Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:23, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является изучение теоретических вопросов анализа затрат на производство продукции и получение навыков проведения анализа на основе данных конкретного предприятия
Введение 3
Теоретические вопросы анализа затрат 5
Анализ затрат ООО «Завод приборных подшипников» 22
Краткая характеристика ООО «ЗПП» 22
Анализ структуры затрат на ООО «ЗПП» 28
Анализ себестоимости важнейших изделий на ООО «ЗПП» 35
Анализ затрат на 1 рубль товарной продукции 40
Анализ прочих доходов и расходов ООО «ЗПП» 42
Рекомендации по снижению затрат на ООО «ЗПП» 46
Заключение 48
Список использованной литературы 51
Введение
Общая сумма затрат на производство продукции может измениться:
- из-за объема производства продукции;
- структуры продукции;
- уровня переменных затрат на единицу продукции;
- суммы постоянных расходов.
Среди факторов, влияющих на себестоимость отдельных видов продукции, можно выделить:
- изменение объема производства продукции;
- изменение постоянных
затрат на весь выпуск
- изменение переменных затрат на единицу продукции. 4
Основными показателями затрат на производство и себестоимость продукции являются:
- общие затраты на производство (смета затрат и ее выполнение);
- производственная
себестоимость произведенной
- производственная
и полная себестоимость
- полная себестоимость объема продажи продукции;
- затраты на 1 рубль выпущенной продукции;
- себестоимость отдельных изделий.
Показатель затрат на 1 рубль выпущенной продукции S является основным показателем себестоимости продукции. Он представляет собой себестоимость «обезличенной» единицы продукции.
При анализе затрат на 1 рубль выпущенной продукции необходимо учитывать, что на их изменение оказывают влияние следующие факторы:
- изменение структуры
и ассортимента выпущенной
- изменение уровня
затрат на производство
- изменение оптовых цен на продукцию;
- изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.5
Анализ и диагностика затрат на 1 рубль выпущенной продукции можно выполнять после того, как они будут определены по видам, и после того, как будет определено количественное влияние отдельных факторов на изменение общего показателя.
При этом существуют зависимости, по которым можно определить:
- Sп – затраты на 1 рубль выпущенной продукции по плану;
- Sа – затраты на 1 рубль выпущенной продукции по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции;
- Sф – затраты на 1 рубль фактически выпущенной товарной продукции в фактических ценах, действовавших в отчетном периоде;
- Sц – затраты на 1 рубль фактически выпущенной продукции в ценах, принятых в плане на продукцию;
- Sц.с. – затраты на 1 рубль фактически выпущенной продукции в ценах, принятых в плане.
Факторы, влияющие на затраты на 1 рубль выпущенной продукции, позволяют определить:
- величину отклонений в затратах на 1 рубль выпущенной продукции фактически от плана Оо;
- величину отклонений за счет изменения структуры и ассортимента продукции О S.а.;
- величину отклонений
за счет изменения
- величину отклонений за счет изменения оптовых цен на продукцию Оц;
- величину отклонений за счет изменения цен на материла, тарифов на перевозку Оц.с.
Прежде чем приступить к анализу показателей использования материальных ресурсов, необходимо проанализировать структуру материальных затрат на предприятии. Таким показателем является материалоемкость (м). Обратная величина материалоемкости – материалоотдача (В), или выход продукции на 1 рубль материальных затрат.
Результат выполнения плана по выпуску продукции складывается под влиянием двух факторов: количества потребленных материалов, соблюдения норм их расхода. Влияние каждого из этих факторов в отдельности на выпуск продукции определяется по способу цепных подстановок. В результате влияния данных факторов можно определить:
- величину изменения объема выпуска продукции за счет изменения общей суммы материальных затрат, потребленных в производстве ΔМ1;
- величину изменения
объема выпуска продукции за
счет изменения выхода
Известно, что фактическая величина материальных затрат отклоняется от плановых расчетов в основном за счет влияния следующих факторов: отклонения от цен, отклонения от норм, отклонения в уровне транспортно-заготовительных расходов.
Расчет влияния изменения материальных затрат за счет отклонений от цен и норм расхода выполняется по следующим зависимостям:
- Оц – величина изменений в затратах материалов за счет отклонений от плановых цен;
- Оп – величина
отклонения в затратах
- От.з.р. – величина изменения уровня траспортно-заготовительных расходов.
Анализ, расчет и диагностику факторов, влияющих на себестоимость продукции, осуществляют в следующих направлениях:
- определяются общие затраты на 1 рубль выпущенной продукции;
- дается общая оценка себестоимости объема выпуска и продажи продукции, затрат на производство по произведенной продукции;
- анализируются затраты прямых материальных и трудовых ресурсов;
- изучаются расходы по обслуживанию производства и управлению, специальные расходы;
- анализируются потери от производственного брака;
- исследуется
себестоимость отдельных
Показатель затрат на 1 рубль выпущенной продукции можно определить по следующей зависимости:
S = С / М,
где S – величина затрат на 1 рубль выпуска продукции, к.;
С – себестоимость всего объема выпущенной продукции, тыс.р.;
М – объем выпущенной продукции, тыс.р.
Затраты на 1 рубль выпущенной продукции рассчитываются по следующим зависимостям:
Sп = Сп / Мп,
Sа = Сф.п. / Мф.п.,
Sф = Сф / Мф,
Sц = Сф / Мф.п.,
Sц.с. = (Сф ±Цс) / Мф.п.,
где Sп – затраты на 1 рубль выпущенной продукции по плану;
Sа - затраты на 1 рубль выпущенной продукции по плану, пересчитанному на фактический выпуск и ассортимент продукции;
Sф - затраты на 1 рубль фактически выпущенной товарной продукции в фактических ценах, действовавших в отчетном периоде;
Sц - затраты на 1 рубль фактически выпущенной продукции в ценах, принятых в плане на продукцию;
Sц.с. - затраты на 1 рубль фактически выпущенной продукции в ценах, принятых в плане;
Сп - плановая себестоимость всей выпущенной продукции по плану;
Сф, Сф.п. - себестоимость всей фактически выпущенной продукции, соответственно, по плановой себестоимости отчетного периода и по фактической себестоимости отчетного периода;
Мп, Мф.п., Мф - объем выпущенной продукции в оптовых ценах предприятия, соответственно, по плану, фактически в ценах, принятых в плане, фактически в ценах, действовавших в отчетном году;
Цс - сумма изменений цен на сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты, тарифов на энергию и грузовые перевозки.
Анализ изменения всех затрат на 1 рубль выпущенной продукции по сравнению с планом производится на основе рассмотрения факторов: изменение структуры и ассортимента выпущенной продукции; изменение уровня затрат на производство отдельных изделий; изменение оптовых цен на продукцию; изменение цен и тарифов на потребленные материальные ресурсы.
Влияние вышеперечисленных факторов на отклонение фактического уровня затрат от планового определяется в следующем порядке:
Оц = Sф – Sц,
где Оц - величина отклонений за счет изменения оптовых цен на продукцию.
Оц.с. = Sц – Sц.с.,
где Оц.с. - величина отклонений за счет изменения цен на материалы, тарифов на перевозку.
Ос = Sц.с. – Sа,
где Ос - величина отклонений за счет изменения себестоимости продукции.
Оs.а = Sа – Sп,
где Оs.а - величина отклонений за счет изменения структуры и ассортимента продукции.
Общая величина отклонений в затратах на 1 рубль выпущенной продукции определяется по следующей зависимости:
Оо = Sф – Sп
Необходимость
расчета указанных выше факторов
вызвана тем, что при планировании
уровня затрат невозможно предусмотреть
возникшие в ходе выполнения обязательств
по поставкам продукции
При диагностике
затрат на 1 рубль выпущенной продукции
вначале надо дать оценку уровня фактических
затрат в сравнении с планом или
с предшествующим периодом в целом.
Затем необходимо раскрыть, какое
влияние оказали на изменение
этих затрат вышеперечисленные факторы.
Далее показать основные причины
и «виновников» действия каждого
фактора. Следует дать оценку эффективности
деятельности специалистов. При этом
надо раскрыть, как помогла или
помешала эффективной работе предприятия
действующая система
Анализ и диагностика себестоимости всего объема продукции предприятия начинается с общей оценки затрат на производство и продажу продукции в двух направлениях:
- по экономическим элементам;
- по статьям калькуляции.
Диагностика себестоимости
по элементам затрат должна отразить
характер анализируемого предприятия
по обобщающим показателям, характеризующим
материалоемкость, трудоемкость, уровень
кооперирования, соотношение живого
и овеществленного труда. Это
предварительный
Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов по каждому элементу затрат и динамики их изменения. Диагностика структуры затрат по элементам позволяет дать оценку рациональности и оптимальности действующей структуры, а также сделать вывод о необходимости ее изменения в сторону снижения (или увеличения) материалоемкости или трудоемкости. При этом следует помнить, что отклонения фактических затрат по элементам в абсолютных суммах выражают только общие результаты использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они не отражают изменения себестоимости, так как являются следствием изменений в объеме и структуре производства продукции.