Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:06, курсовая работа
Главная цель аудиторской проверки деятельности экономических субъектов предпринимательства заключается в подтверждении достоверности показателей их бухгалтерских (финансовых) отчётов.
Целью аудита является выражение мнения о бухгалтерской отчётности аудированных лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учёта нормативным актом действующем в Р.Ф.
Под достоверностью понимается степень точности данных бух. отчетности, которая позволяет пользователю этой отчётности делать правильные выводы о результатах хоз. деятельности и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующих на этих выводах обоснованные решения.
Пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица в будущем не как эффективности ведения дел руководством данного лица.
Слово "аудит" происходит от латинского слова "audio" (что значит "слушатель" или "слушающий"). По аналогии со специальными врачебными инструментами, используемыми для определения физического здоровья пациента, с помощью аудита устанавливается экономическое здоровье организаций, банков, корпораций и т.д.
Родиной аудита в современном понимании этого слова является Великобритания, кото¬рая в 1884г. приняла пакет Законов о Компаниях, предписывающих акционерным компаниям поручать независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами.
Аудиторский контроль способствует правильной организации и осуществлению денежных отношений на предприятии в частности своевременного и правильного учета денежных средств в кассе предприятия, на его счетах в банках, а также расчетных отношений с бюджетом, персоналом, банками, поставщиками сырья, товарно-материальных ценностей и оборудования, разными организациями, расчетных операций с физическими лицами.
Важнейшей задачей аудита операций с денежными средствами является осуществление последующего контроля за ведением кассовых операций, расходованием денежной наличности по целевому назначению, своевременным взысканием дебиторской задолженности и расчетами с кредиторами в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. На бухгалтерию возложены задачи превентивного (непрерывного) контроля за этими операциями, в том числе предварительный и текущий контроль.
Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг.
Аудитор - лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности пред¬приятия за определенный период. Аудитор - специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством РФ.
В России аудиторская деятельность и профессия аудитора в их современном виде поя¬вились сравнительно недавно в связи с экономическими преобразованиями в стране в настоящее время.
Введение…………………………………………………….………………………3
1. Аудит кассовых операций………………………………………………………5
2. Методика проведения аудита кассовых операций…………………………...20
Заключение…………………………………………………….……………..…...30
Глоссарий……………………………………………………………………...…..32
Список используемых источников………………………………………..……..33
Приложение А……………………………………………………………….…....34
Указом N 1006 предусмотрено наложение на руководителей организаций, допустивших указанные нарушения, административных штрафов в 50-кратном МРОТ, а за несоблюдение действующего порядка расчетов наличными денежными средствами установлен штраф в 2-кратном размере произведенного платежа, причем согласно письму Банка России от 24.11.94 г. N 14-4/308 данная санкция применяется в одностороннем порядке к юридическому лицу, производящему платеж в адрес другого юридического лица.
Пытаясь обойти запреты, отдельные предприятия разбивают сумму платежа и проводят ее по разным ордерам. Из совместного разъяснения Госналогслужбы России, Минфина России и Банка России о Порядке применения Положения Указа Президента Российской Федерации N 1006 платежи, произведенные одним юридическим лицом в адрес другого юридического лица в один день по нескольким денежным документам в порядке реализации одного договора, рассматриваются как единый суммарный платеж. Некоторые предприятия рассчитываются сверх установленного лимита наличными деньгами, снятыми с пластиковых карточек. По этому поводу существует разъяснение (пп. 16, 18 письма Банка России от 16.03.03г. N 14-4/95, с изменениями и дополнениями от 28.01.04 г.).
Фирме (предприятию, организации), предпочитающей расплачиваться наличными деньгами, необходимо оплачивать сделку в течение нескольких дней с расчетом, чтобы сумма платежа в один день не превышала установленного предела.
Следовательно, проверка проводится с целью установить, совершаются ли на предприятии расчеты с другими юридическими лицами суммами, превышающими установленную предельную величину. Для этого применяется метод сплошной проверки (просмотра) расходных кассовых ордеров, а также отчетов кассира, кассовых книг, договоров с юридическими лицами. Результаты фиксируются по форме, представленной в табл. 3.
Таблица 3
При проверке операций по кассе необходимо зарегистрировать все случаи нарушения лимита расчетов
Наименование юридического лица
|
№ первичного докумнта
|
Дата
|
№ расходного кассового ордера
|
Дата оплаты
|
Срок действия лимита |
Сумма лимита
|
Сумма платежа, превышающего установленный лимит
|
Наименование юридического лица
| |
Начало |
Конец | ||||||||
Грубейшим нарушением расчетов наличными деньгами между предприятиями являются неоприходование и присвоение денежных средств, поступивших от различных физических, юридических лиц по приходным ордерам, а также денежных сумм из банков. Для выявления случаев присвоения денежных средств производится взаимная проверка операций по кассе и по банку.
Документами, подтверждающими движение (оприходование) денежных средств, являются приходные кассовые ордера, отражающие факт поступления денежных средств в кассу с расчетного счета, а также чековые книжки, корешки чековых книжек и выписки банка. Чековые книжки, корешки использованных чеков, а также неиспользованные чеки должны храниться у главного бухгалтера в условиях, исключающих возможность их утери. Испорченные чеки погашаются надписью "Аннулировано" и хранятся подклеенными к корешкам чеков.
Для оформления выводов аудитору необходимо последовательно просмотреть чековые книжки предприятия, проверяя в них количество корешков и незаполненных чеков (их должно быть столько, сколько указано на обложке чековой книжки), и заполнить таблицу по форме (см. табл. 4).
Таблица 4
Реестр корешков чеков, отсутствующих в чековой книжке
Начальный № чека в чековой книжке |
Дата выписки предыдущего чека |
Номер отсутствующего корешка чека |
Заключительный номер в чековой книжке |
Проверка правильности и своевременности оприходования денег, получаемых по денежным чекам из банка, является целью выявления неоприходования денег в кассу предприятия. Для этого просматривается кассовая книга. В случаях, когда встречается надпись "Получено из банка по чеку ", сверяется сумма, указанная в кассовой книге, с суммой, указанной на корешке чековой книжки, и суммой, указанной в выписке банка.
Кроме того, сличается номер чека, указанный в приходном ордере, с номером на корешке чека. Заполняется таблица по форме, приведенной в табл. 5. Таблица 5
Реестр сумм, полученных из банка и полностью не оприходованных в кассу предприятия Дата отчета кассира |
Сумма оприходо-вания в кассу |
Сумма по чеку |
Номер корешка чека |
Сумма по выписке банка |
Дата выписки банка |
Отклонение оприходованной суммы от полученной |
При проверке аудитору следует проанализировать движение денежной наличности, выявить расхождение между суммами фактически произведенных оплат в погашение дебиторской задолженности и суммами, зачисленными в кассу, а также проконтролировать своевременность сдачи выручки в банк и выявить случаи ее расхода на различные цели.
Если задолженность сотрудника или стороннего лица (организации) погашена, т.е. деньги были внесены в кассу предприятия, то этот сотрудник (лицо, организация) должником не считается. Но если деньги в кассу не оприходованы, за ним будет числиться задолженность. При увольнении работники должны погашать свою задолженность.
В случаях, когда в учете значится задолженность за уволившимися сотрудниками, необходимо проверить эта факты методом письменных подтверждений от третьих лиц или методом устных опросов.
Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации предусмотрен ряд моментов, соблюдение которых на практике позволяет, во-первых, предотвратить злоупотребления и, во-вторых, значительно облегчить работу аудиторов. Так, п. 11 Порядка ведения кассовых операций предусматривает, что лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах ш произвести окончательный расчет по ним.
В соответствии с п. 21 Порядка ведения кассовых операций приходные кассовые ордера до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. Кассовые приходные и расходные ордера должны иметь раздельную нумерацию. Прием денег по кассовым ордерам может производиться только в день их составления (п. 19 Порядка ведения кассовых операций).
Если по выписанному приходному ордеру деньги в кассу не поступили, то кассир обязан вернуть его в бухгалтерию, о чем должна быть сделана отметка в журнале регистрации приходных кассовых ордеров. При обнаружении пропуска в нумерации ордеров следует проверить, не вызвано ли это уничтожением документов или другими злоупотреблениями.
Наличие на предприятии утвержденного приказом руководителя списка лиц, которым могут выдаваться из кассы наличные деньги на хозяйственные нужды, оформление сотрудниками "заявлений на выдачу денег", указание в разрешительной надписи руководителя предприятия или уполномоченного лица срока, на который они выданы, препятствуют злоупотреблениям.
Вместе с тем лица, получившие деньги на хозяйственные нужды, также должны своевременно отчитаться и произвести полный расчет по выданным в подотчет суммам. Документами для проведения проверки будут приходные кассовые ордера и журнал регистрации приходных кассовых ордеров, журнал-ордер "Расчеты с подотчетными лицами".
Если в кассовом ордере по строке "Основание" будет значиться "Остаток подотчетных сумм", в соответствии с которым производится возврат денежных средств, то просматриваются приложенные к авансовому отчету документы и командировочные удостоверения или авансовый отчет с приложенными документами (хозяйственные расходы). Сравнивается дата составления авансового отчета (последний должен быть составлен не позднее трех рабочих дней со дня возвращения из командировки), является ли этот день рабочим для данного предприятия, сверяется дата составления авансового отчета, номер приходного ордера, указанный в авансовом отчете, по которому вносится остаток неизрасходованных сумм, с номером, датой и суммой по приходному ордеру, а также с журналом-ордером "Расчеты с подотчетными лицами".
В случае выявления расхождений следует заполнить следующую таблицу по соответствующей форме (см. табл. 6).
Таблица 6
Авансовый отчет |
Приходный ордер |
Отклонение
|
Журнал-ордер | ||||||
Номер |
Дата |
Сумма возврата |
Номер |
Дата |
Сумма возврата |
ФИО |
Сумма возврата |
Сумма остатка | |
Реестр возврата и оприходования неизрасходованных остатков подотчетных сумм
Последовательный просмотр всех приложенных к отчету кассира за определенный день приходных и расходных кассовых ордеров позволит выявить перечень документов, реквизиты которых не совпадают с Журналом регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (если таковые имеются).
Далее следует установить, все ли приходные и расходные кассовые ордера зарегистрированы в журналах регистрации приходных и расходных кассовых ордеров; совпадают ли эти суммы с теми, которые указаны в журнале регистрации, каков источник поступления денежных средств, совпадают ли даты приема и выдачи денег по кассовым ордерам с датами их составления.
Злоупотребления посредством подлогов возможны в результате недоброкачественного составления первичных кассовых документов. Неотражение даты составления документов, нумерации, других реквизитов позволяет использовать их для целей незаконного списания денег. Недоброкачественность их исполнения может быть выявлена при формальном осмотре первичных документов. Сознательные арифметические ошибки в ведомостях и кассовых отчетах приводят к образованию искусственного излишка денег в кассе, которые затем могут быть присвоены. Пересчет итогов всех кассовых отчетов и всех платежных ведомостей проводится с целью выявления таких злоупотреблений.
Признаками подлога могут служить наличие среди первичных документов ксерокопий, документов со следами подшивки, изменения цвета документа из-за давности его составления, штампов гашения документов.
Кассовые ордера и заменяющие их документы должны быть заполнены бухгалтерией четко и ясно чернилами, шариковой ручкой или выполнены на машине (пишущей, вычислительной), компьютерах. Подчистки, помарки или исправления не допускаются.
Все ранее проверенные аудитором документы следует отмечать его подписью или штампом. Особое внимание следует проявить при проверке регистрации платежных ведомостей, так как одним из способов подлога является внесение в расчетно-платежные ведомости подставных лиц, на которых выписывается заработная плата с целью ее присвоения. При проверке сверяют табели учета рабочего времени, приказы о зачислении на работу и увольнении, первичные документы о начислении заработной платы и с данными платежных ведомостей, карточек лицевых счетов, приказов о зачислении на работу и об увольнении, первичных документов по начислению заработной платы. Обращают особое внимание на номер или наименование подразделения (цеха, отдела), периода, за который производится выплата, период работы лица на данном предприятии.
Если в расчетно-платежной ведомости будет завышена сумма начисленной заработной платы, то этот подлог можно выявить путем сравнения данных синтетического и аналитического учета по счету 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Сомнения в подлинности документов могут появиться в связи с наличием подчисток и помарок в ведомостях. Проверяются: Главная книга, журналы-ордера (по кредиту счета 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", по кредиту счета 50 "Касса"), журнал регистрации платежных ведомостей. Также проводится выборка дебетовых оборотов по счету 70 в корреспонденции со счетами 68, 69 и т.д.
В соответствии с п. 18 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации по истечении трех рабочих дней, включая день получения денег в банке для выплаты средств на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот, кассир должен:
в платежной или расчетно-платежной ведомости против фамилий лиц, которым не произведены указанные выплаты, поставить штамп или сделать надпись от руки "Депонировано";
составить реестр депонированных сумм;
в конце платежной или расчетно-платежной ведомости сделать надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах, сверить их суммы с общим итогом по платежной ведомости и скрепить надписью. При наличии расхождений между документами следует составить таблицу по прилагаемой форме (см. табл.7).