Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:36, курсовая работа
Главная задача экономического анализа заключается в выявлении возможностей дальнейшего повышения эффективности производства, достижения производственных целей с наилучшими результатами при минимальных затратах. Для достижения этой цели проводятся: оценка результатов работы за прошедшие периоды; разработка процедур оперативного контроля за производственной деятельностью; выработка мер по предупреждению негативных явлений в деятельности предприятия и в ее финансовых результатах; вскрытие резервов повышения результативности деятельности; разработка обоснованных планов и нормативов.
Аналитические способности человека возникли и совершенст¬вовались в связи с объективной необходимостью постоянной оценки своих действий, поступков в условиях окружающей среды. Это всегда побуждало к поиску наиболее эффективных способов труда, использования ресурсов.
Введение………………………………………………………………………….3
1. Бюджетирование и анализ исполнения бюджетов…………………………...5
2.Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия……………………………………………………..17
3.Формирование аналитического баланса……………………………………20
4.Оценка имущественного положения и структуры капитала предприятия…………………………………………………………………….24
5. Определение типа финансовой устойчивости предприятия……………..28
6. Анализ финансового положения……………………………………………32
7 Показатели, определяющие состояние основных средств……………….37
8. Оценка эффективности производства……………………………………..38
9. Анализ рентабельности предприятия……………………………………..41
10. Факторный анализ…………………………………………………….......43
Заключение……………………………………………………………………..45
Различают два вида контроллинга - стратегический и оперативный, в зависимости от временного периода. Стратегический контроллинг отвечает за показатели, которые характеризуют развитие бизнеса - доля рынка, рост рынка, рыночная стоимость компании. Оперативный финансовый контроллинг отвечает за текущие показатели деятельности - поддержание прибыльности и ликвидности компании, выполнение средне- и краткосрочных бюджетов.
Бюджетный контроль необходим для принятия управленческих решений. Экономически обоснованное отклонение должно служить сигналом для корректировки бюджетных показателей. «Гибкие» бюджеты являются более предпочтительным инструментом бюджетного управления. Фиксированный бюджет составляется до начала планируемого периода и пересмотру не подлежит («бюджет есть закон»). Гибкий бюджет является аналитическим вариантом бюджета. Отличительная особенность гибких бюджетов заключается в том, что это своеобразная система координат, по которой можно оценить фактическое развитие компании и внести коррективы в бюджет с тем, чтобы избежать возможных проблем в будущем и заблаговременно принять соответствующие меры.
Детально проработанный бюджет, который прошел несколько итераций «сверху вниз» (установление руководством стратегически ориентированных бюджетных показателей на основе маркетинговой информации) и «снизу вверх» (разработка операционных бюджетов подразделений на основе фактических данных прошлых периодов), позволяет управлять ресурсами компании с максимальной степенью эффективности. Однако, если в середине бюджетного периода изменяется стратегическая цель развития компании, формальное исполнение утвержденного бюджета может служить препятствием. В регламент бюджетирования должны быть внесены соответствующие пункты, которые позволяют оперативно вносить изменения в бюджеты компании. Следует также отметить, что не все компании увязывают показатели краткосрочного планирования (годовые бюджетные показатели) с показателями долгосрочного стратегического планирования. Для корректной оценки реализации стратегии с использованием бюджетирования необходимо формализовать стратегию в виде финансовых показателей на долгосрочный период (допустим, 5 лет), после чего произвести разбивку финансовых показателей на годы.
Внедрение системы бюджетного управления определяется философией первого лица компании. Не все руководители психологически готовы к делегированию финансовой ответственности за результат деятельности и предпочитают вмешиваться в оперативное управление компанией. Не все заместители профессионально готовы принять на себя финансовую ответственность, по сути стать руководителями бизнес-единиц - дивизионов. Поэтому во многих случаях требуется постепенный переход к бюджетному управлению. На первом этапе происходит выделение подразделений в центры финансового учета (ЦФУ) без права самостоятельного принятия решений в области формирования доходов и расходов. Разрабатываются единые для подразделений форматы бюджетов, отрабатывается бюджетный регламент (процедура принятия, корректировки, контроля и анализа бюджетных показателей), проводится предварительный анализ выполнения бюджетов. В этот период мотивация руководителей ЦФУ не связывается с выполнением финансово-экономических показателей деятельности. И только после того, когда можно будет сделать вывод о том, что бюджетная модель компании работает эффективно, следует делегировать подразделениям полномочия по формированию финансового результата и повысить статус до уровня центра финансовой ответственности (ЦФО). Одновременно с этим вводится система оплаты труда, ориентированная на достижение бюджетных показателей. Принятие решения о внедрении бюджетирования - это серьезный шаг к новой модели управления компанией.
Таким образом, бюджетирование, в случае реализации описанного комплекса мероприятий, является эффективной технологией управления бизнесом.
Новые подходы к бюджетированию и планированию
Основная идея заключается в том, что процессно-ориентированное бюджетное планирование концентрирует свое внимание на изучении видов деятельности и их связи с достижением стратегических целей. Используемый вместе с процессно-ориентированным бюджетным планированием метод калькуляции затрат исходя из особенностей продукции и услуг основан на выявлении вариаций процессов, вызванных специфическими требованиями или условиями (особенностями) отдельных продуктов и услуг. Знание таких «особенностей» помогает компаниям понять и минимизировать вариации, в результате чего затраты станут более предсказуемыми и управляемыми.
Переход на процессно-ориентированное бюджетирование с калькулированием затрат, исходя из особенностей продукции и услуг, помогает решить многие проблемы, связанные с традиционным бюджетированием за счет того что:
- возлагает ответственность и учет на работников, с тем чтобы они сами управляли своими видами деятельности в целях выполнения плановых показателей;
- предлагает более реалистичный взгляд на объем рабочей нагрузки, включая влияние уровня обслуживания,
- позволяет увидеть причины вариаций, по которым можно принять меры;
- дает возможность понять, каким образом продукт/услуга вызывают спрос (или заинтересованность) на конкретный вид деятельности, который, в свою очередь, вызывает потребность в ресурсах;
- создает возможности контроля на том уровне, который позволяет принимать соответствующие меры;
- делает прозрачным управление избыточными и/или недостаточными мощностями.
Ниже рассмотрим кратко принципы создания стоимости, которые уделяют основное внимание усовершенствованию организации.
Достижение совершенства путем устранения потерь
Для стимулирования создания стоимости организация должна сосредоточить свои усилия на устранении потерь (видов деятельности, не создающих добавленной стоимости). Ей нужна такая система бюджетного планирования и составления отчетности, которая поможет определить и четко выделить размеры потерь в организации.
Общераспространенная тактика сделать потери организации видимыми заключается в том, чтобы пометить каким-либо образом такие виды деятельности. Такая маркировка позволит руководству сгруппировать и суммировать затраты на не создающие добавленной стоимости виды деятельности в рамках определенного бизнес-процесса, отдела или функции.
Достижение высокого качества за счет снижения рабочей нагрузки. Задача создания стоимости требует поиска путей уменьшения рабочей нагрузки без снижения качества конечного результата. Этого можно добиться путем корректировки уровня обслуживания или уменьшения количества выполнения отдельных элементов.
Ключом к успешному решению задачи по снижению рабочей нагрузки служит глубокое понимание требований, предъявляемых потребителями к конечному продукту. Это больше, чем просто знать, чего хотят потребители (как внутренние, так и внешние). Это также означает понимание сути самой потребности в конкретном продукте и его предполагаемом использовании.
Изменение подхода к используемым или неиспользуемым функциональным возможностям с целью создания стоимости. Для того чтобы в условиях сегодняшнего рынка суметь создать стоимость, организация должна изменить свой подход к планированию и перейти от бюджетного планирования на основе переменных и постоянных издержек к бюджетному планированию, нацеленному на создание стоимости. Частично проблемы с постоянными и переменными издержками связаны с самим словом «постоянные». Когда кто-либо относит какие-либо расходы к категории постоянных издержек, возникает убеждение, что с такими расходами ничего уже нельзя сделать. По определению, постоянные расходы - это такие расходы, которые не подлежат изменению.
Вместо того, чтобы размышлять над чем-то, что нельзя изменить, руководство должно сконцентрировать свое внимание на используемых и неиспользуемых функциональных возможностях.
Определение организациями практических и избыточных функциональных возможностей. На пути к высокому качеству организация должна проанализировать свои практические функциональные возможности. Когда избыточные функциональные возможности становятся очевидными, руководство организации может легко увидеть проблему и принять более обоснованное решение относительно того, что следует предпринять в отношении такой избыточной мощности. Можно ли:
- продать ее?
- сдать в аренду или лизинг?
- консолидировать производства из других филиалов?
- использовать это время или площади в других целях?
Использование практических и избыточных функциональных возможностей в целях планирования расширения производства.
Быстрорастущие производства иногда увеличивают объемы выпуска продукции на 30-100 % в год. Таким организациям в этом случае необходимо задуматься о расширении производства. Им потребуются новые работники, больше офисных помещений и компьютеров. Им тоже нужно проанализировать свои практические и неиспользуемые функциональные возможности, что поможет при планировании расширения производства. Им необходимо учесть, что по мере того, как они будут приобретать дополнительные функциональные возможности, только часть этих дополнительных функциональных возможностей будет использована немедленно.
В сегодняшнем мире, характеризующемся всеобщим стремлением к созданию стоимости, прежде чем планировать расширение производства, необходимо задаться следующими вопросами.
- А нужен ли этот вид деятельности?
- Захочет ли потребитель платить за это?
- Создадим ли мы в результате такого вида деятельности добавленную стоимость для потребителя, или же другие организации делают это лучше или дешевле?
- Как можно использовать уже имеющиеся функциональные возможности?
- Какие аспекты, связанные с функциональными возможностями, следует подвергнуть анализу?
Чтобы сделать любую организацию успешной и руководство, и рядовые работники должны стремиться создавать стоимость. Процессно-ориентированное бюджетное планирование помогает каждому сотруднику лучше понять свою работу и бизнес-процессы, в которых он участвует, и как он может создавать стоимость.
Основным источником информации для проведения финансового анализа служит финансовая (бухгалтерская) отчетность.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о
финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
В настоящее время годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. № 67н включает следующие формы :
Бухгалтерский баланс (форма № 1);
Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
Отчет об изменениях капитала (форма №3);
Отчет о движении денежных средств (форма №4);
Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
Отчет о целевом использовании средств (форма № 6);
Пояснительную записку;
Итоговую часть аудиторского заключения.
Финансовая отчетность предприятия – это, прежде всего, система показателей, характеризующих условия и финансовые результаты его работы за фиксированный период времени.
Результативность управления предприятием в значительной степени определяется уровнем его организации и качеством информационного обеспечения. В системе информационного обеспечения особое значение имеют бухгалтерские данные, а отчетность становится основным средством коммуникации, обеспечивающим достоверное представление информации о финансовом состоянии предприятия.
По имеющимся данным, в соответствии с выбранным вариантом, можно представить бухгалтерский баланс в виде таблице(вариант №3)
Актив | Код показателя | 2008 г. | 2009 г. |
1. Внеоборотные активы |
|
|
|
Нематериальные активы | 110 | 456 | 328 |
Основные средства | 120 | 10320 | 24 660 |
В том числе машины и оборудование | 121 | 6 708 | 20 645 |
Незавершенное строительство | 130 | 5 660 | 8 790 |
Долгосрочные финансовые вложения | 140 | 4 500 | 4 500 |
Прочие внеоборотные активы | 150 | - | - |
ИТОГО по разделу 1 | 190 | 20 936 | 38 278 |
2.Оборотные активы |
|
|
|
Запасы | 210 | 8 010 | 10 040 |
В т.ч.сырье, материалы идр. | 211 | 2 820 | 4 060 |
Животные на выращивании и откорме | 212 | - | - |
Затраты в незавершенном производстве | 213 | 1 240 | 1 110 |
Готовая продукция и товары для перепродажи | 214 | - | - |
Товары отгруженные | 215 | 3 950 | 4 870 |
Расходы будущих периодов | 216 | - | - |
НДС по приобретенным ценностям | 220 | 880 | 940 |
Дебиторская задолженность ( платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) | 230 | 330 | 350 |
Дебиторская задолженность( платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) | 240 | 6 790 | 7 380 |
В т.ч. покупатели и заказчики | 241 | 4 320 | 5 360 |
Краткосрочные финансовые вложения | 250 | 320 | 320 |
Денежные средства | 260 | 321 | 255 |
Прочие оборотные активы | 270 | - | - |
ИТОГО по разделу 2 | 290 | 16 651 | 19 285 |
БАЛАНС | 300 | 37 587 | 57 563 |
3. Капитал и резервы |
|
|
|
Уставный капитал | 410 | 2 000 | 12 000 |
Добавочный капитал | 420 | 2 820 | 2 820 |
Резервный капитал | 430 | 1 150 | 1 150 |
Нераспределенная прибыль( непокрытый убыток) | 470 | 5 750 | 8 343 |
ИТОГО по разделу3 | 490 | 11 720 | 24 313 |
4. Долгосрочные обязательства |
|
|
|
Займы и кредиты | 510 | 780 | 6 049 |
Прочие долгосрочные обязательства | 520 | - | - |
ИТОГО по разделу 4 | 590 | 780 | 6 049 |
5.Краткосрочные обязательства |
|
|
|
Займы и кредиты | 610 | 1 150 | 4 220 |
Кредиторская задолженность | 620 | 21 676 | 20 936 |
В т.ч. поставщики и подрядчики | 621 | 9 461 | 10 800 |
Задолженность перед персоналом организации | 622 | 4 638 | 3 534 |
Задолженность перед государственными внебюджетными фондами | 623 | 7 577 | 6 602 |
Задолженность по налогам и сборам | 624 | - | - |
Авансы полученные |
| - | - |
Задолженность перед участниками(учредителями) по выплате доходов | 630 | - | - |
Доходы будущих периодов | 640 | 1 500 | 200 |
Прочие краткосрочные обязательства | 650 | 761 | 1 845 |
ИТОГО по разделу 5 | 690 | 25 087 | 27 201 |
БАЛАНС | 700 | 37 587 | 57 563 |
Информация о работе Бюджетирование и анализ исполнения бюджетов