Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 19:56, курсовая работа
Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ЗАО «Магнит». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
•рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
•рассмотреть организационно- экономическую характеристику ЗАО «Магнит»
•провести анализ товарных запасов ЗАО «Магнит»
Введение……………………………………………………………………………….4
Глава I Теоретические основы товарных запасов на торговом предприятии…………………………………………………………………………...6
1.1 Экономическое содержание товарных запасов…………………………...……6
1.1.1 Понятие и сущность товарных запасов………………………...…...….6
1.1.2 Классификация товарных запасов………………………………….....8
1.1.3 Показатели измерения товарных запасов….…………………………9
1.2 Анализ и планирование товарных запасов……………………………………12
1.3 Планирование поступления товарных запасов……………………………….16
Глава II Анализ состояния товарных запасов на предприятии розничной торговли……………………………………………………………………………...19
2.1 Краткая характеристика деятельности предприятия……………………...…19
2.2 Анализ товарных запасов на предприятии…………………………...………24
Заключение…………………………………………………………………..………29
Литература…………………………………………...………………………………30
Завершается планирование поступления товарных запасов обобщением выявленных резервов роста товарных ресурсов, разработкой рекомендаций по совершенствованию товароснабжения, дополнительному вовлечению в товарооборот товарных ресурсов и повышению эффективности их использования в будущем.
Глава II «Анализ состояния товарных запасов на предприятии розничной торговли»
2.1 Краткая характеристика
ЗАО «Магнит» является розничным торговым предприятием и предназначено для продажи товаров и оказания услуг. По организационно правовой форме является закрытым акционерным обществом (ЗАО). Общество является юридическим лицом и строит свою деятельность на основании Устава и действующего законодательства Российской Федерации.
Цель магазина «Магнит» - совершение продаж заявленного ассортимента за счет привлечения покупателей, проживающих в районе магазина и побуждения их совершить покупку посредствам воздействия на визуальное восприятие, ассоциативное мышление.
По типу данный магазин
относится к супермаркету – реализует
продовольственные товары универсального
ассортимента и непродовольственные
товары частого спроса методом самообслуживания.
По специализации данное предприятие
является смешанным, т.е. реализует
широкий ассортимент
Преобладающий метод продаж – самообслуживание. Оплата за товары производится в едином контрольно – кассовом узле магазина.
В данном магазине оказывают основные и дополнительные услуги. Основная – реализация различных групп товаров в магазине. Дополнительные – информационно-консультационные (предоставление информации о товарах и их изготовителях, консультации специалистов о товарах, проведение рекламных презентаций товаров); оказание помощи покупателю в совершении покупки (прием и исполнение заказов на товар, упаковка купленных в магазине товаров.); создание удобств покупателям (гарантированное хранение купленных товаров, прием и хранение вещей покупателей).
У магазина «Магнит» имеется несколько конкурентов, расположенных в этом районе - МАН, Пятерочка:
Таблица 1
Конкуренты
Конкуренты |
Реализуемые товарные группы |
Цена |
Реклама |
Торговое оборудование |
«МАН» |
Мясная гастрономия, Молочные товары, Кондитерские изделия, Алкогольные и безалкогольные напитки, Хлебобулочные изделия, Чай и кофе, Овощи и Фрукты, Непродовольственные товары |
От 100 руб.
От 15 руб.
От 10 руб.
От 15 руб.
От 10 руб.
От 17 руб. От 20 руб.
От 5 руб |
Вывески, устная реклама, листовки, каталог, информация для потребителей, видеоэкспресс информация |
Горки пристенные и островные, витрины, шкафы, корзины для фруктов, кассы, столы, холодильное оборудование |
«Пятерочка» |
Мясная гастрономия, Молочные товары, Кондитерские изделия, Алкогольные и безалкогольные напитки, Хлебобулочные изделия, Чай и кофе, Овощи и Фрукты, Непродовольственные товары |
От 68 руб.
От 15 руб.
От 9 руб. 50 коп От 14 руб.
От 10 руб.
От 16 руб. От 20 руб. От 5 руб |
Вывески, устная реклама, листовки, каталог, информация для потребителей, радио-реклама |
Горки пристенные и островные, витрины, шкафы, корзины для фруктов, кассы, столы, холодильное оборудование |
Магазин «Магнит» конкурентоспособен, так как реализуемые товары качественные, цены приемлемые.
«Магнит» конкурентоспособен по следующим преимуществам:
Для поставки продукции предприятие тщательно отбирало поставщиков.
Большое внимание уделяется
сотрудничеству с местными производителями
и поставщиками, что позволяет
оперативно решать вопросы обеспечения
сетей магазинов свежими
Поставщики Таблица 2
Товар |
Местные поставщики |
Иногородние поставщики |
Мясная гастрономия |
«Фамильные колбасы», «Добрый колбасник» |
«Сочинский мясокомбинат» |
Хлебобулочные изделия |
«Волгоградский хлебокомбинат» |
ОАО «Энгельский хлебокомбинат» |
Алкогольные и безалкогольные напитки |
ЗАО «Ликсар» ООО «Дикомп – Классик» |
ОАО «Балтика» ЗАО «Визит» ОАО «Ярпиво» |
Молочные товары |
«Белая Долина», «Молочный завод», |
«Веселый молочник», ОАО «Саушкин продукт», ОАО «Вимм-Билль-Данн» |
Чай и кофе |
«Ахмад», «Майский» «Якобс Монарх» |
ООО «Орими Трейд», ООО «Неп», ОАО «Кафа Индастрис |
Основные экономические
показатели торгово-хозяйственной
деятельности магазина «Магнит» приведены
ниже:
Таблица 3
Основные финансовые показатели хозяйственной деятельности торгового предприятия «Магнит»
Показатель |
2009г. |
2010г. |
Отклонение (+,-) |
Отчетный год в % к прошлому | |||
Товарооборот, тыс.р. Валовой доход - в сумме, тыс.р. - в % к обороту Издержки - в сумме, тыс.р. - в % к обороту Прибыль от продаж - в сумме, тыс.р. - в % к обороту (рентабельность продаж) |
2135
263 12,32
106 4,96
157
7,35 |
4550
1497 32,90
270 5,93
1227
26,96 |
2415
1234 20,58
164 0,97
1070
19,61 |
46,92
17,56 37,44
39,25 83,64
12,79
27,26 | |||
Внереализационные доходы, тыс.р. Внереализационные расходы, тыс.р. Прибыль до налогообложения - в сумме, тыс.р. - в % к обороту |
0
10
147 6,88 |
0
27
1200 25,37 |
0
17
1053 19,49 |
0
37,03
12,25 26,09 |
Анализируя полученные результаты в 2010 году по отношению к 2009 году можно сделать следующие выводы.
Товарооборот увеличился на 2415 руб., его темп роста составил 46,92%. Валовой доход увеличился на 1234 руб., темп роста составил 17,56%. Наблюдается положительная динамика как товарооборота, так и валового дохода, что немаловажно для торгового предприятия.
Уровень валового дохода составил в 2009 году 12,32%, в 2010 году 32,90%, т.е. увеличился на 20,58%. Это положительно характеризует данное предприятие.
Уровень рентабельности вырос в 2010 году на 19,61% по сравнению с 2009 годом, также увеличился уровень прибыли до налогообложения на 19,49%.
При увеличении товарооборота
издержки обращения также увеличились
на 0,97%. Это говорит о том, что
предприятие увеличило свой ассортимент
реализуемых товаров. Наличие более
дорогих товаров также
Прибыль от реализации товаров увеличилась на 1070 тыс. руб., ее темп роста составил 12,79%. Соответственно, прибыль до налогообложения также существенно увеличилась на 1053 тыс. руб., ее темп роста составил 12,25%.
2.2 Анализ товарных запасов на предприятии
Анализ товарных запасов обычно начинают с изучения состояния товарных запасов на определенную дату. Информация о динамике развития товарных запасов по розничному магазину «Магнит» представлена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика развития товарных запасов розничному магазину «Магнит»
за 2009-2011 г.г.
Показатели |
На начало 2009 года |
На начало 2010года |
На начало 2011 года |
Темпы роста, % или отклонение (+;-) | ||
2010г.к. 2009г. |
2011г.к. 2009г. |
2011г.к. 2010г. | ||||
Розничный товарооборот следующего квартала, тыс.руб. |
523833 |
1013586 |
1278526 |
193,5 |
244,1 |
126,1 |
Однодневный товарооборот, тыс.руб. |
5820 |
11262 |
14206 |
193,5 |
244,1 |
126,1 |
Товарные запасы: |
||||||
- в сумме, тыс.руб. |
128048 |
315338 |
369352 |
246,3 |
288,4 |
117,1 |
-в днях |
22,0 |
28,0 |
26,0 |
6,0 |
4,0 |
-2,0 |
Из данных, представленных в таблице 1, следует, что из года в год по розничной торговле прослеживается тенденция роста суммы товарных запасов на начало года.
Так, на начало 2010 года по сравнению с 2009 годом товарные запасы возросли на 146,3%, на начало 2011 года по сравнению с 2010 годом - на 17,1%. Однако в 2011 году произошло снижение товарных запасов в днях. Так, на начало 2011 года по сравнению с 2009 годом товарные запасы в днях возросли на 4 дня, а по сравнению с 2010 годом снизились - на 2 дня. Данная тенденция объясняется более низкими темпами роста суммы товарных запасов по сравнению с розничным товарооборотом. Для того чтобы сделать вывод о целесообразности снижения товарных запасов в днях, необходимо сравнить фактические товарные запасы с нормативом.
Информация о состоянии товарных запасов по розничному магазину «Магнит» в 2010 году представлена в таблице 2.
Таблица 2
Состояние товарных запасов по розничному магазину «Магнит»
за 2009 год
Кварталы |
Розничный товарооборот |
Фактич. ТЗ на начало квартала |
Норматив ТЗ |
Отклонение от норматива (+;-) | ||||
всего |
Однодневный |
В сумме |
В днях |
В сумме |
В днях |
В сумме |
В днях | |
I |
1013586 |
11262 |
315338 |
28,0 |
306800 |
27 |
8538 |
1,0 |
II |
1259658 |
13996 |
378443 |
27,0 |
356200 |
27 |
22243 |
0,0 |
III |
1568985 |
17433 |
428050 |
24,6 |
430200 |
26 |
-2150 |
-1,4 |
IV |
1495403 |
16616 |
459632 |
27,7 |
415390 |
25 |
44242 |
2,7 |
I квартал 2011 года |
1278526 |
14206 |
369352 |
26,0 |
389250 |
25 |
-19898 |
1,0 |
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что в 2010 году по розничному магазину «Магнит» фактические товарные запасы в сумме и в днях - ниже норматива в третьем квартале.
В остальных периодах фактические товарные запасы превышали норматив. Наибольшее превышение наблюдалось в четвертом квартале (на 2,7 дня). В первом же квартале 2011 года по сумме товарные запасы были ниже норматива, но в днях превышали норматив на 1 день. Это связано с недостатками и неточностью при нормировании запасов. Данную тенденцию нельзя оценивать положительно, так как это ведет, прежде всего, к недовыполнению плана розничного товарооборота, неудовлетворению спроса населения. Товарные запасы должны быть оптимальными, то есть полностью соответствовать нормативу. В то же время сверхнормативные товарные запасы также отрицательно влияют на результаты деятельности предприятия, поскольку увеличивают расходы по процентам за кредит и затраты на хранение товаров.
На основании данных таблицы 3 проанализируем соответствие фактических среднегодовых товарных запасов нормативу в динамике за три года (2008-2010 годы).
Таблица 3
Состояние товарных запасов по розничному магазину «Магнит»
за 2008-2010 г.г.
Годы |
Одноднев. Товарооборот, тыс.руб. |
Фактич. Средние ТЗ |
Норматив ТЗ |
Отклонение от норматива (+;-) | |||
Сумма, тыс.руб |
дни |
Сумма, тыс.руб |
дни |
Сумма, тыс.руб |
дни | ||
2008 |
3162 |
90680 |
28,7 |
88523 |
28 |
2157 |
0,7 |
2009 |
8802 |
221693 |
25,2 |
220051 |
25 |
1642 |
0,2 |
2010 |
14827 |
342345 |
23,1 |
370669 |
25 |
-28324 |
-1,9 |
Данные таблицы 3 свидетельствуют
о том, что в анализируемом
периоде фактические