Анализ оборота предприятия общественного питания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является проведение анализа товарооборота предприятия общественного питания – ООО кафе «XXI век» и выявление резервов увеличения объема выпуска продукции и продаж.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1) охарактеризовать состав и структуру товарооборота предприятия;
2) произвести оценку уровня объема производства и реализации;
3) проанализировать влияние факторов на объем товарооборота;
4) выявить резервы увеличения товарооборота предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СПЕЦИФИКИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
2. АНАЛИЗ ОБОРОТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 8
2.1. Характеристика состава и структуры оборота предприятия
общественного питания 8
2.2. Оценка состояния оборота и уровня услуг 14
2.3. Анализ влияния внутренних и внешних факторов на оборот
предприятия общественного питания 16
3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБОРОТА
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

Анализ оборота предприятия общественного питания Курсовая Выполнено.doc

— 715.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Общественное  питание является одной из основных отраслей сферы обращения и выполняет важную социально-экономическую задачу развития общества – повышение материального и культурного уровня жизни народа. Решение этой основной экономической и социальной задачи осуществляется путем развития розничного товарооборота.

Товарооборот  общественного питания является составной частью розничного товарооборота страны и от его развития во многом зависит благосостояние народа. Общественное питание России достигло определенных успехов в росте товарооборота и выпуска собственной продукции. Однако его состояние и развитие не соответствуют современным требованиям. На многих предприятиях общественного питания неудовлетворительно используют материально-техническую базу, товарные, трудовые и финансовые ресурсы. В связи с этим главной задачей анализа хозяйственной деятельности предприятий общественного питания является выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества обслуживания потребителей, эффективности работы путем устранения недостатков в хозяйствовании, улучшения использования экономического потенциала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.

Производственно-торговая деятельность предприятий общественного питания характеризуется, прежде всего, показателями товарооборота и выпуска собственной продукции. Товарооборот подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий). Розничный товарооборот включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению для личного потребления. В состав оптового товарооборота входит отпуск кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов, другой продукции собственного производства предприятиям питания для последующей их доработки и реализации, а также предприятиям розничной торговли – для продажи населению. В состав оптового товарооборота не входит, а выделяют отдельно внутренний отпуск полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и мучных изделий собственного производства своим производственно-торговым подразделениям. Розничный и оптовый товарооборот в совокупности составляют валовой (общий) товарооборот предприятий общественного питания.

Проведение  анализа производственно-торговой деятельности предприятий общественного питания затруднено в связи с недостатками в планировании, учете и отчетности. Так, нормативы товарных запасов обычно устанавливают в целом по предприятию без их подразделения по товарным группам. Не составляют планы по поступлению и прочему выбытию сырья и покупных товаров. В настоящее время многие предприятия общественного питания не составляют планы производственно-торговой и другой деятельности [3, с. 158]. В отчетности отсутствует информация о поступлении отдельных видов сырья и покупных товаров, прочем выбытии продуктов, о товарных запасах в ассортиментном разрезе и др. В связи с этим приходится делать дополнительные трудоемкие расчеты, выборки и не всегда можно полностью решить задачи, поставленные при проведении анализа их хозяйственной деятельности.

Актуальность  темы курсовой работы обусловлена результатами аналитической работы, позволяющими определить конкретные и обоснованные причины изменений товарооборота, оценить существующий на предприятии уровень планирования товарооборота, выявить резервы увеличения выпуска продукции на предприятиях общественного питания. В результате на основе данной информации можно определить мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия.

Целью курсовой работы является проведение анализа товарооборота предприятия общественного питания – ООО кафе «XXI век» и выявление резервов увеличения объема выпуска продукции и продаж. Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. охарактеризовать состав и структуру товарооборота предприятия;
  2. произвести оценку уровня объема производства и реализации;
  3. проанализировать влияние факторов на объем товарооборота;
  4. выявить резервы увеличения товарооборота предприятия.

Объектом исследования в курсовой работе является производственно-торговая деятельности предприятия общественного питания – ООО кафе «XXI век», предмет исследования – объем товарооборота предприятия и факторы, на него повлиявшие за выбранный период исследования – 2011-2012 гг.

В качестве информационно-аналитической  базы курсовой работы использованы данные производственно-торгового плана, прогнозов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, контрольных проверок ООО кафе «XXI век». Основным источником информации явился годовой «Отчет по общественному питанию», состоящий из четырех разделов. В первом разделе годового отчета приведена подробная информация о составе товарооборота и товарных запасах; во втором – данные о расходе продуктов в ассортиментном разрезе (в натуральном и стоимостном выражении); в третьем и четвертом разделах – наличие сети общественного питания на конец года. Для анализа также использованы краткие месячные «Отчеты о продаже и запасах товаров» (в ассортиментном разрезе). Их «Отчета о товарообороте и запасах товаров» использована информация о розничном товарообороте и реализации собственной продукции.

В качестве теоретической  и методологической базы курсовой работы послужили учебные пособия по курсу анализа хозяйственной деятельности и товарооборота предприятий общественного питания и производственных предприятий. В работе использована методика Гусева В.Р., Королевой Т.И., Кравченко Л.И., Парушина Н.В. Основу анализа товарооборота составила методика Кравченко Л.И.

При выполнении работы использовались различные методы исследования: логические способы обработки информации – метод сравнения, графического и табличного представления данных, метод относительных величин, а также способы детерминированного факторного анализа.

 

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СПЕЦИФИКИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полное наименование организации – Открытое акционерное  общество кафе «XXI век» (далее – Кафе «XXI век»).

Сокращенное наименование – Кафе «XXI век».

Местонахождение: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургут г., Островского ул., 14/3.

Почтовый адрес: 628417 г. Сургут, ул. Островского 14/3.

Телефоны: 7 (3462) 51-57-55, 51-61-19.

Свидетельство о государственной регистрации  серия ИРП № 96.2-0060 выдано Регистрационной палатой Администрации г. Сургута 18.05.2001.

Уставный капитал  Кафе «XXI век» составляет 50 000 руб. и разделен на доли участников-учредителей; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Учредителем Кафе «XXI век» является одно физическое лицо [1; 2].

Кафе «XXI век» является коммерческой организацией, имеющей основной целью деятельности извлечение прибыли. Организация осуществляет следующие основные виды деятельности:

  1. производство и продажа продовольственных товаров;
  2. услуги общественного питания населению;
  3. доставка готовых блюд клиентам;
  4. реализация алкогольной продукции и пива собственного производства через стационарную и розничную торговую сеть;
  5. организация досуга;
  6. прочие виды деятельности, не противоречащие законодательству РФ.

Предприятие общественного  питания – это предприятие, предназначенное  для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и хлебобулочных  изделий, их реализации и организации  потребления. Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей.

Кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. Общая площадь Кафе «XXI век» составляет 50 м2. В состав помещений кафе входят: гардероб, туалетные комнаты, обеденный зал, горячий цех, мясной цех, овощной цех, две холодильных среднетемпературных камер для хранения мяса и овощей, кабинет менеджера, банкетный зал, помещения для бакалейных товаров. Кафе рассчитано на 20 мест.

На территории, прилегающей к кафе, доступной для потребителей, не проводятся погрузочно-разгрузочные работы, не производится складирование тары, не размещают контейнеры с мусором. Площадки с мусоросборниками удалены от окон и дверей столовой более, чем на 20 метров.

В кафе предусмотрены аварийный выход, система оповещения и средства защиты от пожара. Кафе оснащено инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в т.ч.: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция и телефонная связь.

Микроклимат в кафе создается системой вентиляции, обеспечивающей допустимые параметры температуры и влажности. Мебель в обеденном зале стандартная, облегченной конструкции. Столы имеют гигиеническое покрытие. Столовая посуда и приборы выполнены из нержавеющей стали, а также полуфарфора, стеклянная посуда из прессованного стекла. Меню оформлено печатным расписным способом. Для персонала обязательным является наличие санитарной одежды.

 

2. АНАЛИЗ ОБОРОТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

2.1. Характеристика состава и структуры оборота предприятия общественного питания

Розничный товарооборот торгового предприятия является составной частью товарооборота города (области, района) и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. Развитие товарооборота Кафе «XXI век» характеризуется данными табл. 1. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.

Таблица 1

Анализ ритмичности  развития розничного товарооборота  Кафе «XXI век»  
в действующих ценах, тыс. руб.

Месяц и квартал

Факт 2011 г.

2012 г.

Отклонение  факта

план

факт

% выполнения  плана

от плана

от 2011 г.

Январь

2 360

2 810

2 743

97,62

-67

383

Февраль

2 759

3 600

3 630

100,83

30

871

Март

3 084

3 800

3 786

99,63

-14

702

Итого за I квартал

8 203

10 210

10 159

99,50

-51

1 956

Апрель

2 784

3 420

3 360

98,25

-60

576

Май

3 194

4 400

4 398

99,95

-2

1 204

Июнь

3 784

4 600

4 552

98,96

-48

768

Итого за II квартал

9 762

12 420

12 310

99,11

-110

2 548

Итого за I полугодие

17 965

22 630

22 469

99,29

-161

4 504

Июль

4 131

4 850

4 832

99,63

-18

701

Август

3 187

3 550

3 583

100,93

33

396

Сентябрь

2 954

3 100

3 086

99,55

-14

132

Итого за III квартал

10 272

11 500

11 501

100,01

1

1 229

Итого за 9 месяцев

28 237

34 130

33 970

99,53

-160

5 733

Октябрь

3 057

4 200

4 193

99,83

-7

1 136

Ноябрь

3 154

4 100

4 092

99,80

-8

938

Декабрь

3 973

5 500

5 867

106,67

367

1 894

Итого за IV квартал

10 184

13 800

14 152

102,55

352

3 968

Итого за II полугодие

20 456

25 300

25 653

101,40

353

5 197

Всего за год

38 421

47 930

48 122

100,40

192

9 701


 

Общий процент  выполнения плана в 2012 г. Кафе «XXI век» составил 100,4 %, т.е. план перевыполнен на 0,4 %. Перевыполнение плана следует отметить в феврале и, в большей степени, в конце года. Наибольшее перевыполнение плана произошло в декабре 2012 г. – на 367 тыс. руб. Это связано с организацией специальных новогодних банкетов. В каждый месяц 2012 г. объем товарооборота был выше по сравнению с месяцами 2011 г.

Равномерность развития товарооборота Кафе «XXI век» можно более углубленно проанализировать, используя данные табл. 2.

Таблица 2

Анализ квартальной доли в годовом розничном товарообороте Кафе «XXI век»

Квартал

Факт 2011 г.

2012 г.

Отклонение  факта

план 

факт

от плана

от 2011 г.

I

21,35

21,30

21,11

-0,19

-0,24

II

25,41

25,91

25,58

-0,33

0,17

III

26,74

23,99

23,90

-0,09

-2,84

IV

26,51

28,79

29,41

0,62

2,90

Всего за год

100,00

100,00

100,00

-

-


 

Товарооборот Кафе «XXI век» распределялся по кварталам неравномерно. В течение года объем продаж рос, к концу года достигая своего максимального значения. Планом предусматривалось некоторое снижение напряженности в развитии розничной реализации. Однако это задание не выполнено.

Для определения  равномерности развития розничного товарооборота составлены графики выполнения плана по месяцам (рис. 1), исчислены и проанализированы коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.

Коэффициент ритмичности определяется отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству:

               (1)

где Критм – коэффициент ритмичности;

Информация о работе Анализ оборота предприятия общественного питания