Анализ товарных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ЗАО «Магнит». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
•рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
•рассмотреть организационно- экономическую характеристику ЗАО «Магнит»
•провести анализ товарных запасов ЗАО «Магнит»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………….4
Глава I Теоретические основы товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………………………...6
1.1 Экономическое содержание товарных запасов…………………………...……6
1.1.1 Понятие и сущность товарных запасов………………………...…...….6
1.1.2 Классификация товарных запасов………………………………….....8
1.1.3 Показатели измерения товарных запасов….…………………………9
1.2 Анализ и планирование товарных запасов……………………………………12
1.3 Планирование поступления товарных запасов……………………………….16
Глава II Анализ состояния товарных запасов на предприятии розничной торговли……………………………………………………………………………...19
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия……………………...…19
2.2 Анализ товарных запасов на предприятии…………………………...………24
Заключение…………………………………………………………………..………29
Литература…………………………………………...………………………………30

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 76.63 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………….4

Глава I Теоретические основы товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………………………...6

1.1 Экономическое содержание  товарных запасов…………………………...……6

1.1.1 Понятие и сущность товарных запасов………………………...…...….6

1.1.2 Классификация товарных  запасов………………………………….....8

1.1.3 Показатели измерения товарных запасов….…………………………9

1.2 Анализ и планирование  товарных запасов……………………………………12

1.3 Планирование поступления  товарных запасов……………………………….16

 

Глава II Анализ состояния товарных запасов на предприятии    розничной торговли……………………………………………………………………………...19

  2.1 Краткая характеристика  деятельности предприятия……………………...…19

  2.2 Анализ товарных  запасов на предприятии…………………………...………24

Заключение…………………………………………………………………..………29

Литература…………………………………………...………………………………30

 

 

Введение

 

Управление запасами, как  самостоятельное направление стало  развиваться в начале 1920 г. Постепенное  накопление материала привело в 1950-1960 гг. к формированию теории управления запасами, ориентированной на оптимизацию уровня запасов в организации.

Фирмы стремятся увеличить  оборачиваемость запасов, чтобы  при меньшей площади складов  и меньших затрат на содержание запасов, получить наибольший объем продажи  и, следовательно, прибыли.

Современные предприятия  уже включили управление запасами в  состав основных направлений активно  осуществляемой стратегии своего поведения  в рыночной среде и стараются  использовать данный фактор повышения конкурентоспособности. Анализ существующей практики хозяйствования на предприятиях показывает, что общим ориентиром в управлении товарными запасами является их минимизация в допустимых пределах, приводящая к ускорению оборота собственных и привлеченных средств,  повышение на этой основе конкурентоспособности, упрочение и расширение своей ниши на рынке товаров, работ и услуг.

Актуальность проблемы оптимизации  товарных запасов предприятия и эффективного управления ими обусловлена тем, что состояние запасов оказывает определяющее влияние на конкурентоспособность предприятия, его финансовое состояние и финансовые результаты.

Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ЗАО «Магнит». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
  • рассмотреть организационно- экономическую характеристику ЗАО «Магнит»
  • провести анализ товарных запасов ЗАО «Магнит»

 В качестве объекта  исследования в работе выступает  торговая организация ЗАО «Магнит».

 В качестве предмета  исследования в работе выступают  товарные запасы предприятия.

В данной курсовой работе рассматривались теоретические основы товарных запасов торговых предприятий. В практической части на примере конкретного торгового предприятия (ЗАО «Магнит») и сведений, характеризующих его торговую деятельность, проанализирована структура и динамика изменения товарных запасов. В данной работе исследована деятельность предприятия в период за 2008 - 2011 г.

 

Глава I «Теоретические основы товарных запасов на торговом предприятии»

 

 

1.1 Экономическое содержание  товарных запасов 

 

1.1.1 Понятие и сущность  товарных запасов

 

 Предметы потребления, находящиеся в сфере товарного обращения, образуют товарные запасы. Постоянное наличие товарных запасов в обращении является необходимым условием удовлетворения спроса населения, выполнение плана товарооборота, нормальной работы торговых предприятий.

Товарные запасы должны находиться в соответствии с объемом продажи  товаров. Их размер должен быть достаточным  для обеспечения бесперебойной  торговли и широкого выбора товаров  покупателями. Товарные запасы являются важным разделом плана розничного товарооборота, необходимым условием обеспечения  непрерывности процесса продажи.

До момента продажи  любой товар относится к категории  товарного запаса. С экономической  точки зрения эта форма существования  товара является статичной (физически  он может находиться в движении). Это обстоятельство означает, что  товарный запас является величиной  моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются  в товарооборот, продаются, перестают  быть запасами. Но поскольку товарные запасы замещаются другими партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует  в зависимости от конкретных хозяйственных  условий.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых и  розничных товарных предприятий.

Необходимость образования  товарных запасов обусловлена следующими факторами:

• время, необходимое для  транспортировки товаров от места  производства до места продажи, включая  время на погрузку-разгрузку;

• сезонные колебания в  производстве и потреблении товаров;

• несоответствие между  производственным и торговым ассортиментом  товаров, что вызывает необходимость  подсортировки, упаковки и подработки;

• особенности в территориальном  размещении производства;

• условия транспортировки  товаров, расстояние между поставщиком  и торговым предприятием;

• звенность товародвижения;

• возможности хранения товара и др.

Сроки исполнения товаром  роли товарного запаса могут растянуться  от нескольких часов до нескольких месяцев, и даже лет. Естественно, что  сверхнормативные товарные запасы, "зависшие" на складах предприятия ведут  к потерям и убыткам. В тоже время недостаточность товарных запасов, вызывающая постоянные "перебои" с теми или иными видами товаров, может отрицательно повлиять на отношение  потребителей. Поэтому нужно соблюдать  правильный ритм поставок, выбирать самые  экономичные пути движения товара и  сроки его хранения, своевременно выявлять товары, пользующиеся пониженным спросом, организовывать распродажи, и  тем, самым избегать неоправданных  потерь.

Товарные запасы при формировании, хранении и  реализации должны соответствовать  стандартам качества и быть пригодными для употребления.

Товарные запасы выполняют  определенные функции:

-обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходят их систематическое образование и расходования;

-удовлетворяют платежеспособный спрос населения, поскольку являются формой товарного предложения;

-характеризуют соотношения  между объемом и структурой  спроса и товарного предложения.

Товарные запасы относятся  к текущим материальным активам, образуя оборотные средства торговой организации. По степени ликвидности  – это медленно реализуемые активы, поэтому эффективное управление товарными запасами позволит перенаправить  их на стратегическое развитие торговой деятельности.

 

 

1.1.2 Классификация товарных  запасов

Большое значение при анализе  товарных запасов имеет их правильная классификация.

Под классификацией товаров  понимают разделение заданного множества  товаров по определенным признакам  на отдельные категории с использованием выбранного метода деления и соблюдением  установленных правил.

Классификация играет очень важную роль. Она позволяет объединить в родственные группы большое количество товаров, находящихся в сфере обращения, что дает возможность упорядочить терминологию; облегчить учет спроса, изучение потребительских свойств и ассортимента товаров; совершенствовать учет товаров и отчетность в торговой деятельности и т.п. Также классификация позволяет разделить множество (товар) на отдельные части в зависимости от имеющихся у них общности и различий, распределив товар по определенным категориям.

Все товарные запасы делятся  по следующим признакам:

1.     По местонахождению  товарные запасы бывают:

  • в пути,
  • на базах, складах (в оптовой торговле),
  • в магазинах (организациях розничной торговли),
  • в овощехранилищах,
  • на таможне,
  • отгруженные,
  • в промышленности и сельском хозяйстве и т. д.

 

2.     По срокам:

  • на начало периода,
  • на конец периода.

3.     По единицам  измерения товарные запасы делятся  на:

  • абсолютные (в стоимостном и натуральном выражении),
  • относительные (в днях товарооборота).

4.     По назначению:

  • текущие (для обеспечения повседневных нужд торговых предприятий);
  • сезонные (для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонных изменений спроса или предложения);
  • досрочного завоза (для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных местностях в период между сроками завоза товаров);
  • целевые (для осуществления определенных целевых мероприятий).

5.     По товарному  составу:

  • продовольственные,
  • непродовольственные.

6.     По источникам  формирования:

  • собственные,
  • заемные.

 

 

1.1.3 Показатели измерения  товарных запасов

 

Анализ и планирование товарных запасов производятся в абсолютных и относительных показателях.

 Абсолютные показатели, представляют собой стоимостные  (денежные) и натуральные единицы,  достаточно удобны и используются  при проведении инвентаризаций  в торговых предприятиях. Главный  их недостаток - невозможность с их помощью определить степень соответствия величины товарного запаса потребностям развития товарооборота.

Более широкое распространение получили относительные показатели, позволяющие сопоставлять величину товарного запаса с товарооборотом торгового предприятия.

Первым относительным  показателем является величина товарных запасов, выраженная в днях товарооборота. Этот показатель характеризует обеспеченность товарными запасами на определенную дату и показывает, на какое число дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса.

Рассчитывается величина товарного запаса, в днях товарооборота по формуле

 

3 — размер товарных  запасов на определенную дату;

Тодн — однодневный товарооборот за рассматриваемый период;

Т — объем товарооборота  за рассматриваемый период;

Д — количество дней в  периоде.

Вторым важнейшим относительным  показателем, характеризующим товарные запасы, является товарооборачиваемость.

Кругооборот товаров, смена  статичной формы запаса динамичной формой товарооборота составляют экономическое  содержание процесса товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость позволяет оценить и количественно измерить два параметра, присущие товарным запасам: время и скорость их обращения.

Время товарного обращения - это период, в течение которого товар перемещается от производства до потребителя. Время обращения  складывается из времени перемещения  товаров в различных звеньях  товародвижения (производство — оптовая  торговля — розничная торговля).

Время товарного обращения, или товарооборачиваемость, выраженная в днях товарооборота, рассчитывается последующим формулам:

3т.ср — средняя величина товарных запасов за рассматриваемый период, руб.

Использование при расчетах средней величины товарных запасов  обусловлено как минимум двумя причинами:

Информация о работе Анализ товарных запасов