Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа
Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением и использованием. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода – это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.
Цель курсовой работы – изучить формирование прибыли на Компании ОАО «КАМЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД» и выявить резервы ее повышения. При проведении экономического анализа в курсовой работе были использованы следующие методы: сравнение, арифметических разниц, цепных подстановок.
Введение
1. Анализ современного состояния производственно-хозяйственной деятельности Компания ОАО «КАМЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
1.1 Общее описание предприятия
1.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
1.3 Финансовые результаты деятельности предприятия
2. Анализ финансовых результатов деятельности Компания ОАО «КАМЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Анализ состава и динамики бухгалтерской прибыли
2.2 Анализ прибыли от реализации продукции
2.3 Анализ бухгалтерской прибыли
2.4 Анализ формирования чистой прибыли
2.5 Анализ рентабельности
2.6 Резервы роста прибыли
Заключение
Список использованной литературы
Ключевым элементом
прибыли от продаж является валовая
прибыль. Она представляет собой
разницу между выручкой (нетто) от
продажи товаров и себестоимост
Таблица 8 – Оценка прибыли от реализации продукции (прибыли от продаж)
Наименование показателей |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонение (+,-) |
2011 к 2010 гг., % |
1. Выручка (нетто) от продажи товаров |
754925 |
867581 |
1052744 |
+185163 |
121,34 |
2. Себестоимость проданных |
663725 |
799784 |
960178 |
+160394 |
120,05 |
3. Валовая прибыль |
61200 |
67797 |
92566 |
+160363 |
136,53 |
4. Коммерческие расходы |
7211 |
4143 |
5502 |
+1359 |
132,8 |
5. Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
6. Прибыль (убыток) от продаж |
83989 |
63654 |
87064 |
+23410 |
136,78 |
Для определения влияния отдельных факторов на величину валовой прибыли необходимо рассчитать базисную валовую прибыль (ВПх), которая определяется в виде разницы между выручкой (Вх) и себестоимостью проданных товаров отчетного периода (Cх):
ВПх = Вх – Сх
Проиллюстрируем методику
расчета влияния отдельных
Таблица 9 – Исходные данные для факторного анализа валовой прибыли (тыс. руб.)
Наименование показателей |
2010 год |
2011 год |
Отклонение валовой прибыли | ||
общее |
за счет выручки |
за счет себестоимости | |||
1. Выручка (нетто) от продажи товаров |
867581 |
1052744 |
+185163 |
Х |
Х |
2. Себестоимость проданных товаров |
799784 |
960178 |
+160394 |
Х |
Х |
3. Валовая прибыль |
67797 |
92566 |
+24769 |
+185163 |
-160394 |
Расчет воздействия изменения выручки от продажи и себестоимости товаров на валовую прибыль представлен ниже.
ВП0 = В0 – С0 = 867581 – 799784 = 67797 тыс. руб.
ВПусл = В1 – С0 = 1052744 – 799784 = 252960 тыс. руб.
ВП1 = В1 – С1 = 1052744 – 960178 = 24769 тыс. руб.
Изменение валовой прибыли за счет выручки составляет:
252960 – 67797 = 185163 тыс. руб.
Изменение валовой прибыли за счет увеличения себестоимости:
92566 – 252960 = -160394 тыс. руб.
В данном случае увеличение в 2011 году выручки от продажи товаров на 185163 тыс. руб. и себестоимости на 160394 тыс. руб. привело к росту прибыли на 24769 тыс. руб.
2.3 Анализ бухгалтерской прибыли
Анализ бухгалтерской прибыли (до налогообложения) начинается с исследования ее динамики и структуры как по общей сумме, так и в разрезе составляющих ее элементов. Для оценки уровня и динамики показателей бухгалтерской прибыли составим таблицу 10.
Таблица 10 – Анализ бухгалтерской прибыли
Наименование показателей |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
Отклонение 2011 к 2010 | ||||
сумма, тыс. руб. |
в % к итогу |
сумма, тыс. руб. |
в % к итогу |
сумма, тыс. руб. |
в % к итогу |
сумма, тыс. руб. |
% | |
Валовая прибыль |
91200 |
109,07 |
67797 |
103,14 |
92566 |
103,99 |
+24769 |
136,53 |
Коммерческие расходы |
-7211 |
-8,47 |
-4143 |
-6,3 |
-5502 |
6,18 |
-1359 |
132,8 |
Управленческие расходы |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Прибыль от продаж |
83989 |
98,6 |
63654 |
96,84 |
87064 |
98,81 |
+23410 |
136,78 |
Операционные доходы |
110 |
0,13 |
187 |
0,28 |
1106 |
1,24 |
+919 |
591,44 |
Операционные расходы |
-142 |
-0,17 |
-159 |
-0,24 |
-512 |
-0,58 |
-353 |
322,01 |
Внереализационные доходы |
603 |
0,71 |
685 |
1,04 |
374 |
0,42 |
-311 |
54,6 |
Внереализационные расходы |
-1758 |
-2,07 |
906 |
-1,38 |
1059 |
-1,19 |
153 |
116,89 |
Прибыль (убыток) до налогообложения |
85175 |
100 |
65731 |
100 |
89016 |
100 |
23285 |
135,42 |
Как следует из ее данных, организация достигла высоких результатов в финансово-хозяйственной деятельности в 2011 году по сравнению с 2010 годом. Об этом свидетельствует увеличение общей суммы прибыли на 23285 тыс. руб., или 35,42%. Подобный рост прибыли является результатом увеличения всех ее составляющих.
В большей степени выросли такие ее элементы, как прибыль от продаж (на 23410 тыс. руб.) и операционные доходы (на 919 тыс. руб.). Они же составляют основную долю бухгалтерской прибыли – 99,47% (98,81% + 1,24% - 0,58%). Если бы не было увеличения коммерческих на 1359 тыс. руб., операционных расходов на 353 тыс. руб. и внереализационных расходов на 153 тыс. руб., то прибыль до налогообложения была бы в отчетном периоде на 1865 тыс. руб., или 2,1% больше (1865 : 89016 * 100).
Более детальный анализ предполагает изучение каждого элемента бухгалтерской прибыли и повлиявших на нее факторов.
2.4 Анализ формирования чистой прибыли
Чистая прибыль является одним
из важнейших экономических
Расчет суммы чистой
прибыли представлен в таблице
Анализ таблицы 11 показывает, что чистая прибыль увеличилась на 22172 тыс. руб. за счет увеличения бухгалтерской прибыли на 23285 тыс. (соответственно и налога на прибыль) и снижения отложенных налоговых обязательств (на 3137 тыс. руб.) и активов (на 10 тыс. руб.). Чистая прибыль составляет большую часть бухгалтерской прибыли, что видно из структуры последней (75,49%, 70,52%, 76,97% в 2008 г., 2009 г, 2010 г. соответственно).
Таблица 11 – Определение суммы и динамика чистой прибыли
Показатель |
Уровень показателя, тыс. руб. |
Удельный вес в бухгалтерской прибыли, % | ||||
2009 г |
2010 г |
2011 г |
2009 г |
2010 г |
2011 г | |
1.Бухгалтерская прибыль (до на |
85175 |
65731 |
89016 |
100 |
100 |
100 |
2. Отложенные налоговые обязатель |
318 |
3195 |
58 |
0,37 |
4,86 |
0,07 |
3. Текущий налог на прибыль |
22964 |
16197 |
20437 |
26,96 |
24,64 |
22,96 |
4. Отложенные налоговые активы |
2401 |
11 |
1 |
2,82 |
0,02 |
0,00 |
5. Чистая прибыль |
64294 |
46350 |
68522 |
75,49 |
70,52 |
76,97 |
Далее необходимо провести факторный анализ чистой прибыли. Он подразумевает выявление факторов, наибольшим образом, влияющих на изменение данного показателя.
ЧП = БП – НО – НП + НА,
где ЧП – чистая прибыль; БП – бухгалтерская прибыль; НО – отложенные налоговые обязательства; НП – текущий налог на прибыль; НА – отложенные налоговые активы.
ЧП2010 = БП2010 – НО2010 – НП2010 + НА2010 = 65731 – 3195 – 16197 +11 = 46350
ЧПБП = БП2011 – НО2010 – НП2010 + НА2010 = 89016 – 3195 – 16197 +11 = 69635
За счет увеличения бухгалтерской прибыли чистая прибыль выросла на (69635 - 46350) = 23285 тыс. руб.
ЧПНО = БП2011 – НО2011 – НП2010 + НА2010 = 89016 – 58 – 16197 + 11 = 72772
За счет снижения налоговых обязательств чистая прибыль увеличилась на 3137 тыс. руб.
ЧПНП = БП2011 – НО2011 – НП2011 + НА2010 = 89016 – 58 – 20437 + 11 = 68532
За счет повышения налога на прибыль чистая прибыль снизилась на 4240 тыс. руб.
ЧПНА = БП2011 – НО2011 – НП2011 + НА2011 = 89016 – 58 – 204378 + 1 = 68522
За счет снижения налоговых активов чистая прибыль снизилась на 10 тыс. руб.
Общее влияние всех факторов составляет: +23285 + 3137 – 4240 – 10 = +22172 тыс. руб.
Наибольшее влияние на общее увеличение чистой прибыли в 2011 году по сравнению с уровнем 2010 года оказал рост бухгалтерской прибыли на 23645 тыс. руб. меньше всего на изменение чистой прибыли повлияло снижение отложенных налоговых активов на 10 тыс. руб.
2.5 Анализ рентабельности
Экономическая эффективность деятельности предприятий выражается показателями рентабельности (доходности). Финансовая рентабельность определяется на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия.
Рентабельность производства отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль производственных ресурсов (материальных активов) предприятия.
Рентабельность совокупных активов отражает величину прибыли, приходящейся на каждый рубль совокупных активов.
Рентабельность внеоборотных активов характеризует величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на 1 рубль внеоборотных активов.
Рентабельность оборотных активов показывает величину бухгалтерской прибыли, приходящейся на 1 рубль оборотных активов.
Расчет показателей рентабельности представлен в таблице 12.
Таблица 12 – Расчет показателей рентабельности
Показатели |
Годы | ||
2009 |
2010 |
2011 | |
Выручка от реализации товаров (без косвенных налогов), тыс. руб. |
754925 |
867581 |
1052744 |
Полная себестоимость |
670936 |
803927 |
965680 |
Прибыль от реализации |
83989 |
63654 |
87064 |
Прибыль до налогообложения |
85175 |
65731 |
89016 |
Чистая прибыль |
64294 |
46350 |
68522 |
Средняя стоимость основных средств |
63711 |
87914 |
107192 |
Средняя стоимость внеоборотных активов |
88742 |
112357 |
127931 |
Средняя стоимость оборотных активов |
144771 |
174332 |
209558 |
Средняя стоимость материально- |
47419 |
58762 |
72422 |
Средняя стоимость активов (имущества) |
233513 |
286689 |
337489 |
Рентабельность реализованной продукции |
12,65 |
7,96 |
9,07 |
Рентабельность производства |
55,87 |
32,82 |
37,86 |
Рентабельность активов |
36,48 |
22,93 |
26,38 |
Рентабельность внеоборотных активов |
95,98 |
58,5 |
69,58 |
Рентабельность оборотных |
58,86 |
45,40 |
42,48 |
Рентабельность продаж |
11,28 |
7,58 |
8,46 |
Из данных таблицы следует, что показатели рентабельности за 2011 год по сравнению с 2010 годом значительно выросли. Так, рентабельность реализованной продукции выросла на 1,11 процентных пунктов, что связано с более быстрым темпом роста прибыли от реализации, чем полной себестоимости реализованных товаров, рентабельность производства увеличилась на 5,04, рентабельность активов – на 3,45, рентабельность внеоборотных активов – на 11,08, рентабельность продаж – на 0,88 процентных пункта, а рентабельность оборотных активов наоборот снизилась на 2,92 процентных пункта.
Это подтверждает высокую эффективность деятельности предприятия. Особенно существенно увеличились показатели рентабельности производства и активов.