Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 16:05, дипломная работа

Описание работы

главная цель работы – исследование системы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и подрядчиками на примере предприятия ОАО «Брасовская мебельная фабрика»», выявление основных проблем бухгалтерского учета расчетов с покупателями и подрядчиками и разработка рекомендаций по совершенствованию учета.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Учет наличных и безналичных расчетов предприятия с поставщиками и подрядчиками
1.1 Расходы организации
1.2 Учет наличных расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии
1.3 Безналичные расчеты с поставщиками и подрядчиками
Глава 2. Методологическая организация экспертной проверки наличных и безналичных расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.1 Организация внутреннего контроля по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.2 Организация контроля первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
2.3 Контроль организации бухгалтерского и налогового учета расчетов с поставщиками и подрядчиками
Глава 3. Анализ наличных и безналичных расчетов ОАО «Брасовская мебельная фабрика» с поставщиками и подрядчиками
3.1 Краткая экономическая характеристика ОАО «Брасовская мебельная фабрика»
3.2 Анализ наличных расчетов на предприятии
3.3 Анализ безналичных расчетов
3.4 Анализ движения денежных средств
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Анализ расчетов предприятия с поставщиками и подрядчиками на пример.doc

— 325.00 Кб (Скачать файл)

 

2.3 КОНТРОЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО  И НАЛОГОВОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ  С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ

 

Учитывая результаты проведенных  ранее процедур, можно приступить к детальной проверке оборотов и сальдо по счетам учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для проверки правильности и полноты отражения в учете и отчетности операций данного раздела учета применяются следующие процедуры.

Проверка реальности дебиторской  и кредиторской задолженностей. Цель процедуры - достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Наиболее эффективным способом проведения данной процедуры является инвентаризация расчетов. Учитывая, что сами предприятия инвентаризацию расчетов, как правило, проводят некачественно или не проводят вовсе, эту работу должен организовать проверяющий. В ходе инвентаризации устанавливаются сроки возникновения задолженности, реальность ее погашения, тождественность расчетов с различными организациями, правильность и обоснованность числящихся по балансу сумм дебиторской и кредиторской задолженностей, а также предъявлены ли иски на взыскание просроченной дебиторской задолженности. Инвентаризацию целесообразно проводить посредством запроса к контрагенту проверяемого предприятия о состоянии расчетов на определенную дату с приложением к запросу расшифровки задолженности. Запросы-подтверждения или акты сверок (обычно используют именно их) могут быть оформлены на бланке предприятия. Такой запрос отправляется поставщику или подрядчику в двух экземплярах, один из которых с подтвержденной или нет) суммой возвращается проверяющему. Это одна из важнейших процедур проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений данных финансовой отчетности, необходимо принимать во внимание данное обстоятельство и знать типичные методы совершения и сокрытия подобных действий, значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми, например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов, так и сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки, в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев кредиторской задолженности перед одним контрагентом задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть временно списаны на внереализационные доходы организации.

Проверка правильности списания дебиторской  задолженности, безнадежной к взысканию. Процедура проводится, если на предприятии  имели место случаи списания дебиторской  задолженности со счета 60, субсчет «Авансы выданные» (так как дебиторская задолженность может возникнуть только на этом субсчете). Проверке подлежат обороты по следующим счетам: по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» или дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Кроме того, надлежит проверить факт отражения списанных в качестве безнадежных к взысканию сумм на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Дебиторская задолженность, по которой  истек срок давности (в общем случае 3 года), а также другие долги, к  взысканию, списываются по каждому  обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного  обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся на счет средств резерва сомнительных долгов либо на счет прочих доходов и расходов, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались. Следует иметь в виду, что при списании задолженности в связи с истечением срока исковой давности, началом течения исковой давности считается дата окончания срока исполнения обязательств должником. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности определяется с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства. В случае если на предприятии списывается дебиторская задолженность, нереальная ко взысканию, надлежит убедиться, что во взыскании списанной задолженности было отказано в судебном порядке, и на предприятии присутствуют оправдательные документы (постановление суда о признании должника неплатежеспособным, выписка из государственного реестра о том, что организация прекратила свою деятельность и проч.). Списание долга вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения положения должника.

Проверка расчетов по неотфактурованным  поставкам. Цель процедуры - проверка отражения  на счетах операций по получению ТМЦ (работ, услуг) от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного  срока первичными документами. Отсутствие подтверждающих документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо учитывать следующее: аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам; материальные ценности (работы, услуги) по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренных договором.

Надлежит убедиться в том, что  истребование документов по неотфактурованным поставкам производится на предприятии в разумные сроки. По тем неотфактурованным поставкам, где подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время (имеется в виду, что на момент составления отчетов - налоговых и финансовых - документы еще не поступили), надлежит убедиться в том, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. В случае если подтверждающие документы поступили, и имеются какие-либо расхождения, следует проверить правильность корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах бухгалтерского учета (особое внимание уделить ТМЦ), которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода, при этом следует учесть, что в случае когда подтверждающие документы поступают в следующем отчетном периоде, суммы корректировок относятся на счета внереализационных доходов.

Проверка расчетов по коммерческим кредитам. Если с передачей в собственность  другой стороне товаров (работ, услуг) предусматривается предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров (работ, услуг), то эти операции должны быть оформлены договорами коммерческого кредита.

В случае когда материальные ценности поступили на условиях коммерческого  кредита, следует иметь в виду, что:

- аналитический учет по счету  60 должен обеспечить возможность  получения данных в разрезе  поставщиков по полученный коммерческим  кредитам;

- проценты, причитающиеся к .уплате  по договору коммерческого кредита,  включаются в стоимость товарно-материальных ценностей (работ, услуг), приобретенных на условиях коммерческого кредита (отражаются по дебету счетов 10, 15, 20, 25, 26 и проч., если эти проценты начислены до принятия ценностей к учету. После этой даты проценты учитываются в составе операционных доходов (расходов).

Проверка расчетов по претензиям. В случаях если счет поставщика оплачен  и акцептован до поступления ТМЦ, а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо несоответствие принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин - поставщикам предъявляется претензия. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск. При проверке таких операций необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- все претензии в соответствии  с новым Планом счетов учитываются  на счете 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами», субсчет  «Расчеты по претензиям»;

- необходимо убедиться  (путем отправления запроса поставщику  в том, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 (субсчет «Расчеты по претензиям») суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте:

- претензия должна быть  предъявлена своевременно (в противном  случае суд может отказать  в удовлетворении иска);

- пакет документов, приложенных  к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным. В  частности, здесь должны присутствовать, как минимум: претензионный расчет, коммерческий акт об установленном  расхождении в количестве и  качестве при приеме ТМЦ (в качестве при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.

Проверка учета курсовых и суммовых разниц. Если у проверяемого предприятия есть поставщики-нерезиденты, а также в случаях, когда расчеты  между контрагентами резидентами  производятся в рублях, а в договоре сумма указана в иностранной  валюте или условных единицах, в учете возникают разницы. При проверке необходимо убедиться в правильности расчета курсовых разниц, отнесенных на внереализационные доходы и расходы организации. Курсовые разницы подлежат отражению на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в корреспонденции со счетом 60.

Проверка соответствия данных аналитического учета оборотам и  остаткам по счетам синтетического учета. В ходе проведения этой процедуры  проверяется полнота и достоверность  отражения на счетах синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Необходимо сверить методом пересчета итоговые данные по регистрам аналитического учета с суммами отраженными на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и на субсчетах к этому счету. В частности, в случае ведения учета по журнально-ордерной форме счетоводства итоговые данные по журналу-ордеру № 6 должны совпадать с оборотами и остатками по счету 60. При автоматизированном способе ведения учета необходимость в данной процедуре отпадает так как сводные (синтетические) регистры формируются автоматически на основании однократно введенной первичной информации.

Проверка правильности отражения  в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками. Основная цель - определение достоверности  сумм кредиторской и дебиторской  задолженностей в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, отраженных в отчетности проверяемого предприятия. проверяются бухгалтерский баланс и приложения к нему. Основные нарушения – зачет различных статей задолженности между собой.

Налоговый учет процентов по векселям и коммерческим кредитам. В случае если кредиторская задолженность обеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику определенного процента, необходимо обратить внимание на учет процентов по этим обязательствам в целях налогообложения. В настоящее время проценты по долговым обязательствам признают расходом организации в целях налогообложения при соблюдении, следующих условий (пп.2 п.I ст. 65 и п.I ст.269 НК РФ):

- расходом признаются  проценты, начисленные за фактическое  время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения ценных бумаг у третьих лиц);

- размер начисленных  по долговому обязательству процентов  существенно (более чем на 20% в  ту или иную сторону) не отклоняется  от среднего уровня процентов,  взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях. Если долговые обязательства, выданные в том же отчетном периоде на сопоставимых условиях, отсутствуют, то предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на 10% (когда лаговое обязательство выражено в рублях) и равной 15% (по долговым обязательствам в иностранной валюте).

- в налоговом учете проценты по заемным средствам, связанным с приобретением ценностей, отражаются в составе внереализационных расходов после принятия ценностей к учету. До этого момента проценты по заемным средствам включаются в стоимость приобретаемых ценностей.

Налоговый учет сомнительной задолженности. Если учетной политикой предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам, то следует учесть следующее:

- в соответствии с п. 4 ст. 266 НК  РФ сумма резерва определяется  по результатам проведенной на  последний день отчетного периода инвентаризации дебиторской задолженности следующим образом. По сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней - задолженность включается в резерв в полной сумме; по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 дней 50% от суммы долга; со сроком возникновения меньше 45 дней - в резерв не включаются. Общая сумма резерва не должна превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода и может быть использована только на покрытие убытков от безнадежных или признанных таковыми в соответствии с законодательством (истечение срока исковой давности; невозможность взыскания, подтвержденная соответствующим актом государственного органа либо ликвидация предприятия). Суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам производятся равномерно в течение отчетного (налогового) периода (п. 3 ст. 266 НК РФ);

- расходы по списанию долгов, признанных безнадежными к взысканию,  осуществляются только за счет  суммы созданного резерва. В  случае превышения суммы списываемой  задолженности над суммой созданного резерва разница подлежит включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Налоговый учет суммовых разниц. Суммовая разница возникает у предприятия, если сумма возникших обязательств на дату оприходования товаров (работ, услуг), начислена по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц, не соответствует фактически уплаченной сумме в рублях. Суммовые разницы в налоговом учете полностью включаются в состав внереализационных доходов (расходов) (п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).

Информация о работе Анализ расчетов с поставщиками и подрядчиками