Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:00, реферат
Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Это соотношение называется рентабельностью и может быть представлено тремя группами показателей:
показатели рентабельности, характеризующие прибыльность продаж или рентабельность реализованной продукции;
показатели рентабельности, характеризующие рентабельность производства продукции и реализуемых инвестиционных проектов;
показатели рентабельности, характеризующие доходность капитала и таких его составляющих, как собственный и заемный капитал.
Введение................................................................................................................-3-
1. Основные задачи анализа рентабельности и информационная база для его проведения.............................................................................................................-5-
2. Оценка выполнения плана по рентабельности производства и продаж.....-7-
3. Факторный анализ рентабельности производства и продаж......................-16-
4. Анализ рентабельности отдельных видов продукции................................-24-
5. Предложения и рекомендации по повышению уровня рентабельности...-29-
Заключение..........................................................................................................-31-
Список литературы………………………………………………….................-32-
Роб.д. = ЧП /
(Впр + Доп + Двнер) ´ 100 %
где Роб.д. – рентабельность обычной деятельности в целом по предприятию;
Доп – доходы от операционной деятельности;
Двнер – доходы от внереализационной деятельности.
В свою очередь, чистая прибыль – это сумма прибыли от продаж, прибыли от операционной деятельности и прибыли от внереализационной деятельности за вычетом налога на прибыль. При этом прибыль от операционной деятельности представляет собой разницу между доходами и расходами по операционной деятельности, то же можно сказать и о прибыли от внереализационной деятельности.
ЧП = Ппр + (Доп – Роп) + (Двнер – Рвнер) - Нпр
где Роп – расходы по операционной деятельности;
Рвнер – расходы по внереализационной деятельности;
Нпр – налог на прибыль.
Безусловно, при расчете рентабельности продаж в числителе можно использовать маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности. Однако рентабельность продаж по чистой прибыли выступает обобщающим показателем эффективности финансовой и производственной деятельности предприятия. С помощью данного показателя раскрывается удельный вес чистой прибыли в величине выручки от продаж за вычетом косвенных налогов. Иначе говоря, рентабельность продаж по чистой прибыли показывает величину конечного финансового результата (чистой прибыли), получаемого предприятием с каждого рубля реализованной продукции. При наличии у предприятия убытков показатель рентабельности является отрицательным числом и, по существу, должен называться показателем убыточности.
Рентабельность производственной деятельности рассчитывается путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:
Рд = Ппр / З ´ 100 %
где Рд – рентабельность производственной деятельности;
Ппр – прибыль от продаж;
ЧП – чистая прибыль;
З – затраты по реализованной или произведенной продукции.
В качестве числителя данного показателя может быть использована также прибыль до налогообложения и прибыль от обычной деятельности, как и при расчете рентабельности продаж. В последнем случае показатель будет называться рентабельностью обычной деятельности.
Показатель рентабельности производства может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Он показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции. Показатель рентабельности производственной деятельности в значительной степени дублирует коэффициент рентабельности продаж, то есть снижение значения показателя также свидетельствует о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, с той лишь разницей, что рентабельность производственной деятельности более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство.
Анализ рентабельности производства и продаж обычно начинается с изучения ее фактического уровня за отчетный (анализируемый) период в сравнении с рентабельностью продаж и производства за предыдущие годы, с данными бизнес-плана, с аналогичными показателями предприятий, выпускающих однородную с анализируемым предприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по данным видам деятельности, отраслями хозяйства в отечественной экономике и в других странах.
Чаще всего сравнивают показатели предыдущих и отчетных периодов, отслеживая изменения финансовых результатов. Соответственно так выявляются плюсы и минусы в управлении компанией. Также широко распространено сравнение плановых показателей с фактическими. Это дает возможность оценить выполнение поставленных задач.
Рассмотрим методику и последовательность проведения анализа рентабельности производства и продаж на условном примере. При этом возьмем универсальную ситуацию, когда рентабельность финансово-хозяйственной деятельности компании за отчетный период запланирована равной показателям предыдущего года.
Пример 1. ЗАО «Ромашка» производит и реализует шампуни для волос и гели для душа. Руководство ЗАО «Ромашка» осталось довольно тем, как фирма поработала в 2014 году. Поэтому оно поставило задачу добиться таких же результатов и за 2015 год. Исходные данные и расчет рентабельности производства и продаж приведены в таблице 1.
При сравнении показателей предыдущего и отчетного года необходимо использовать показатели, рассчитанные в сопоставимых (базисных) ценах. Это очень важно, так как сравнение показателей предыдущего года, оцененных в базисных ценах с показателями отчетного года в фактически действующих ценах сильно искажает реальную картину эффективности финансовой и производственной деятельности предприятия.
Таблица 1
Показатели |
Предыду щий год (план) |
Отчетный год в фактически действую щих ценах |
Отчетный год в ценах предыдущего года |
Отклонения от плана (+,-) | |
В абсолютной сумме |
В процентах к плану | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Выручка от продажи продукции, тыс.руб. |
44000 |
96200 |
40000 |
- 4000 |
90,91 |
2. Себестоимость реализованной |
34980 |
71830 |
32726 |
-2254 |
93,56 |
3. Прибыль от продаж, тыс.руб. |
9020 |
24370 |
7274 |
-1746 |
80,64 |
4. Сальдо операционных доходов и расходов, тыс.руб. |
200 |
500 |
250 |
50 |
125 |
5. Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс.руб. |
-100 |
300 |
150 |
250 |
250 |
6. Прибыль до налогообложения, тыс.руб. |
9120 |
25170 |
7674 |
- 1446 |
84,14 |
7.Налог на прибыль, тыс.руб. |
2189 |
6041 |
1842 |
-347 |
84,15 |
8. Экономические санкции за счет прибыли, тыс.руб. |
600 |
300 |
300 |
-300 |
50 |
9. Прибыль от обычной |
6331 |
18829 |
5532 |
- 799 |
87,38 |
10. Сальдо чрезвычайных доходов и расходов, тыс.руб. |
-51 |
- |
- |
- |
- |
11. Чистая прибыль, тыс.руб. |
6280 |
18829 |
5532 |
-748 |
88,09 |
12. Рентабельность производства (стр.3 / стр.2 ´ 100) |
25,79 |
33,93 |
22,23 |
-3,56 |
- |
13. Рентабельность производства (стр.6 / стр.2 ´ 100) |
26,07 |
35,04 |
23,45 |
-2,62 |
- |
14. Рентабельность производства (стр.9 / стр.2 ´ 100) |
18,10 |
26,21 |
16,90 |
-1,2 |
- |
15. Рентабельность производства (стр.11 / стр.2 ´ 100) |
17,95 |
26,21 |
16,90 |
-1,05 |
- |
16. Рентабельность продаж по (стр.3 / стр.1 ´ 100) |
20,50 |
25,33 |
18,19 |
-2,31 |
- |
17. Рентабельность продаж по (стр.6 / стр.1 ´ 100) |
20,73 |
26,16 |
19,19 |
-1,54 |
- |
18. Рентабельность продаж по (стр.9 / стр.1 ´ 100) |
14,39 |
19,57 |
13,83 |
-0,56 |
- |
19. Рентабельность продаж по (стр.11 / стр.1 ´ 100) |
14,27 |
19,57 |
13,83 |
-0,44 |
- |
Исходные данные и расчет рентабельности производства и продаж по различным составляющим прибыли предприятия
Таким образом, сопоставляя данные отчетов о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий год в сопоставимых ценах, можно увидеть, что выручка от продажи продукции в отчетном году уменьшилась на 4000 тыс.руб. или на 9,09% (стр.1 таб.1), а себестоимость реализованной продукции – на 2254 тыс.руб. или на 6,44% по сравнению с предыдущим годом.
Рентабельность производственной деятельности, рассчитанная как отношение прибыли от продаж к себестоимости реализованной продукции, в предыдущем году (по плану) составляла 25,79%, а в отчетном году снизилась на 3,56% и соответственно составила 22,23% (стр.12 таб.1).
Рентабельность производства по прибыли до налогообложения уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 2,62% и составила в отчетном году 23,45% (стр.13 таб.1). Здесь надо отметить, что рентабельность производства как в отчетном, так и в предыдущем году, рассчитанная по прибыли до налогообложения превышает рентабельность производства, рассчитанную по прибыли от продаж. На это увеличение повлияли конечные результаты операционной и внереализационной деятельности предприятия.
Рентабельность
производства, рассчитанная по прибыли
от обычной деятельности в
предыдущем году составляла 18,10%,
а в отчетном – 16,90%, то есть
снизилась на 1,2% (стр.14 таб.1). Значения
рентабельности производства
Рентабельность
производства по чистой
Рентабельность продаж, рассчитанная как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, в предыдущем году составляла 20,5%, а в отчетном значение этого показателя стало меньше в сравнении с предыдущим годом на 2,31% и составило 18,19% (стр.16 таб.1).
Показатель рентабельности продаж по прибыли до налогообложения в предыдущем году был равен 20,73%, а в отчетном году – 19,19%, то есть его значение в сравнении с предыдущим годом уменьшилось на 1,54% (стр.17 таб.1). Конечные результаты операционной и внереализационной деятельности в прошедшем году привели к росту рентабельности продаж по прибыли до налогообложения на 0,23%, а в отчетном году их положительное влияние на этот показатель составило 1%.
Рентабельность продаж по прибыли от обычной деятельности в предыдущем году составляла 14,39%, а в отчетном – 13,83%, то есть значение этого показателя уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 0,56% (стр.18 таб.1). Значение рентабельности продаж по прибыли от обычной деятельности также меньше рентабельности продаж по прибыли до налогообложения в результате уплаты налога на прибыль и экономических санкций.
Рентабельность продаж по чистой прибыли в предыдущем году составляла 14,27%, а в отчетном – 13,83%, что ниже рентабельности продаж в предыдущем году на 0,44% (стр.19 таб.1). Значение рентабельности продаж по чистой прибыли ниже значений рентабельности продаж по прибыли от обычной деятельности, поскольку в предыдущем году предприятие имело убыток по чрезвычайным операциям. В отчетном году значения вышеназванных показателей совпадают, так как чрезвычайных доходов и расходов не было.
Полученные данные свидетельствуют об ухудшении эффективности хозяйственной деятельности предприятия в отчетном году в сравнении с предыдущим годом. Это говорит о том, что поставленные руководством перед компанией задачи не были выполнены. При этом больше всего уровень снижения рентабельности производства и продаж по прибыли от продаж. Таким образом, необходимо продолжить анализ, рассмотрев факторы, которые повлияли на изменение рентабельности производства и продаж по прибыли от продаж. Об этом пойдет речь в следующем разделе данной работы.
На данном этапе проведения анализа не менее важным является сопоставление показателей рентабельности предприятия с аналогичными показателями его конкурентов – конечно, в тех случаях, когда подобная информация доступна.
Пример 2. ЗАО «Ромашка» является предприятием химической отрасли. Допустим, средний показатель рентабельности производственной деятельности (по прибыли от продаж) по этой отрасли составляет 20%. У ЗАО «Ромашка» этот показатель несколько выше – 22,23%, что говорит о более высокой эффективности производства ЗАО «Ромашка» по сравнению с предприятиями-конкурентами. Далее предположим, что средний коэффициент рентабельности продаж (по прибыли от продаж) по данной отрасли составляет 25%. Следовательно, ЗАО «Ромашка» с 18,19% отстает от других предприятий химической промышленности.
Средние показатели рентабельности предприятий по отрасли позволяют также определить максимально возможный уровень эффективности компании. Увеличив средний уровень приблизительно в 1,5 раза, можно получить ориентир, к которому надо стремиться. Конечно, у лидеров отрасли показатели могут быть существенно выше усредненного уровня. Но чтобы сравнить с ними показатели вашей фирмы, необходима соответствующая информация, получить которую весьма затруднительно.
3. Факторный анализ рентабельности производства и продаж
Важнейшим элементом комплексного экономического анализа (не только рентабельности, но и любых других показателей) является факторный анализ, основанный на принципе элиминирования, то есть устранения всех прочих факторов, кроме исследуемого. В процессе факторного анализа изучают состав факторов, оказавших влияние на результат изменения анализируемого показателя, определяют размер влияния каждого фактора на величину финансового результата и устанавливают причины, вызвавшие эти изменения. По результатам анализа осуществляют расчет резервов роста финансового результата и принимают управленческие решения, направленные на мобилизацию выявленных резервов.
Уровень рентабельности производственной деятельности находится под воздействием тех же факторов, которые влияют на изменение прибыли, кроме роста объема продаж. К этим факторам относятся: изменение структуры и ассортимента реализованной продукции, ее себестоимости, которая в свою очередь складывается из цен на ресурсы и уровня затрат и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:
Рд = |
П (при VРПобщ ,УДi,Цi,Зедi) |
(7) | ||
З (при Удобщ,Зедi) |
где Рд – рентабельность производственной деятельности;
П – прибыль от продаж;
VРПобщ – общий объем продаж продукции за отчетный год;
УДi – структура продукции;
Цi – уровень среднереализационных цен;
Зедi – себестоимость единицы реализованной продукции.
Расчет влияния вышеуказанных факторов на изменение уровня рентабельности производства в целом по предприятию можно выполнить методом цепных подстановок.
При этом расчет влияния первого фактора - изменения структуры и ассортимента реализованной продукции выполняют, используя следующую формулу:
DРд(DУД) = |
Впрусл - Зусл |
´ 100 % |
- |
Впрпл - Зпл |
´ 100 % |
(8) |
Зусл |
Зпл |
где DРд(DУД) - изменение уровня рентабельности производства за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;
Информация о работе Анализ рентабельности продаж и производства