Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:53, дипломная работа
Целью дипломной работы является на примере акционерного общества торгового дома «Мин Туркун» проанализировать состояние прибыли и рентабельности, механизм её образования и механизм её использования. Кроме того основной целью является наметить основные пути улучшение использования прибыли и механизация её образования.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 3
1.1. СУЩНОСТЬ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 3
1.2. ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ ДОХОД 3
1.3. ОБРАЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ КАК ЦЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ 3
1.4. ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИКА ИХ РАСЧЁТА 3
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ AКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ТОРГОВОГО ДОМА «МИН ТУРКУН» 3
2.1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 3
2.2. ОБРАЗОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ 3
2.3. АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ВЛИЯЮЩИХ НА ПРИБЫЛЬ 3
ГЛАВА 3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА ТОРГОВОГО ДОМА «МИН ТУРКУН» 3
3.1. УВЕЛИЧЕНИЕ ТОВАРООБОРОТА И СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК ОБРАЩЕНИЯ 3
3.2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА 3
3.3. УСКОРЕНИЕ ОБОРАЧИВАЕМОСТИ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 3
- товары отгруженные,
срок оплаты которых не
- товары неоплаченные в срок;
- товары на
ответственном хранении у
В плане входные остатки определяются по ожидаемому на конец текущего года исполнению, а выходные- по экспертной оценке. Однако в нашем примере учтены лишь нормальные, не нарушающие расчётов компоненты остатков. В товарном балансе переходящие остатки оценены по производственной себестоимости, а выпуск - по коммерческой, то есть с учётом внепроизводственных расходов: последние исчисляются по годовой смете, а по тому не относятся на остатки.
Что касается распределения выручки от реализации, то оно осуществляется по известной схеме вычета из выручки текущих затрат (себестоимости) и формирования денежных накоплений. Их распределение, как и распределение вне реализационных доходов, мы рассмотрим в специальном разделе. Но прежде обратимся к факторам роста выручки от реализации.
Эти факторы можно условно подразделить на три группы: производственные, коммерческие, финансовые.
Производственные факторы
связаны с объёмом
Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно-экономическое обеспечение.
Надёжность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном, рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаление или отказа от платежа), с другой - на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупатели), что в свою очередь требует известных непроизводственных затрат (представительских, на рекламу других и другое).
Наконец, финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции (услуг), и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчётов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках - доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип "время - деньги": чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное падение доходов окупится высвобождением средств за счёт ускорения их оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надёжным и быстрым плательщиками другими мерами воздействия.
В связи с развитием новых форм хозяйствования возросло значение таких показателей как доход предприятия показатели прибыли и рентабельности. Прибыль - один из основных показателей при любых формах хозяйствования. Прибыль - объективная экономическая категория товарно-денежных отношений. Формирование регулируемого рынка товаров, финансовых ресурсов ценных бумаг сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей в характеристике деятельности предприятия. Прибыль наиболее обоснованная база для налогообложения и, как правило, источник средств для уплаты налогов. С получением достаточной по размерам прибыли связано конкретное условие при переходе на рынок самоокупаемость.
В условиях товарно-денежных отношений, прибыль, как уже говорилось выше, является основным показателем, характеризующим конечный результат производственно- хозяйственной деятельности предприятия.
Конечные результаты
деятельности характеризующейся не
одним показателем, а их группой,
но среди них только прибыль отражена
превышением полученного
При стабильных ценах
динамика прибыли характеризует
изменение эффективности работы
предприятия. Если же изменяется объём
применяемых предприятием ресурсов
(прежняя численность работнико
Прибыль розничной торговли - это по существу, разница между суммой выручки от продажи товаров по розничным ценам и суммой затрат на покупку этих товаров и на издержки обращения. Через торговую сеть товары продаются по розничным ценам, тогда как поставщикам оплачиваются за вычетом из стоимости товаров по розничным ценам торговых скидок.
Сумма торговых наценок на проданные товары (наценки на проданные товары) призвана покрывать издержки обращения и обеспечивать нормальную прибыль торговой организации или предприятия. Абсолютная величина прибыли характеризуется её суммой - относительно уровнем рентабельности, исчисляемым как отношение суммы прибыли к товарообороту. Уровень рентабельности характеризует долю торговой прибыли в розничной цене товаров и используется при установлении дифференцированных норм торговых скидок.
Уровень рентабельности можно также исчислить не только к розничному или оптовому товарообороту или к товарообороту общественного питания, но и к издержкам обращения. Это даёт возможность выявить эффективность затрат живого и общественного труда в торговле. Рентабельность исчисляется также и к размеру основных и оборотных средств. При этом к основным средствам относится не только собственные основные средства (числящиеся на балансе), но и арендованные, а также представленные промышленными предприятиями, учреждениями, учебными заведениями и т.д.
В условиях хозяйственной реформы планирования научно-обоснованного размера прибыли и рентабельности приобретает особо важное значение. Прибыль торговых организаций должна быть достаточной для удовлетворения потребностей, связанные с их хозяйственной деятельностью, и для возмещения в отдельных случаях внеплановых затрат осуществляемых за счёт получаемой прибыли.
В практике хозяйствования используется различные показатели прибыли. Это, прежде всего, балансовая прибыль, отражающая результаты всех видов деятельности. На размеры балансовой прибыли отражается со стороны деятельности предприятия. Так рост производительности труда означает снижение по части заработной платы, но уровень прибыли отражается использование оборотных средств предприятия, состояние его финансовых расчётов с поставщиками, банками.
Основная, как правило, преобладающая часть балансовой прибыли - это прибыль от реализации товарной продукции. Оно обычно составляет 95-97% балансовой прибыли.
Чаще всего на величину прибыли влияют также убытки от списания безподежных долгов, пеня за просрочку платежей. Естественно, что прибыль зависит от объёма товарооборота и его структуры.
Товарооборот и прибыль тесно связаны между собой и на их основе даётся оценка хозяйственной деятельности торговых предприятий и организаций. Если товарооборот выступает как важнейший количественный показатель, то прибыль и рентабельность - это качественные показатели. Абсолютная сумма прибыли не в полной мере характеризует экономическую эффективность предприятия. Экономическая эффективность характеризуется через показатель рентабельности.
Необходимость использования показателей рентабельности вызвана тем, что абсолютная сумма прибыли и позволяет судить о степени доходности того или иного предприятия. Ведь многие торговые предприятия получают одинаковую сумму прибыли, но осуществляют деятельность в различных масштабах и следовательно имеют разные затраты по доведению товаров от производства до потребителя.
Поэтому для определения эффективности затрат т.е. соотношения между доходами и расходами. И необходим показатель рентабельности.
Рентабельность выступает как обобщающий показатель, в котором отражаются результаты всей хозяйственной деятельности торговых предприятий и организаций, объём товарооборота и его ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат, наличие непроизводительных расходов и потерь и др. прибыль имеет огромное значение в практической деятельности торговых организаций.
Получение прибыли – непременное условие и цель предпринимательства любой хозяйственной структуры. Прибылью (рентабельностью) оценивается эффективность хозяйствования, прибыль главный источник финансирования экономического и социального развития; прибыльность служит основным критерием выбора инвестиционных проектов и программ оптимизации текущих затрат. Расходов, финансовых вложений.
Таким образом, прибыль (и её относительная модификация - рентабельность) обрела важнейшую, ведущую роль в новом хозяйственном и финансовом механизме управления социально-экономическим развитием. Это – база финансовой устойчивости и обеспечения доходов предприятий, государства, населения.
Прибыль как критерий эффективности воспроизводства и как показатель, имеющий две границы – объём производства продукции или услуг (реализации) и себестоимость обладает одним из важным свойством: она отражает конечный результат интенсивного и экстенсивного развития. Последнее связано с фактором роста объёма производства и естественной экономии от относительного снижения условно-постоянных элементов себестоимости: фонд оплаты труда (соответственно - начисления, идущие во внебюджетные фонды), амортизация, энергетическое топливо, платежи бюджету за ресурсы, внепроизводственные и некоторые другие расходы. В отечественной практике при анализе прибыли этот фактор выделяется редко.
Что касается процесса планирования прибыли и себестоимости, то он демократизировался, то есть ушёл от центра к предприятиям, которые избавлены от контроля сверху до момента налогообложения. Однако в случае снижения объёма производства и реализации продукции падение прибыли и рентабельности происходит в опережающем снижение объёме темпе. Особенно чувствительно такое негативное явление для «подстёгивания» инфляции: ведь относительная экономия на условно-постоянных расходах, в частности на оплате труда (кроме сдельщиков, разумеется), превращается в перерасход. И чем быстрее падает объём, тем ещё резче должна падать прибыль, покрывая и без того доходную нестабильную базу бюджета.
Формирование и распределение прибыли строится по следующей схеме:
Оставшаяся у предприятия прибыль расходуется по его усмотрению на потребление и накопление, и развитие, в том числе на инвестиции. Следует иметь в виду, что чистый доход от ценных бумаг, облагаемый по ставке 15% (для банков – 18%), а также арендные платежи вычитаются из прибыли для расчёта суммы налога на прибыль по единой ставке от 35% до 43% с соответствующим последующим расчётом: присоединением оставшейся после уплаты налога суммы к чистой прибыли.
Известны три метода формирования прибыли.
Прямой метод, или метод
прямого счёта. Пункт 1 приведённой
схемы показывает две основные границы
прибыли как
Нормативный метод, оценивающий массу прибыли по коэффициенту рентабельности (незаменим для оптимизации ассортимента по критерию рентабельности продукции).
Контрольный, или экономический, или аналитический (факторный) метод, применимый и как контрольный, и как самостоятельный, предпочтительный в условиях инфляционной нестабильности, что позволяет учесть индексы инфляции по минимум четырём факторам:
Мы рекомендуем относить методы формирования предпринимательского дохода именно к прибыли от выпуска продукции, так как значительные колебания рентабельности переходящих остатков нереализованной продукции могут существенно повлиять на сумму прибыли от реализации. Соответственно прибыли во входных и выходных остатках целесообразно исчислять отдельно – и для плана, и для аналитического прогноза, и для отчёта. Это создаст условия более точного расчёта массы прибыли, в том числе представляемый Государственной налоговой службе (ГНС), как базы авансовых платежей налога на прибыль. В этом последнем случае важно сократить разрыв между плановой и фактической величиной прибыли, ибо значительное превышение планового показателя над фактическим повлечёт штрафные налоговые санкции (пока равные проценту реинвестирования Центробанку).
Однако расчёт переходящих остатков нереализованной продукции в промышленном производстве, строительстве, торговле, сфере обслуживания (неоплаченный заказ) важен и по другим мотивам.
Этот макет товарного баланса, как видим, охватывает финансовые результаты от прочей реализации, включающей сальдо прибыли и убытка от других, кроме основного, видов деятельности (строительство, транспорт, торговля и тому подобное), от реализации ненужных, выбывающих, излишних товарно-материальных ценностей и нематериальных активов, а также от вне реализационных операций. Последние столь многочисленны и важны для определения конечных результатов деятельности предприятия, в частности, для исчисления налогооблагаемой базы, а также для расчёта чистой прибыли, что перечень этих операций и комментарии к нему необходимо рассмотреть в специальном разделе.
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия