Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа товарооборота предприятия общественного питания – ООО кафе «XXI век» и выявление резервов увеличения объема выпуска продукции и продаж.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1) охарактеризовать состав и структуру товарооборота предприятия;
2) произвести оценку уровня объема производства и реализации;
3) проанализировать влияние факторов на объем товарооборота;
4) выявить резервы увеличения товарооборота предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СПЕЦИФИКИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
2. АНАЛИЗ ОБОРОТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 8
2.1. Характеристика состава и структуры оборота предприятия
общественного питания 8
2.2. Оценка состояния оборота и уровня услуг 14
2.3. Анализ влияния внутренних и внешних факторов на оборот
предприятия общественного питания 16
3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБОРОТА
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Общественное питание является одной из основных отраслей сферы обращения и выполняет важную социально-экономическую задачу развития общества – повышение материального и культурного уровня жизни народа. Решение этой основной экономической и социальной задачи осуществляется путем развития розничного товарооборота.
Товарооборот общественного питания является составной частью розничного товарооборота страны и от его развития во многом зависит благосостояние народа. Общественное питание России достигло определенных успехов в росте товарооборота и выпуска собственной продукции. Однако его состояние и развитие не соответствуют современным требованиям. На многих предприятиях общественного питания неудовлетворительно используют материально-техническую базу, товарные, трудовые и финансовые ресурсы. В связи с этим главной задачей анализа хозяйственной деятельности предприятий общественного питания является выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества обслуживания потребителей, эффективности работы путем устранения недостатков в хозяйствовании, улучшения использования экономического потенциала, достижения наилучших результатов при наименьших затратах труда и средств.
Производственно-торговая деятельность предприятий общественного питания характеризуется, прежде всего, показателями товарооборота и выпуска собственной продукции. Товарооборот подразделяется на розничный, оптовый и валовой (общий). Розничный товарооборот включает продажу продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно населению для личного потребления. В состав оптового товарооборота входит отпуск кулинарных и кондитерских изделий, полуфабрикатов, другой продукции собственного производства предприятиям питания для последующей их доработки и реализации, а также предприятиям розничной торговли – для продажи населению. В состав оптового товарооборота не входит, а выделяют отдельно внутренний отпуск полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и мучных изделий собственного производства своим производственно-торговым подразделениям. Розничный и оптовый товарооборот в совокупности составляют валовой (общий) товарооборот предприятий общественного питания.
Проведение
анализа производственно-
Актуальность темы курсовой работы обусловлена результатами аналитической работы, позволяющими определить конкретные и обоснованные причины изменений товарооборота, оценить существующий на предприятии уровень планирования товарооборота, выявить резервы увеличения выпуска продукции на предприятиях общественного питания. В результате на основе данной информации можно определить мероприятия по повышению эффективности деятельности предприятия.
Целью курсовой работы является проведение анализа товарооборота предприятия общественного питания – ООО кафе «XXI век» и выявление резервов увеличения объема выпуска продукции и продаж. Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
Объектом исследования в курсовой работе является производственно-торговая деятельности предприятия общественного питания – ООО кафе «XXI век», предмет исследования – объем товарооборота предприятия и факторы, на него повлиявшие за выбранный период исследования – 2011-2012 гг.
В качестве информационно-аналитической базы курсовой работы использованы данные производственно-торгового плана, прогнозов, бухгалтерской и статистической отчетности, текущего учета, контрольных проверок ООО кафе «XXI век». Основным источником информации явился годовой «Отчет по общественному питанию», состоящий из четырех разделов. В первом разделе годового отчета приведена подробная информация о составе товарооборота и товарных запасах; во втором – данные о расходе продуктов в ассортиментном разрезе (в натуральном и стоимостном выражении); в третьем и четвертом разделах – наличие сети общественного питания на конец года. Для анализа также использованы краткие месячные «Отчеты о продаже и запасах товаров» (в ассортиментном разрезе). Их «Отчета о товарообороте и запасах товаров» использована информация о розничном товарообороте и реализации собственной продукции.
В качестве теоретической и методологической базы курсовой работы послужили учебные пособия по курсу анализа хозяйственной деятельности и товарооборота предприятий общественного питания и производственных предприятий. В работе использована методика Гусева В.Р., Королевой Т.И., Кравченко Л.И., Парушина Н.В. Основу анализа товарооборота составила методика Кравченко Л.И.
При выполнении работы использовались различные методы исследования: логические способы обработки информации – метод сравнения, графического и табличного представления данных, метод относительных величин, а также способы детерминированного факторного анализа.
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СПЕЦИФИКИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Полное наименование организации – Открытое акционерное общество кафе «XXI век» (далее – Кафе «XXI век»).
Сокращенное наименование – Кафе «XXI век».
Местонахождение: Российская Федерация, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Сургут г., Островского ул., 14/3.
Почтовый адрес: 628417 г. Сургут, ул. Островского 14/3.
Телефоны: 7 (3462) 51-57-55, 51-61-19.
Свидетельство о государственной регистрации серия ИРП № 96.2-0060 выдано Регистрационной палатой Администрации г. Сургута 18.05.2001.
Уставный капитал Кафе «XXI век» составляет 50 000 руб. и разделен на доли участников-учредителей; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества. Учредителем Кафе «XXI век» является одно физическое лицо [1; 2].
Кафе «XXI век» является коммерческой организацией, имеющей основной целью деятельности извлечение прибыли. Организация осуществляет следующие основные виды деятельности:
Предприятие общественного питания – это предприятие, предназначенное для производства кулинарной продукции, мучных кондитерских и хлебобулочных изделий, их реализации и организации потребления. Общественное питание представляет собой отрасль народного хозяйства, основу которой составляют предприятия, характеризующиеся единством форм организации производства и обслуживания потребителей.
Кафе – предприятие, оказывающее услуги по организации питания и отдыха потребителей с предоставлением ограниченного по сравнению с рестораном ассортимента продукции. Реализует фирменные, заказные блюда, изделия и напитки. Общая площадь Кафе «XXI век» составляет 50 м2. В состав помещений кафе входят: гардероб, туалетные комнаты, обеденный зал, горячий цех, мясной цех, овощной цех, две холодильных среднетемпературных камер для хранения мяса и овощей, кабинет менеджера, банкетный зал, помещения для бакалейных товаров. Кафе рассчитано на 20 мест.
На территории, прилегающей к кафе, доступной для потребителей, не проводятся погрузочно-разгрузочные работы, не производится складирование тары, не размещают контейнеры с мусором. Площадки с мусоросборниками удалены от окон и дверей столовой более, чем на 20 метров.
В кафе предусмотрены аварийный выход, система оповещения и средства защиты от пожара. Кафе оснащено инженерными системами и оборудованием, обеспечивающими необходимый уровень комфорта, в т.ч.: горячее и холодное водоснабжение, канализация, отопление, вентиляция и телефонная связь.
Микроклимат в кафе создается системой вентиляции, обеспечивающей допустимые параметры температуры и влажности. Мебель в обеденном зале стандартная, облегченной конструкции. Столы имеют гигиеническое покрытие. Столовая посуда и приборы выполнены из нержавеющей стали, а также полуфарфора, стеклянная посуда из прессованного стекла. Меню оформлено печатным расписным способом. Для персонала обязательным является наличие санитарной одежды.
2. АНАЛИЗ ОБОРОТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
2.1. Характеристика состава и структуры оборота предприятия общественного питания
Розничный товарооборот торгового предприятия является составной частью товарооборота города (области, района) и в определенной мере покрывает покупательные фонды населения. Развитие товарооборота Кафе «XXI век» характеризуется данными табл. 1. Анализ выполнения плана и динамики розничного товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам и за более короткие промежутки времени. Это помогает установить, как ритмично развивается розничная реализация, равномерно удовлетворяется спрос покупателей на товары.
Таблица 1
Анализ ритмичности
развития розничного товарооборота
Кафе «XXI век»
в действующих ценах, тыс. руб.
Месяц и квартал |
Факт 2011 г. |
2012 г. |
Отклонение факта | |||
план |
факт |
% выполнения плана |
от плана |
от 2011 г. | ||
Январь |
2 360 |
2 810 |
2 743 |
97,62 |
-67 |
383 |
Февраль |
2 759 |
3 600 |
3 630 |
100,83 |
30 |
871 |
Март |
3 084 |
3 800 |
3 786 |
99,63 |
-14 |
702 |
Итого за I квартал |
8 203 |
10 210 |
10 159 |
99,50 |
-51 |
1 956 |
Апрель |
2 784 |
3 420 |
3 360 |
98,25 |
-60 |
576 |
Май |
3 194 |
4 400 |
4 398 |
99,95 |
-2 |
1 204 |
Июнь |
3 784 |
4 600 |
4 552 |
98,96 |
-48 |
768 |
Итого за II квартал |
9 762 |
12 420 |
12 310 |
99,11 |
-110 |
2 548 |
Итого за I полугодие |
17 965 |
22 630 |
22 469 |
99,29 |
-161 |
4 504 |
Июль |
4 131 |
4 850 |
4 832 |
99,63 |
-18 |
701 |
Август |
3 187 |
3 550 |
3 583 |
100,93 |
33 |
396 |
Сентябрь |
2 954 |
3 100 |
3 086 |
99,55 |
-14 |
132 |
Итого за III квартал |
10 272 |
11 500 |
11 501 |
100,01 |
1 |
1 229 |
Итого за 9 месяцев |
28 237 |
34 130 |
33 970 |
99,53 |
-160 |
5 733 |
Октябрь |
3 057 |
4 200 |
4 193 |
99,83 |
-7 |
1 136 |
Ноябрь |
3 154 |
4 100 |
4 092 |
99,80 |
-8 |
938 |
Декабрь |
3 973 |
5 500 |
5 867 |
106,67 |
367 |
1 894 |
Итого за IV квартал |
10 184 |
13 800 |
14 152 |
102,55 |
352 |
3 968 |
Итого за II полугодие |
20 456 |
25 300 |
25 653 |
101,40 |
353 |
5 197 |
Всего за год |
38 421 |
47 930 |
48 122 |
100,40 |
192 |
9 701 |
Общий процент выполнения плана в 2012 г. Кафе «XXI век» составил 100,4 %, т.е. план перевыполнен на 0,4 %. Перевыполнение плана следует отметить в феврале и, в большей степени, в конце года. Наибольшее перевыполнение плана произошло в декабре 2012 г. – на 367 тыс. руб. Это связано с организацией специальных новогодних банкетов. В каждый месяц 2012 г. объем товарооборота был выше по сравнению с месяцами 2011 г.
Равномерность развития товарооборота Кафе «XXI век» можно более углубленно проанализировать, используя данные табл. 2.
Таблица 2
Анализ квартальной доли в годовом розничном товарообороте Кафе «XXI век»
Квартал |
Факт 2011 г. |
2012 г. |
Отклонение факта | ||
план |
факт |
от плана |
от 2011 г. | ||
I |
21,35 |
21,30 |
21,11 |
-0,19 |
-0,24 |
II |
25,41 |
25,91 |
25,58 |
-0,33 |
0,17 |
III |
26,74 |
23,99 |
23,90 |
-0,09 |
-2,84 |
IV |
26,51 |
28,79 |
29,41 |
0,62 |
2,90 |
Всего за год |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
Товарооборот Кафе «XXI век» распределялся по кварталам неравномерно. В течение года объем продаж рос, к концу года достигая своего максимального значения. Планом предусматривалось некоторое снижение напряженности в развитии розничной реализации. Однако это задание не выполнено.
Для определения равномерности развития розничного товарооборота составлены графики выполнения плана по месяцам (рис. 1), исчислены и проанализированы коэффициенты ритмичности и равномерности выполнения плана реализации товаров.
Коэффициент ритмичности определяется отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству:
(1)
где Критм – коэффициент ритмичности;
Информация о работе Анализ оборота предприятия общественного питания