Анализ рынка услуг по хранению зерна, предоставляемых элеваторными комплексами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 17:35, реферат

Описание работы

Настоящий анализ выполнен Управлением контроля и надзора в химической промышленности и природопользовании ФАС России в соответствии с приказом ФАС России № 134 от 30.06.2005, с изменениями внесенными в него приказом № 148 от 13.07.2005 на основе анализа региональных рынков услуг по хранению зерна совместно с территориальными управлениями Федеральной антимонопольной службы.

Содержание работы

1. Введение.
2. Характеристика услуги по хранению зерна.
3. Определение продуктовых границ рынка.
4. Состав продавцов и покупателей.
5. Географические границы товарного рынка.
6. Количественные показатели структуры рынка.
7. Экономическая концентрация хозяйствующих субъектов на рынке услуг по хранению зерна.
8. Цена и себестоимость услуг по хранению зерна.
9. Барьеры входа на рынок услуг по хранения зерна.

10. Проблемы рынка услуг по хранению зерна.

11. Антимонопольный контроль рынка услуг по хранению зерна.

12. Выводы.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 84.05 Кб (Скачать файл)

Нерегулируемые поставки партий зерна из зернопроизводящих регионов при отсутствии информации, позволяющей прогнозировать объемы предложения и транспортную логистику на региональном  уровне органам исполнительной власти, порождают ажиотаж и провоцируют неадекватные экономические ситуации; отсутствие инфраструктуры в виде комплекса отраслей и служб, обеспечивающих связь между продавцами и покупателями зерна, все это препятствует созданию необходимого уровня информационной прозрачности рынка.

Оптовый рынок первого уровня (рынок на котором основными продавцами пшеницы выступают непосредственные производители) складывается из достаточно большого числа мелких товаропроизводителей и характеризуется высококонкурентными отношениями между ними и торгово-посредническими структурами, что зачастую и приводит к необоснованно низким ценам на закупки зерна на этом уровне. Оптовый рынок первого уровня низкоконцентророванный, его границы как правило совпадают с административными границами регионов. Оптовый рынок второго уровня (рынок оптовых посредников) охватывает территорию Российской Федерации, покупателями на рынке являются перерабатывающие предприятия и иные оптовые потребители, а продавцами – оптово–посреднические структуры. Рынок является умеренно концентрированным.

На развитие российского рынка зерна с начала 2005 г. оказали влияние следующие факторы рыночной среды:

- повышение железнодорожных  тарифов и услуг железной дороги  на грузовые перевозки от 14 до 20% (и выше на коротких перевозках) в зависимости от расстояний;

- повышение цен на бензин, дизтопливо и ГСМ в среднем  на 15-25%. Сложилась ситуация когда за тонну горючего сельхозпроизводителям приходиться отдавать 6-8 тонн зерна;

- опубликование официальных  предварительных данных урожая зерна 2004 г., которые для многих участников рынка оказались не очень радужными при высоких показателях производства пшеницы и кукурузы;

- негативное развитие цен на мировом рынке зерна на фоне снижения курса доллара США к ЕВРО и другим валютам.

Таким образом, начавшаяся в январе 2005 г. стагнация рынка зерна со сползанием цен вниз на основные зерновые товары продолжалось в течение первого полугодия из-за явного превышения предложением над спросом (Таблица 2).

 

 

Таблица 2

Динамика снижения средних цен на приобретенное зерно для основного производства

Период

Пшеница 2

Пшеница 3

Пшеница 4

Пшеница 5

Рожь 1

Рожь 2

2004 год

Январь

 

5429

4412

4181

 

4350

Февраль

 

6268

5361

5189

 

5100

Март

 

6693

6005

5594

 

5000

Апрель

 

6251

3684

5800

 

2500

Май

 

6639

5805

5397

 

5919

Июнь

 

5704

5019

4666

 

5749

Июль

 

4702

4200

 

4636

2620

Август

 

4604

3150

   

2550

Сентябрь

 

4118

3376

2646

3994

3845

Октябрь

 

4400

3041

2698

4500

4414

Ноябрь

 

4353

2984

2707

   

Декабрь

 

4200

2821

2512

4636

4637

2005 год

Январь

 

4048

2560

2500

 

4100

Февраль

 

3980

2772

2522

 

4000

Март

 

3558

2575

2500

 

3700

Апрель

 

3159

2490

2498

   

Май

 

3461

2415

2334

   

Июнь

 

3578

2464

2222

 

3757

Июль

 

3410

2526

   

3800

Август

3000

2651

2411

2322

 

2393

Сентябрь

2951

3005

2169

1942

 

2840


 

 

 

Активнее всего падали цены на пшеницу 3 класса, при этом на рынке наблюдались локальные провалы, сначала в Западной Сибири до 3500-3600 руб. /тонна FCA (Франко перевозчик) в результате удорожания железнодорожных тарифов, все более изолирующих это регионы от Европейской части России, а так же снижение цен казахстанской пшеницы 3 класса до 116-118 долларов/ тонна DAF (поставка до границы) граница Казахстана. Потом резко упали цены на пшеницу 3 класса в Европейской части России сначала в Центральном Черноземье и на Юге России, а затем в Поволжье.

Цены на пшеницу 4 класса очень значительно стали снижаться в конце января на Северном Кавказе и Поволжье после объявлений об обвально низких закупках экспортерами из-за неблагоприятной конъюнктуры мирового рынка. На рынке фуражного зерна цены снижались на пшеницу 5 класса и кукурузу, первые падали вслед за всеми прочими классами пшеницы и также из-за большого предложения кукурузы как взаимозаменяемых товаров.

Анализ данной информации позволяет сделать вывод о том, что отсутствие спроса на рынке, низкие цены на зерно, а также наличие большого количества кредиторов не позволяют сельскохозяйственным предприятиям хранить зерно на элеваторных комплексах, т.к. это экономически не выгодно.

 

 

11. Антимонопольный контроль рынка услуг по хранению зерна.

 

 

Согласно информации, представленной территориальными УФАС России в результате осуществлении контроля за соблюдением антимонопольного законодательства было выявлено следующее.

На рынке услуг по хранению зерна в Воронежской области проводится ценовое регулирование. За период 2004-2005Администрацией области в целях повышения финансовой устойчивости сельскохозяйственных предприятий, а также для обеспечения сохранности зерновой продукции при надлежащем  качестве приняты следующие распоряжения, регулирующие расценки на услуги элеваторных комплексов: «О стоимости оказываемых услуг по приемке, хранению и отпуску зерна для сельхозпредприятий Воронежской области» от 21.07.2003 № 1275-р, от 12.07.2004 № 1343-р, от 05.07.2005 № 948-р. Одновременно, в целях своевременной подготовки материально-технической базы элеваторов, администрацией области приняты распоряжения «О подготовке материально-технической базы хлебоприемных и зерноперерабатывающих предприятий к приемке и хранению зерна» от 21.05.2005 № 750-р.

Согласно информации Тюменского УФАС России в действиях органов государственной власти Тюменской области, связанных с организацией формирования и хранения регионального зернового фонда, содержаться признаки нарушения ст. 7, 8 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с распоряжением Администрации Тюменской области от 14.03.2005 № 151-рк «О формировании регионального продовольственного фонда зерна урожая 2005 года» ОАО «Тюменьхлебопродукт» определен заказчиком по формированию и хранению регионального продовольственногог фонда зерна урожая 2005 года. Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области заключен контракт от 25.03.2005 № 2/05 с ОАО «Тюменьхлебопродукт» на формирование и хранение регионального продовольственного фонда зерна урожая 2005 года, в соответствии с которым ОАО «Тюменьхлебопродукт» заключает договоры с сельхозпроизводителями на закупку зерна в региональный фонд и является хранителем зерна регионального фонда.

Соответствующими Управлениями федеральной антимонопольной службы проводятся проверки соответствия данных документов требованиям антимонопольного законодательства.

В других регионах РФ, согласно информации, представленной территориальными УФАС России, нормативных правовых актов, регулирующих взаимоотношения на рынке услуг по хранению зерна, не соответствующих требованиям антимонопольного законодательства, не установлено.

В 2004 г. в адрес УФАС России по Алтайскому краю поступило заявление от ОАО «Хакасхлебопродукт» в отношении ОАО «Корчинский элеватор» по поводу завышения стоимости услуг по отгрузке зерна. ОАО «Корчинский элеватор» занимает доминирующее положение, в географических границах Мамонтовского района Алтайского края по услугам хранения зерна. На данном элеваторе хранится зерно, доставленное из хозяйств, выигравших на торгах по закупке зерна в государственный продовольственный фонд. Пользуясь доминирующим положением, ОАО «Корчинский элеватор» установило разную стоимость по отгрузке зерна регионального и федерального продовольственного фондов. Для регионального фонда стоимость отгрузки  установлена в размере 75 руб.тонна, для федерального – в размере 322 руб. тонна (без НДС). В связи с этим комиссия УФАС Россиипо Алтайскому краю признала действия ОАО «Корчинский элеватор» нарушением п.1 ст.5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выразившимся в ущемлении прав хозяйствующих субъектов со стороны ОАО «Корчинский элеватор», а именно, в осуществлении ценовой дискриминации. Следует отметить, что арбитражный суд не поддержал позицию антимонопольного органа.

В 2004 году Татарстанским УФАС России были рассмотрены дела по ст.5 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» в отношении Арского и Ютазинского элеваторов и Мамадышевского ХПП. Суть нарушения заключалась в том, что названные хозяйствующие субъекты включили в договора товарного кредита условия, не выгодные контрагентам – завышенные требования к качеству сдаваемого зерна по сравнению с требованиями ГОСТов (по уровню влажности 13,5% вместо положенных 14,5%, по содержанию вредных примесей во ржи класса «А» - 0,05% вместо принятых 0,25%),в результате чего зерно, не соответствующее установленным требованиям, принималось как фуражное, что привело, с одной стороны, к нарушению правильности расчетов с предприятиями – хлебосдатчиками, невозможности возврата полученного ранее кредита и ущемлению экономических интересов сельхозпроизводителей, с другой стороны, к уменьшению республиканского продовольственного ресурса зерна. В результате рассмотрения дел указанным элеваторным комплесам были выданы предписания о недопущения включения в договора товарного кредита условий, ущемляющих интересы контрагентов (сельхозпроизводителей - хлебосдатчиков).

Других заявлений от участников рассматриваемого рынка в территориальные УФАС России не поступало.

Курское УФАС России  ведет контроль за созданием вертикально-интегрированных структур на сельскохозяйственном рынке области. В 2004 году ООО «Вилион» (г.Тамбов) приобрело контрольный пакет акций (76%) ОАО «Черемисиновское ХПП», которое является единственным х\с оказывающим услуги по хранению зерна на территории Черемисиновского района. После совершения указанной сделки, в целях предотвращения антиконкурентных действий  со стороны ООО «Вилион», направленных на ограничение территорий и круга потребителей услуг по хранению зерна, а так же недопущения злоупотребления ОАО «Черемисиновское ХПП» доминирующим положением, Курское УФАС России Удовлетворило ходатайство при условии взятия ООО «Вилион» в одностороннем порядке обязательств, направленных на обеспечение конкуренции и защиту потребителей услуг по хранению зерна. Кроме того В этом же году Курское УФАС России удовлетворило ходатайство ООО «Управляющая компания Русский Дом» о согласовании получения обществом прав, позволяющих осуществлять функции исполнительного органа хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по хранению зерна Курской области: ОАО «Кшенское ХПП», ОАО «Рыльскхлебопродукт», ОАО «Щигровский КХП», ОАО «Кореневохлебопродукт». Управление осуществляет контроль за деятельностью ООО «Управляющая компания Русский Дом», которое имеет возможность, как потенциальный исполнительный орган, осуществлять руководство указанных хозяйствующих субъектов.

ООО «РВС» (Челябинская область) приобрело 100% пакет акций ОАО «Поныровское ХПП» и ОАО «Злак», расположенных в соседних районах области и получило возможеность осуществления прямого контроля за деятельностью указанных предприятий. В результате данной сделки, ОАО «Поныровское ХПП» и ОАО «Злак» вошли в группу лиц. В целях обеспечения конкуренции и предотвращения антиконкурентных действий со стороны ООО «РВС» в составе вышеназванной группы лиц на рынке услуг по хранению зерна Поныровского и Золотухинского районов области ходатайство удовлетворено Курским УФАС России при условии обязательного выполнения требований перечисленных в предписании. Контроль выполнения поведенческих условий является важнейшей мерой, направленной на недопущение ограничения конкуренции в результате экономической концентрации.

Таким образом, можно заключить, что нарушения антимонопольного законодательства на рынке хранения зерна имеют место,но их доля в общем объеме хозяйственной деятельности, которая ведется на анализируемом рынке, незначительна. В целом же согласно информации, представленной территориальными УФАС России, опрос потребителей услуг хранения зерна, в частности о любых негативных аспектах во взаимоотношениях с элеваторными комплексами, наличия таковых не подтвердил и не выявил признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

12. Выводы.

 

 

               За исследуемый период времени (2004-2005 г.г.) установлено, что предложение услуг хранения зерна значительно превышает спрос на них. Наиболее высокий спрос на услуги хранения зерна наблюдается в зернопроизводящих регионах страны, где расположено наибольшее количество предприятий оказывающих услуги хранения и, соответственно совокупный объем хранения зерна максимален.

start="2"

               Субъекты Российской Федерации подразделяются на три группы, характеризующиеся различной структурой рынка услуг по хранению зерна: высококонцентрированный, умеренноконцентрированный и низкоконцентрированный.Региональные низко- и умеренноконцентрированные рынки услуг по хранению зерна представляют собой совокупность высококонцентрированных локальных рынков с размытыми границами или пространственных олигополий.

start="3"

               Уровень рентабельности на предприятиях, оказывающих услуги хранения зерна не высок. Это объясняется сезонностью, высокой степенью износа материальной базы, низкой платежеспособностью сельхозпроизводителей.

start="4"

               В связи с убыточностью самостоятельного функционирования ряда независимых элеваторных комплексов на рынке сложилась позитивная практика формирования вертикально-интегрированных структур, успешно функционирующих на рынке агропромышленного комплекса за счет перераспределения финансовых средств внутри группы лиц. В связи с этим можно прогнозировать усиление интеграционной динамики на рынке услуг по хранению зерна.

start="5"

               Основные барьеры входа на рынок услуг хранения зерна – экономические, связанные с низким спросом на данную услугу ввиду низкого предложения на рынке зерна, а также с существенными первоначальными капитальными затратами, - являются труднопреодолимыми.

 

       6. Наметившаяся тенденция  переориентации сельхозпроизводителей  от продажи заготовительным организациям  к продаже непосредственно потребителями,  будет сохраняться. Объемы заполнения элеваторных комплексов зерном далеки от проектных.

 

        Данная ситуация, сложившаяся  на рынке услуг хранения зерна, делает данный вид бизнеса  инвестиционно не привлекательным, на фоне прочих барьеров входа на рынок.

 

        7. Негативные аспекты во взаимоотношениях элеваторных комплексов с потребителями услуг, в части отказов в приемке зерна на хранение не выявлены.

 


Информация о работе Анализ рынка услуг по хранению зерна, предоставляемых элеваторными комплексами