Анализ показателей рентабельности предприятия «ООО Урожай»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 13:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ показателей рентабельности ООО «Урожай».
Задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть сущность и значение показателей рентабельности в анализе финансового состояния предприятия;
2. Провести анализ рентабельности предприятия и рассмотреть факторы, влияющие на изменение ее уровня.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1.Теоретические основы анализа показателей рентабельности……………..5
1.1.Классификация показателей рентабельности……………………………..5
1.2.Методические основы анализа показателей рентабельности……………11
2. Оценка показателей рентабельности ООО «Урожай»..…………………...14
2.1.Характеристика деятельности ООО «Урожай»….……………………….14
2.2. Изучение показателей рентабельности ООО «Урожай»………………..16
2.3. Факторный анализ рентабельности продаж ООО «Урожай»…………..23
Заключение……………………………………………………………………...31
Список использованных источников………………………………………….34
Приложение 1. Определение эталонного года………………………………..35

Файлы: 1 файл

АФХД Логвинов 092.docx

— 104.11 Кб (Скачать файл)

  Количество реализованной продукции  зависит от объёма валовой  продукции и уровня её товарности. При росте объёма валовой продукции  происходит увеличение продукции  подлежащей сбыту, так как темпы  роста её внутреннего потребления,  как правило, ниже темпов роста  валовой продукции, что создаёт  условия для повышения уровня  товарности и увеличение на  этой основе денежной выручки.  Качество продукции оказывает  влияние на величину прибыли  так же через денежную выручку,  так как продукция более высокого  качества обеспечивает более  высокую реализационную цену.

   Наконец, величина денежной  выручки зависит от сроков  сбыта продукции, её структуры  и рынков сбыта. Так, например, ранние овощи, картофель реализуют  по более высоким ценам, чем  поздние. По разным ценам сбывают  продукцию и в зависимости  от каналов реализации: при продаже  её государству, потребительской  кооперации, на колхозном рынке. 

   Важным фактором прибыли  является себестоимость продукции.  Снижение или повышение издержек  производства оказывает существенное  влияние на величину прибыли. 

   К факторам внешнего порядка  относятся рыночный спрос на  продукцию, предложение и конкуренция производителей продукции. Высокий или низкий спрос на ту или иную продукцию, а также наличие или отсутствие конкурентов обуславливают как количество реализованной продукции так и уровень цен на не, что в конечном счёте влияет на величину прибыли.[1]

   Факторы, влияющие на рентабельность сельскохозяйственных производств, могут носить экстенсивный и интенсивный характер. Экстенсивные факторы –это такие, которые оказывают влияние на рентабельность путём изменения количества реализованной продукции, а интенсивные – на рост реализационных цен и снижение себестоимости продукции.[2]

   Таким образом, определение  резервов повышения рентабельности  сельскохозяйственного производства  сводится, с одной стороны, к  определению резервов увеличения  денежной выручки от реализации, а с другой – резервов снижения  себестоимости продукции. 

 

1.2.Методические  основы анализа показателей рентабельности

 

Для проведения анализа показателей рентабельности предприятия необходимы следующие источники информации: «Бухгалтерский баланс»(форма №1), "Отчет о прибылях и убытках"(форма №2), данные синтетического и аналитического учета затрат.

Для обработки этой информации можно использовать следующие способы:

- способ сравнения;

- графический способ;

- табличный способ.

С помощью сравнения выявляется общее и особенное в экономических явлениях, устанавливаются изменения в уровне исследуемых объектов, изучаются тенденции и закономерности их развития.

А для характеристики изменения показателей за какой-либо промежуток времени используют относительные величины динамики.

Также способы табличного и графического представления аналитических  данных используются для обработки  информации в данной работе. Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.

Составление аналитических  таблиц — важный элемент в методике экономического анализа.

На основе обработанной информации, актуальным является проведение факторного анализа рентабельности продаж предприятия. Факторный анализ рентабельности продаж можно провести с помощью формулы [4]:

Rп=((N-S)/N)*100%                                                                               (5)

где N-товарооборот;

S-себестоимость.

Используя эту модель, проводятся расчеты влияния факторов на изменение  рентабельности продаж методом цепной подстановки:

R0 =(( N0 – S0)/ N0) * 100%;                                                                    (6)

Rусл1 =(( N1 – S0)/ N1) * 100%;                                                                  (7)

R1 =(( N1 – S1)/ N1) * 100%.                                                                    (8)

Далее находится изменение  рентабельности продаж за счет изменения  следующих факторов:

изменения товарооборота:

∆Rп (N) =Rусл1-R0;                                                                                  (9)

изменения себестоимости:

∆Rп (S) =R1-Rусл1.                                                                                 (10)

В конце анализа проводится проверка:

∆Rп = ∆Rп (N) + ∆Rп (S).                                                                        (11)

Для того, чтобы проводить  факторный анализ, необходимо взять  за базу сравнения определенный промежуток времени. Если для анализа берутся  несколько лет, то для этого необходимо выбрать  за базу сравнения тот  год, который по разным показателям  является наилучшим. Для решения  этой задачи наиболее перспективным  подходом является использование многомерного сравнительного анализа, который позволяет  учитывать не только абсолютные величины показателей для каждого года, но и степень их близости (дальности) до показателей года – эталона. В  связи с этим необходимо координаты сравниваемых годов выражать в долях  соответствующих координат года – эталона, взятого за единицу.

Практическую сторону  решения задачи многомерного сравнительного анализа составляют 4 этапа.

Этап 1. Обосновывается система  показателей, по которым будут оцениваться  результаты хозяйственной деятельности предприятия, собираются данные по этим показателям и формируется матрица  исходных данных по годам.

Этап 2. В матрице исходных данных в каждой графе определяется максимальный элемент, который принимается  за единицу. Затем все элементы этой графы (аij) делятся на максимальный элемент эталонного предприятия (max аij). В результате создается матрица стандартизированных коэффициентов (Хij).

Хij = аij / max аij.                                                                             (1)

Этап 3.  Все элементы матрицы  координат возводятся в квадрат. Если задача решается с учетом разного  веса показателей, тогда полученные квадраты умножаются на величину соответствующих  коэффициентов (К), которые устанавливаются  экспертом или автором, проводимого  анализа, после чего результаты суммируются  по строкам.

Rj = K1x21j + K2x22j +… + Knx2nj.                                                (2)

Этап 4. Полученные рейтинговые  оценки размещаются по ранжиру и  определяется место каждого года  по результатам хозяйствования. Первое место отдается тому году, которому соответствует наибольшая сумма.[9]

 

 

 

 

 

 

 

2.ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ООО «УРОЖАЙ»

 

2.1.Характеристика деятельности ООО «Урожай»

Общество с ограниченной ответственностью «Урожай» учреждено в селе Обильном Георгиевкого района Ставропольского края, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Участником Общества является юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Разгуляй-Агро», зарегистрированное Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Московской области, ОГРН 1085018004928.

Общество создано для  удовлетворения социальных и общественных потребностей общества, а также для  получения прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются:

- производство, хранение и переработка продовольственных и непродовольственных товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки;

- оптовая и розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией и продуктами ее переработки; закупка сельскохозяйственной продукции;

- внешнеэкономическая деятельность, включая экспортно-импортные операции; погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах; погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте; посредническая деятельность; сдача имущества в аренду.

Для обеспечения деятельности предприятия создан уставный капитал  в размере  38 100 000 рублей.

Ведущей отраслью ООО «Урожай» является растениеводство. Из рис.2 видно, что больший удельный вес в структуре растениеводства занимает пшеница(56%). Второе место занимает подсолнечник(21%), а такие культуры как кукуруза, ячмень, соя, горох и рапс занимают незначительную долю в общем объеме производства.

Рис.2. Структура продукции  растениеводства ООО «Урожай»

за 2011 год.

 

Исходя из рис.3 видно, что  больший удельный вес в структуре  животноводства занимает выращивание  свиней(90%). 10% составляет продукция  животноводства, реализованная в  переработанном виде.

        

Рис.3. Структура продукции  животноводства ООО «Урожай»

за 2011 год.

 

Для того чтобы проанализировать рентабельность предприятия ООО  «Урожай» необходимо изучить рентабельность каждой отрасли по отдельности.

 

2.2. Изучение показателей рентабельности ООО «Урожай»

Источниками информации для  проведения анализа показателей  рентабельности предприятия послужили  данные бухгалтерской отчетности :форма  №1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 « Отчет о прибылях и убытках  », форма № 6-АПК « Отчет об отраслевых показателях деятельности организаций  агропромышленного комплекса », форма №7 «Отчёт о реализации сельскохозяйственной продукции».

На основе данных табл.1 проведем расчёт показателей рентабельности предприятия ООО «Урожай».

Таблица 1

Исходные данные для анализа  показателей рентабельности предприятия ООО «Урожай» за 2007 – 2011 годы

Показатели, тыс.р.

2007

2008

2009

20010

2011

1

2

3

4

5

6

1.Выручка от реализации,

---

---

---

---

---

в том числе:             продукция растениеводства

22682

38121

49192

42657

128623

продукция животноводства

1996

3624

1722

678

620

2.Прибыль от реализации  продукции растениеводства:

5670

10373

6438

3606

71024

животноводства

-2004

-3474

-1511

-151

-1377

3.Среднегодовая стоимость  собственного капитала

36360.5

57572.5

60294

53987

86088.5

4.Средняя стоимость активов

153182

238129

288775

179906

185707.5

5.Затраты по реализации  продукции:

---

---

---

---

---

В том числе: растениеводства

17012

27748

42754

39051

57599

животноводства

4000

7098

3233

829

1997

Продолжение таблицы 1

6.Общая прибыль(убыток) до  налогообложения

796

5023

-5244

-99

63616


 

Рентабельность продаж продукции  растениеводства:

R07=5670/22682=0,25

R08=10373/38121=0,272

R09=6438/49192=0,131

R10=3606/42657=0,085

R11=71024/128623=0,552

Рис.4 Динамика рентабельности продаж продукции растениеводства

ООО «Урожай» за 2007 – 2011 годы

 

Посчитав показатели рентабельности продаж продукции растениеводства  получили следующие данные, показанные на рис.4 :  с каждого рубля проданной продукции в 2007 году предприятие получило прибыль 25 коп., в 2008- 27,2 коп., в 2009- 13,1 коп., в 2010- 8,1 коп, в 2011- 55,2 коп. Исходя из специфики деятельности предприятия ООО «Урожай», основным фактором, влияющим на производство продукции и продажу, является внешний, т.е. климатические условия и за счёт этого уровень урожая может улучшаться или ухудшаться. Таким образом резкий скачок рентабельности продаж продукции растениеводства с 8,5 коп. в 2010г. до 55,2 коп. в 2011 г. можно объяснить именно этим фактом. Также это могло быть вызвано за счёт эффективного использования всех видов затрат и новой сельскохозяйственной техники, которая более эффективна при сборе урожая. 

Рентабельность продаж продукции  животноводства:

R07=-2004/1996=-1,004

R08=-3474/3624=-0,958

R09=-1511/1722=-0,877

R10=-151/678=-0,223

R11=-1377/620=-2,220

Рис.5 Динамика рентабельности продаж продукции животноводства

ООО «Урожай» за 2007 – 2011 годы

 

Посчитав показатели рентабельности продаж продукции животноводства,  получили следующие данные, показанные на рис.5 :  с каждого рубля проданной продукции в 2007 году предприятие получило убыток в размере 100,4  коп.(~1 рубль), в 2008- 95,8 коп., в 2009- 87,7 коп., в 2010 предприятие получило прибыль в размере 22,3 коп. с каждого рубля проданной продукции, и в 2011 вновь потерпело убыток  2 рубля 22 копейки с каждого рубля продаж. Это объясняется использованием продукции животноводства в основном для собственного потребления, а реализация происходит лишь малому количеству рынков сбыта.

Рентабельность продукции  растениеводства (окупаемость затрат):

R07=5670/17012=0,330

R08=10373/27748=0,373

R09=6438/42754=0,150

R10=3606/39051=0,092

R11=71024/57599=1,233

Рис.6 Динамика окупаемости затрат продукции растениеводства

ООО «Урожай» за 2007 – 2011 годы

 

Посчитав показатели окупаемости  затрат продукции растениеводства,  получили следующие данные, показанные на рис.6 :  с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции в 2007 году предприятие получило прибыль в размере 33  коп., в 2008- 37,3 коп., в 2009- 15 коп., в 2010 предприятие получило прибыль в размере 9,2 коп., и в 2011 123,3 коп. с каждого рубля, затраченного на производство. Резкий скачок окупаемости затрат продукции растениеводства в 2011 году в 13 раз можно объяснить хорошим урожаем, полученным в результате благоприятных климатических условий, а также использованием приобретенной техники (комбайны, поливальные машины) в 2011 году и различных новейших удобрений.

Информация о работе Анализ показателей рентабельности предприятия «ООО Урожай»