Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 07:09, дипломная работа
В данном курсовом проекте проводится исследование ассортиментной и товарной политики на примере КФХ «Людмила». Рассмотрены такие элементы, как управление, планирование ассортиментом и качеством реализуемой продукции.
ВВЕДЕНИЕ….…………………………………………………………………...3
ГЛАВА I. Теоретический аспект ассортиментной политики на предприятии..4
1.1 Товар и его свойства………………………………………………4
1.2 Формирование и управление ассортиментом………..………….8
1.3 Конкурентоспособность и качество товара…………………….16
ГЛАВА II. Маркетинговый менеджмент на крестьянском – фермерском хозяйстве «Людмила»…………………………….……………………………..23
2.1 Краткая характеристика объекта исследования………………...23
2.2 Исследование маркетинговой среды КФХ «Людмила»….……24
2.3 Анализ товарного ассортимента……………………….………..27
ГЛАВА III. Совершенствование управления товарным ассортиментом на предприятии………………………………………………………………….…36
3.1 Система управления ассортиментом на принципе маркетинга…36
3.2 Разработка модели прогноза реализации КФХ «Людмила»….38
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ…………….………………………………….45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…….…………………………………..46
Продукт. Продукция, реализуемая КФХ «Людмила» обладает достаточно высокой конкурентоспособностью вследствие хорошего качества и оптимальной цены.
Цена. В целом ассортимент реализуемой продукции обладает гибким ценовым диапазонам. В нем сочетаются цены доступные людям с невысоким уровнем дохода, средним уровнем доходов, так и высоким.
Произведем оценку с помощью метода многомерного шкалирования. Используя пятибалльную шкалу, оценим каждое направление деятельности КФХ «Людмила» и на основе этого анализа следует рассчитать коэффициент адаптации предприятия к его маркетинговой среде. Данный коэффициент является интегрированным и позволяет предприятию в общем оценить свой потенциал.
Коэффициент адаптации равен отношению суммы выставленных к сумме максимально возможных, в данном случае двадцати, формула 2.1.
К ад.= (Б ф \ (Б max 1))
(2.1)
где Б ф – фактические баллы оценки внутренних ресурсов на предприятии;
Б max – максимальные баллы оценки внутренних ресурсов на предприятии.
В данном случае коэффициент адаптации равен:
К ад.= (3+3+4+4) \ (5+5+5+5) = 0,7
Это говорит о том, что уровень адаптации КФХ «Людмила» к маркетинговой среде достаточно велик, так как в идеале он был бы равен единице.
2.3 Анализ товарного ассортимента
Все товары, реализуемые хозяйством разбиты на группы по принципу схожести их составов. Эти группы товаров являются ассортиментными и в совокупности представляют товарную номенклатуру КФХ «Людмила». Широта товарной номенклатуры хозяйства представлена семью ассортиментными группами товаров: 1) масло подсолнечное; 2) зерновые; 3) майонез; 4) кетчуп; 5) крупы; 6) макаронные изделия; 7) консервы. Насыщенность товарной номенклатуры от 2-х до 16-ти позиций в каждой ассортиментной группе.
1) Подсолнечное масло (8 позиций) - продукт извлекаемый из масличного сырья и состоящий в основном (на 95-97%) из триглециридов -органических соединений, сложных полных эфиров глицерина и сложных кислот; воска и фосфатитов, а также свободных жирных кислот, липохромов, токоферолов, витаминов и других веществ, сообщающих маслу окраску, вкус и запах. Производится хозяйством на протяжении семи лет.
КФХ «Людмила» производит подсолнечное масло трех видов, различающихся по степени очистки:
а) Сырое - масло подсолнечное подверженное только фильтрации. Данное масло содержит наибольшее количество фосфатитов (до 1400 мг.%), токоферолов, стеаринов и др. биологически ценных компонентов, которые в свою очередь придают последнему высокие вкусовые свойства;
б) Нерафинированное - масло подсолнечное подвергнутое частичной очистке - отстаиванию, фильтрации, гидрации и нейтрализации. Данное масло имеет меньшую биологическую ценность, т.к. в процессе гидрации удаляется часть фосфатитов;
в) Рафинированное - масло подсолнечное подвергнутое обработке по полной схеме рафинации, включающей механическую очистку (удаление взвешенных примесей отстаиванием, фильтрацией и центрифугированием ), гидрацию (обработка небольшим количеством горячей - до 70 С воды ), нейтрализацию, адсорбацийную рафинацию, в результате которой масло обрабатывают абсорбирующими веществами (животный уголь, гумбрин, флоридин и др.) под воздействием которых поглощаются красящие вещества, а масло осветляется и обесцвечивается.
2) Зерновые (2 позиции) - сорта пшеницы выращиваемые на земельном участке.
3) Майонез (16 позиций).
4) Кетчуп (8 позиции) - торговая марка «Чумак».
5) Крупы: гречневая, рисовая, перловая, (3 позиции).
6) Макаронные изделия (5 позиций).
7) Консервы (8 позиций).
Для того чтобы проанализировать работу на предприятии с ассортиментом, рассмотрим количество наименований продукции, выпускаемой в течение года, количество вновь освоенной продукции и рассчитаем коэффициенты обновляемости продукции за последние несколько лет. Результаты анализа динамики обновляемости продукции предприятия КФХ «Людмила» приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Динамика обновляемости продукции
Показатели |
|
|
Года |
|
|
|
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
1. Количество наименований |
26 |
30 |
33 |
37 |
51 |
2. Количество вновь реализуемой продукции |
17 |
15 |
20 |
24 |
34 |
3. Коэффициент обновляемости |
0,65 |
0,5 |
0,6 |
0,64 |
0,66 |
Коэффициент обновляемости продукции колеблется приблизительно на одном уровне (Коб.ср=0,61), а значит, каждый год в ассортимент реализуемой продукции добавляется и извлекается примерно одинаковое количество товаров. Следует отметить, что интенсивное изменение ассортимента реализуемой хозяйством продукции достигается путем торговли продуктами питания, динамика изменения разновидностей которых велика. С каждым годом появляется всё большее количество разновидностей последних. Хозяйство же в свою очередь стремиться сформировать наиболее эффективную структуру ассортимента как добавляя новые виды продукции, так и изымая старые.
В виду того, что для работы с продуктом наиболее существенными сточки зрения маркетинга являются следующие цели: объём сбыта, прибыль, доля рынка. Следует проанализировать структуру сбыта продукции по номенклатурным позициям. Такой анализ позволяет показать абсолютное и относительное значение продуктов и групп продуктов.
В таблице приведен анализ сбыта по различным группам продуктов на примере КФХ «Людмила».
Таблица 2.2 - Анализ сбыта по различным видам продукции.
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 | ||||||
продукции. |
Чис- |
Сбыт |
Доля |
Чис- |
Сбыт |
Доля |
Чис- |
Сбыт |
Доля |
|
ло |
тыс. |
в об- |
ло |
тыс. |
в об- |
ло |
тыс. |
в об- |
|
вар. |
руб. |
щем |
вар. |
руб. |
щем |
вар. |
руб. |
щем |
|
|
|
объ- |
|
|
объ- |
|
|
объ- |
|
|
|
ёме |
|
|
ёме |
|
|
ёме |
|
|
|
сбыта |
|
|
сбыта |
|
|
сбыта |
1. Масло |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подсолнеч- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ное |
7 |
388,1 |
65 |
7 |
745,5 |
68 |
8 |
970,9 |
71 |
в т.ч: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 Не |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фасованное |
2 |
274,8 |
46 |
2 |
515,3 |
47 |
2 |
618,8 |
47 |
1.2 Фасованное |
5 |
113,3 |
19 |
5 |
230,2 |
21 |
7 |
352,1 |
23,2 |
2. Зерновые. |
2 |
40 |
8 |
2 |
44,4 |
4 |
2 |
87,5 |
6 |
3. Майонез. |
8 |
49,5 |
8 |
10 |
71,2 |
6 |
16 |
96 |
6,3 |
4. Кетчуп. |
3 |
20 |
3 |
5 |
27,8 |
9 |
8 |
39 |
2 |
5. Крупы. |
3 |
49,2 |
8 |
3 |
96 |
3 |
3 |
98 |
7 |
6. Макарон- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные изд. |
5 |
33 |
5 |
5 |
72 |
7 |
5 |
83 |
5,5 |
7. Консервы |
5 |
17,3 |
3 |
5 |
38,9 |
3 |
8 |
41 |
3 |
Всего: |
33 |
616,3 |
100 |
37 |
1090,6 |
100 |
51 |
1519,4 |
100 |
Для наглядности информации изобразим анализ сбыта по различным видам продукции в рисунках 2.1 и 2.2
Рисунок 2.1 Сбыт по различным видам продукции за 2008 год
Рисунок 2.2 Сбыт по различным видам продукции за 2009 год
Из вышеприведенной таблицы анализируя данные за 2009 г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме сбыта занимает масло подсолнечное - 970,9 тыс.руб., или 71% (в т.ч. не фасованное производства КФХ «Людмила» - 618,8 тыс. руб.. или 47% и фасованное других производителей - 352,1 тыс. руб., или 23,2% ) в общем объёме реализации. Наименьшее место в структуре сбыта продукции занимают: консервы — 41 тыс. руб, и кетчуп — 39 тыс. руб, соответственно 3% и 2% от объёма продаж. Остальные группы продуктов занимают примерно одинаковое место в структуре сбыта продукции в среднем 89 тыс. руб, или 6,2% в общем объёме реализации.
Для оценки вклада каждой группы товаров в получении доходов Хозяйства проанализируем структуру прибыли продукции по ассортиментным группам товаров.
В таблице приведен анализ прибыли по различным группам продуктов на примере КФХ «Людмила».
Таблица 2.3 - Анализ прибыли по различным видам продукции
Наименование |
2007 |
2008 |
2009 | ||||||
продукции. |
Чис- |
При- |
Доля |
Чис- |
При- |
Доля |
Чис- |
При- |
Доля |
|
ло |
быль |
в об- |
ло |
быль |
в об- |
ло |
быль |
в об- |
|
вар. |
тыс. |
щем |
вар. |
тыс. |
щем |
вар. |
тыс. |
щем |
|
|
руб. |
объ- |
|
руб. |
объ- |
|
руб. |
объ- |
|
|
|
ёме |
|
|
ёме |
|
|
ёме |
|
|
|
при- |
|
|
при- |
|
|
при- |
|
|
|
были, |
|
|
были, |
|
|
были, |
1. Масло |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
подсолнеч- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ное |
7 |
51,3 |
61 |
7 |
71,5 |
61,3 |
8 |
107,3 |
65 |
В т.ч: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.1 Не |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
фасованное |
2 |
40,8 |
48 |
2 |
59,9 |
48 |
2 |
93 |
51 |
1.2 Фасованное |
5 |
9,5 |
13 |
5 |
10,8 |
13,3 |
7 |
14,3 |
14 |
2. Зерновые. |
2 |
3,8 |
6 |
2 |
5,5 |
7 |
2 |
10,4 |
12,5 |
3. Майонез. |
8 |
3,7 |
5,6 |
10 |
4,6 |
6 |
16 |
6,7 |
6 |
4. Кетчуп. |
3 |
2,5 |
5,4 |
5 |
3,9 |
5 |
8 |
3,1 |
3 |
5. Крупы. |
3 |
8,5 |
13 |
3 |
9,5 |
13,5 |
3 |
10,4 |
12,5 |
6. Макарон- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ные изд. |
5 |
3,1 |
5 |
5 |
3,4 |
5 |
5 |
4,1 |
4 |
7. Консервы |
5 |
2,5 |
4 |
5 |
3,9 |
5 |
8 |
3,1 |
3 |
Всего: |
33 |
92,52 |
100 |
37 |
108,5 |
100 |
51 |
142,4 |
100 |
Теперь, для наглядности изложенной информации изобразим это графически.
Рисунок 2.3 Анализ прибыли, по различным видам продукции.
Из вышеприведенных таблицы и рисунка анализируя данные за 2009г. следует, что абсолютном и в относительном значении наибольшую долю в объёме прибыли занимает масло подсолнечное - 107,3 тыс. руб., или 65% (в т.ч. не фасованное производства КФХ «Людмила» - 93 тыс. руб., или 51% и фасованное других производителей - 14,3 тыс. руб., или 14% ) в общем объёме прибыли.
Второе место в структуре прибыли занимают примерно одинаковые по показателям прибыли зерновые и крупы соответственно 10,4 или 12,5% в общем объёме прибыли. Остальные группы продукции занимают меньшее место в объёме прибыли продукции и составляют 3 - 6,7 тыс. руб или 3% - 6% в общем объёме прибыли.
Анализируя динамику реализации продукции и прибыли за период 2007-2009 г., можно сделать вывод об общей тенденции повышения объёмов сбыта по всем группам продукции и общим увеличением прибыли на фоне уменьшения последней по некоторым видам продукции. А именно наблюдается: резкий скачок увеличения прибыли объёма реализации на зерновые, что обусловлено урожайностью 2009 г.; увеличением объёмов продаж и уменьшению прибыли на консервы и кетчуп, что обусловлено увеличением закупочной цены на последние. Наибольшее увеличение прибыли и объёма реализации наблюдается на масло подсолнечного не фасованное производства КФХ «Людмила».
Для определения наиболее эффективных направлений деятельности хозяйства расчитаем уровень рентабельности по каждой группе товаров.
Таблица 2.4 - Уровень рентабельности отдельных видов продукции
Наименование ассортиментной группы |
Выручка, тыс. руб |
Прибыль, тыс. руб. |
Уровень рентабельности продукции |
масло поде, не фас. |
618,8 |
93 |
21% |
масло поде, фасов. |
352,1 |
24,3 |
7% |
зерновые |
87,5 |
10,4 |
11% |
майонез |
96 |
6,7 |
7% |
кетчуп |
39 |
3,1 |
7% |
крупы |
98 |
10,4 |
10% |
макарон.изд. |
83 |
4,2 |
5% |
консервы |
41 |
3,1 |
8% |
Из вышеприведенной таблицы следует, что наибольший уровень рентабельности соответствует 21% - масло подсолнечное не фасованное производства КФХ «Людмила». Данный уровень рентабельности является не оптимальным (нормальный уровень рентабельности 30 - 40%) для производителя подсолнечного масла; уровень рентабельности по зерновым -11% скорее носит вероятностный характер, чем постоянный в виду непостоянства урожайности и субсидированности сельского хозяйства; невысокий уровень рентабельности других ассортиментных групп является в принципе характерным для предприятий реализующих продукты питания других производителей.
Информация о работе Анализ товарного ассортимента на предприятии КФХ «Людмила»