №1-П
(годовая) «Отчет по продукции»
Главный блок фактической информации – данные бухгалтерского учета. Они включают документы и регистры учета продукции: приемо-сдаточные накладные, ведомости выпуска продукции за месяц, карточки складского учета, накладные на отгрузку продукции, счета-фактуры и т. д., так пишет автор Войтоловский Н.В. [5, с. 116].
Важными исходными документами для анализа являются хозяйственные договоры с покупателями продукции (работ, услуг). Они содержат информацию о номенклатуре, объеме, качестве, комплектности, упаковке, цене, сумме договора, порядке и сроках отгрузки, порядке расчетов и доставки, санкциях за нарушение условий. На основании договоров предприятия формируют портфель заказов по объему и номенклатуре продукции и, исходя из своих производственных возможностей, планируют объемы производства продукции, составляют графики сдачи ее на склад и отгрузки покупателям.
Детальный план с расшифровкой объемов и сроков выпуска продукции называется производственной программой. Производственная программа – основной раздел годового и перспективного бизнес-плана развития предприятия. При разработке производственной программы учитываются потребности отечественного и мирового рынков в товарах организации, общая рыночная ситуация, состояние конкурентных организаций и отраслей. Производственная программа обеспечивает сбалансированность производства и продаж в течение планируемого года.
На сегодняшний день существует множество разных методик анализа объемов производства и продаж продукции. Авторы выделяют разное количество этапов для проведения анализа.
Г.В. Савицкая [21, с.102] в работе «Экономический анализ» выделяет следующие 5 этапов:
1. Анализ динамики
и выполнения плана
- анализ динамики выпуска и реализации продукции;
- оценка выполнения плана по производству и реализации продукции;
- оперативный анализ
производства и отгрузки
- анализ выполнения
договорных обязательств по
- оценка риска невостребованной продукции.
2. Анализ ассортимента и структуры продукции.
3. Анализ качества продукции.
4. Анализ ритмичности работы предприятия.
5. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
В работе «Методика комплексного
анализа хозяйственной
1. Анализ положения товаров на рынках сбыта;
2. Анализ конкурентоспособности продукции.
Важнейшим направлением внутрихозяйственного анализа деятельности предприятия является контроль за выполнением производственной программы выпуска продукции в натуральном и стоимостном выражении. Поэтому авторы под редакцией Л.Т. Гиляровской [6, с. 445] уделяют особое внимание следующим аналитическим процедурам: исследование и оценка выполнения плана по производству продукции, а так же его динамики в целом по предприятию и подразделениям – цехам основного производства.
А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий [1, с. 173] в работе «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности» уделяют большое внимание анализу ассортимента и качеству продукции. Однако, не смотря на большое разнообразие подходов к анализу объемов производства и продаж продукции, следует отметить тождественность этих методик. Авторы, в том числе Г.В. Савицкая, Н.П. Любушин, Н.В. Войтоловский, А.П. Калинина и другие, для анализа объемов производства и продаж продукции обязательно выделяют следующие этапы.
- анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции;
- анализ ассортимента и
- анализ качества продукции;
- анализ ритмичности работы предприятия;
- анализ факторов и резервов
увеличения выпуска и
Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции, анализ ассортимента и структуры продукции, анализ качества продукции, анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции далее будет рассмотрен подробнее. Поэтому далее рассмотрим анализ ритмичности работы предприятия, анализ положения товаров на рынках сбыта и анализ конкурентоспособности продукции.
По мнению Г.В. Савицкой [22. с.19], ритмичность – это равномерный выпуск, продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренной производственной программой.
Ритмичная работа является важным условием своевременного выпуска и продажи товаров. Ритмичность свидетельствует о рациональной организации производства и труда. Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижается качество товаров, увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовых товаров на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала. Не выполняются поставки по договорам, и организация платит штрафы за несвоевременную отгрузку товаров. Перерасходуется фонд оплаты труда в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце – за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости товаров, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния организации.
Для оценки ритмичности, И.Н. Чуев, Г.В. Савицкая, А.И. Алексеева, Ю.В. [25, с. 113; 21, с. 120; 1, с. 196], выделяют прямые и косвенные показатели.
Прямые показатели – коэффициент ритмичности, коэффициент аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства товаров за каждую декаду (сутки) к месячному выпуску, удельный вес производства товаров за каждый месяц к квартальному объему и т.д.
Косвенные показатели ритмичности – наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине хозяйствующего субъекта, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку товаров, наличие сверхнормативных остатков незавершенного производства и готовых товаров на складах.
Одним из распространенных
показателей оценки ритмичности
работы предприятия является коэффицие
1. Коэффициент ритмичности
определяется делением объема
производства товаров, который
зачтен в выполнение плана
по ритмичности, на плановый
объем производства. При этом
в выполнение плана по