Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 10:01, курсовая работа
Для того, чтобы найти объем реализации за 2009 год, необходимо рассчитать объем реализации по каждой товарной группе (А, Б и В). Для этого воспользуемся формулой товарного баланса:
О = Зн + Пт – Вт - Зк,
где О – объем реализации;
Зн - запасы товаров на начало периода;
Пт - поступление товаров;
Вт - прочее выбытие товаров;
Зк - запасы товаров на конец периода.
Аналитическая записка
Из расчета видно, что в связи с изменением объема реализации продукции в 2010 году переменные затраты снизились на 1410,2 тыс.руб.
Вне связи с изменением объема реализации
продукции постоянные затраты снизились
на 4175,6 тыс.руб., а переменные затраты увеличились
на 5618,0 тыс.руб., что в целом привело к увеличению
затрат в 2010 году по сравнению с 2009 годом
на 1442,4 тыс.руб.
10. Анализ взаимосвязи
Для расчета данных таблицы 10 воспользуемся данными предыдущих таблиц.
Уд.пер.З ед.прод = Пер.З/Ед.прод
Взаимосвязь абсолютных, относительных, динамических изменений объема продаж (ед), постоянных, переменных и удельных переменных затрат , уровня рентабельности продукции
с аналогичными изменениями объема реализации продукции в целом в 2009 -2010 гг.
Характер изменения объема реализации |
Модели взаимосвязи абсолютных, относительных, динамических изменений объема Реализации с аналогичными изменениями принятых показателей и расчеты по ним |
1. Абсолютное (+,- Объем реализации, тыс.руб) |
V = Постоянные З.+ (Ед.прод *Уд. пер.З.1 ед.прод ) + Прибыль ; отсюда: 25951,9 + (94202*0,648157) + 20610,4 = 107620 21776,3 + (94202*0,648157) + 20610,4 = 103444,4; 103444,4-107620= - 4175,6 21776,3 + (83924*0,648157) + 20610,4 = 96782,63; 96782,63-103444,4 = -6661,77 21776,3 + (83924*0,777674) + 20610,4 = 107652,2; 107652,2 – 96782,63 = 10869,57 21776,3 + (83924*0,777674) + 18156,6 = 105198,4; 105198,4-107652,2 = -2453,8 Итого: -2421,6 |
2. Относительное (Уровень объема реализации =1,0) |
Ур.Vреал. = Ур.пост.З+Ур.перем.З.+Ур.рент. 0,241+0,567+0,191 = 1,0 0,207+0,567+0,191 = 0,966; 0,966 – 1,0 = -0,034 0,207+0,620+0,191 = 1,019; 1,019 - 0,966 = 0,053 0,207+0,620+0,173 = 1,000; 1,000 – 1,019 = -0,019 |
3. Динамическое (Ind. изменения объема реализации)
|
а) V = Затраты * Затр./отдача ; отсюда: 87009,6*1,2369=107622,17 87041,8*1,2369=107662 107622 – 107622,17= - 0,17 87041,8*1,2086=105198,72 105198,72-107662= - 2463,28 -2463,45
б) V = Ед.прод * Уд.З 1 ед. * Затр./отдача; отсюда: 94202*0,9236*1,2369=107616,44 83924*0,9236*1,2369=95874,85 95874,85-107616,44= - 11 741,59 83924*1,037*1,2369=107646,4 107646,4-95874,85=11 771,55 83924*1,037*1,2086=105183,48 105183,48-107646,4= - 2 462,92 - 2432,96 |
Аналитическая записка
Из расчета видно, что объем реализации в 2010 году по сравнению с 2009 годом сократился на 2421,6 тыс. руб., в т.ч.: за счет снижения постоянных затрат уменьшился на 4175,6 тыс.руб.; за счет снижения физического объема продаж уменьшился на 6661,77 тыс.руб.; за счет роста удельных затрат – увеличился на 10869,57 тыс.руб.; за счет сокращения прибыли – уменьшился на 2453,8 тыс.руб.
11. Анализ изменения критических
Для того, чтобы рассчитать критические значения постоянных затрат (пункт 2), необходимо фактические значения постоянных затрат разделить на фактические значения удельных переменных затрат на 1 ед. продукции.
Чтобы рассчитать цену 1 ед. продукции, необходимо объем реализации разделить на объем продаж.
Чтобы определить уровень покрытия постоянных затрат, необходимо валовую маржу разделить на объем реализации.
Характеристики фактических и критических величин постоянных затрат,
удельных переменных затрат в целом и по разновидностям продукции в 2009 – 2010 гг.
Значения показателей |
2009 г. |
2010 г. | ||||||
Всего |
в т.ч. по видам продукции |
Всего |
в т.ч. по видам продукции | |||||
«А» |
«Б» |
«В» |
«А» |
«Б» |
«В» | |||
1. Фактические значения, тыс.руб.: - постоянных затрат |
25951,9 |
4533,0 |
12027,6 |
9391,3 |
21776,3 |
4301,8 |
9962,0 |
7512,5 |
- удельных переменных затрат на 1 ед. продукции (Пер.З,тыс.руб./ V, ед.) |
0,648 |
0,814 |
0,478 |
1,026 |
0,778 |
0,887 |
0,596 |
1,310 |
2. Критические значения, тыс.руб.: - постоянных затрат (Пост.З. крит.= В.М.) |
40049,2 |
5568,8 |
25162,3 |
9153,3 |
27990,1 |
4849,8 |
16714,8 |
5734,7 |
- удельных переменных затрат на 1 ед. продукции (Цена 1ед.– Пост.З.1 ед.) , |
0,867 |
0,993 |
0,670 |
1,357 |
0,994 |
1,075 |
0,792 |
1,631 |
3.Соразмерение (+,-) критических и фактических значений, тыс.руб. - по постоянным затратам |
14097,3 |
1035,8 |
13134,7 |
-238,0 |
6213,8 |
548,0 |
6752,8 |
-1777,8 |
- по удельным переменным |
0,219 |
0,179 |
0,192 |
0,331 |
0,216 |
0,188 |
0,196 |
0,321 |
4. Соотношение критических и фактических значений: - по постоянным затратам |
1,543 |
1,229 |
2,092 |
0,975 |
1,285 |
1,127 |
1,678 |
0,763 |
- по удельным переменным |
1,338 |
1,220 |
1,402 |
1,323 |
1,278 |
1,212 |
1,329 |
1,245 |
5. Валовая маржа, тыс.руб. (Vреал. - Переем.З.) |
46562,3 |
7393,2 |
23335,6 |
15833,5 |
39932,9 |
7346,6 |
20339,0 |
12247,3 |
6. Уровень покрытия постоянных затрат |
0,433 |
0,362 |
0,454 |
0,442 |
0,380 |
0,338 |
0,392 |
0,388 |
7. Справочно: |
||||||||
-переменные затраты, тыс.руб. |
61057,7 |
13036,8 |
28064,4 |
19956,5 |
65265,5 |
14401,6 |
31546,2 |
19317,7 |
-объем реализации, тыс.руб. |
107620 |
20430 |
51400 |
35790 |
105198,4 |
21748,2 |
51885,2 |
31565 |
-объем продаж, ед. |
94202 |
16010 |
58742 |
19450 |
83924 |
16230 |
52944 |
14750 |
-цена 1 ед. продукции, тыс.руб. |
1,142 |
1,276 |
0,875 |
1,840 |
1,253 |
1,340 |
0,980 |
2,140 |
Аналитическая записка
Из расчета видно, что фактическое значение постоянных затрат по продукции «В» как в 2009, так и в 2010 году выше критического. Что касается продукции «А» и «Б», то фактические значения постоянных затрат и удельных переменных затрат на 1 ед. продукции находятся в пределах критических значений и в 2009 и в 2010г.г.
В 2010 году по сравнению с 2009 годом постоянные затраты снижаются по всем видам продукции.
Несмотря на рост цен всех видов продукции, выручка от реализации снижается, так как снижается объем продаж. Уровень покрытия постоянных затрат также снижается, что говорит о недостаточности доходной части предприятия в 2010 году.
Наиболее высокий уровень покрытия постоянных затрат у продукции «Б».
Рациональным решением увеличить удельный вес продукции «Б» и снизить вес продукции «В» из-за критических значений постоянных затрат.
12.
Анализ взаимосвязи динамики
постоянных затрат с динамическими
изменениями показателей
Маржинальный доход 1 ед. продукции найдем, разделив валовую маржу на объем продаж.
Долю валовой маржи в объеме реализации найдем, разделив валовую маржу на объем реализации (*100).
Взаимосвязь динамики постоянных затрат, критического объема реализации и
эффекта операционного рычага в целом по продукции в 2009 – 2010 гг.
|
Периоды |
Абсолютные изменения +,- |
Динамические Изменения | ||
2009 г. |
2010 г. |
Ind |
+,- Ind | ||
1.Объем реализации продукции, |
107620 |
105198,4 |
-2421,6 |
0,977 |
0,023 |
2.Постоянные затраты, тыс.руб. |
25951,9 |
21776,3 |
-4175,6 |
0,839 |
0,161 |
3.Валовая маржа, тыс.руб. |
46562,3 |
39932,9 |
-6629,4 |
0,858 |
0,142 |
4.Маржинальный доход 1 ед. продукции, тыс.руб |
0,494 |
0,49 |
-0,004 |
0,991 |
0,009 |
5.Доля валовой маржи в объеме реализации, % |
43,265 |
37,96 |
-5,306 |
0,877 |
0,123 |
6.Критический объем продукции : |
|||||
- в тыс.руб. |
60353,3 |
57306,1 |
-3047,2 |
0,95 |
0,05 |
- в единицах продукции |
52534,21 |
44441,43 |
-8092,78 |
0,846 |
0,154 |
- в днях |
|||||
7.Прибыль от реализации, тыс.руб. |
20610,4 |
18156,6 |
-2453,8 |
0,881 |
0,119 |
8.Эффект операционного рычага |
2,26 |
2,2 |
-0,06 |
0,974 |
0,026 |
1.Vкрит.,тыс.руб.= Пост.З/ d в.м. в Vреал.; отсюда, 25951,9/0,43=60,353,3 21776,3/0,38=57306,1
2. Vкрит., ед. .= Пост.З/ М.Д.1 ед.прод; отсюда, 25951,9/0,494=52534,21 21776,3/0,49=44441,43
3. ЭОР = В.М. / Приб. ; отсюда, 46562,3/20610,4=2,26 39932,9/18156,6= 2,2
4. ЭОР = Пост.З+Приб = ( Пост.З + 1,0) ; отсюда,
Аналитическая записка
Из расчета видно, что в 2009 году безубыточная величина выручки от продаж составила 52534,21 тыс. рублей, в 2010 году – 57306,1 тыс. руб. Уменьшение точки безубыточности вызвано в большей степени сокращением постоянных затрат за анализируемый период на 4175,6 тыс. рублей, а также увеличением переменных затрат.
Операционный
рычаг показывает насколько процентов
изменится прибыль при
Показатель операционного
Изменение объема продаж на 1 % вызвало изменение прибыли от продаж на 2,26% в 2009 году и на 2,2 % в 2010 году.
13. Анализ степени влияния абсолютной величины постоянных затрат на величину критического объема реализации, удельного веса постоянных затрат в валовой марже на уровень эффекта операционного рычага
Расчет влияния абсолютной величины постоянных затрат на критический объем реализации,
доли постоянных затрат в валовой марже на эффект операционного рычага в 2009 -2010 гг.
Показатели |
Данные: |
+,- |
Факторные модели и расчеты влияния факторов | |
2009 г. |
2010 г. | |||
1.Критический объем |
60353,3 |
57306,1 |
-3047,2 |
1.V крит.,тыс.руб.= Пост.З / d в.м. в V реал. а) 25951,9/0,38 = 68294,47 68294,47-60352,3 = 7942,17 б) 57306,1- 68294,47 = - 10 988,37 Итого = -3046,2 2. ЭОР = d пост.З в в.м. +1,0 d приб. в в.м а) 54,5/44,3+1 = 2,23 2,23-2,26 = - 0,03 б) 2,20-2,23 = - 0,03 |
2.Постоянные затраты, тыс.руб. |
25951,9 |
21776,3 |
-4175,6 | |
3.Валовая маржа, тыс.руб. |
46562,3 |
39932,9 |
-6629,4 | |
4.Доля валовой маржи в объеме реализации, % |
43,265 |
37,96 |
-5,305 | |
5.Доля постоянных затрат в валовой марже, % |
55,7 |
54,5 |
-1,2 | |
6.Доля прибыли в валовой марже, % |
44,3 |
45,5 |
1,2 | |
7.Эффект операционного рычага |
2,26 |
2,20 |
-0,06 | |
Примечание: ЭОР = В.М. / Приб .= Пост.З + Приб. = Пост.З +1,0 = Пост.З : В.М. + 1,0 = = d пост.З в в.м. + 1,0 |
Аналитическая записка
Из расчета можно сделать вывод, что критический объем реализации в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился на 3047,2 тыс.руб., в т.ч.: за счет сокращения постоянных затрат – увеличился на 7 942,17 тыс.руб.; за счет снижения доли валовой маржи в объеме реализации– снизился на 10 988,37 тыс.руб.
Эффект операционного рычага в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизился на 0,06, в т.ч.: за счет сокращения доли постоянных затрат в валовой марже – снизился на 0,03 и за счет роста доли прибыли в валовой марже – снизился на 0,03.
Обобщающие выводы (Резюме) с определением основных направлений
совершенствования управления затратами (себестоимостью продукции)
Из анализа можно сделать вывод, что объем реализации продукции в 2010 году уменьшился по сравнению с 2009 годом на 2 421,6 тыс. руб., т.е. составил по сравнению с 2009 годом 97,75%.
Затраты в 2010 году больше затрат предыдущего года на 32,2 тыс. руб. (0,04%). Это увеличение могло быть вызвано увеличением себестоимости, изменением ассортимента товара и др. причинами.
Основную долю затрат как в 2009, так и в 2010 году составили материальные затраты (31,6% и 40,9% соответственно), а также фонд оплаты труда (45% и 39,7%).За рассматриваемый период с 45,0 до 39,7% снизилась доля затрат на оплату труда. Снижения расходов по заработной плате опережают снижение затрат в целом. Снижение доли амортизации как в затратах, так и в стоимости продукции говорит об увеличении фондоотдачи.
по затратам в целом наблюдается абсолютный перерасход 32,2 тыс.руб. В результате снижения объема реализации (на 2421,6 тыс.руб.) относительный перерасход затрат составил 2033,42 тыс.руб.
По элементам затрат перерасход наблюдается по материальным затратам (8121,8 тыс.руб.), относительный перерасход составил 8753,76 тыс.руб. Это возможно за счет увеличения себестоимости продукции, к примеру.
По остальным элементам затрат выявлена экономия. Наибольшая экономия наблюдается по фонду оплаты труда: абсолютная 4598,5 тыс.руб. и относительная 3698,68 тыс.руб.
Затратоотдача в целом снижается в 2010 году на 0,0283, основное влияние на данное снижение также оказывает рост материальных затрат.
При расчете влияния подхода к использованию затрат не изменяя объема реализации в 2010 году видим, что при объеме производства продукции в размере 107620 тыс. руб. материалоотдача составляла бы 0,3129, а затратоотдача – 0,0007, что говорит о необходимости предприятию наращивания объемов реализации продукции.
Коэффициент интенсификации 1,073 > 1, следовательно преобладает интенсивный тип развития экономики предприятия.
Информация о работе Анализ состава, структуры и уровня затрат