Анализ показателей рентабельности предприятия «ООО Урожай»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ показателей рентабельности ООО «Урожай».
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть сущность и значение показателей рентабельности в анализе финансового состояния предприятия;
2. Провести анализ рентабельности предприятия и рассмотреть факторы, влияющие на изменение ее уровня.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы анализа показателей рентабельности……………..5
1.1.Классификация показателей рентабельности……………………………..5
1.2.Методические основы анализа показателей рентабельности……………11
2. Оценка показателей рентабельности ООО «Урожай»..…………………...14
2.1.Характеристика деятельности ООО «Урожай»….……………………….14
2.2. Изучение показателей рентабельности ООО «Урожай»………………..16
2.3. Факторный анализ рентабельности продаж ООО «Урожай»…………..23
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………………………………….34
Приложение 1. Определение эталонного года………………………………..35

Файлы: 1 файл

АФХД Логвинов 092.docx

— 104.11 Кб (Скачать файл)

 

Государственное казенное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

Кафедра экономики таможенного дела

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Анализ  и диагностика финансово-хозяйственной  деятельности предприятия»

 

на тему «Анализ показателей рентабельности предприятия

«ООО Урожай»»

 

 

Выполнил: С.С.Логвинов, студент    4-го курса очной формы обучения экономического факультета, группа Э092

Подпись_____________________

 

 

Научный руководитель:

О.В. Ситникова, доцент, доцент кафедры

Подпись_____________________

 

                                                Люберцы

                                                     2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………….3

1.Теоретические основы  анализа показателей рентабельности……………..5

1.1.Классификация показателей  рентабельности……………………………..5

1.2.Методические основы  анализа показателей рентабельности……………11

2. Оценка показателей рентабельности ООО «Урожай»..…………………...14

2.1.Характеристика деятельности  ООО «Урожай»….……………………….14

2.2. Изучение показателей  рентабельности ООО «Урожай»………………..16

2.3. Факторный анализ рентабельности продаж ООО «Урожай»…………..23

Заключение……………………………………………………………………...31

Список использованных источников………………………………………….34

Приложение 1. Определение  эталонного года………………………………..35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  Сельское хозяйство является  одной из самых важных отраслей  народного хозяйства. Оно производит  продукты питания для населения,  сырьё для перерабатывающей промышленности, обеспечивает и другие нужды  общества. Поэтому, актуальной проблемой  в настоящее время является  проблема дальнейшего повышения  уровня эффективности отрасли. 

   Эффективность – это  сложная экономическая категория,  в которой проявляется важнейшая  сторона деятельности предприятия  – его результативность.

    Обобщающим показателем  экономической эффективности сельскохозяйственного  производства является показатель  рентабельности. Рентабельность означает  доходность, прибыльность предприятия.  Она рассчитывается путём сопоставления  валового дохода или прибыли  с затратами или используемыми  ресурсами.

  На основе анализа средних  уровней рентабельности можно  определить, какие виды продукции  и какие хозяйственные подразделения  обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным  в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость  предприятия зависит от специализации  и концентрации производства.

Актуальность темы данной работы определяется в первую очередь объективно значительной ролью изучения формирования рентабельности основного производства в системе  АПК в современной, социально ориентированной рыночной экономике.

Целью данной работы является изучение и анализ показателей рентабельности ООО «Урожай».

Задачами  курсовой работы являются:

1. Рассмотреть сущность и значение показателей рентабельности в анализе финансового состояния предприятия;

2. Провести анализ рентабельности предприятия и рассмотреть факторы, влияющие  на изменение ее уровня.

3. Выявить теоретические и практические меры по повышению рентабельности ООО «Урожай».

Объектом изучения в курсовой работе являются показатели рентабельности сельскохозяйственного предприятия, а предметом- факторы, которые влияют на показатели рентабельности.

Теоретической и методической базой для написания данной работы явились различные источники : учебная  литература и пособия, методические материалы по вопросам проведения анализа  показателей рентабельности предприятия. Также использованы фактические  данные бухгалтерского учета и отчетности исследуемого предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ

1.1. Классификация  показателей рентабельности

Рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), показатель экономической эффективности производства на предприятиях. Комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов [7]. Рентабельным считается предприятие, которое  приносит прибыль.

Можно привести еще одно понятие рентабельности: рентабельность – показатель, представляющий собой  отношение прибыли к сумме  затрат на производство, денежным вложениям  в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы  используемого для организации  своей деятельности [8].

Разделяют рентабельность как  общую – процентное отношение  балансовой (общей) прибыли к среднегодовой  суммарной стоимости производственных основных фондов и нормируемых оборотных  средств; и рентабельность расчетную  – отношение расчетной прибыли  к среднегодовой стоимости тех  производственных фондов, с которых  взимается плата за фонды. Применяется  также показатель уровня рентабельности к текущим затратам – отношение  прибыли к себестоимости товарной или реализованной продукции [5].

Каждое предприятие самостоятельно осуществляет свою производственную и  хозяйственную деятельность на принципах  самоокупаемости и прибыльности. Предприятие имеет определенные расходы по изготовлению продукции  и ее реализации. Эти расходы представляют издержки производства данного предприятия (себестоимость), или индивидуальные издержки. Однако издержки отдельного продукта по предприятиям могут отклоняться  от средних издержек по отрасли, которые  принимаются за общественно необходимые  затраты или стоимость, денежное выражение которых составляет цену продукта. Наличие индивидуальных издержек, порождает обособление другой части стоимости продукции – прибыль, а следовательно, и относительного ее измерения – рентабельности.

Так как показатели рентабельности – это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий, то по этой причине они являются обязательными  элементами сравнительного анализа  и оценки финансового состояния  предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства, в частности, с себестоимостью продукции, фондоемкостью  продукции и скоростью оборачиваемости  капитала.

Показатели рентабельности можно объединить в несколько  групп:

- показатели, характеризующие  окупаемость издержек производства  и инвестиционных проектов;

- показатели, характеризующие  рентабельность продаж;

- показатели, характеризующие  доходность капитала и его  частей.

Для сельскохозяйственных предприятий  актуальным будет провести анализ следующих  показателей рентабельности: рентабельность продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала.

Рентабельность продукции  показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Расчет выполняется по формуле:

                                Р= П/З*100 %                                                       (1)

        где П – прибыль;

               З – размер текущих затрат  или    используемых ресурсов.

Рентабельность продаж - это коэффициент (а при умножении на 100 – показатель рентабельности в процентах) показывает, какую сумму прибыли от продаж получает предприятие с каждого рубля проданной продукции.

                                  Р = П/В * 100 %                                                         (2)

где  В – выручка  от реализации.

      Показатели  рентабельности продукции и продаж  характеризуют важнейшую сторону  деятельности предприятия – реализацию  основной продукции и позволяют  оценить долю себестоимости в  продажах. Эти показатели связывают  оперативную  и стратегическую  деятельность. В реальной практике  нет какого-либо стандарта на  данные показатели. Однако они  могут быть использованы для  сравнения с показателями в  среднем по отрасли и с предприятиями  конкурентами.[3]

Рентабельность собственных  средств, позволяющих установить зависимость  между величиной инвестируемых  собственных ресурсов и размером прибыли, полученной от их использования. Рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле:

Р = Рпр* Оа * Т,                                                                                 (3)

где Рпр – рентабельность продаж – маржа (отношение прибыли от продаж к объему продаж);

Оа – оборачиваемость активов;

Т – отношение активов  к собственному капиталу (финансовый леверидж). Также общую рентабельность собственного капитала можно посчитать, пользуясь данными бухгалтерской отчётности(Строка 140 формы №2/(0.5*∑строк 490,640,650н.г.+490,640,650к.г. баланса))

Рентабельность собственного капитала называют еще рентабельностью  чистого или акционерного капитала. Этот показатель отражает, как вознаграждаются  акционеры в течение года. На показатель рентабельности собственного капитала обращают внимание все: аналитики, кредиторы,  руководители, акционеры. Важно добиваться положительной динамики этого коэффициента.

Рентабельность  активов  - это один из важнейших  комплексных показателей, позволяющих  оценить результаты основной деятельности предприятия. Рентабельность активов - это наиболее общий показатель в системе характеристик рентабельности, отражающий величину прибыли на единицу стоимости капитала (всех финансовых ресурсов организации независимо от источников их финансирования). Данный показатель называют нормой прибыли.[6]

Уровень рентабельности капитала должен быть достаточен, чтобы обеспечить ожидаемую рентабельность собственного капитала, выплату процентов за кредит и налоги.

 Он исчисляется по следующей формуле:

Р = П/ средняя сумма активов  * 100%.                                               (4)

Рентабельность активов  можно посчитать с помощью  данных бухгалтерской отчетности: строка 140 формы №2/(0.5*(∑строк 300н.г.+300к.г. баланса))

Указанный коэффициент должен быть одним из основных инструментов руководителя в управлении предприятием. Он не только является главным показателем  эффективности деятельности предприятия, но  и объединяет весь набор элементов, которые отражают различные стороны  работы предприятия (оперативную, финансовую и др.). При анализе  взаимосвязей показателей рентабельности необходимо выделять те элементы, которые оказывают  наиболее сильное негативное влияние, и сосредоточить все внимание на них.

Показатели рентабельности (доходности) являются общеэкономическими. Рентабельность можно рассматривать  как результат воздействия технико-экономических  факторов, а значит как объекты  технико-экономического анализа, основная цель которого  выявить количественную зависимость конечных финансовых результатов  производственно-хозяйственной деятельности от основных технико-экономических факторов. Рентабельность является результатом производственного процесса, она формируется под влиянием факторов, связанных с повышением эффективности оборотных средств, снижением себестоимости и повышением рентабельности продукции и отдельных изделий(рис.1).

Рис.1. Факторы, влияющие на показатели рентабельности

Общую рентабельность предприятия  необходимо рассматривать как функцию  ряда количественных показателей - факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов,  оборачиваемости  нормируемых оборотных средств, рентабельности  реализованной продукции.

Определяющим в содержании понятия  «рентабельность производства»  является величина прибыли. В связи  с этим установление факторов рентабельности представляет собой прежде всего  установление факторов, влияющих на формирование прибыли. Факторы прибыли можно  условно разделить на две группы:

    • факторы внутреннего порядка, зависящие от производителя продукции и носящие субъективный характер;
    • факторы внешнего порядка, не зависящие от товаропроизводителей и являющиеся объективными.

  К факторам внутреннего порядка относят количество реализуемой продукции, её качество, издержки производства.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности предприятия «ООО Урожай»