Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 13:30, курсовая работа
Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики.
Введение 3
1. Теоретические основы анализа прибыли и рентабельности предприятия 1.1. Значение финансового анализа в современных условиях 5
1.2. Классификация методов и приёмов анализа 6
1.3. Формирование финансовых результатов предприятия. Прибыль и
ее характеристика 8
1.4. Система показателей, характеризующих финансовое состояние
предприятия. 11
1.5 Сущность и понятие рентабельности 13
2. Анализ прибыли и рентабельности в ООО «Р-Лайт»
2.1.Анализ формирования и распределения прибыли 16
2.2. Анализ рентабельности 25
3. Существующие резервы предприятия по увеличению прибыли 33
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Приложение 1. Отчет о прибылях и убытках
Приложение 2. Бухгалтерский баланс
Из таблицы 3 мы видим что наибольший удельный вес в выручке от продаж занимает прибыль от продаж, в 2010 году она составляла 60%. А наименьший удельный вес в выручке от продаж прочие расходы , в 2010 году они составили 1,3%. Прочие доходы в 2010 году составили 2,6%. Чистая прибыль в 2010 году составила 60%.
Рассматривая структуру показателей в динамике мы заметили, что в целом по предприятию происходит увеличение удельного веса показателей, кроме себестоимости товаров (она уменьшилась на 3,7%), прочих доходов(они уменьшилась на 1,3%)и прочие расходы (они уменьшились на 0,6%).
Увеличение удельного веса прибыли от продаж 4,6% вызвано прежде всего уменьшением затрат на производство, более эффективного использования имеющихся мощностей, уменьшения брака в производстве. Это увеличение является для предприятия хорошим направлением.
На предприятие произошло увеличение чистой прибыли (на 4,1%), Проведя горизонтальный и вертикальный анализ мы заметили, что работа предприятия отчетном году стала более прибыльней, из-за увеичения прибыли от продаж и уменьшения себестоимости продукции.
Влияние факторных показателей
на прибыль (результативный
показатель) можно представить
в виде аддитивной модели:
П (прибыль,убыток) = В-С-КР+ПД-ПР-ННП
Как известно, размер выручки от реализации зависит от таких факторов, как цена реализованной продукции, удельный вес каждого вида продукции в общем объеме реализации и количество реализуемой продукции. Такую зависимость можно записать в виде следующей формулы:
В=N*УД*Ц
где УД— показатель
структуры реализованной
N— объем реализации продукции;
Ц— цена продукции.
Факторную модель себестоимости реализованной продукции можно представить в виде такого выражения:
С= N*УД* Зпер
где УД— показатель
структуры произведенной
N— объем производства продукции;
Зпер — переменные затраты на производство единицы продукции (себестоимость единицы).
Используя данные Отчета о финансовых результатах, определить влияние всех перечисленных факторов на финансовый результат невозможно, так как нам не известен ни удельный вес реализованной и произведенной продукции, объем выпуска и реализации, ни цена, ни себестоимость единицы. В то же время, зная средний индекс цен, можно определить влияние на размер чистой прибыли изменения цен, объема реализованной продукции, объема выпущенной продукции.
Предположим, что цены на продукцию в отчетном году возросли на 5 %, то есть индекс цен (1ц) составил 1,05.
Определим влияние факторов на изменение выручки от реализации. Общее изменение выручки от реализации находим по формуле:
То есть за отчетный период выручка от реализации продукции увеличилась на 360 тыс.руб. Это изменение является результатом влияния двух факторов: цены реализации и объема реализованной продукции (с учетом структуры). Расчет влияния этих факторов можно определить следующим образом:
ВЦ=В1-В1/IЦ =2010-2010/1,05 = 2010-1914,28 = 95,72 тыс. руб
ВNУД= В1/ IЦ- В0 = 2010/1,05 – 1650 = 264,28 тыс. руб
Таким образом, рост цен способствовал увеличению выручки от реализации на 95,72 тыс. руб., а увеличение объема выпуска на 264,28 тыс. руб. Как следует из расчетов, на предприятии наблюдается расширение производства.
Аналогично рассчитывается влияние факторов на изменение себестоимости реализованной продукции:
Собщ = С1 – С0 = 602-570 = 32 тыс.руб.
Предположим, что себестоимость единицы продукции изменилась лишь за счет внешних факторов, а именно за счет общего изменения цен, тогда:
С ц (Зпер) = С1 – С1 / IЦ = 602 -602 / 1,05 = 28,7 тыс. руб
СNУД = С1/ IЦ - С0 = Собщ – С ц (Зпер) = 32 – 28,7 = 3,3 тыс. руб
Таким образом, за счет увеличения объема выпуска себестоимость продукции увеличилась на 28,7 тыс. руб., за счет изменения цен на 3,3 тыс. руб.
Как следует из расчетов, изменение цен повлияло на чистую прибыль в составе двух показателей: выручки и себестоимости. Причем влияние изменения цен на размер чистой прибыли в составе выручки и себестоимости носит разнонаправленный характер: рост выручки от реализации способствует росту чистой прибыли, а рост себестоимости способствует уменьшению прибыли. Учитывая это, влияние изменения цен на размер чистой прибыли можно определить следующим образом:
Пц =Вц - С ц (Зпер) = 95,72 – 28,7 = 67,02 тыс. руб
За счет увеличения цен чистая прибыль предприятия увеличилась на 67,02 тыс. руб .
А
теперь рассчитаем влияние остальных
факторов на изменение размера чистой
прибыли.
Влияние изменения размеров коммерческих расходов.
где Пр — изменение
чистой прибыли за счет изменения
величины указанных расходов. При определении
влияния данного фактора следует учесть,
что это фактор обратного влияния по отношению
к прибыли. В связи с этим в расчетную формулу
добавляется знак «-».
Пр = - (КР1 - КР0) = - (127–105) = - 22 тыс. руб
Это
означает, что перерасход по косвенным
расходам привел к снижению прибыли в
отчетном году на 22 тыс. руб.
Влияние изменения величины прочих доходов
Расчет влияния данного фактора на изменение размера чистой прибыли описывается формулой:
Ппд = ПД1 – ПД0 = 52 – 64 = -12 тыс. руб.
где Ппд — изменение чистой прибыли за счет изменения суммы прочих доходов.
Размер чистой прибыли снизился за счет уменьшения суммы прочих доходов на 12 тыс. руб.
Влияние изменения величины финансовых расходов
Для расчета влияние этого фактора используем формулу:
Ппр = - (ПР1 –ПР0) = - ( 27-32 ) = 5 тыс. руб.
То есть
чистая прибыль увеличилась за счет уменьшения
суммы понесенных финансовых расходов
на 5 тыс. руб.
Влияние величины расходов по налогу на прибыль
В этом случае справедлива следующая формула:
ПННП = - (
ННП1
–ННП0) = -(261-201) = -60 тыс.
руб.
где ПННП — изменение чистой прибыли за счет изменения величины расходов по налогу на прибыль.
Уменьшение
размера расходов по налогу на прибыль
повлекло размера чистой прибыли на
60 тыс. руб.
Обобщим в табл. 4 влияние факторов, воздействующих на размер чистой прибыли.
Табл.4
Сводная таблица Влияния факторов на чистую прибыль отчетного периода.
ПОКАЗАТЕЛИ | Сумма тыс. руб |
Изменение цен | 67,02 |
Объем реализованной продукции | 264,28 |
Объем произведенной продукции | - 28,7 |
Коммерческие и прочие расходы | - 22 |
Прочие доходы | - 12 |
Прочие расходы | 5 |
Налог на прибыль | -60 |
Всего | 213,6 |
Под влияние вышеприведенных факторов произвели расчеты и получили данные, по результатом которых видно что величина чистой прибыли в отчетном периоде составила 213,6 тыс. руб.
Показатели рентабельности являются обязательными элементами анализа и оценки финансового состояния предприятия. Они характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль, отражают окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или используемыми ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Основными источниками информации для проведения анализа финансовых результатов деятельности рассматриваемого предприятия являются документы финансовой отчетности: бухгалтерский баланс; отчет о прибылях и убытках; приложение к бухгалтерскому балансу; а также опрос специалистов ООО «Р-Лайт»
Для проведения анализа рентабельности деятельности необходимы данные, представленные в таблице 3.
Для
расчета показателей
тыс. руб.
Однако
в условиях инфляции более реальные
оценки можно получить, используя моментные
значения показателей капитала. По
этой причине, а также по причине отсутствия
у нас информации о сумме капитала
на начало 2009 г., мы использовали
одномоментное значение капитала за 2009
г. - на конец года.
Таблица 3.
Исходные данные для анализа рентабельности деятельности предприятия.
Показатель | 2009 г.
тыс. руб. |
2010 г.,
тыс. руб. |
Выручка от реализации товарной продукции | 1650 | 2010 |
Затраты на производство и сбыт продукции | 675 | 729 |
Прибыль от реализации продукции | 975 | 1281 |
Балансовая прибыль | 1007 | 1306 |
Налог на прибыль | 201 | 261 |
Чистая прибыль | 746 | 1025 |
Собственный капитал (средняя сумма) | 1018 | 1721 |
Внеоборотные активы (средняя сумма) | 2350 | 3325 |
Весь капитал предприятия (средняя сумма) | 2620 | 3587 |
Информация о работе Анализ прибыли и рентабельности предприятия