Анализ рентабельности продаж и производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:00, реферат

Описание работы

Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Это соотношение называется рентабельностью и может быть представлено тремя группами показателей:
показатели рентабельности, характеризующие прибыльность продаж или рентабельность реализованной продукции;
показатели рентабельности, характеризующие рентабельность производства продукции и реализуемых инвестиционных проектов;
показатели рентабельности, характеризующие доходность капитала и таких его составляющих, как собственный и заемный капитал.

Содержание работы

Введение................................................................................................................-3-
1. Основные задачи анализа рентабельности и информационная база для его проведения.............................................................................................................-5-
2. Оценка выполнения плана по рентабельности производства и продаж.....-7-
3. Факторный анализ рентабельности производства и продаж......................-16-
4. Анализ рентабельности отдельных видов продукции................................-24-
5. Предложения и рекомендации по повышению уровня рентабельности...-29-
Заключение..........................................................................................................-31-
Список литературы………………………………………………….................-32-

Файлы: 1 файл

АХД.docx

— 77.78 Кб (Скачать файл)

Роб.д. = ЧП / (Впр + Доп + Двнер) ´ 100 %                                     (3)

где Роб.д. – рентабельность обычной деятельности в целом по предприятию;

Доп – доходы от операционной деятельности;

Двнер – доходы от внереализационной деятельности.

В свою очередь, чистая прибыль – это сумма прибыли от продаж, прибыли от операционной деятельности и прибыли от внереализационной деятельности за вычетом налога на прибыль. При этом прибыль от операционной деятельности представляет собой разницу между доходами и расходами по операционной деятельности, то же можно сказать и о прибыли от внереализационной деятельности.

ЧП = Ппр + (Доп – Роп) + (Двнер – Рвнер) - Нпр                                 (4)

где Роп – расходы по операционной деятельности;

Рвнер – расходы по внереализационной деятельности;

Нпр – налог на прибыль.

Безусловно, при расчете рентабельности продаж в числителе можно использовать маржинальную (валовую) прибыль, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности. Однако рентабельность продаж по чистой прибыли выступает обобщающим показателем эффективности финансовой и производственной деятельности предприятия. С помощью данного показателя раскрывается удельный вес чистой прибыли в величине выручки от продаж за вычетом косвенных налогов. Иначе говоря, рентабельность продаж по чистой прибыли показывает величину конечного финансового результата (чистой прибыли), получаемого предприятием с каждого рубля реализованной продукции. При наличии у предприятия убытков показатель рентабельности является отрицательным числом и, по существу, должен называться показателем убыточности.

Рентабельность производственной деятельности рассчитывается путем отношения прибыли от реализации или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции:

Рд = Ппр / З ´ 100 %                                                    (5)

                                     Рд = ЧП / З ´ 100 %                                                    (6)

где Рд – рентабельность производственной деятельности;

Ппр – прибыль от продаж;

ЧП – чистая прибыль;

З – затраты по реализованной или произведенной продукции.

В качестве числителя данного показателя может быть использована также прибыль до налогообложения и прибыль от обычной деятельности, как и при расчете рентабельности продаж. В последнем случае показатель будет называться рентабельностью обычной деятельности.

Показатель рентабельности производства может рассчитываться в целом по предприятию, отдельным его сегментам и видам продукции. Он показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции. Показатель рентабельности производственной деятельности в значительной степени дублирует коэффициент рентабельности продаж, то есть снижение значения показателя также свидетельствует о росте затрат на производство реализуемой продукции или о снижении цен на нее, с той лишь разницей, что рентабельность производственной деятельности более наглядно показывает влияние роста или снижения затрат на производство.

Анализ рентабельности производства и продаж обычно начинается с изучения ее фактического уровня за отчетный (анализируемый) период в сравнении с рентабельностью продаж и производства за предыдущие годы, с данными бизнес-плана, с аналогичными показателями предприятий, выпускающих однородную с анализируемым предприятием продукцию, со средними значениями рентабельности продаж по данным видам деятельности, отраслями хозяйства в отечественной экономике и в других странах.

Чаще всего сравнивают показатели предыдущих и отчетных периодов, отслеживая изменения финансовых результатов. Соответственно так выявляются плюсы и минусы в управлении компанией. Также широко распространено сравнение плановых показателей с фактическими. Это дает возможность оценить выполнение поставленных задач.

Рассмотрим методику и последовательность проведения анализа рентабельности производства и продаж на условном примере. При этом возьмем универсальную ситуацию, когда рентабельность финансово-хозяйственной деятельности компании за отчетный период запланирована равной показателям предыдущего года.

Пример 1. ЗАО «Ромашка» производит и реализует шампуни для волос и гели для душа. Руководство ЗАО «Ромашка» осталось довольно тем, как фирма поработала в 2014 году. Поэтому оно поставило задачу добиться таких же результатов и за 2015 год. Исходные данные и расчет рентабельности производства и продаж приведены в таблице 1.

При сравнении показателей предыдущего и отчетного года необходимо использовать показатели, рассчитанные в сопоставимых (базисных) ценах. Это очень важно, так как сравнение показателей предыдущего года, оцененных в базисных ценах с показателями отчетного года в фактически действующих ценах сильно искажает реальную картину эффективности финансовой и производственной деятельности предприятия.

 

 

 

 

Таблица 1

Показатели

Предыду щий год

(план)

Отчетный год в фактически действую щих ценах

Отчетный год в ценах предыдущего года

Отклонения от плана (+,-)

В абсолютной сумме

В процентах к плану

1

2

3

4

5

6

1. Выручка от продажи продукции, тыс.руб.

44000

96200

40000

- 4000

90,91

2. Себестоимость реализованной продукции, включая коммерческие и управленческие  расходы, тыс.руб.

34980

71830

32726

-2254

93,56

3. Прибыль от продаж, тыс.руб.

9020

24370

7274

-1746

80,64

4. Сальдо операционных доходов  и расходов, тыс.руб.

200

500

250

50

125

5.  Сальдо внереализационных доходов и расходов, тыс.руб.

-100

300

150

250

250

6.  Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

9120

25170

7674

- 1446

84,14

7.Налог на прибыль, тыс.руб.

2189

6041

1842

-347

84,15

8. Экономические санкции за счет  прибыли, тыс.руб.

600

300

300

-300

50

9. Прибыль от обычной деятельности, тыс.руб.

6331

18829

5532

- 799

87,38

10. Сальдо чрезвычайных доходов  и расходов, тыс.руб.

-51

-

-

-

-

11. Чистая прибыль, тыс.руб.

6280

18829

5532

-748

88,09

12. Рентабельность производства по  прибыли от продаж, %

(стр.3 / стр.2 ´ 100)

25,79

33,93

22,23

-3,56

-

13. Рентабельность производства по  прибыли до налогообложения, %

(стр.6 / стр.2 ´ 100)

26,07

35,04

23,45

-2,62

-

14. Рентабельность производства по  прибыли от обычной деятельности, %

(стр.9 / стр.2 ´ 100)

18,10

26,21

16,90

-1,2

-

15. Рентабельность производства по  чистой прибыли, %

(стр.11 / стр.2 ´ 100)

17,95

26,21

16,90

-1,05

-

16. Рентабельность продаж по прибыли  от продаж, %

(стр.3 / стр.1 ´ 100)

20,50

25,33

18,19

-2,31

-

17. Рентабельность продаж по прибыли  до налогообложения, %

(стр.6 / стр.1 ´ 100)

20,73

26,16

19,19

-1,54

-

18. Рентабельность продаж по прибыли  от обычной деятельности, %

(стр.9 / стр.1 ´ 100)

14,39

19,57

13,83

-0,56

-

19. Рентабельность продаж по чистой  прибыли, %

(стр.11 / стр.1 ´ 100)

14,27

19,57

13,83

-0,44

-





Исходные данные и расчет рентабельности производства и продаж по различным составляющим прибыли предприятия

Таким образом, сопоставляя данные отчетов о прибылях и убытках за отчетный и предыдущий год в сопоставимых ценах, можно увидеть, что выручка от продажи продукции  в отчетном году уменьшилась на 4000 тыс.руб. или на 9,09% (стр.1 таб.1), а себестоимость реализованной продукции – на 2254 тыс.руб. или на 6,44% по сравнению с предыдущим годом.

Рентабельность производственной деятельности, рассчитанная как отношение прибыли от продаж к себестоимости реализованной продукции, в предыдущем году (по плану) составляла 25,79%, а в отчетном году снизилась на 3,56% и соответственно составила 22,23% (стр.12 таб.1).

Рентабельность производства по прибыли до налогообложения уменьшилась по сравнению с предыдущим годом на 2,62% и составила в отчетном году 23,45% (стр.13 таб.1). Здесь надо отметить, что рентабельность производства как в отчетном, так и в предыдущем году, рассчитанная по прибыли до налогообложения превышает рентабельность производства, рассчитанную по прибыли от продаж. На это увеличение повлияли конечные результаты операционной и внереализационной деятельности предприятия.

 Рентабельность  производства, рассчитанная по прибыли  от обычной деятельности в  предыдущем году составляла 18,10%, а в отчетном – 16,90%, то есть  снизилась на 1,2% (стр.14 таб.1). Значения  рентабельности производства по  прибыли от обычной деятельности  ниже значений рентабельности  производства по прибыли до  налогообложения, причиной чего  является налог на прибыль  и имеющиеся у предприятия  экономические санкции.

 Рентабельность  производства по чистой прибыли  в предыдущем году составляла 17,95%, а в отчетном периоде значение  данного показателя уменьшилось  до 16,90%, то есть рентабельность  производства в отчетном году  снизилась на 1,05% (стр.15 таб.1).

Рентабельность продаж, рассчитанная как отношение прибыли от продаж к выручке от продаж, в предыдущем году составляла 20,5%, а в отчетном значение этого показателя стало меньше в сравнении с предыдущим годом на 2,31% и составило 18,19% (стр.16 таб.1).

Показатель рентабельности продаж по прибыли до налогообложения в предыдущем году был равен 20,73%, а в отчетном году – 19,19%, то есть его значение в сравнении с предыдущим годом уменьшилось на 1,54% (стр.17 таб.1). Конечные результаты операционной и внереализационной деятельности в прошедшем году привели к росту рентабельности продаж по прибыли до налогообложения на 0,23%, а в отчетном году их положительное влияние на этот показатель составило 1%.

Рентабельность продаж по прибыли от обычной деятельности в предыдущем году составляла 14,39%, а в отчетном – 13,83%, то есть значение этого показателя уменьшилось по сравнению с предыдущим годом на 0,56% (стр.18 таб.1). Значение рентабельности продаж по прибыли от обычной деятельности также меньше рентабельности продаж по прибыли до налогообложения в результате уплаты налога на прибыль и экономических санкций.

Рентабельность продаж по чистой прибыли в предыдущем году составляла 14,27%, а в отчетном – 13,83%, что ниже рентабельности продаж в предыдущем году на 0,44% (стр.19 таб.1). Значение рентабельности продаж по чистой прибыли ниже значений рентабельности продаж по прибыли от обычной деятельности, поскольку в предыдущем году предприятие имело убыток по чрезвычайным операциям. В отчетном году значения вышеназванных показателей совпадают, так как чрезвычайных доходов и расходов не было.

Полученные данные свидетельствуют об ухудшении эффективности хозяйственной деятельности предприятия в отчетном году в сравнении с предыдущим годом. Это говорит о том, что поставленные  руководством перед компанией задачи не были выполнены. При этом больше всего уровень снижения рентабельности производства и продаж по прибыли от продаж. Таким образом, необходимо продолжить анализ, рассмотрев факторы, которые повлияли на изменение рентабельности производства и продаж по прибыли от продаж. Об этом пойдет речь в следующем разделе данной работы.

На данном этапе проведения анализа не менее важным является сопоставление показателей рентабельности предприятия с аналогичными показателями его конкурентов – конечно, в тех случаях, когда подобная информация доступна.

Пример 2. ЗАО «Ромашка» является предприятием химической отрасли. Допустим, средний показатель рентабельности производственной деятельности  (по прибыли от продаж) по этой отрасли составляет 20%. У ЗАО «Ромашка» этот показатель несколько выше – 22,23%, что говорит о более высокой эффективности производства ЗАО «Ромашка» по сравнению с предприятиями-конкурентами. Далее предположим, что средний коэффициент рентабельности продаж (по прибыли от продаж) по данной отрасли составляет 25%. Следовательно, ЗАО «Ромашка» с 18,19% отстает от других предприятий химической промышленности.

Средние показатели рентабельности предприятий по отрасли позволяют также определить максимально возможный уровень эффективности компании. Увеличив средний уровень приблизительно в 1,5 раза, можно получить ориентир, к которому надо стремиться. Конечно, у лидеров отрасли показатели могут быть существенно выше усредненного уровня. Но чтобы сравнить с ними показатели вашей фирмы, необходима соответствующая информация, получить которую весьма затруднительно.

 

 

 

 

 

 

3. Факторный анализ рентабельности производства и продаж

Важнейшим элементом комплексного экономического анализа (не только рентабельности, но и любых других показателей) является факторный анализ, основанный на принципе элиминирования, то есть устранения всех прочих факторов, кроме исследуемого. В процессе факторного анализа изучают состав факторов, оказавших влияние на результат изменения анализируемого показателя, определяют размер влияния каждого фактора на величину финансового результата и устанавливают причины, вызвавшие эти изменения. По результатам анализа осуществляют расчет резервов роста финансового результата и принимают управленческие решения, направленные на мобилизацию выявленных резервов.

Уровень рентабельности  производственной деятельности находится под воздействием тех же факторов, которые влияют на изменение прибыли, кроме роста объема продаж. К этим факторам относятся: изменение структуры и ассортимента реализованной продукции, ее себестоимости, которая в свою очередь складывается из цен на ресурсы и уровня затрат и средних цен реализации. Факторная модель этого показателя имеет следующий вид:

Рд =

П (при VРПобщ ,УДi,Цi,Зедi)

   

(7)

З (при Удобщ,Зедi)

   

 

 где Рд – рентабельность производственной деятельности;

П – прибыль от продаж;

VРПобщ – общий объем продаж продукции за отчетный год;

УДi – структура продукции;

Цi – уровень среднереализационных цен;

Зедi – себестоимость единицы реализованной продукции.

Расчет влияния вышеуказанных факторов на изменение уровня рентабельности производства в целом по предприятию можно выполнить методом цепных подстановок.

При этом расчет влияния первого фактора - изменения структуры и ассортимента реализованной продукции выполняют, используя следующую формулу:

DРд(DУД) =

Впрусл - Зусл

´ 100 %

-

Впрпл - Зпл

´ 100 %

(8)

Зусл

Зпл


 

где DРд(DУД) - изменение уровня рентабельности производства за счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции;

Информация о работе Анализ рентабельности продаж и производства