Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:28, курсовая работа
Наряду с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением и использованием. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли отчетного периода – это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятия.
Цель курсовой работы – изучить формирование прибыли на Компании ОАО «КАМЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД» и выявить резервы ее повышения. При проведении экономического анализа в курсовой работе были использованы следующие методы: сравнение, арифметических разниц, цепных подстановок.
Введение
1. Анализ современного состояния производственно-хозяйственной деятельности Компания ОАО «КАМЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
1.1 Общее описание предприятия
1.2 Анализ основных экономических показателей деятельности предприятия
1.3 Финансовые результаты деятельности предприятия
2. Анализ финансовых результатов деятельности Компания ОАО «КАМЕНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Анализ состава и динамики бухгалтерской прибыли
2.2 Анализ прибыли от реализации продукции
2.3 Анализ бухгалтерской прибыли
2.4 Анализ формирования чистой прибыли
2.5 Анализ рентабельности
2.6 Резервы роста прибыли
Заключение
Список использованной литературы
Важным аспектом анализа рентабельности является оценка доходности объема продаж и расчет факторов, влияющих на ее состояние (влияние цены продукции и ее себестоимости). В этих целях необходимо использовать следующую аналитическую таблицу (таблица 13).
Таблица 13 – Расчет рентабельности объема продаж
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
Выручка от реализации товаров (объем продаж), тыс. руб. |
754925 |
867581 |
1052744 |
Себестоимость реализации товаров, тыс. руб. |
670936 |
803927 |
965680 |
Прибыль от реализации товаров, тыс. руб. |
83989 |
63654 |
87064 |
Рентабельность объема продаж, % |
12,5 |
7,92 |
9,02 |
Анализ таблицы 13 показывает, что рентабельность продаж в 2010 году снизилась на 4,58 процентных пункта. Это связано с ростом себестоимости и снижением прибыли от продаж. А в 2011 году рентабельность, хоть и немного, но возросла (на 1,1 процентных пункта), значит, выручка от продаж растет большими темпами, чем себестоимость. С помощью факторного анализа оценим, какой из факторов больше повлиял на рост рентабельности.
Расчет влияния изменения цены и себестоимости продукции определим методом цепных подстановок.
1. Расчет изменения рентабельности продаж за счет роста выручки от реализации (ΔВР):
= = 23,63 – 7,13 = +16,5
2. Расчет изменения рентабельности продаж за счет увеличения себестоимости реализации (ΔC):
= = 8,2 – 23,6 = -15,4
3. Общее влияние двух факторов:
+16,5-15,37 = +1,13%
Другим важным аспектом анализа является изучение взаимосвязи между показателями рентабельности продаж и оборачиваемости активов.
,
где РА — рентабельность активов, %; БП — бухгалтерская прибыль; — средняя стоимость активов за расчетный период; ВР — выручка от реализации продукции (объем продаж).
Рентабельность активов отражает прибыльность активов, которая обусловлена как ценовой политикой предприятия, так и уровнем затрат на производство продукции. Через рентабельность активов можно оценить и деловую активность предприятия (посредством показателя оборачиваемости активов).
Исходные данные для такого анализа представлены в таблице 14.
Таблица 14. Исходные данные факторного анализа рентабельности активов
Показатели |
2009 |
2010 |
2011 |
1. Выручка от реализации |
754925 |
867581 |
1052744 |
2. Средняя стоимость активов |
233513 |
286689 |
337489 |
3. Бухгалтерская прибыль |
85175 |
65731 |
89016 |
4. Оборачиваемость активов, |
3,23 |
3,03 |
3,12 |
5. Рентабельность продаж |
36,48 |
22,93 |
26,38 |
6. Рентабельность активов |
117,83 |
69,48 |
82,30 |
Изменение рентабельности активов за счет ускорения их оборачиваемости определяется по формуле:
ΔРА (ΔОА) = (ОА1 – ОА0)*Рп1 = (3,12 – 3,03)*26,38 = 2,37
где ΔРА (ΔОА) – изменение рентабельности активов за счет ускорений их оборачиваемости;
ОА1 и ОА0 – оборачиваемость активов в базисном и отчетном периодах;
Рп1 – рентабельность продаж в отчетном периоде.
Изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж:
ΔРА (ΔРп) = (РП1 – РП0)*ОА0 = (26,38 – 22,93)*3,03 = 10,45
где ΔРА (ΔРп) – изменение рентабельности активов за счет колебания доходности продаж;
РП1 и РП 0 – рентабельность продаж в базисном и отчетном периодах.
Общее влияние двух факторов
2,37 + 10,45 = 12,82.
Все выше перечисленные расчеты лишний раз доказывают то, что ОАО «КМЗ» является крупнейшим перерабатывающим предприятием в Ростовской области.
2.6 Резервы роста прибыли
Любое предприятие стремится с каждым годом получать больше прибыли, но для ее увеличения необходимо рассчитать резервы этого роста. Для подсчета резервов можно воспользоваться трендовым анализом.
Сначала необходимо подсчитать темпы роста за каждый год по всем показателям по формуле.
Далее рассчитывается средний темп роста по формуле средней геометрической:
Темпы роста всех показателей представлены в таблице 15.
По данным этой таблицы можно сделать вывод о том, что темпы роста по каждому показателю за 5 лет разные и изменяются неравномерно. Например, самый высокий темп роста выручки наблюдался в 2008 году, так же как и себестоимости проданных товаров, коммерческих расходов и внереализационных расходов. Самый высокий темп роста процентов к уплате наблюдался в 2001 году, а процентов к получению – в 2002 году. Наиболее заметен был рост доходов от участия в других организациях в 2010 году. В 2011 году самый высокий темп роста наблюдался по прочим операционным доходам и расходам и составил 5,9144 и 3,2201 соответственно.
Таблица 15 – Темпы роста показателей, влияющих на величину прибыли
Показатели |
Годы | |||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Средний | |
Выручка от продажи |
1,1941 |
1,1812 |
1,2916 |
1,1492 |
1,2134 |
1,2050 |
Себестоимость проданных товаров |
1,1794 |
1,1512 |
1,3214 |
1,2050 |
1,2010 |
1,2101 |
Коммерческие расходы |
0,5385 |
1,6655 |
3,1420 |
0,5745 |
1,3280 |
1,1654 |
Проценты к получению |
- |
3,3803 |
1,4244 |
0,8262 |
0,9590 |
1,3976 |
Проценты к уплате |
1,3374 |
1,0381 |
0,9895 |
0,4205 |
1,0252 |
0,9005 |
Доходы от участия в других организациях |
0,7664 |
1,0381 |
0,9450 |
1,6019 |
0,2424 |
0,7817 |
Прочие операционные доходы |
0,0340 |
0,7586 |
0,2072 |
1,7000 |
5,9144 |
0,5573 |
Прочие операционные расходы |
0,0488 |
0,3594 |
0,4116 |
1,1197 |
3,2201 |
0,4821 |
Внереализацион-ные доходы |
2,4549 |
0,0983 |
2,6800 |
1,1360 |
0,5460 |
0,8331 |
Внереализационные расходы |
0,2728 |
0,5944 |
1,6233 |
0,5154 |
1,1689 |
0,6919 |
Отложенные налоговые активы |
- |
- |
- |
0,0346 |
0,0909 |
0,0561 |
Отложенные налоговые пассивы |
- |
- |
- |
1,3307 |
0,0182 |
0,1554 |
Далее необходимо рассчитать плановую прибыль на 2012 год и выявить резервы ее увеличения. Все расчеты показаны в таблице 16.
Как видно их данной таблицы, при среднем темпе роста для чистая прибыль может увеличиться на 9234 тыс. руб.
Таблица 16 – Расчет плановой прибыли на 2012 год и резервы ее повышения
Показатели |
Уровень показателей в 2011 году |
Плановый уровень показателей в 2007 году |
Резервы |
Выручка от продажи |
1052744 |
1268559 |
215815 |
Себестоимость проданных товаров |
960178 |
1161911 |
201733 |
Валовая прибыль |
92566 |
106648 |
14082 |
Коммерческие расходы |
5502 |
6412 |
910 |
Прибыль от продаж |
87064 |
100235 |
13171 |
Проценты к получению |
2247 |
3140 |
893 |
Проценты к уплате |
244 |
220 |
-24 |
Доходы от участия в других организациях |
40 |
31 |
-9 |
Прочие операционные доходы |
1106 |
616 |
-490 |
Прочие операционные расходы |
512 |
247 |
-265 |
Внереализационные доходы |
374 |
312 |
-62 |
Внереализационные расходы |
1059 |
733 |
-326 |
Прибыль до налогообложения |
89016 |
103135 |
14119 |
Отложенные налоговые активы |
1 |
1 |
0 |
Отложенные налоговые |
58 |
9 |
-49 |
Текущий налог на прибыль |
20437 |
25371 |
4934 |
Чистая прибыль |
68522 |
77756 |
9234 |
Но для такого роста необходимо одновременное выполнение определенных условий, таких как:
- выручка от продажи должна увеличиться на 215815 тыс. руб;
- себестоимость проданных товаров должна вырасти на 201733 тыс. руб;
- коммерческие расходы надо увеличить на 910 тыс. руб.;
Таким образом, возрастет прибыль от продаж на 13171 тыс. руб. Далее необходимо, чтобы:
- проценты к получению выросли на 893 тыс. руб.;
- снизить проценты к уплате на 24 тыс. руб., доходы от участия в других организациях на 9 тыс. руб., операционные доходы на 490 тыс. руб., операционные расходы на 265 тыс. руб, внереализационные доходы на 62 тыс. руб., а расходы – на 326 тыс. руб.
Вследствие этого прибыль до налогообложения вырастит на 14119 тыс. руб. Затем отложенные налоговые активы оставить на том же уровне, а обязательства снизить на 49 тыс. руб. В связи с ростом бухгалтерской прибыли увеличивается и налог на прибыль на 4934 тыс. руб. Выявленные резервы доказывают экономическую обоснованность повышения прибыли.
Заключение
ОАО «КМЗ» - одно из ведущих перерабатывающих предприятий Ростовской области, специализирующееся на выпуске продукции молочного ассортимента.
Ассортиментный ряд, выпускаемый предприятием сегодня, насчитывает более 100 наименований молочных продуктов и включает в себя молоко, кефир, сливки, творог, сметану, масло, бифидок, ряженку, питьевой йогурт, сыр домашний, глазированные сырки и многие другие молочные продукты. Сохраняя богатые традиции по изготовлению различных видов молочной продукции, комбинат владеет новейшими технологиями переработки сырья и различными видами упаковки. Иными словами, предприятие идет по пути расширения ассортимента традиционных молочных продуктов и создания новых нетрадиционных.
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль – это часть дохода, который непосредственно получают после реализации.
Чистая прибыль предприятия скл
Балансовая прибыль включает в себя финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, расходы от внереализационных операций.
Основным элементом ее формирования является прибыль от продаж. Балансовая прибыль в 2011 году увеличилась на 35,42% по стравнению уровнем 2010 года, это связано с ростом прибыли от реализации на 36,77% и снижением внереализационных результатов на 6,02%. Удельный вес прибыли от продаж в балансовой прибыли, так же, как и внереализационные финансовые результаты, на протяжении трех лет изменяется. В 2010 году доля прибыли от продаж снизилась, а внереализационные результаты
увеличились на 1,77 процентных пункта. В 2011 году тенденция изменилась, и удельный вес прибыли от продаж выросла, а внереализационные результаты уменьшились на 0,97 процентных пункта.
Важнейшим составляющим
элементом бухгалтерской
Рост прибыли от реализации на 23410 тыс. руб. вызван увеличением выручки от продажи товаров на 185163 тыс. Однако увеличились все виды расходов. Следовательно, дальнейшее сокращение затрат на производство и реализацию продукции является основным резервом роста прибыли от продаж. Условная сумма резерва равна 161753 тыс. руб.
Ключевым элементом
прибыли от продаж является валовая
прибыль. Она представляет собой
разницу между выручкой (нетто) от
продажи товаров и себестоимост
Организация достигла высоких
результатов в финансово-
В большей степени выросли такие ее элементы, как прибыль от продаж (на 23410 тыс. руб.) и операционные доходы (на 919 тыс. руб.). Они же составляют основную долю бухгалтерской прибыли – 99,47%. Если бы не было увеличения коммерческих на 1359 тыс. руб., операционных расходов на 353 тыс. руб. и внереализационных расходов на 153 тыс. руб., то прибыль до налогообложения была бы в отчетном периоде на 1865 тыс. руб., или 2,1% больше.
Чистая прибыль является одним из важнейших экономических показателей, характеризующих конечные результаты деятельности предприятия.
Чистая прибыль увеличилась на 22172 тыс. руб. за счет увеличения бухгалтерской прибыли на 23285 тыс. (соответственно и налога на прибыль) и снижения отложенных налоговых обязательств (на 3137 тыс. руб.) и активов (на 10 тыс. руб.).
Наибольшее влияние на общее увеличение чистой прибыли в 2011 году по сравнению с уровнем 2010 года оказал рост бухгалтерской прибыли на 23645 тыс. руб. меньше всего на изменение чистой прибыли повлияло снижение отложенных налоговых активов на 10 тыс. руб.
Экономическая эффективность деятельности предприятий выражается показателями рентабельности (доходности). Финансовая рентабельность определяется на базе реальной прибыли, включенной в финансовую (бухгалтерскую) отчетность предприятия.
Показатели рентабельности за 2011 год по сравнению с 2010 годом значительно выросли. Рентабельность реализованной продукции выросла на 1,11 процентных пунктов, что связано с более быстрым темпом роста прибыли от реализации, чем полной себестоимости реализованных товаров, рентабельность производства увеличилась на 5,04, рентабельность активов – на 3,45, рентабельность внеоборотных активов – на 11,08, рентабельность продаж – на 0,88 процентных пункта, а рентабельность оборотных активов наоборот снизилась на 2,92 процентных пункта.