Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:00, реферат
Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Это соотношение называется рентабельностью и может быть представлено тремя группами показателей:
показатели рентабельности, характеризующие прибыльность продаж или рентабельность реализованной продукции;
показатели рентабельности, характеризующие рентабельность производства продукции и реализуемых инвестиционных проектов;
показатели рентабельности, характеризующие доходность капитала и таких его составляющих, как собственный и заемный капитал.
Введение................................................................................................................-3-
1. Основные задачи анализа рентабельности и информационная база для его проведения.............................................................................................................-5-
2. Оценка выполнения плана по рентабельности производства и продаж.....-7-
3. Факторный анализ рентабельности производства и продаж......................-16-
4. Анализ рентабельности отдельных видов продукции................................-24-
5. Предложения и рекомендации по повышению уровня рентабельности...-29-
Заключение..........................................................................................................-31-
Список литературы………………………………………………….................-32-
Впрусл – выручка от продаж условная, рассчитанная при фактическом объеме продаж и плановых ценах;
Зусл – себестоимость реализованной продукции условная, рассчитанная при фактическом объеме продаж, плановых ценах на ресурсы, необходимых для производства продукции и плановом уровне затрат;
Впрпл – выручка от продаж плановая;
Зпл – себестоимость плановая.
Влияние второго фактора – изменения цен на ресурсы, формирующие себестоимость, рассчитывается по формуле:
DРд(DЦрес) = |
Впрусл - Зусл/ |
´ 100 % |
- |
Впрусл - Зусл |
´ 100 % |
(9) |
Зусл / |
Зусл |
где DРд(DЦрес) - изменение уровня рентабельности производства за счет изменения цен на ресурсы;
Зусл/ - себестоимость реализованной продукции условная, рассчитанная при фактическом уровне продаж, фактических ценах на ресурсы и плановом уровне затрат.
Чтобы определить влияние изменения уровня затрат на производство продукции используют следующую формулу:
DРд(Dур.З) = |
Впрусл - Зф |
´ 100 % |
- |
Впрусл - Зусл/ |
´ 100 % |
(10) | |
Зф |
Зусл / |
где DРд(Dур.З) - изменение уровня рентабельности производства за счет изменения уровня затрат;
Зф – фактическая себестоимость, рассчитанная при фактическом уровне продаж, фактических ценах на ресурсы и фактическом уровне затрат.
Для того чтобы определить влияние изменения себестоимости в целом на изменение уровня рентабельности производства, необходимо сравнить уровень рентабельности производства, рассчитанный при фактическом уровне продаж, фактической себестоимости и плановых ценах реализации с уровнем рентабельности, рассчитанном при фактическом уровне продаж, плановой себестоимости и плановых ценах реализации.
Влияние изменения цен реализации определяют по следующей формуле:
DРд(DЦ) = |
Впрф - Зф |
´ 100 % |
- |
Впрусл - Зф |
´ 100 % |
(11) | |
Зф |
Зф |
где DРд(DЦ) - изменение рентабельности производства за счет изменения цен реализации;
Впрф – выручка от продаж, рассчитанная при фактическом объеме продаж и фактических ценах реализации.
Аналогичным образом проводится факторный анализ рентабельности продаж. Только вместо показателя себестоимости в знаменателе используется показатель выручки от продаж. Детерминированная факторная модель рентабельности продаж, исчисленной в целом по предприятию, имеет следующий вид:
Рпр = |
П = f (VРПобщ ,УДi,Цi,Зедi) Впр = f (VРПобщ ,УДi,Цi) |
(11) |
Используя данные нашего примера, проведем факторный анализ рентабельности производства и продаж, рассчитанных по прибыли от продаж.
Пример 3. В отчетном году уровень рентабельности производства ЗАО «Ромашка», рассчитанной как отношение прибыли от продаж к полной себестоимости, увеличился по сравнению с предыдущим (плановым) годом на 8,14% (33,93 - 25,79 = 8,14 стр.12 таб.1).
Таблица 2
Исходная информация для определения влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж
№ п/п |
Наименование показателя |
Себестои мость реализованной продук ции, тыс.руб. |
Объем продаж продук ции, тыс.руб. |
Расчет рентабель ности по прибыли от продаж,% |
Факторы, влияющие на рентабельность производства и продаж | |||||||||||||||||
Струк тура и ассорти мент реализо ванной продук ции |
Себестоимость реализованной продукции |
Цены на реализо ванную продук цию | ||||||||||||||||||||
Цены на ресурсы, формирующие себесто имость |
Уровень затрат | |||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 | ||||||||||||||
Рентабельность производства | ||||||||||||||||||||||
1 |
Предыдущий год |
34980 |
44000 |
9020 / 34980 ´ 100 = 25,79 |
Предыду щий год |
Предыду щий год |
Предыдущий год |
Предыдущий год | ||||||||||||||
2 |
Факт. объем продаж, цены на ресурсы и уровень затрат предыд-го года |
32726 |
40000 |
7274 / 32726 ´ 100 = 22,23 |
Фактически |
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Предыдущий год | ||||||||||||||
3 |
Факт. объем продаж, цены на ресурсы и фактич. уровень затрат предыд-го года |
72344 |
40000 |
-32344 / 72344 ´ 100 = -44,71 |
Фактически |
Фактически |
Предыдущий год |
Предыдущий год | ||||||||||||||
4 |
Факт. себ-сть, цены на продукцию предыд-го года |
71830 |
40000 |
-31830 / 71830 ´ 100 = -44,31 |
Фактически |
Фактически |
Фактически |
Предыдущий год | ||||||||||||||
5 |
Фактически за отчетный год |
71830 |
96200 |
24370 / 71830 ´ 100 = 33,93 |
Фактически |
Фактически |
Фактически |
Фактически | ||||||||||||||
Рентабельность продаж | ||||||||||||||||||||||
6 |
Предыдущий год |
34980 |
44000 |
9020 / 44000 ´ 100 = 20,50 |
Предыду щий год |
Предыду щий год |
Предыдущий год |
Предыдущий год | ||||||||||||||
7 |
Факт. объем продаж, цены на ресурсы и уровень затрат предыдущего года |
32726 |
40000 |
7274 / 40000 ´ 100 = 18,19 |
Фактически |
Предыдущий год |
Предыдущий год |
Предыдущий год | ||||||||||||||
8 |
Факт. объем продаж, цены на ресурсы и факт. уровень затрат предыд-го года |
72344 |
40000 |
-32344 / 40000 ´ 100 = -80,86 |
Фактически |
Фактически |
Предыдущий год |
Предыдущий год | ||||||||||||||
9 |
Факт. себестоимость, цены на продукцию предыдущего года |
71830 |
40000 |
-31830 / 40000 ´ 100 = -79,58 |
Фактически |
Фактически |
Фактически |
Предыдущий год | ||||||||||||||
10 |
Фактически за отчетный год |
71830 |
96200 |
24370 / 96200 ´ 100 = 25,33 |
Фактически |
Фактически |
Фактически |
Фактически |
Таблица 3
Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж
№ п/п |
Наименование фактора |
Номер строк в таблице 2 |
Расчет влияния фактора |
Величина показателя, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |||
Рентабельность производства | |||||||
1 |
Структура и ассортимент реализованной продукции |
Стр.2 – Стр.1 |
22,23 – 25,79 |
– 3,56 | |||
2 |
Цены на ресурсы, формирующие себестоимость реализованной продукции |
Стр.3 – Стр.2 |
– 44,71 – 22,23 |
– 66,94 | |||
3 |
Уровень затрат |
Стр.4 – Стр. 3 |
– 44,31 + 44,71 |
+ 0,4 | |||
4 |
Цены реализации продукции |
Стр.5 – Стр.4 |
33,93 + 44,31 |
+ 78,24 | |||
5 |
Суммарное влияние факторов |
Стр.5 – Стр.1 |
33,93 – 25,79 |
+ 8,14 | |||
Рентабельность продаж | |||||||
6 |
Структура и ассортимент реализованной продукции |
Стр.7 – Стр.6 |
18,19 – 20,50 |
–2,31 | |||
7 |
Цены на ресурсы, формирующие себестоимость реализованной продукции |
Стр.8 – Стр.7 |
– 80,86 – 18,19 |
– 99,05 | |||
8 |
Уровень затрат |
Стр.9 – Стр.8 |
– 79,58 + 80,86 |
+ 1,28 | |||
9 |
Цены реализации продукции |
Стр.10 – Стр.9 |
25,33 + 79,58 |
+104,91 | |||
10 |
Суммарное влияние факторов |
Стр.10 – Стр.6 |
25,33 – 20,50 |
+ 4,83 |
Уровень рентабельности продаж, рассчитанной также по прибыли от продаж увеличился на 4,83% (25,33 – 20,50 = 4,83 стр.16 таб.1).
На изменение уровня рентабельности производства и рентабельности продаж оказали влияние следующие факторы: изменение структуры реализованной продукции, изменение ее себестоимости, которая складывается из цен на ресурсы и уровня затрат и средних цен реализации.
На основе исходных данных и расчетов, представленных в таблицах 2 и 3, проанализируем влияние факторов на изменение уровня рентабельности производства и продаж.
По строке 1 в графах 3 и 4 таблицы 2 раскрыта информация о себестоимости реализованной продукции и объеме ее продаж за предыдущий год в базисной оценке. Прибыль от продаж, рассчитываемая как разница между объемом продаж и себестоимостью реализованной продукции, представляет собой числитель формулы расчета рентабельности производства в предыдущем (плановом) периоде. Наименования факторов, изменение которых оказывает влияние на изменение уровня рентабельности производства в отчетном периоде, отражены по графам 6,7,8 и 9. По строке 1 значения перечисленных факторов (структуры и ассортимента выпуска продукции, цен на ресурсы, формирующие себестоимость, уровня затрат, цен на реализованную продукцию) дано на уровне предыдущего года. Следовательно, влияние данных факторов на изменение рентабельности на первом шаге расчета отсутствует. Фактическая себестоимость и стоимость реализованной продукции в ценах предыдущего года отражена по строке 2 таблицы 2 в графах 3 – 9. Использование этих показателей требуется для определения величины условной прибыли от продаж, отраженной в числителе расчета условной рентабельности производства в графе 5. С помощью этого расчета выясняется влияние изменения структуры и ассортимента выпуска продукции в отчетном периоде в сравнении с предыдущим годом на изменение уровня рентабельности производства. Условия расчета таковы: ассортимент и количество реализованной продукции фактические, цены же на потребленные ресурсы, нормы их расхода и цены реализации выражены в ценах предыдущего года. Результаты расчета (стр.2, гр.5, табл.2) позволяют сделать вывод о снижении рентабельности производства по сравнению с предыдущим годом, что в свою очередь говорит о неблагоприятном влиянии изменений произошедших в структуре реализованной продукции в отчетном году по сравнению с предыдущим.
Показатели, аккумулированные в строке 3 таблицы 2, раскрывают данные о себестоимости и стоимости реализованной продукции на уровне фактического объема продаж. Расчет рентабельности производства осуществлен при условии, что объем продаж и ассортимент реализованной продукции фактические, цены на ресурсы также фактические, цены реализации продукции и уровень затрат – базисные. Расчет условной рентабельности производства (стр.3, гр.5, табл.2) показывает отрицательное влияние изменения цен на ресурсы, потребленные при производстве реализованной продукции. До действия этого фактора значение показателя рентабельности производства составляло 22,23%, а после его действия весьма существенно ухудшилось. Показатель стал отрицательным числом со значением, равным – 44,71%. Следовательно, действие только этого фактора при отсутствии влияния остальных факторов, привело бы к убыточности производства.
Исходные показатели и расчет рентабельности производства по строке 4 приведены, основываясь на том, что ассортимент и объем продаж даны фактические, также в фактической оценке находятся цены на ресурсы, формирующие себестоимость реализованной продукции и нормы расхода, а стоимость реализации определена в ценах базисного периода. Анализ условных показателей рентабельности производства (стр.3 и 4 табл.2) показывает, что изменение уровня затрат при производстве реализованной продукции оказало небольшое, но благоприятное воздействие на рентабельность производства +0,4%.
Рассмотрим расчет рентабельности производства, произведенный на основе допущения, что все показатели даны в фактической оценке (стр.5 табл.5). Результаты сравнения данных расчета рентабельности по стр.5 с данными стр.4 говорят о том, что рост цен реализации оказывает благоприятное действие на рост рентабельности производства – уровень рентабельности производства повысился на 78,24%.
Аналогично проводится факторный анализ рентабельности продаж. Исходные данные и расчет влияния изменения факторов на этот показатель приведены также в таблице 2 (строки 6-10).
Таким образом, анализируя данные таблиц 2 и 3 можно сделать следующие выводы:
За счет изменения структуры и ассортимента реализованной продукции уровень рентабельности производства снизился на 3,56% (стр.1, гр.5, табл.3). Уровень рентабельности продаж также снизился – на 2,31% (стр.6, гр.5, табл.3).
За счет изменения цен на ресурсы, формирующие себестоимость реализованной продукции уровень рентабельности производства существенно снизился – на 66,94% (стр.2, гр.5, табл.3). Аналогично снизился и уровень рентабельности продаж – на 99,05% (стр.7, гр.5, табл.3).
Изменение уровня затрат повлияло на уровень и рентабельности производства и рентабельности продаж не очень существенно. Уровень рентабельности производства повысился на 0,4% (стр.3, гр.5, табл.3), а уровень рентабельности продаж – на 1,28% (стр.8, гр.5, табл.3).
В целом изменение себестоимости реализованной продукции оказало очень существенное отрицательное влияние как на уровень рентабельности производства, так и на уровень рентабельности продаж.
За счет повышения цен реализации продукции произошло существенное повышение уровня рентабельности. Уровень рентабельности производства повысился на 78,24% (стр.4, гр.5, табл.3), а рентабельности продаж – на 104,91% (стр.9, гр.5, табл.3).
Таким образом, отрицательное влияние на изменение рентабельности производства и продаж оказали преимущественно два фактора: изменение структуры и ассортимента реализованной продукции и рост цен на ресурсы, формирующие ее себестоимость. Повышение уровня рентабельности произошло в основном только за счет существенного увеличения цен на реализованную продукцию. Резервы повышения рентабельности производства и продаж имеются в области регулирования цен на производственные ресурсы и в направлении пересмотра и более тщательного планирования ассортимента выпускаемой продукции. Руководству предприятия на основе результатов проведенного анализа необходимо разработать мероприятия, позволяющие использовать эти резервы в целях повышения уровня рентабельности производства и рентабельности продаж. В первую очередь необходимо обратить внимание и разработать мероприятия по снижению себестоимости выпускаемой и реализуемой продукции. Возможно, для этого необходимо перейти на использование другого, более дешевого сырья.
Информация о работе Анализ рентабельности продаж и производства