Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 06:32, курсовая работа
Цель работы: изучить методику анализа объемов производства и продаж, ассортимента и качества продукции.
Задачи: - рассмотреть задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции;
- сравнить различные методики анализа объемов производства и продаж продукции;
- исследовать методику анализа динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции;
- изучить методику анализа ассортимента и структуры продукции;
- дать характеристику методики анализа качества продукции;
- определить резервы повышения объемов производства и продаж;
Введение 3
1. Обзор литературы 4
1.1. Задачи и информационное обеспечение анализа объемов производства и продаж продукции 4
1.2. Методика анализа объемов производства и продаж продукции 6
1.3. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 10
1.4. Анализ ассортимента и структуры продукции 13
1.5. Анализ качества продукции 15
2. Общая характеристика предприятия 18
3. Анализа объемов производства и продаж продукции 23
4. Анализ динамики и выполнения плана объемов производства и реализации продукции 25
5. Анализ ассортимента и структуры продукции 27
6. Анализ качества продукции 30
7. Резервы увеличения объема производства 32
Выводы и предложения 35
Библиографический список 37
Приложения 40
Отдел кадров во главе с начальником отдела кадров выполняет работы по комплектованию предприятия кадрами рабочих, служащих и специалистов требуемых профессий. Осуществляет работу по подбору, и расстановки кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств. Осуществляет контроль над состоянием трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и соблюдением работниками правил внутреннего трудового распорядка. Занимается составлением и хранением установленной отчетности о работе с кадрами.
Производственно-технический и инженерный отделы подчиняются заместителю генерального директора по производству. Начальник производственно-технического отдела руководит мастерами двух производственных участков, работой технологов и отделом технического контроля. Это основные работники, от работы которых зависит деятельность всего предприятия ЗАО «Сибирь».
Инженерно-технический отдел представлен инженерами и техниками, которые следят за работой оборудования предприятия, его ремонтом и модернизацией.
Планово-экономический отдел состоит из 5 человек, которые подчиняются главному бухгалтеру. Этот отдел является важным, специализированным подразделением, которое ведет не только бухгалтерский учет и составляет отчеты на предприятии, но и занимается вопросами экономического планирования (главный экономист и экономист).
В основные функции бухгалтеров входит ведение системного учета: наличия и движения имущества, хозяйственных операций всех видов деятельности и выполняемых работ, расчетов с поставщиками за товарно-материальные ценности и услуги, с покупателями за отгруженные товары.
Отдел снабжения и
продаж, находится под руководством
заместителя генерального директора
по сбыту, который руководит снабжением
и реализацией готовой
Юридический отдел, участвующий в управление делами и представленный юрисконсультом в единственном лице, занимается разработкой документов правового характера.
В составе инженерно-технического отдела для рациональной организации производственного процесса выделены основные производственные участки, вспомогательное производство, а также обслуживающие подразделения. К основным производственным участкам относятся: раскройный участок; пошивочный участок.
Таким образом, можно сделать вывод, что организационная, производственная структура предприятия является линейно-функциональной и в целом, удовлетворяют целям и задачам ЗАО «Сибирь».
Основные экономические показатели деятельности ЗАО «Сибирь» за 2009-2011 гг. представлены в таблице 1 и получены на основе «Баланса» (Приложение Б) и «Отчета о прибылях и убытках» (Приложение В).
Проанализируем основные показатели деятельности предприятия ЗАО «Сибирь» за три года (таблица 2.1).
Таблица 2.1
Динамика основных экономических показателей
ЗАО «Сибирь» за 2009-2011 гг., тыс. руб.
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Изменение | |||
2010 г. к 2009 г. |
2011 г. к 2010 г. | ||||||
абс., тыс. руб. |
темп роста, % |
абс., тыс. руб. |
темп роста, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Выручка от продажи |
28 730 |
33 361 |
23 400 |
4 631 |
116,12 |
-9 961 |
70,14 |
2. Затраты от реализации услуг |
17 588 |
21 120 |
13 219 |
3 532 |
120,08 |
-7 901 |
62,59 |
3. Прибыль от продаж |
2 848 |
2 177 |
1 574 |
-671 |
76,44 |
-603 |
72,30 |
4. Чистая прибыль |
1 921 |
1 210 |
818 |
-711 |
62,99 |
-392 |
67,60 |
Продолжение таблицы 2.1
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
5. Среднесписочная численность работников, чел. |
130 |
128 |
128 |
-2 |
98,46 |
0 |
100 |
6. Среднегодовая стоимость |
4 772 |
10 286 |
13 895 |
5514 |
215,55 |
3609 |
135,09 |
7. Среднегодовая стоимость |
4 715 |
9 984 |
10 277 |
5269 |
211,75 |
293 |
102,93 |
8. Фондоотдача, руб. на 1 руб. выручки от продажи |
6,09 |
3,34 |
2,28 |
-2,75 |
54,84 |
-1,06 |
68,26 |
9. Фондоемкость, руб. на 1 руб. ОПФ |
16,41 |
29,93 |
43,92 |
13,52 |
182,39 |
13,99 |
146,74 |
10. Фондовооруженность, тыс. руб. |
36,27 |
78,00 |
80,29 |
41,73 |
215,06 |
2,29 |
102,93 |
11. Расходы на оплату труда |
10771,8 |
11091,2 |
10835,2 |
319,4 |
102,97 |
-256 |
97,69 |
12. Среднегодовая выработка 1-го работника |
221,00 |
260,63 |
182,81 |
39,63 |
117,93 |
-77,82 |
70,14 |
13. Среднегодовая заработная плата |
82,86 |
86,65 |
84,65 |
3,79 |
104,57 |
-2 |
97,69 |
14. Уровень затрат на 1 руб. реализации, коп. |
61,22 |
63,31 |
56,49 |
2,09 |
103,41 |
-6,82 |
89,23 |
15. Рентабельность продаж, % |
9,91 |
6,53 |
6,73 |
-3,38 |
65,89 |
0,2 |
103,06 |
Из данных таблицы 2.1 можно видеть, что выручка от продаж в 2010 г. в сравнении с 2009г. выросла на 16,12% или на 4 631 тыс. руб., а в 2011 г. снизилась в сравнении с 2010 на 29,86% или на 9 961 тыс. руб., а в 2011 г. снизилась в сравнении с 2010 на 29,86% или на 9 961 тыс. руб.
Затраты от реализации услуг в 2010 г. выросли на 20,08% или на 3 532 тыс. руб. в сравнении с 2009 г., в 2011 году снизились на 37,41% или на 7 901 тыс. руб. в сравнении с 2010 г.
Прибыль от продаж в 2010 году снизилась на 23,56% или на 671 тыс. руб. чем в 2009 г., а в 2011 году она составила 1 574 тыс. руб., что на 27,7% ниже прибыли от продаж 2010 года или на 603 тыс. руб. Таким образом, в 2010 году прибыль от продаж снизилась из-за превышения темпа роста себестоимости (120,08%) над темпом роста выручки от продаж (116,12%), а в 2011 году прибыль от продаж снизилась из-за снижения двух показателей – выручка на 30%, а себестоимость на 37,4%, но не так значительно на 27,7%.
В 2010 г. чистая прибыль снизилась на 711 тыс. руб. или на 37,01% в сравнении с 2009 г., а в 2011 чистая прибыль предприятия составила 818 тыс. руб., но это на 392 тыс. руб. меньше, чем в 2010 году или на 32,4%, то есть чистая прибыль имеет явную тенденцию к снижению.
Среднесписочная численность довольно стабильна. В 2009 году она составляла 130 чел., а в 2010 году численность уменьшилась на 2 чел. или 1,55%, причем в 2011 году численность осталась на уровне 2010 года. В период крупных заказов предприятие набирает дополнительно внештатных работников в цех раскройки и цех пошива кожаных изделий.
Среднегодовая стоимость оборотных активов выросла в 2010 году на 115,53% в сравнении с 2009 г. или на 5 269 тыс. руб., а в 2011 г. на 35,09% или на 3 610 тыс. руб. в сравнении с 2010 г.
Среднегодовая стоимость основных фондов увеличилась в 2010 г. в сравнении с 2009 г. на 111,75% или на 5 269 тыс. руб., а в 2011 г. выросла в сравнении с 2010 г. всего на 2,93% или на 103 тыс. руб. это повлияло на снижение фондоотдачи в течение этих лет: в 2010 г. на 45,16% или на 2,75 руб., а в 2011 г. она снизилась на 31,85% или на 1 руб. в сравнении с 2010 г. Все это говорит о снижении эффективности использования основных фондов в исследуемом периоде с 2009 по 2011 гг. Противоположная тенденция наблюдается у показателя фондоемкости, она выросла с 16,41 руб. в 2009 г. до 43,92 руб. в 2011 г.
Фондовооруженность в 2010 г. выросла на 126,87% или на 199,4 тыс. руб., а в 2011 г. в сравнении с 2010 г. выросла всего на 2,93% или на 10,45 тыс. руб. это указывает при положительной тенденции на снижение скорости прироста показателя.
Производительность труда (выработка) снизилась в 2010 г. в сравнении с 2009 годом выросла на 17,93% или на 39,63 тыс. руб., а среднегодовая заработная плата выросла 3,79 тыс. руб. или на 4,57%, а в 2011г. производительность труда снизилась в сравнении с 2010 г. на 30% или на 77,82 тыс. руб., а среднегодовая заработная плата снизилась, так она напрямую связана с выручкой на 2,31% или на 2 тыс. руб. Такое соотношение темпов изменения заработной платы и производительности труда соответствует экономическим закономерностям. Уровень затрат на 1 рубль реализованной продукции в 2010 г. в сравнении с 2009 г. напротив вырос на 2 коп. или на 3,41%, в 2011 г. на 10,77% или на 9 коп. снизился в сравнении с 2010 г. При этом рентабельность продаж меняется неравномерно. В 2010 г. в сравнении с 2009 г. она снизилась на 3,4% или в относительных величинах на 34,17%, а в 2011 году она выросла на 0,2%, а в относительных величинах на 3,08%.
Таким образом, ЗАО «Сибирь» – предприятие, деятельность которого хорошо известна в регионе и в стране, продукция предприятия пользуется спросом и в основном в государственных структурах, но это ее единственное основное направление может создать сложности для дальнейшего развития с приходом новых конкурентов на рынок или расширения бизнеса у существующих предприятий этого профиля. В следующем подразделе проанализируем прибыль предприятия и определим факторы, влияющие на нее и вызывающие проблемы в развитии бизнеса.
3. Анализа объемов производства и продаж продукции
Оценим динамику выручки от продажи и прибыли предприятия (таблица 3.1).
Таблица 3.1
Анализ выручки от продажи и доходов ЗАО «Сибирь» за 2009-2011 гг. с учетом изменения цен
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
2011г. в ценах 2010г. |
2011 г. в сравнении с 2010 г. |
2011г. в ценах 2009г. |
2011 г. в сравнении с 2009 г. | ||
абс., тыс. руб. |
Темп роста., % |
абс., тыс. руб. |
Темп роста, % | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Выручка |
28730 |
33361 |
23400 |
21507 |
-11854 |
-35,53 |
18949 |
-9 781 |
66,0 |
Валовая прибыль |
28 730 |
33361 |
23400 |
21507 |
-11854 |
64,47 |
18949 |
-9 781 |
74,0 |
Прибыль от продаж |
11142 |
12 241 |
10181 |
9358 |
-2883 |
76,44 |
8245 |
-2 897 |
44,8 |
Прибыль до налогообложения |
2 848 |
2 177 |
1 574 |
1447 |
-730 |
66,45 |
1275 |
-1 573 |
32,8 |
Чистая прибыль |
2527 |
1 512 |
1 023 |
940 |
-572 |
62,19 |
828 |
-1 699 |
34,5 |
Как можно видеть из таблицы 3.1 с учетом значений инфляции в 2011 году 108,8%, а в 2010 году 113,5%, полученных из данных Федеральной службы статистики в 2011 году произошло снижение выручки на 11 854 тыс. руб. или на 35% в сравнении с 2010 годом, а в сравнении с 2009 годом на 9781 тыс. руб. Или 34,04%.
Темп роста валовой прибыли в 2011 г. в сравнении с 2010 г. 76,44%, а в сравнении с 2009 г. 74%, то есть эти показатели довольно близки.
Темп роста прибыли от продаж в сравнении с 2009 годом 44,8%, а в сравнении с 2010 г. 66,45%, это показывает, что за счет инфляции показатель чистой прибыли снизился на 55,2% или на 1 573 тыс. руб., хотя фактически снизился на 1 274 тыс. руб.
1 574 – 2 848 = – 1 274 тыс. руб.
то есть за счет инфляции изменение равно 299 тыс. руб.
1 573 – 1 274 = 299 тыс. руб.
Темп роста прибыли до налогообложения продолжает увеличивать разрыв между показателями 2011 года в сравнении с 2010 г. (62,19%) и в сравнении с 2009 г. (32,8%).
Темп роста чистой прибыли имеет тенденцию к снижению в сравнении с 2010г. он стал ниже темпа роста прибыли от продаж
62,14% <66,45%,
как и в сравнении с 2009 г.
34,48% < 44,75%.
То есть снижение платежеспособного спроса в 2011 году, вызванное влиянием мирового финансового кризиса при рассмотрении показателей в ценах предыдущих лет указывает на еще более сложное реальное положение ЗАО «Сибирь».
Комплексную оценку маркетинговых мероприятий проведем на основании данных таблицы 3.2.
Таблица 3.2
Анализ эффективности показателей маркетинга
ЗАО «Сибирь» в 20110-2011 гг.
Показатель |
2010 г. |
2011 г. |
Темп роста, % |
Изменение (+,-) |
Объем реализации продукции, тыс. руб. |
33361 |
23400 |
70,14 |
-9961 |
Коэффициент ритмичности, % |
84 |
73 |
86,90 |
-11 |
Коэффициент ассортиментности,% |
91 |
81 |
89,01 |
-10 |
Коэффициент сезонности, % |
75 |
68 |
90,67 |
-7 |
Коэффициент вариации, % |
10 |
8 |
80,00 |
-2 |