Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:32, курсовая работа
Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: - рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;
Введение 3
1. Обзор литературы 4
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции 4
1.2. Методика анализа объемов производства и продаж продукции 6
1.3. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 10
1.4. Анализ ассортимента и структуры продукции 13
1.5. Анализ качества продукции 15
2. Общая характеристика предприятия 18
3. Анализа объемов производства и продаж продукции 23
4. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 25
5. Анализ ассортимента и структуры продукции 27
6. Анализ качества продукции 30
7. Резервы увеличения объема производства 32
Выводы и предложения 35
Библиографический список 37
Приложения 40
Номенклатура – это систематизированный перечень наименований изделий с указанием кодов по общесоюзному классификатору промышленной продукции (ОКПП), а также шифров изделий (номенклатурных номеров).
Целью анализа ассортимента и структуры продукции Г.В. Савицкая [21, с. 108] видит в выработке рекомендаций по изменению ассортимента и структуры продукции на предстоящий период с учетом потребностей рынка и возможностей предприятия. При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента продукции, по ее мнению, включает в себя следующие основные моменты:
1) определение текущих и перспективных потребностей покупателей;
2) оценку уровня
3) изучение жизненного
цикла изделий и принятие
4) оценку экономической
эффективности и степени риска
изменений в ассортименте
Изменения в ассортименте продукции показывает коэффициент ассорти
Г.В. Савицкая, И.Н. Чуев и Л.Н. Чуева [21, с. 109; 25, с.99] предлагают рассчитать данный коэффициент следующим образом:
Кас = Nас/Nпл, (1.7.),
где Кас – коэффициент ассортиментности;
Nас – объем продукции, принятый в расчет;
Nпл – плановый объем производства.
Савицкая Г.В. также
предлагает рассчитать коэффициент обновления ассортимента продук
Коб.ас. = Nн/N, (1.8.),
где Коб.ас – коэффициент обновления ассортиментности;
Nн – объем выпуска новых изделий;
N – общий выпуск продукции.
Оценка выполнения задания по ассортименту предполагает выявление причин недовыполнения плана по ассортименту и определение мероприятий по обеспечению выполнения плана. Причины, влияющие на данный показатель, И.Н. Чуев, Л.Н. Чуева [25, с. 100] делят на две группы: внешние и внутренние.
К внешним причинам относят конъюнктуру рынка, востребованность продукции по видам изделий, состояние материально-технического обеспечения, состояние рынка сырья.
Внутренними причинами являются низкий уровень организации производства и труда, низкое техническое состояние активной части основных фондов, непроизводительные потери рабочего времени, недостатки в системе управления и материального стимулирования работников.
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры.
Согласно точке зрения А.И. Алексеевой [1, с. 184], структура – это удельный вес отдельных видов продукции в общем объеме их выпуска. Анализ структуры товаров предполагает изучение удельного веса каждого вида товаров в плановом и фактическом их объеме, то есть плановой и фактической структуры выпускаемых товаров, степени выполнения плана по структуре.
Изменение структуры выпуска и реализации изменяет все показатели работы: объем выпуска и реализации, материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность, финансовую устойчивость. При нарастании удельного веса дорогостоящей продукции увеличивается объем выпуска в стоимостном выражении, и наоборот. Возрастание удельного веса высокорентабельной продукции приводит к увеличению прибыли, и наоборот.
Проведя содержательный анализ экономической литературы, следует отметить, что большинство авторов тождественны в области методики анализа ассортимента и качества продукции. Анализ ассортимента и структуры товаров играют огромную роль, так как их изменение влияет на основные экономические показатели и положение организации на рынке.
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции.
А.И. Алексеева [1, с. 192] качество продукции определила как совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность.
Повышение качества продукции, работ, услуг – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества способствует повышению спроса и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен. Поэтому оценка качества является важнейшей составляющей экономического анализа.
Основными задачами анализа качества продукции, по мнению Л.Н. Чечевицина [26, с. 206] являются:
1) оценка качества выпускаемой продукции;
2) выявление причин снижения качества;
3) установление влияния изменения качества на объем выпуска продукции.
Качество продукции
подтверждается сертификатами соответствия.
Сертификация дает возможность установить,
что должным образом
При успешном прохождении
сертификации предприятию-производителю
выдается сертификат соответствия, и
устанавливается право
Г.В. Савицкая [22, с. 13] показатели, характеризующие качество продукции, подразделяет на обобщающие, индивидуальные и косвенные. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения:
- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- средневзвешенный балл продукции;
- средний коэффициент
сортности (отношение
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
- удельный вес экспортируемой
продукции, в том числе в
высокоразвитые промышленные
Индивидуальные показатели каче
- полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и др.);
- надежность (долговечность, безотказность в работе);
- технологичность, т.е.
эффективность конструкторских
и технологических решений (
- эстетичность изделий.
Косвенные показатели:
- штрафы за некачественную продукцию;
- объем и удельный вес забракованной продукции;
- удельный вес продукции,
на которую поступили
- потери от брака и др.
Проведя содержательный анализ литературных источников можно отметить тождественность научных определений в области методики анализа качества продукции. Большинство авторов сходятся во мнении о том, что анализ качества продукции необходимо начинать с определения обобщающих показателей, и изучается их динамика. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объеме производства, средний коэффициент сортности. При оценке выполнения плана по структуре фактическую долю каждого сорта в общем объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества – с данными прошлых периодов.
Средний коэффициент сортности Любушин [14, с. 197] предлагает рассчитать двумя способами:
- отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;
- отношением стоимости
продукции всех сортов к
Важным косвенным показателем качества продукции, по мнению А.И. Алексеевой [1, с. 195] , является брак. Он делится на: – исправимый и неисправимый;
- внутренний (выявленный
в организации) и внешний (
Выпуск бракованного товара ведет к росту себестоимости и снижению объема товара, прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака.
Основными причинами понижения качества продукции, по мнению А.И. Алексеевой, являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии, организации производства и квалификации рабочих и др. После изучения причин снижения качества и допущенного брака разрабатываются мероприятия по их устранению.
В настоящее время недостаточно контролировать качество конечного продукта и отдельных составляющих производственного процесса. Кочергов Д. [12, с.35] в статье «Система первой необходимости» говорит о создание системы качества.
Единственно верный путь к сердцам потребителей, по мнению Кочергова Д., лежит через систематическое повышение качества продукции. Система качества представляет собой совокупность всех аспектов (ресурсы, персонал, оргструктура и т.д.) влияющих на качество конечной продукции. Принцип системности позволяет выстроить четкие и прозрачные схемы взаимодействия всех элементов производства и реализации продукции.
2. Общая характеристика предприятия
Закрытое акционерное
общество «Сибирь» зарегистрировано Постановлением
Главы администрации Центрально
Общество является юридическим лицом и действует на основании устава и Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г., имеет в собственности обособленное имущество, отражаемое на его самостоятельном балансе, включая имущество, переданное ему акционерами в счет оплаты акций.
Общество может от
своего имени приобретать и
Полное фирменное наименование общества: Закрытое акционерное общество «Сибирь». Сокращенное фирменное наименование общества: ЗАО «Сибирь».
Место нахождения общества: 644031 г. Омск-31, ул. Звездова, 129.
Целью общества является извлечение прибыли.
Основными видами деятельности Общества являются:
Кожгаланрейное предприятие ЗАО «Сибирь» от Урала до Камчатки является единственным предприятием, занимающимся производством перчаток из натуральной кожи. Основанное в 1938 г. предприятие многие десятилетия удерживает первенство среди родственных организаций и обеспечивает своей продукцией весь Западно-Сибирский регион.
Основным видом продукции
для ЗАО «Сибирь» является выпуск
рукавично-перчаточных изделий
Предприятие принимает заказы на пошив рабочей одежды и перчаточно-рукавичных изделий спецназначения.
Рынок товаров легкой промышленности, в том числе кожгалантерейных изделий, относится к числу рынков с развитой конкуренцией. Это обусловлено значительным количеством предприятий, выпускающих данную продукцию, большим количеством оптовых поставщиков и высокой долей импорта.
Организационная структура предприятия (Приложение А) включает в себя:
Возглавляет ЗАО «Сибирь» Генеральный директор, являющийся единоличным исполнительно-распорядительным лицом Общества, который представляет все его интересы и действует от его имени без доверенности. В компетенцию Директора входит обеспечение выполнения текущих и перспективных планов Общества; совершение всякого рода сделок; выдача доверенностей; утверждение структуры, штатного расписания, должностных инструкций сотрудников Общества, подписание приказов и указаний, обязательных для исполнения всеми работниками Общества; издание приказов о назначении на должности работников Общества, об их переводе и увольнении, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий; осуществление иных полномочий, не отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников Общества. Трудовые отношения работников ЗАО «Сибирь» регулируются действующим трудовым законодательством, трудовыми договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями работников.