Анализ рентабельности продаж и производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 21:00, реферат

Описание работы

Отсюда, изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Это соотношение называется рентабельностью и может быть представлено тремя группами показателей:
показатели рентабельности, характеризующие прибыльность продаж или рентабельность реализованной продукции;
показатели рентабельности, характеризующие рентабельность производства продукции и реализуемых инвестиционных проектов;
показатели рентабельности, характеризующие доходность капитала и таких его составляющих, как собственный и заемный капитал.

Содержание работы

Введение................................................................................................................-3-
1. Основные задачи анализа рентабельности и информационная база для его проведения.............................................................................................................-5-
2. Оценка выполнения плана по рентабельности производства и продаж.....-7-
3. Факторный анализ рентабельности производства и продаж......................-16-
4. Анализ рентабельности отдельных видов продукции................................-24-
5. Предложения и рекомендации по повышению уровня рентабельности...-29-
Заключение..........................................................................................................-31-
Список литературы………………………………………………….................-32-

Файлы: 1 файл

АХД.docx

— 77.78 Кб (Скачать файл)

4. Анализ рентабельности отдельных видов продукции

При проведении анализа рентабельности производства и продаж необходимо принимать во внимание тот факт, что исчисление рентабельности по всей продукции (товарам) не дает полного представления о рентабельности отдельных изделий организации и, следовательно, обо всех ее резервах. Поэтому важнейшим этапом анализа в данном случае является анализ рентабельности отдельных видов продукции, выпускаемых и реализуемых анализируемым предприятием.

Показатель рентабельности отдельных видов продукции очень важен для принятия текущих и стратегических решений. В ходе анализа данный показатель показывает степень рентабельности или убыточности того или иного вида производимой продукции. На рынке, где основной целью предпринимательской деятельности является получение максимума прибыли, предприятие после такого анализа должно принять соответствующее решение - избавиться от убыточных и малорентабельных изделий и, наоборот, увеличить выпуск высокорентабельных видов продукции. Кроме того, от уровня рентабельности отдельных видов продукции зависит и рентабельность всей произведенной и реализованной продукции.

Анализ рентабельности отдельных видов продукции поможет выявить внутренние резервы снижения себестоимости продукции, пути повышения ее качества для возможного соответствующего увеличения цен, что в любом случае повысит рентабельность продукции, а значит, улучшит финансовое, социально-экономическое положение предприятия отрасли.

Показатель рентабельности отдельных видов продукции определяется как отношение прибыли от реализации конкретного вида продукции к себестоимости данного вида продукции либо к его цене:

Рi = Пi / Зi                                                          (11)

Рi = Пi / Цi                                                         (12)

где  Рi – рентабельность i-го вида продукции;

Пi – прибыль от реализации i-го вида продукции;

Зi – полная себестоимость i-го вида продукции;

Цi – цена на реализацию i-го вида продукции.

Взаимосвязь показателей рентабельности отдельных видов продукции и  рентабельности производства можно выразить следующей формулой:

Рд = å Рi´ti                                                    (13)

где ti – доля i-го вида продукции в общем объеме произведенной  и реализованной продукции.

Таким образом, при планировании ассортимента выпускаемой продукции необходимо учитывать, как рентабельность отдельных видов изделий будет влиять на рентабельность продукции в целом по предприятию. Анализ по формуле (13) чаще всего проводится в рамках внутреннего финансового анализа при планировании производственной программы предприятия.

Проанализируем оценку выполнения плана по рентабельности отдельных видов продукции  на нашем примере с ЗАО «Ромашка».

Пример 4. ЗАО «Ромашка» производит и реализует два вида продукции: шампуни для волос и гели для душа.

Исходная информация для анализа и расчетные показатели приведены в таблицах 4 и 5.

Таблица 4

Исходные данные для расчета рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции

Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

Себестоимость продукции, тыс.руб.

Прибыль от реализации, тыс.руб.

Преды дущий год (план)

Отчетный год в факти чески действу ющих ценах

Отчет ный год в базис ных ценах

Преды дущий год (план)

Отчетный год в факти чески действу ющих ценах

Отчетный год в базисных ценах

Преды дущий год (план)

Отчетный год в факти чески действу ющих ценах

Отчетный год в базисных ценах

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.Шампуни для волос

22500

39000

19500

18500

29750

16330

4000

9250

3170

2.Гели для душа

21500

57200

20500

16480

42080

16396

5020

15120

4104

Итого

44000

96200

40000

34980

71830

32726

9020

24370

7274


Таблица 5

Расчет рентабельности отдельных видов продукции

Вид продукции

Рентабельность i-го вида продукции, %

Отклонения от плана (+,-)

Предыдущий год (план)

Отчетный год в фактически действующих ценах

Отчетный год в базисных ценах

1

2

3

4

5

1.Шампуни для волос

21,62

31,09

19,41

-2,21

2.Гелиа для душа

30,46

35,93

25,03

-5,43

По всей продукции в целом

25,79

33,93

22,23

-3,56





Данные таблицы 5 показывают, что в отчетном году произошло снижение уровня рентабельности обоих видов продукции, выпускаемых и реализуемых анализируемым предприятием. В частности, уровень рентабельности производства шампуней для волос снизился на 2,21% и составил в отчетном году 19,41%. Значительно снизился уровень рентабельности производства гелей для душа - на 5,43% и составил соответственно 25,03% в отчетном году. Из таблицы 5 также видно, что наибольший уровень рентабельности производства наблюдается у продукции «гели для душа». Как правило, в этом случае рекомендуют увеличивать в общей структуре реализации удельный вес продукции с большим коэффициентом рентабельности. Однако в нашем случае необходимо учитывать  и то, что в отчетном периоде уровень рентабельности производства гелей для душа существенно снизился, причем в более быстром темпе, чем уровень рентабельности производства шампуней для волос. Поэтому здесь в первую очередь необходимо проанализировать причины такого изменения и принять соответствующие меры по сохранению, а в дальнейшем – по повышению текущего уровня рентабельности производства гелей для душа. Только после этого можно принимать решение об увеличении удельного веса данного вида продукции в общем объеме продукции.

Далее необходимо провести факторный анализ рентабельности каждого вида продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:

Рi =

Пi

=

VРПi ´ (Цедi - Зедi)

=

Цедi - Зедi

=

Цедi – 1

 

(14)

Зi

VРПi ´Зедi

Зедi

Зедi

 

 

где  VРПi – объем реализации i-го вида продукции;

Цедi – цена реализации единицы i-го вида продукции;

Зедi – затраты на единицу i-го вида продукции.

Пример 5. В отчетном периоде уровень рентабельности производства шампуней для волос ЗАО «Ромашка» повысился на 9,05%, а рентабельности производства гелей для душа – на 5,85%. На эти изменения оказали влияние два фактора – изменение цен реализации каждого вида продукции и  затрат на производство и реализацию каждого вида продукции.

Для определения влияния каждого из этих факторов проведем факторный анализ рентабельности производства шампуней для волос и гелей для душа, выпускаемых ЗАО «Ромашка» методом цепных подстановок.

Таблица 6

Исходная информация для факторного анализа рентабельности отдельных видов продукции

№ п/п

Наименование показателя

Цена реализации единицы i-го вида продукции, тыс.руб.

Затраты на единицу i-го вида продукции, тыс.руб.

Расчет рентабельности i-го вида продукции, %

Факторы, влияющие на рентабельность i-го вида продукции

Цена реализации единицы i-го вида продукции

Затраты на единицу i-го вида продукции

1

2

3

4

5

6

7

Шампуни для волос

1

Предыдущий год (план)

0,0150

0,0123

(0,0150/0,0123 -1) ´ 100 = 21,95

Предыдущий год

Предыдущий год

2

Цена фактическая, затраты базисные

0,0300

0,0123

(0,0300/0,0123 -1) ´ 100 = 143,90

Фактически

Предыдущий год

3

Фактически

0,0300

0,0229

(0,0300/0,0229 -1) ´ 100 = 31,00

Фактически

Фактически

Гели для душа

4

Предыдущий год (план)

0,0250

0,0192

(0,0250/0,0192 -1) ´ 100 = 30,21

Предыдущий год

Предыдущий год

5

Цена фактическая, затраты базисные

0,0698

0,0192

(0,0698/0,0192 -1) ´ 100 = 263,54

Фактически

Предыдущий год

6

Фактически

0,0698

0,0513

(0,0698/0,0513 -1) ´ 100 = 36,06

Фактически

Фактически


Таблица 7

Расчет влияния факторов на изменение уровня рентабельности отдельных видов продукции

№ п/п

Наименование фактора

Номер строк в таблице 6

Расчет влияния фактора

Величина показателя,%

1

2

3

4

5

Шампуни для волос

1

Цена реализации единицы i-го вида продукции

Стр.2 – Стр.1

143,90 – 21,95

+121,95

2

Затраты на единицу i-го вида продукции

Стр.3 – Стр.2

31,00 – 143,90

 –112,9

3

Суммарное влияние факторов

Стр.3 – Стр.1

31,00 – 21,95

+9,05

Гели для душа

4

Цена реализации единицы i-го вида продукции

Стр.5 – Стр.4

263,54 – 30,21

+233,33

5

Затраты на единицу i-го вида продукции

Стр.6 – Стр.5

36,06 – 263,54

-227,48

6

Суммарное влияние факторов

Стр.6 – Стр.4

36,06 – 30,21

+5,85


Данные таблиц 6 и 7 показывают, что на изменение уровня рентабельности отдельных видов продукции предприятия, то есть рентабельности производства шампуней для волос и рентабельности производства гелей для душа оказали влияние два фактора – цена реализации единицы i-го вида продукции и затраты на единицу i-го вида продукции. В связи с ростом цен на продукцию рентабельность производства шампуней возросла – на 121,95%. С другой стороны рост затрат на производство шампуней оказал отрицательное влияние на рентабельность производства данного вида продукции: уровень рентабельности за счет влияния этого фактора снизился на 112,9%. В результате действия данных двух факторов уровень рентабельности производства шампуней возрос на 9,05%.

Аналогичным образом оказали влияние данные факторы на рентабельность производства гелей для душа. В результате роста цен на единицу продукции уровень рентабельности производства гелей для душа повысился на 233,33%, а в связи с ростом затрат на единицу продукции уровень рентабельности существенно снизился – на 227,48%. В итоге уровень рентабельности производства гелей для душа также повысился на 5,85%.

Информация о работе Анализ рентабельности продаж и производства