Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 12:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа товарооборота предприятия общественного питания – ООО кафе «XXI век» и выявление резервов увеличения объема выпуска продукции и продаж.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
1) охарактеризовать состав и структуру товарооборота предприятия;
2) произвести оценку уровня объема производства и реализации;
3) проанализировать влияние факторов на объем товарооборота;
4) выявить резервы увеличения товарооборота предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И СПЕЦИФИКИ ЕГО ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
2. АНАЛИЗ ОБОРОТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 8
2.1. Характеристика состава и структуры оборота предприятия
общественного питания 8
2.2. Оценка состояния оборота и уровня услуг 14
2.3. Анализ влияния внутренних и внешних факторов на оборот
предприятия общественного питания 16
3. ВЫЯВЛЕНИЕ РЕЗЕРВОВ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБОРОТА
ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПВП – периоды, в которые план выполнен;
Побщ – общее количество рассматриваемых периодов.
В 2012 г. план выполнен в 3 месяцах их 12:
Ритмичным выполнение плана товарооборота в 2012 г. было на 25 %, что характеризуется низкой ритмичностью (рисунок 1).
Рисунок 1. Равномерность выполнения плана товарооборота по месяцам
Для определения коэффициента равномерности необходимо предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение:
(2)
где – среднее квадратическое отклонение;
- объем товарооборота;
- средний объем товарооборота;
- число месяцев (кварталов) изучаемого периода.
Коэффициент вариации (неравномерности) выполнения плана ( ) определятся по формуле:
(3)
Таким образом, выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным на 97,84 % (100,0 – 2,16).
После изучения общего объема товарооборота переходят к анализу его состава. Анализ состава товарооборота Кафе «XXI век» проведен в таблице 3.
Таблица 3
Анализ состава товарооборота Кафе «XXI век»
Показатель |
Факт 2011 г., тыс. руб. |
2012 г. |
Отклонение факта, тыс. руб. | |||
план, тыс. руб. |
факт, тыс. руб. |
% выполнения плана |
от плана |
от | ||
1. Розничный товарооборот |
38 421 |
47 930 |
48 122 |
100,40 |
192 |
9 701 |
1.1. Розничная реализация покупной продукции |
14 984 |
19 816 |
20 211 |
101,99 |
395 |
5 227 |
1.2. Розничная реализация собственной продукции |
23 437 |
28 114 |
27 911 |
99,28 |
-203 |
4 474 |
2. Оптовый товарооборот |
688 |
741 |
701 |
94,60 |
-40 |
13 |
3. Общий товарооборот предприятия |
39 109 |
48 671 |
48 823 |
100,31 |
152 |
9 714 |
Весь товарооборот Кафе «XXI век» подразделяется на розничный и оптовый. Розничный товарооборот включает в себя реализацию покупных товаров и продукции собственного производства. Общий объем товарооборота Кафе «XXI век» в 2012 г. увеличился по сравнению с 2011 г. на 9 714 тыс. руб., главным образом, за счет роста розничного товарооборота на 9 701 тыс. руб. Последний показатель соответственно вырос за счет обеих своих составляющих – реализации продукции как собственного производства, так и покупной. План перевыполнен по производству продукции на 395 тыс. руб. общее перевыполнение плановых показателей товарооборота Кафе «XXI век» составило 152 тыс. руб.
Рисунок 2. Динамика товарооборота Кафе «XXI век» в разрезе его состава
В целом, все составляющие показатели товарооборота Кафе «XXI век» выросли, однако в большей степени – розничный товарооборот как основной способ оказания услуг.
Структура товарооборота является важной составляющей анализа (табл. 4).
Таблица 4
Анализ структуры товарооборота Кафе «XXI век», %
Показатель |
Факт 2011 г. |
2012 г. |
Отклонение факта | ||
план |
факт |
от плана |
от 2011 г. | ||
1. Розничный товарооборот |
98,24 |
98,48 |
98,56 |
0,24 |
0,32 |
1.1. Розничная реализация покупной продукции |
38,31 |
40,71 |
41,40 |
2,40 |
3,08 |
1.2. Розничная реализация собственной продукции |
59,93 |
57,76 |
57,17 |
-2,16 |
-2,76 |
2. Оптовый товарооборот |
1,76 |
1,52 |
1,44 |
-0,24 |
-0,32 |
3. Общий товарооборот предприятия |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
- |
- |
Основная масса товарооборота Кафе «XXI век» приходится на розничный товарооборот – 98,24 % в 2011 г., 98,56 % - в 2012 г., рост данного удельного веса составил 0,32 % по факту и 0,24 % по плану. Данный рост привел к сокращению удельного веса оптового товарооборота и розничной реализации собственной продукции. Последнее изменение вызвано увеличением реализации покупной продукции – на 3,08 %.
Рисунок 3. Структура общего объема товарооборота Кафе «XXI век» в 2012 г.
Рисунок 4. Структура розничного товарооборота Кафе «XXI век» в 2011 г.
Рисунок 5. Структура розничного товарооборота Кафе «XXI век» в 2012 г.
Существенную роль в процессе оказания услуг является покупная продукция, основу которой составляют винно-водочные, табачные изделия, безалкогольные напитки и др. В этой связи розничная реализация покупной продукции в 2012 г. увеличена, ее удельный вес повышен с 39 % до 42 % в структуре розничного товарооборота Кафе «XXI век».
За 2011-2012 гг. совокупная величина товарооборота Кафе «XXI век» увеличена в связи с ростом спроса на услуги кафе, а также повышением цен. Существенное увеличение объема товарооборота приходится на конец года. Основной источник дохода Кафе «XXI век» - розничная реализация продукции. В таких условиях важно внутреннее планирование собственного производства с одновременным прогнозированием объемов закупок, выбором поставщиков покупных товаров и соответствующим подбором персонала.
2.2. Оценка состояния оборота и уровня услуг
Анализ товарооборота
предприятия общественного
План по общему объему товарооборота Кафе «XXI век» перевыполнен на 0,31 %, что составляет 152 тыс. руб., в т.ч. по розничному товарообороту – на 0,4 % (на 192 тыс. руб.). Реализация продукции собственного производства по сравнению с планом сократилась на 0,72 %, или на 203 тыс. руб. Высокими темпами растет товарооборот в действующих ценах и в динамике.
Таблица 5
Анализ состава товарооборота Кафе «XXI век» в действующих и сопоставимых ценах
Показатель |
2011 г. факт |
2012 г. |
Отклонение | ||||||||
план |
факт |
% выполнения плана |
от плана |
от 2011 г. | |||||||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
суммы, тыс. руб. |
уд. веса, % |
суммы, тыс. руб. |
уд. веса, % | ||
1. Розничный товарооборот |
|||||||||||
а) в действующих ценах |
38 421 |
98,24 |
47 930 |
98,48 |
48 122 |
98,56 |
100,40 |
192 |
0,09 |
9 701 |
0,32 |
б) в сопоставимых ценах |
38 421 |
98,24 |
- |
- |
47 646 |
97,59 |
- |
- |
- |
9 225 |
-0,65 |
2. Розничная
реализация собственной продукц |
|||||||||||
а) в действующих ценах |
23 437 |
59,93 |
28 114 |
57,76 |
27 911 |
57,17 |
99,28 |
-203 |
-0,60 |
4 474 |
-2,76 |
б) в сопоставимых ценах |
23 437 |
59,93 |
- |
- |
27 634 |
56,60 |
- |
- |
- |
4 198 |
-3,33 |
2. Розничная реализация покупной продукции |
|||||||||||
а) в действующих ценах |
14 984 |
38,31 |
19 816 |
40,71 |
20 211 |
41,40 |
101,99 |
395 |
0,68 |
5 227 |
3,08 |
б) в сопоставимых ценах |
14 984 |
38,31 |
- |
- |
20 011 |
40,99 |
- |
- |
- |
5 027 |
2,67 |
3. Оптовая реализация собственной продукции |
|||||||||||
а) в действующих ценах |
688 |
1,76 |
741 |
1,52 |
701 |
1,44 |
94,60 |
-40 |
-0,09 |
13 |
-0,32 |
б) в сопоставимых ценах |
688 |
1,76 |
- |
- |
694 |
1,42 |
- |
- |
- |
6 |
-0,34 |
4. Общий объем товарооборота |
|||||||||||
а) в действующих ценах |
39 109 |
100,00 |
48 671 |
100,00 |
48 823 |
100,00 |
100,31 |
152 |
0,00 |
9 714 |
0,00 |
б) в сопоставимых ценах |
39 109 |
100,00 |
- |
- |
48 340 |
99,01 |
- |
- |
- |
9 231 |
-0,99 |
5. Общая реализация собственной продукции |
|||||||||||
а) в действующих ценах |
24 125 |
61,69 |
28 855 |
59,29 |
28 612 |
58,60 |
99,16 |
-243 |
-0,68 |
4 487 |
-3,08 |
б) в сопоставимых ценах |
24 125 |
61,69 |
- |
- |
28 328 |
58,02 |
- |
- |
- |
4 204 |
-3,66 |
6. Товарооборот сопоставимой трудоемкости |
29 120 |
- |
35 460 |
- |
35 349 |
- |
99,69 |
-111 |
- |
6 229 |
- |
На развитие товарооборота большое влияние оказало повышение продажных цен. Средний индекс продажных цен на продукцию собственного производства и покупные товары в 2012 г. к 2011 г. составил, по данным Росстата, 1,01 раза [15]. Фактический товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах равен 47 676 тыс. руб. (48 122 / 1,01). Таким образом, за счет ценового фактора товарооборот Кафе «XXI век» увеличился на 476 тыс. руб. (48 122 – 47 676), что составляет 1,24 % к фактическому товарообороту прошлого года . Темпы прироста товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составили 24 %; в сумме его объем возрос в динамике на 9 225 тыс. руб. [4, с. 114].
Важным показателем, характеризующим производственно-торговую деятельность предприятий общественного питания, является доля в товарообороте продукции собственного производства [13, с. 162]. Увеличение удельного веса собственной продукции в товарообороте положительно характеризует их хозяйственную деятельность. По Кафе «XXI век» удельный вес продукции собственного производства в валовом товарообороте сократился по сравнению с планом и в динамике соответственно на 0,6 % и на 2,67 %, что с отрицательной стороны характеризует его производственно-торговую деятельность.
Следует также определить и изучить товарооборот сопоставимой трудоемкости. Его объем обычно исчисляют путем добавления к реализации собственной продукции 1/3 объема продажи покупных товаров или умножением реализации собственной продукции на 3 и добавлением к полученному итогу продажи покупных товаров.
Используя данные табл. 5, рассчитаем первым способом товарооборот сопоставимой трудоемкости по Кафе «XXI век»:
Процент выполнения плана по товарообороту сопоставимой трудоемкости составил 99,69 %, в то время как без учета изменения трудоемкости он равен 100,31 %. Темп роста товарооборота сопоставимой трудоемкости в динамике составил 124,84 %; в действующей трудоемкости он равен 117,42 %. Следовательно, увеличение трудоемкости товарооборота увеличило темп его роста по сравнению с планом на 0,62 % (100,31 – 99,69) и увеличило темп его роста по сравнению с 2011 г. – на 7,41 % (117,42 – 124,84).
Таблица 6
Анализ динамики розничной реализации покупных товаров в ассортиментом разрезе в действующих ценах по Кафе «XXI век»
Показатель |
2011 г. факт |
2012 г. факт |
Отклонение | ||||
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
сумма, тыс. руб. |
уд. вес, % |
суммы, тыс. руб. |
темп прироста суммы, % |
уд. веса, % | |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
136 |
1,00 |
360 |
2,00 |
223 |
163,84 |
1,00 |
Кондитерские изделия |
409 |
3,00 |
720 |
4,00 |
310 |
75,89 |
1,00 |
Фрукты и ягоды |
682 |
5,00 |
720 |
4,00 |
38 |
5,54 |
-1,00 |
Водка и ликероводочные изделия |
2 045 |
15,00 |
2 338 |
13,00 |
293 |
14,33 |
-2,00 |
Вина, шампанские, коньяк |
2 863 |
21,00 |
5 037 |
28,00 |
2 173 |
75,89 |
7,00 |
Пиво |
1 636 |
12,00 |
1 799 |
10,00 |
163 |
9,93 |
-2,00 |
Безалкогольные напитки |
1 091 |
8,00 |
1 619 |
9,00 |
528 |
48,41 |
1,00 |
Мороженое |
273 |
2,00 |
540 |
3,00 |
267 |
97,88 |
1,00 |
Прочие продовольственные товары |
3 136 |
23,00 |
2 878 |
16,00 |
-258 |
-8,23 |
-7,00 |
Непродовольственные товары |
1 364 |
10,00 |
1 979 |
11,00 |
615 |
45,11 |
1,00 |
в т.ч. табачные изделия и спички |
27 |
0,20 |
20 |
0,11 |
-7 |
-27,44 |
-0,09 |
Итого |
13 636 |
100,00 |
17 988 |
100,00 |
4 352 |
31,92 |
0,00 |
Наценка на покупные товары |
1 349 |
- |
2 223 |
- |
875 |
64,86 |
- |
Всего розничная реализация покупных товаров по продажных ценам |
14 984 |
- |
20 211 |
- |
5 227 |
34,88 |
- |
Производство и реализация собственной продукции взаимосвязаны, и их анализ должен проводиться комплексно. Произведенную предприятиями общественного питания собственную продукцию подразделяют на обеденную (основную) и прочую (табл. 6). Обеденная продукция включает выпуск первых, вторых, третьих (сладких) блюд, холодных и горячих закусок (табл. 7, 8). По виду израсходованного сырья на производство вторых блюд их подразделяют на мясные, рыбные, овощные, крупяные, мучные и молочные. К прочей собственной продукции относят выпуск полуфабрикатов, кулинарных, кондитерских и мучных изделий, горячих напитков и другой продукции, подвергшейся кулинарной обработке.
По данным табл. 6, общий рост реализации покупных товаров составил 5 227 тыс. руб. или 34,88 %. Наибольший прирост произошел по группе хлеба и хлебобулочных изделий, винно-водочных изделий, мороженому и непродовольственных товаров.
Ассортимент и качество продукции собственного производства должны соответствовать требованиям полноценного питания и рационального режима приема пищи [13, с. 164]. Эти требования следует учитывать при оценке производственной деятельности предприятий общественного питания. На предприятиях-доготовочных таких, как Кафе «XXI век», обычно не бывает незавершенного производства, и вся продукция в тот же день реализуется потребителям. В связи с этим выпуск собственной продукции приравнивается к объему ее реализации.
Рисунок 6. Структура розничной реализации покупных товаров в ассортиментом разрезе по Кафе «XXI век» в 2011 г.
Рисунок 7. Структура розничной реализации покупных товаров в ассортиментом разрезе по Кафе «XXI век» в 2012 г.
Основная масса покупной продукции – вина, шампанские, коньяк, удельный вес которых в 2012 г. вырос до 28 % от общего объема покупных и реализуемых товаров. Рост покупки данного вида товаров связан с ростом товарооборота и соответственно с отсутствием собственного производства данной товарной группы. Сокращен удельный вес фруктов в связи с изменениями меню кафе.
Таблица 7
Анализ динамики
выпуска продукции по ассортиментному
составу
Кафе «XXI век»
Вид продукции |
Факт 2011 г. |
2012 г. |
Отклонение факта | |||
план |
факт |
% выполнения плана |
от плана |
от 2011 г. | ||
Выпуск обеденной продукции всего, в т.ч.: |
19 804 |
23 616 |
23 585 |
99,87 |
-31 |
3 780 |
- первые блюда |
1 922 |
2 277 |
2 093 |
91,92 |
-184 |
171 |
- вторые блюда |
4 219 |
4 892 |
4 605 |
94,14 |
-287 |
387 |
- третьи блюда |
3 633 |
4 330 |
5 163 |
119,26 |
834 |
1 531 |
- холодные закуски |
4 265 |
5 173 |
6 280 |
121,40 |
1 107 |
2 014 |
- горячие закуски |
328 |
4 498 |
419 |
9,31 |
-4 080 |
91 |
- прочая обеденная продукция |
5 437 |
2 446 |
5 024 |
205,40 |
2 578 |
-413 |
Выпуск прочей продукции |
3 633 |
4 498 |
4 326 |
96,17 |
-172 |
693 |
Общий выпуск продукции собственного производства |
23 437 |
28 114 |
27 911 |
99,28 |
-203 |
4 474 |
Информация о работе Анализ оборота предприятия общественного питания